Биологический аспект изучения звуков речи. Устройство речевого аппарата и функции его частей. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Биологический аспект изучения звуков речи. Устройство речевого аппарата и функции его частей.

2017-11-16 241
Биологический аспект изучения звуков речи. Устройство речевого аппарата и функции его частей. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Общаясь при помощи языка, человек произносит звуки и воспринимает их. Для этих целей он пользуется речевым аппаратом, который состоит из следующих компонентов:

1. органы речи;

2. органы слуха;

3. органы зрения.

Артикуляция звуков речи - это работа органов речи, необходимая для произнесения звука. Сами органы речи включают в себя:

  • головной мозг, который через моторный центр речи (зона Брока) посылает определенные импульсы через нервную систему к органам произнесения (артикуляции) речи;
  • дыхательный аппарат (легкие, бронхи, трахея, диафрагма и грудная клетка), который создает воздушную струю, обеспечивающую образование звуковых колебаний, необходимых для артикуляции;
  • органы произнесения (артикуляции) речи, которые обычно называют также органами речи (в узком смысле).

Органы артикуляции делятся на активные и пассивные. Активные органы выполняют движения, необходимые для произнесения звука, а пассивные органы - точки опоры для активного органа.

Активные органы - это голосовые связки, язык, губы, мягкое небо, язычок, задняя спинка зева и нижняя челюсть.

Пассивные органы - это зубы, альвеолы, твердое небо, верхняя челюсть.

Голосовые связки находятся в гортани. Гортань представляет собой верхнюю часть трахеи, и состоит из следующих хрящей трех видов, соединенных друг с другом:

  • перстневидный хрящ, расположенный ниже других хрящей. Спереди он уже, а сзади шире;
  • щитовидный хрящ, расположенный наверху спереди (у мужчин он выступает как кадык, или адамово яблоко, потому что две образующие его пластины составляют угол 90 градусов, а у женщин - 110), закрывает спереди и по бокам перстневидный хрящ;
  • парный черпаловидный хрящ в виде двух треугольников, расположенных сзади сверху. Они могут раздвигаться и сдвигаться.

Органы речи (произносительный аппарат)

Русские и латинские названия органов речи и их производные

Язык Губы Зубы Альвеолы Твердое нёбо Мягкое нёбо Язычок Нос Зев Гортань lingua labia dentes alveoli (желобки) palatum velum (парус) uvula (виноградинка) nasum pharynx larynx лингвистический лабиальный, лабиализованный дентальный альвеолярный палатальный велярный увулярный назальный фарингальный ларингальный

Между черпаловидным и щитовидным хрящом находятся слизистые складки, которые и называются голосовыми связками. Они сходятся и расходятся при помощи черпаловидных хрящей, образуя голосовую щель различной формы. При неречевом дыхании и при произнесении глухих звуков они раздвинуты и расслаблены. Щель при этом имеет вид треугольника.

  • При произнесении гласных, сонорных, звонких согласных они сначала напрягаются и сближаются, а затем раздвигаются и сдвигаются, пропуская толчок воздуха. При этом они вибрируют.
  • При произнесении английского или немецкого [h] и некоторых гортанных звуков (например, в арабском языке), а также при шепоте они сближены, но расслаблены, и воздух проходит через них с трудом. Голосовые связки при этом не колеблются.

У мужчин, как говорилось выше, голосовые связки длиннее (23 мм в среднем) и толще, чем у женщин (18 мм).

Человек говорит на выдохе, на вдохе только кричат ослы: «иа». Вдох используется также при зевании.

Люди с ампутированной гортанью тоже способны говорить так называемым пищеводным голосом, используя в качестве гортани мышечные складки в пищеводе.

Для образования звука большое значение имеет ротовая (надгортанная) полость, в которой образуются шумы и резонаторные тоны, важные для создания тембра. При этом большую роль играют размер и форма рта и носа.

Язык представляет собой подвижный орган, выполняющий две речевые функции:

  • в зависимости от своего положения он меняет форму и объем резонатора;
  • создает преграды при произнесении согласных.

