Особенности и этика научного труда. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Особенности и этика научного труда.

2017-11-16 597
Особенности и этика научного труда. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Особенности научного труда заставляют по иному подходить к его организации. Необходимо учитывать, что даже самая идеальная организация коллективной работы в исследовательском учреждении не даст сколько-нибудь заметных результатов, если

индивидуальный рабочий процесс у отдельных научных сотрудников организуется неудовлетворительно; если отбор специалистов в это учреждение, обучение их навыкам исследовательской работы ведется без определенной системы, от случая к случаю.

В 1936 г. академик А.Е. Ферсман в своей статье «Основные вопросы организации научной работы» так сформулировал недостатки организации науки и научного труда в СССР, характерные для того времени:

1. Наука несомненно как по своему идейному содержанию, так и по темпам отстает от развития хозяйства и общенародного подъема в целом.

2. В области теоретической наука не опережает практику, и, следовательно, не может руководить и направлять ее, так как очень часто лишь повторяет уже завоеванные чисто эмпирические процессы и явления.

3. В области научно-практической наука не умеет и нередко не считает своей обязанностью внедрять свои достижения в практическую жизнь, расшифровывать сложные теоретические положения по отношению к конкретным случаям и запросам практики.

4. Научная работа мало интенсивна и поэтому мало эффективна; по отношению к числу научных работников и к числу вкладываемых средств коэффициент полезного действия (своего рода косинус Фи) очень низок.

5. Организация научных работников в общем громоздка. Управление многоэтажно и поэтому бесхозяйственно; количественный состав не отвечает качественному уровню, вследствие чего наблюдается распыление сил и средств.

6. Тематика исследований многогранна, многообразна и поэтому неизбежно выполнение случайное или часто поверхностное. Значение преемственности работы и тематики непонятно, идея «научных школ», объединенных единством цели и методов, недооценивается и ослабляется сменой тем, задач, погоней за новыми часто лишь эффектными задачами.

7. Психология научной работы в массе обычно лишена пафоса творчества, нередко носит чисто ремесленный характер и не поднята на высоту сознательного служения проблемам того времени и переустройства всего человечества.

Академик А.Е. Ферсман подчеркивал резкость приведенных положений и отмечал, что его критика не должна быть понята как огульное обвинение всех научных учреждений. Он сознательно заострил внимание на совокупности отмеченных недостатков, нисколько не отрицая, что в одних учреждениях есть одни, а в других – другие.

Нормы научной этики не сформулированы в виде каких-либо официальных требований и документов, но эти нормы существуют. В этих нормах находят свое воплощение, во-первых, общечеловеческие моральные требования и запреты, такие, например, как «не укради», «не лги» в контексте особенностей научной деятельности. Как нечто подобное краже, в науке оценивается плагиат, когда человек выдает научные идеи и результаты, полученные кем-либо другим, за свои. Ложь в науке - это преднамеренное искажение (фальсификация) данных эксперимента. Во-вторых, этические нормы научной деятельности служат для утверждения и защиты специфических, характерных именно для науки ценностей.

Первая среди них - необходимость отстаивания истины.

К моральным ценностям науки следует отнести оценку истинности научных утверждений независимо от расы, пола, возраста, авторитета. Так, результаты крупного, известного ученого должны подвергаться не менее строгой проверке и критике, чем результаты начинающего исследователя.

В повседневной научной деятельности обычно бывает непросто сразу же оценить полученное знание как истину либо как заблуждение. И это обстоятельство находит отражение в нормах научной этики, которые не требуют, чтобы результат каждого исследования непременно был истинным знанием. Они лишь требуют, чтобы этот результат был новым знанием и, так или иначе, - логически или экспериментально обоснованным. Ответственность за соблюдение такого рода требований лежит на самом

ученом, и он не может переадресовать ее кому-либо другому. Для того, чтобы удовлетворять этим требованиям, он должен хорошо знать все то, что сделано и делается в исследуемой области науки.

Публикуя результаты своих исследований, он должен четко указывать, на какие исследования предшественников и коллег опирался, и именно на этом фоне показывать то новое, что открыто им самим.

