Акустический, артикуляционный и функциональный аспекты в изучении звуков. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Акустический, артикуляционный и функциональный аспекты в изучении звуков.

2017-11-16 1627
Акустический, артикуляционный и функциональный аспекты в изучении звуков. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Акустический аспект: Звук как чисто акустическое явление это результат колебаний звучания физических тел в среде, передающий эти колебания органам слуха. Характеризуется: высотой (зависит от частоты колебания), силой (амплитуда колебаний), тембром или окраской звука, долготой и длительностью. Колебания, воспринимаемые слухом, могут быть равномерными, периодическими, и тогда соответствующий звук называют музыкальным тоном или просто тоном. Если же, напротив, колебание является неравномерным, непериодическим, то звук является шумом. В языковых звуках используются и в той или иной пропорции элементы тона и шума, причем тоны возникают в результате колебания голосовых связок в гортани, тогда как шумы – главным образом в результате преодоления воздушной струей разного рода преград в речевом канале. Гласные- в основном тоны, глухие согласные – шумы, а среди других согласных, так называемых сонантах тон преобладает над шумом, тогда как в звонких шумных шум над тоном.

73. Фонетика различает в звуке речи три основных аспекта – артикуляционный (артикуляторный), акустический (физический) и функциональный (лингвистический).

Артикуляционный аспект фонетики связан с такими нелингвистическими дисциплинами, как анатомия и физиология речеобразования и восприятия. Объектом изучения здесь является речевой аппарат, его устройство и функции отдельных его частей.

Акустический аспект фонетики, связанный с областью физики, занимается изучением акустики речи – раздела общей акустики, исследующей структуру речевого сигнала, систему автоматического синтеза и распознавания речи. Рассматривая звуки речи в акустическом аспекте, выделяют такие их характеристики, как высота, сила, тембр звука, тоны и шумы, резонанс и т.п.

Функциональный аспект фонетики является ведущим, основополагающим, поскольку он изучает структурные и функциональные закономерности звукового строя языка.

Отсутствие ориентации на функцию звуков речи у акустического и артикуляционного аспектов фонетики и наличие такой ориентации у лингвистического ее аспекта дают основание для подразделения фонетики на собственно фонетику и фонологию. Фонология на правах функциональной фонетики входит в состав микролингвистики наряду с такими дисциплинами, как морфология, лексикология, дериватология (учение о словообразовании), синтаксис и др.

74. Высота звука — свойство звука, определяемое человеком на слух и зависящее в основном от его частоты, т. е. от числа колебаний среды (обычно воздуха) в секунду, которые воздействуют на барабанную перепонку. С увеличением частоты колебаний растёт высота звука.

Сила (интенсивность) звука – это качество звука, зависящее от амплитуды (размаха) колебаний, т. е. от расстояния высшей точки подъема и низшей точки падения звуковой волны: чем сильнее размах, тем сильнее звук.

 

Сила звука (громкость) зависит от длины волны, т.е. от амплитуды колебаний. Амплитуду колебаний создают напор воздушной струи и поверхность звучащего тела.

Сила звука измеряется в децибелах. Шепот определяется в 20 - 30 дБ, обычная речь от 40 до 60 дБ, громкость крика доходит до 80 - 90 дБ. Певцы могут петь с силой до 110 - 130 дБ. В книге рекордов Гиннеса зафиксирован рекорд четырнадцатилетней девочки, перекрывшей криком взлетающий авиалайнер с громкостью двигателей в 125 дБ. При силе звука свыше 130 дБ начинается боль в ушах.

Разным звукам речи свойственна разная сила. Мощность звука зависит от резонатора (резонаторной полости). Чем меньше ее объем, тем больше мощность. Но, напр., в слове «пила» гласная [и], будучи безударной и имея вообще меньшую мощность, звучит сильнее на несколько децибел, чем ударная [а]. Дело в том, что более высокие звуки кажутся более громкими, а звук [и] выше, чем [а]. Таким образом, звуки одинаковой силы, но различной высоты воспринимаются как звуки различной громкости. Следует отметить, что сила звука и громкость не равнозначны, поскольку громкость - это восприятие интенсивности звука слуховым аппаратом человека. Ее единица измерения - фон, равный децибелу.

Длительность звука, т.е. время колебания измеряется в миллисекундах.

 

Те́мбр (фр. timbre — «колокольчик», «метка», «отличительный знак») — колористическая (обертоновая) окраска звука; одна из специфических характеристик музыкального звука (наряду с его высотой, громкостью и длительностью).

По тембрам дифференцируют (отличают друг от друга) звуки одинаковой высоты и громкости, но исполненные на различных инструментах, разными голосами, или же на одном инструменте, но разными способами, штрихами и т. п.

 

Длительность звука – это

продолжительность звука со свойственным ему количеством колебаний в единицу времени. В русском языке ударяемые гласные длительнее безударных.

 

1. Дыхательный аппарат

2. Гортань

3. Полости рта и носа

4. Органы произношения (активные- язык и губы), (пассивные- неба, зубы, десна). Деление связано с работой при произношении звука.

5. Головной мозг и нервная система.

Три фазы:

1) Экскурсия –переход органов речи в состояние, необходимое для произношения звуков.

2) Выдержка- нахождение органов в данном положении.

3) Рекурсия – переход к артикуляции следующего звука (нейтральное положение).

 

Артикуляционный аспект: Каждый звук, это не только физическое явление, а результат определенной работы человеческого организма. Биологический аспект рассматривает звуки языка и речи с точки зрения процессов, происходящих в организме при произнесении этих звуков и при их восприятии.

Первое членение на гласные и согласные звуки. Их различия связаны со способом образования звуков и их роли при образовании слова. Гласные – звуки, при которых обязательно участвуют голосовые связки и отсутствуют преграды в полости рта. Типичное артикуляционное движение – размыкание. У согласных наоборот: обязательное наличие преграды и смыкательная артикуляция. Словообразующей является гласная.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.