Губы и язычок также выполняют функцию создания преграды.

Мягкое небо в поднятом положении запирает вход в носовую полость, при этом звуки не будут иметь носовой призвук. Если же мягкое небо опущено, то воздушная струя свободно проходит через нос, и в результате возникает носовой резонанс, характерный для носовых гласных, сонантов и согласных.

А теперь немножечко из нашей HolyBible(Маслов, если кто не понял)

Каждый звук, произносимы нами в речи, есть не только физическое явление, но также и результат определенной работы человеческого организма, а кроме того, и объект слухового восприятия, тоже связанного с определенными процессами, происходящими в организме. Рассмотрение звуков языка и речи с точки зрения процессов, происходящих в организме при произнесении этих звуков и при их восприятии, составляет содержание биологического аспекта в изучении звуков. Биологический аспект подразделяется на произносительный и перцептивный.

1. ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ.

Для того, чтобы человек произнес тот или иной языковой звук, необходимо следующее: а) опред. импульс, посылаемый из головного мозга (точнее из т.н. моторного центра речи – зон БрокААА).; б) передача этого импульса по нервам к органам, непосредственно выполняющим эту команду; в) в б-ве случаев сложная работа дыхательного аппарата, а также диафрагмы и грудной клетки, т.к. без воздушной струи, создаваемой дыханием, нормально не могут быть образованы звуки речи; г) сложная работа тех органов, которые принято называть произносительными (всякие там губы, язык, гол.связки и тп.), и определенные движения нижней челюсти, обеспечивающие нужный угол раствора полости рта. Совокупность работ дыхательного аппарата и движений произносительных органов, необходимая для произнесении соответствующего звука, называется артикуляцией этого звука.

Произносительные органы делят на активные (выполн. те или иные движения, необх. для произнесения звука) и пассивные (служат лишь «точкой опоры» для активного органа). Важнейшими активными органами являются язык, голосовые связки, губы и нёбная занавеска. Функции произносительных органов есть в вышеприведённой ссылке, а также в Холи Байбле, страницы 37-39.

К биологическому аспекту также относится изучение механизмов тех изменений, которым подвергаются артикуляции звуков в потоке речи. Эти изменения называю позиционными и разделяют на комбинаторные (взаимод. между артикуляциями звуков, наход. в потоке речи в непосредственном и близком соседстве) и собственно [СОБСНА ХАХАХА] позиционные (положение звука в безуд. слоге либо на конце слова).

1) среди комбинаторных изменений выделяются:

- аккомодация – изменения в артикуляции согласных под влиянием соседних гласных и в артикуляции гласных под влиянием соседних согласных. НАПРИМЕР: огубленность (дом), назализация (наш), i-образный призвук (сяду).

- ассимиляция \уподобление – артикуляция согласного влияет на артикуляцию последующего согласного или артикуляция гласного влияет на артикуляцию последующего гласного. Бывает:

* предвосхищающей. Классический пример (Маслов так сказал): замена звонких согласных глухими (лодочка – лодка [t] перед [k]) или наоборот (к реке – к дому [g] перед [d]).

* инерционная ассимиляция – инерция неучастия голосовых связок (напр. инерция поднятого положения средней части спинки языка в момент произнесения последующего согласного:Ванькя). Помимо контактной асс., т.е. уподоблению звуку, находящемуся в непосредственном соседстве, встречается и дистантная, действующая «на расстоянии» (в ряде финно-угорских и тюркских языках).

- диссимиляция \«расподобление». Дистантная д. – февраль вместо феврарь(от лат. februarius). Контактная д.:леХко, мяХкий – д. двух смычных + ассимиляция по глухости ([g] перед [k]); скучно, конечно (ШН). Отдельный случай д. – гаплология – устранение одного из идущих подряд одинаковых слогов (минералология --> минералогия).