Кроме того, в публикациях ученый должен привести те доказательства и аргументы, с помощью которых он обосновывает полученные им результаты. При этом он обязан дать исчерпывающую информацию, позволяющую провести независимую проверку его результатов.

Этические нормы охватывают и другие стороны научной деятельности: процессы подготовки и проведения исследований, проведения научных дискуссий и пр. Безусловно, нередки случаи нарушения учеными указанных этических норм. Однако нарушающий их рискует рано или поздно потерять уважение и доверие своих коллег. Следствием этого может стать игнорирование его научных результатов другими исследователями, в результате чего он, по сути дела, окажется вне науки.

 

10. Подготовка и публикация статьи в журнале, рекомендованном ВАКом РФ.

Для того, чтобы написать научную статью для рецензируемого журнала, аспиранту и соискателю необходимо определить стратегию подготовки статьи. И можно указать две такие основные стратегии: «написание исследовательской статьи» и «заимствование материала для статьи из текста диссертации».

Если соискатель ученой степени руководствуется стратегией написания исследовательской статьи, то каждая такая научная статья изначально подготавливается к публикации в рецензируемом журнале как логически завершенное исследование специфической научной проблемы или как самостоятельное и оригинальное решение какой-либо теоретической/научно-практической задачи в какой-либо отрасли знаний. В научной статье автором излагаются полученные принципиально новые результаты исследования, которые могут представлять существенный и значительный интерес для научного сообщества или специалистов-практиков. В такой научной статье автор информирует о собственных результатах экспериментальных разработок, обобщает свой научно-исследовательский опыт, а также предоставляет аналитический обзор информации и источников по изучаемой проблематике.

В данном случае, как правило, статья изначально пишется под конкретный научный рецензируемый журнал, а работа над статьей заранее планируется соискателем как самостоятельное исследование на срок от недели до нескольких месяцев, результаты которого будут включены в текст диссертационной работы. Таким образом, соискатель изначально предполагает, что текст его будущей диссертации будет состоять из нескольких исследовательских статей, существенно расширенных и дополненных. И, в данном случае, в дальнейшем при включении статей в текст диссертации, соискателю ученой степени придется существенно переработать эти свои уже опубликованные в научных рецензируемых журналах статьи, так, чтобы в тексте его диссертации не было видны стилистические различия между главами и разделами, а сама диссертация была завершенной, логически непротиворечивой и целостной, комплексной научной работой (то есть, диссертация должна «обладать внутренним единством»).

Однако у большинства соискателей ученой степени кандидата XXX наук по тем или иным причинам нет возможности заниматься написанием исследовательских статей и поэтому они банально собирают и перерабатывают найденные источники и литературу, затем составляют «рыбу» текста или отдельных глав диссертации, а потом приступают к корректировке и стилистической обработке текста. И только затем эти соискатели «вырезают» из текста диссертации наиболее «сочные» отрывки и публикуют их в научных рецензируемых журналах из списка Высшей аттестационной комиссии, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук.

Как говорится, оба способа подготовки научных статей для публикации хороши, однако соискателю ученой степени остается только старательно и тщательно подготовить текст статьи к публикации, чтобы ее гарантированно приняли к печати в журнале, включенном в Перечень ВАК. Сперва соискателю необходимо придумать оригинальное название для статьи. Однако, зачастую весьма непросто сразу выбрать привлекательный и концептуально верный заголовок для статьи. Поэтому для начала достаточно записать «рабочее» название статьи или «концепцию» заголовка, которые раскрываются в статье и отражают направление исследования, которое описывается в статье. Впоследствии, во время работы над статьей (если следовать первой вышеупомянутой стратегии) или редактирования готового текста диссертации под требования конкретного журнала (если следовать второй вышеупомянутой стратегии), соискателю необходимо удостовериться, что заголовок статьи точно отражает ее содержание и что удалось избежать «шаблонных фраз», противоречий и двусмысленности в заголовке. Кроме того, к статье необходимо написать аннотацию или резюме (краткое содержание статьи), в которой отражается концепция (основная идея) статьи и несколько ключевых слов (keywords), которые кратко отражают основную идею статьи, а также помогут точнее и лаконичнее представить материал статьи. При этом соискателю следует принять во внимание, что именно по ключевым словам его статья впоследствии будет проиндексирована в поисковых системах.

