Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Топ:
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Интересное:
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2017-11-16 | 522 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
1. Происхождение и художественные особенности традиционной лирической песни.
2. Поэтика жанра частушки.
3. Жанровые признаки русской народной баллады.
4. Происхождение и художественные средства загадки.
5. Генезис и поэтика пословиц и поговорок.
6. Происхождение и жанровые особенности исторических преданий.
7. Происхождение и жанровые особенности легенд.
8. Происхождение и жанровый состав детского фольклора.
9. Происхождение и жанровый состав городского фольклора.
10. Происхождение и жанровый состав рабочего фольклора.
11. Современное состояние фольклора: среда бытования, жанровый и видовой состав.
Реферирование монографий
1. Леви-Стросс К. Первобытное мышление / пер., вступ. ст. и прим. А.Б.Островского. М.: Республика, 1994. 384 с.
2. Тайлор Э.Б. Первобытная культура / пер. с англ. Д.А.Коропчевского; предисл. и прим. А.И.Першица. М.: Политиздат, 1989. 573 с.
3. Фрезер Дж.Дж. Золотая ветвь: Исследования магии и религии / пер. с англ. М.: фирма «Изд-во АСТ», 1998. 784 с.
4. Фрезер Дж.Дж. Фольклор в Ветхом Завете / предисл. и ком. С.А.Токарева. М.: Политиздат, 1985. 52 с.
5. Чистов К.В. Русские народные социально-утопические легенды XVII-XIX вв. М., 1967.
6. Жирмунский В.М. Тюркский героический эпос. Избранные труды. Л.: Наука, 1974. 727 с.
7. Жирмунский В.М. Народный герои ческий эпос: сравнительно-исторические очерки. М.;Л.: Художественная литература, 1962. 433 с.
8. Агранович С.З., Рассовская Л.П. Историзм Пушкина и поэтика фольклора. Куйбышев, 1989. 193 с.
9. Агранович С.З., Рассовская Л.П. Миф, фольклор, история в трагедии «Борис Годунов» и прозе А.С.Пушкина. Самара, 1992. 198 с.
10. Агранович С.З., Саморукова И.В. Гармония – цель – гармония. Художественное сознание в зеркале притчи. Москва, 1997. 134 с.
|
11. Агранович С.З., Саморукова И.В. Двойничество. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2001. 132 с.
12. Агранович С.З., Стефанский Е.Е. Миф в слове: продолжение жизни (Очерки по мифолингвистике). Самара: Самар. Гуманит. Акад., 2003. 168 с.
13. Адрианова-Перетц В.П. Древнерусская литература и фольклор. Л.: Наука, 1974. 171 с.
Темы исследовательских сообщений о взаимоотношениях фольклора и литературы
1. Жанры русского фольклор в ранней русской летописи.
2. Использование жанровых особенностей фольклорных произведений в поэтике «Слова о полку Игореве».
3. Фольклор и русская демократическая сатира XVII в.: сходство и отличие.
4. Сказочный сюжет о «мудрой деве» и «Повесть о Петре и Февронье».
5. Русская лубочная повесть XVII в. и фольклорная традиция.
6. Русская народная баллада как источник сюжетов лиро-эпических произведений русских писателей XIX в.
7. Фольклорный сюжет о влюбленных, умерших в один день, в мировой литературной традиции.
8. Сказочный сюжет «о разбойниках» в произведениях А.С.Пушкина.
9. Отражение в малороссийских повестях Н.В.Гоголя представлений о низшей демонологии.
10. Фольклорный образ черта в литературной традиции XIX в.
11. Черты русской традиционной песни в поэзии Н.А.Некрасова.
12. Мифологические мотивы, сюжеты и образы в Петербургских повестях Н.В.Гоголя.
13. «Песня о купце Калашникове» М.Ю.Лермонтова как переосмысление русской исторической песни.
14. Использование жанра былички в сюжете рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг».
15. «Песни западных славян» А.С.Пушкина как фольклорная стилизация.
16. А.А.Блок о фольклоре.
17. Фольклорные мотивы в поэтическом творчестве М.И.Цветаевой.
18. Народная утопия в раннем поэтическом творчестве С.А.Есенина.