2) к собственно-позиционным изменениям относятся:

* редукция – ослабление гласных в безударных слогах. Пример: м[Λ]лыш, м[á]л, м[ъ]лыши. Полная степень редукции – это полное исчезновение гласного в безуд. слоге и даже всего слога, в частности: а) апОкопа – отпадение конечного гласного или конечной части слова: Петь вместо Петя, чтоб место чтобы; б) синкОпа – выпадение гласного или неск. гласных не на конце слова:Иваныч вместо Иванович.

* оглушение звонких согласных на конце слова перед паузой: дуга – дуг [k], труба – труб [p]. Физиологическая причина – преждевременное возвращение голосовых связок в состояние покоя ещё до окончания произнесения слова. Иногда оглушение в русском языке проявляется и в отношении сонантов: вопль.

2) ПЕРЦЕПТИВНЫЙ АСПЕКТ. Он охватывает изучение тех процессов, которые происходят в организме человека при восприятии звуков речи механизмами слуха и при передаче соответствующих сигналов в головной мозг, в сенсорный центр речи (речеслуховой анализатор) – т.н. зону ВЕЕЕрнике.

13. ВАЖНЕЙШИЕ ТИПЫ КОМБИНАТОРНЫХ И ПОЗИЦИОННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ ЗВУКОВ В ПОТОКЕ РЕЧИ.

Изменения, которым подвергаются артикуляции звуков в потоке речи:

1)комбинаторные(вызванные взаимодействием между артикуляциями звуков, находящихся в потоке речи в непосредственном соседстве)

2)собственно позиционные(связанные с положением звука в безуд., слоге,либо в конце слова и тд)

I.КОМБИНАТОРНЫЕ:

-аккомодация(изменения в артикуляции согласных под влиянием соседних гласных и в артикуляции гласных под влиянием сосед., согл)то есть-возникают между согласными и гласными,обычно стоящими рядом,и состоят в том,ч то экскурсия последующего звука приспособляется к рекурсии предыдущего-это предвосхищающая аккомодация, или наоборот-рекурсия предыдущего звука приспособляется к экскурсии последующего-инерционная.

-ассимиляция(артикуляция согласных влияет на артикуляцию согл,либо артикул., гласных на артикул., гласный,причем влияние направленно на сближение артикуляции, уподобление)

АССИМИЛЯЦИЯ

Тупые таблицы, задолбало!

Также АССИМИЛЯЦИЯ бывает:

-контактная(взаимодействуют соседние звуки)

-дистанционная(взаимодействуют звуки из соседних слогов, или вообще разделенные другими звуками, Реформацкий называют такую ассимиляцию дискантактной)это в тюркских и финно-угорских языках.

ДИССИМИЛЯЦИЯ-(расподобление звуков)возникает между звуками одного типа(одинаковыми или подобными-гласными или согласными)и основана на тенденции, противоположной ассимиляции; из 2х одинаковых или подобных звуков получается 2 различных или менее подобных звука.

Диссимиляции тоже бывают контактные/дистанционные, предвосхищающие/инерционные.

ДИСТАНЦИОННАЯ ДИССИМИЛЯЦИЯ- Дистанционной диссимиляцией 2х дрожащих вызвано, например, появление просторечной формы «колидор» вместо «коридор»

Типичны расподобления так назыв., «плавных» «р» и «л» когда из двух «р» одно превращается в «л»(коридор-колидор, секретарь-секлетарь) или одно из 2х «л» превращается в «р»(из истории рус лит яза-велблюд-верблюд)

!!!ОСОБЫЙ СЛУЧАЙ диссимилятивного упрощения звуков представляет собой ГАПЛОГИЯ-как бы «упрощение речи»-при ней устраняется один из двух одинаково или близко звучащих слогов, например минералогия вместо минерало+логия

II.СОБСТВЕННО ПОЗИЦИОННЫЕ:

-редукция(ослабление) гласных в безударных слогах и оглушение согласных на конце слова перед паузой.Например-мал,малыш,малышы/mal/,/malыs/,/mъlыsы/.