Во многих редакциях научно-технических журналов введено обязательное индексирование всех публикаций по Универсальной десятичной классификации (УДК). Поэтому в начале статьи рекомендуется указать классификатор УДК.

К сожалению или к счастью, нудно и подробно объяснять, как должна быть построена научная статья — занятие явно безблагодатное. Ибо, чтобы написать или составить из готового текста научную статью, необходимо прочесть, как минимум, несколько статей по схожей тематике и проблематике исследования. Более того, методики написания статей существенно отличаются друг от друга в различных научных дисциплинах. И все же, текст «сферической научной статьи в вакууме» состоит из вводной части в проблематику исследования, анализа источников и литературы по тематике исследования, формулировки гипотезы исследования, описания методики исследования, конкретизации полученных результатов исследования и их объяснения, резюмирования выводов и заключения, а также списка источников и литературы, в соответствии с требованиями Международного стандарта ИСО 690:1987 («Документация. Библиографические ссылки. Содержание, форма и структура»), ГОСТа 2.105-95 («Общие требования к текстовым документам»), ГОСТа 7.89-2005 («Оригиналы текстовые авторские и издательские») и ГОСТа Р 7.0.5-2008 («Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления»). После завершения работы над составлением научной статьи, соискателю ученой степени необходимо проверить ее орфографию и стилистику, избегая при этом просторечья и «канцеляризмов».

Итак, научная статья готова. Далее соискателю ученой степени предстоят длительные и нудные переговоры с редакцией ВАК-журнала. Для начала необходимо выбрать ВАК-журналы, отвечающие профилю Вашей статьи. Примечательно, что в новом Перечне ВАК у журналов отсутствует привязка к специальности. Однако, как утверждает доктор О.Я. Кравец, «все научные периодические издания, включенные в новую редакцию Перечня, рекомендованы для публикации основных научных результатов диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук по профилю [выделено мною] научного периодического издания». Соответственно, на сайте ВАК при Минобрнауки РФ отмечается, что «редактора журналов, входящих в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук […] предоставляют информацию о научных направлениях журнала, по которым осуществляется экспертная оценка рукописей институтом рецензирования данного издания «. То есть, согласно FAQ от ВАК (информационное сообщение Высшей аттестационной комиссии: «Ответы на часто задаваемые вопросы»), «все научные периодические издания, включенные в новую редакцию Перечня, рекомендованы для публикаций по направлениям журнала, по которым осуществляется экспертная оценка рукописей институтом рецензирования данного издания «. Как правило, редакция ВАК-журналов информирует на своих веб-страницах и в самих выпусках журнала о соответствии номенклатуре научных специальностей. Чтобы подобрать подходящий Вам ВАК-журнал по Вашей социо-гуманитарной специальности, Вы можете заглянуть в Каталог научных рецензируемых журналов.

Несмотря на декларативные заявления редакций ВАК-журналов о бесплатности публикаций для аспирантов, если соискателю необходимо срочно, быстро и решительно опубликовать свою статью, имеет смысл в сопроводительное электронное письмо в редакцию ВАК-журнала включить следующую фразу: «на каких условиях Вы готовы опубликовать статью? Готов/a оплатить стоимость публикации или приобрести подписку на издание». Впрочем, некоторые ответственные секретари из редакций очень любят, когда им звонят, а на электронные письма не отвечают из принципа. Редакторы многих ВАК-журналов требуют от автора-соискателя рекомендацию научного руководителя на публикацию статьи и даже внешнюю рецензию от доктора наук по профилю публикации. Для этого соискателю следует заранее заготовить «рыбы» рекомендации и рецензии, а не утруждать занятых и солидных людей прочтением своего «опуса». Большинство хороших, годных и оплаченных статей принимаются к публикации сразу или после небольших корректировок редактором или рецензентом из редколлегии. Ну вот, примерно так аспиранты и соискатели ученой степени влезают в «большую науку»…

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.