a)апОкопа-отпадение конечного гласного или конечной части слова(Петь вместо Петя,чтоб вместо стобы)

b)СинкОпа-выпадение гласного или несколькиз звуков на конце слова(Иваныч вместо Иванович)

также редукция-это оглушение звонких согласных(дуга-дуг;duga-guk)

14. функциональный аспект изучения звуков речи и звуковых еденицязыка;Понятиефонемы;Фонематические и нефонематические различия;Выделимость фонемы и ее функции;дифференциальные признаки фонем.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ(филологический)=собственно лингвистический АСПЕКТ-изучает функции звуков в языке,оперирует фонемами.

Значащие единицы языка(морфемы,слова и тд) материализуются именно в звуках;для языкознания именно эта, функциональная сторона самая важная.

ФОНЕМА-минимальная единица звукового строя языка.В русском приблизительно 40 фонем.

Другие определения фонемы-

Фонема-компонент морфемы;психический эквивалент звука;психически живая фонетическая единица.

По Щербе:ФОНЕМА-мельчайшая линейно-нечленимая единица звуковой стороны языка,обладающая потенциальной связью со значением,способная образовывать звуковые оболочки значимых единиц языка и их дифференцировать.

Функции фонемы:

-конститутивная-функция строительного материала в составе экспонентов морфем.

-дистинктивная(различительная)-функция различителя компонентов.

ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ РАЗЛИЧИЯ(фонологически существенные)-например пары-(брат:брать;летА:летя;жест:жесть)-различие между непалатализованными и соотв., палатализованными согласными выступает как различие между фонемами.

НЕФОНЕМАТИЧЕСКИЕ РАЗЛИЧИЯ(фонологически несущественные)-различие лабиализованного и соотв., нелабилизованного «ть»-«т» или «открытого» и «Закрытого» э.-всего лишь различие вариантов в рамках одной морфемы.

!!!ВАЖНЫ только определенные свойства по которым экспоненты противопоставлены друг другу.

ВЫДЕЛИМОСТЬ ФОНЕМ в речи опирается на структурно-функциональные признаки.

!Фонемы выделяются носителями языка прежде всего потому,чтосущесвуют такие значащие единицы,экспоненты которых состоят(каждый(всего из 1 морфемы.

Существуют двоичные(бинарные)оппозиции фонем:

-палатализованные/непалатализ

-зв/глух

-носовой/неносовой

-cмычный/щелевой

Тернарные(троичные)

/b/:/d/:/g/(бам-дам-гам)-оппозиция по активному органу-губной-переднеязы-заднеязыч.

Во всех языках мира существует групповая оппозиция-гласный/согласный(а как же иероглифы и слоговые языки?)

ДП /b/ в рус язе-

Согл,губной,смычный,неносовой,шумн,зв,непалатализ.

Также оппозиции могут быть:

-пропорциональными

(отношение между ее членами пропорционально отношению между членами других или другой оппозиции в рамках данного языка.)

-изолированными(там где пропорции нет оппозиция называется изолированной)

Также оппозиции могут быть:

-чистые(простые)-члены различаются по какому то 1 признаку)

-смешанные(сложные)противопоставленные фонемы отличаются по нескольким ДП)

NB!ФОНЕМА-кратчайшая звуковая ед., языка,способная быть в нем единственным внешним различителем компонентов морфем и слов.

15. Варьирование фонемы;дистрибуция фонем и их вариантов;ограничение сочетаемости фонем на синтагматической оси.

Фонема реализуется в речи неодинаково. Срежи возможных реализаций фонемы сторонники ЛФШ различают обязательные аллофоны (назыв., так же оттенками и вариантами), факультативные варианты и индивидуальные варианты.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ-каждый из низ в соотвств.,фонетич., позиции строго обязателензамена невозможна и воспринималась бы как акцент.

Все обязательные аллофоны 1 фонемы равноправна,тк их употр., определяется фонетич., правилами языка.

Но есть основной аллофон-самый типичные представитель данной фонемы.Это наименее зависимый от окр. Условий аллофон.

Есть КОМБИНАТОРНЫЕ и ПОЗИЦИОННЫЕ аллофоны-

-КОМБИНАТОРНЫЕ-возникают под действием соседних звуко(в р язе это например лабиализованные)

-ПОЗИЦИОННЫЕ-выбор позиционного диктуется позицией-положением ударения.

ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ ВАРИАНТЫ- или «свободное варьирование» фонемы-огда в любом слове,где данная фонема встречается в некоторой опред., позиции она может иметь несколько вариантов реализации.

ДИСТРИБУЦИЯ ФОНЕМЫ-совокупность всех возможных аллофонов данной фонемы. Аллофоны 1 фонемы находятся в отношениях доп дистрибуции.2 разных аллфона 1 фонемы не могут существовать в 1 позиции.

ВИДЫ ДИСТРИБУЦИИ:

1)КОНТРАСТНАЯ-2 единицы способны появляться в одинаковой позициии и при этом различать знаковые единицы языка(как минимум морфемы)bal-mal,tak-tok

Отношение контраст. Дистрибуции говорит о том,что мы имеем дело с разными фонемами.

2)ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ-2 ед никогда не встречаются в одинаковом положении. Они всегда явлю вариантами 1 и той эе фонемы.

3)СВОБОДНОЕ ВАРЬИРОВАНИЕ-2 единицы способны появл., в 1 и той же позиции, но не способны различать знаковых единиц данной яз системы. Эти единицы явл., вариантами одной и той же единицы.

СИНТАГМАТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ-отношения, в которые вступают единице одного уровня, соединяясь друг с другом в процессе речи или в составе единиц более высокого уровня.

Фонема – кратчайшая звуковая единица данного языка, способная быть в нем единственым внешним различителем экспонентов морфем и слов.

Функции, выполняемые фонемами

1) Конститутивная, или тектоническая. В этой функции фонемы выступают как строительный материал, из которого создается звуковая оболочка языковых единиц, наделенных значением (морфем, слов и их форм)
2)Различительная, или дистинктивная. Фонемы могут выступать как в словоразличительной функции, напр. кора - нора, или в форморазличительной, напр. рука - руке.

Дистрибуция фонемы - это совокупность всех возможных аллофонов данной фонемы. Аллофоны одной фонемы находятся в отношениях дополнительной (непересекающейся) дистрибуции (т.е. первый элемент встречается в тех окружениях, где невозможен второй).

Дистибуция факультативных вариантов фонемы носит иной характер: зоны их возможного употребления совпадают. Этот тип называют свободным варьированием или неконтрастивным параллелизмом.

ПОНЯТИЕ ДП. ТИПЫ ОППОЗИЦИЙ.

ДП -признаки,обеспечивающие различение фонем. Выявляются в противопоставлении фонем.Это такие признаки,когда только по одному признаку какая-либо фонема отличается от другой.

Типы оппозиций(Трубецкой,основы фонологии)

- Привативные оппозиции (1 из членов обладает указанным свойством-другой нет.Пример-противопост по глух/зв. Член оппозиции которому присуще наличие признака называется МАРКИРОВАННЫМ.

- Эквивалентные оппозиции -оба значение ДП логически равноправны, ни одно не является простым отрицанием другого(например противопоставление разных локальных рядов-место образования согласных)

- Градуальные оппозиции -члены которых различаются по степени проявления какого-либо признка.Напримерпротивопостоваление по подъему или оппозиция кратких,полудолгих и долгих гласных.

.Дифф.пр.-пр.,обеспечивающие различие фонем(есть еще интегральные,по ним нельзя ничего противопоставить).Выявляются в противопост.фонем.Чтобыопределить,явл.ли признак дифф.,нужно найти фонему,противоп.ТОЛЬКО по этому признаку.

*Противоп.(оппозиция)делится по:

1)ПОВТОРЯЕМОСТИ. пропорц.(парные согласные)и изолированные

2)КОЛ-ВУ ПРИЗН.чистые(только по призн) и смешанные(по несколким признакам)

3)КОЛ-ВО ФОНЕМ.бинарные,2(т-ть),тернартные,3(п-т-к по месту образ.),

4)ПО КАЧ.ПРИЗН. >Привативная(если у одной фонемы призн.есть,а у др.нет,н.,д-дь,д-т) > Градуальная оппозиция (степень проявл.призн.),степень подъема гласного:а-о-у

> Эквивалентнаяопп. (когда призн.разные,норавноправн.,н.,п-т,п-ф)

17.НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ ФОНЕМНЫХ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЙ;»СИЛЬНЫЕ» И «СЛАБЫЕ» ПОЗИЦИИ; РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ЯВЛЕНИЮ НЕЙТРАЛИЗЦИИ; ОСНОВНЫЕ ФОНОЛОГИЧЕСКИЙ ШКОЛЫ.

Нейтрализация фонемных противопоставлений- наблюдение в тех или иных условиях «снятия»,неиспользования того или иного противопоставления.

Позиции максимального различения фонем-СИЛЬНЫЕ.

Позиции нейтрализации- СЛАБЫЕ.

СЛАБЫЕ ПОЗИЦИИ:

-ИЗОЛИРОВАННЫЕ(Не соотносимы в экспонентах тех же морфем с сильными позициями)

-СООТНОСИТЕЛЬНЫЕ(соотносимы по чередованием с сильными позициями)

Трубецкой(автор теории Пражского лингвистического кружжка.главная работа-основы фонологии.-первый выдвинул понятие нейтрализации; в позиции нейтрализации,помнениею Трубецкого, выступает не фонема,а некая «архифонема»(он определял ее как совокупность дифференциальных признаков,общих для 2х нейтрализованных фонем)

Т.е.-главная идея Трубецкого-оппозиция.Все главное в языке выводитсяиз оппозиций. Разработал систему оппозиций(привативная-да/нет,черное/белое;градуальная оппозиция-хар-ка гласных по подъемы:высокий,средний,низкий.

СЛАБЫЕ И СИЛЬНЫЕ ПОЗИЦИИ (ДЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА):

Сильные позиции по звонкости/глухости:

1)Перед гласным внутри слова (tom-dom)

2)перед сонантом внутри слова (otрыв-поdrыv)

3)перед «в»,»вь» внутри слова

Cлабыепозвии по звонкости/глухости:

1)перед шумным(конец слова и на стыке слов)

2)конец слова перед паузой,передгласным,сонантом,в-вь(гороt)

Сильные позиции по твердости/мягкости:

1)конец слова

2)перед гласными /a/,/o/,/и/,e(позиция перед е признается сильной только сторонниками Щербовской фонологии)

3)перед твердым согласным

4)передмягким,негомоорганным переднеязычным согласным(в хо»дь»бе-оdбить)

Слабые позиции по тв/мг:

1)перед i внутри слова(пить)

2)перед ы внутри слова(быть)

3)перед мягким гомоорганным переднеязычным согласным

Нейтрализация.

Позиция нейтрализ.- это позиция,в которой 2 фонемы противопоставленные по 1 признаку,никогда не могут встр. Нейтрализация:«а»и«о» можно противоп.только под уд.

Позиция без уд.=поз.нейтрализации.

Разные школы о чередовании:

1)пруд-прут,вод-вот.Щерба:prut-prut,vot-vot.Живоечеред.зв.иглух.согл.вслове,на конце одна и та же фонема.

2)Трубецкой:pruT-pruT,voT-voT(считал: т.к.все с слабой позиции=>архифонема,фонологическибезразл.как противопоставлены «звонк.-глух.»

3)Реформатский:prut-prud(т.к.естьпроверочн.сл.-как в грамматике),vod-vot/d(пров.сл.нет=>это гиперфонема, особая не подд.определению)

Фонологические школы:

Школа Трубецкого,шк Аванесова(теория сильных и слабых фонем),Щерба


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.101 с.