19. Мифологические образы в творчестве старших и младших символистов.
20. Элементы народного театра в советской комедии 1920-х годов.
21. Фольклорный образ мира в произведениях А.Платонова.
22. Элементы мифологического сознания в творчестве писателей «деревенщиков» 1960-70-х годов.
|
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
ДЛЯ ОТРАБОТОК ПРОПУЩЕННЫХ ЛЕКЦИЙ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
I модуль
1. Что такое синкретизм? Объяснить и привести примеры из фольклора.
2. Что такое вариативность фольклорных произведений? Объяснить и привести примеры.
3. Как вы понимаете проблему автора в фольклоре? Объяснить и привести примеры.
4. Чем, как вы думаете, произведение устного словесного творчества отличается от произведения литературного? Объяснить и привести примеры.
5. Перечислить основные особенности фольклора как особого вида искусства и кратко их охарактеризовать.
6. Чем, по вашему мнению, фольклор отличается от литературы?
7. Объясните, как возникают и развиваются фольклорные жанры и отдельные произведения, приведите примеры; как они связаны с течением исторического времени и социальными изменениями.
II модуль
1. Перечислите представителей одной из названных здесь школ русской и зарубежной фольклористики, расположите их в хронологическом порядке: а) мифологическая школа, б) школа заимствования, в) историческая школа.
2. Назвать не менее трех школ европейской (и русской фольклористики) и объяснить, каким образом та или иная школа отмечает природу сходства мифологий разных народов мира.
3. Какие вопросы решала историческая школа в процессе исследования русского героического эпоса? Привести 1-2 примера.
4. Назовите школы и исследователей, занимавшихся изучением былин, обозначьте методологические подходы.
5. Проанализировать сюжет любой былины с точки зрения одной из школ русской фольклористики.
III модуль
1. Какие свойства мифологического мышления вы знаете?
2. Чем определяется специфика мифологических представлений о времени и пространстве, объяснить, привести примеры?
3. Объяснить особенности мифологических представлений о времени с примерами.
4. Объяснить особенности мифологических представлений о пространства с примерами.
5. Назвать предпосылки возникновения мифологического сознания.
6. Назвать не менее 3-х признаков различий между архаическими и более поздними мифологическими системами.
7. Определить стадиальные различия и типологическое сходство в группе мифологических героев: первопредки – демиурги – культурные герои.
8. Привести не менее трех примеров сходных сюжетов, мотивов или героев из мифов разных народов мира; объяснить причину этого сходства.
|
9. Назвать не менее трех различий между такими мифологическими функциями, как культурный герой и трикстер.
10. Дать краткое (в одном предложении) определение: что такое хтонизм, анимизм, фетишизм, героизм.
11. Как образ богочеловека в монотеизме нового времени связан с особенностями календарного мифа и природой мифологических представлений о времени?
12. Как архаический образ царя-жреца отразился в народных праздниках календарной обрядности?
13. Как связаны миф, обряд, сказка, эпос?
IV модуль
1. Назвать жанры обрядовой лирики и определить их отличия от необрядовой лирики.
2. Назвать жанры народной устной прозы и определить, чем отличаются друг от друга сказочная и несказочная проза.
3. Дать определение былинам, назвать, чем отличаются древнейшие сюжеты от более поздних?
4. Чем исторические песни отличаются от былин и какие черты сходства можно в них найти?
5. Чем баллады отличаются от исторических песен и что общего можно в них найти?
6. Попытайтесь определить эволюцию эпического мышления, выстройте последовательную цепочку и обоснуйте: роман, баллада, былина, героический миф, историческая песня, волшебная сказка.
7. Назвать мотивы, сюжеты или образы народной сказки, где отразились в том или ином виде ритуалы или мифологические представления, привести примеры.
8. Как происходит трансформация жанра суеверного мемората в сказку?
9. Нарисовать схему системы жанров русского фольклора с краткими объяснениями художественных и исторических особенностей (выбрать для схемы один род словесного искусства): а) жанры русской лирики, б) жанры русского эпоса, в) жанры русского народного театра.
10. В чем заключатся отличия киевского и новгородского циклов былин? Привести 1-2 примера.
11. Каковы особенности экспозиции былин? Привести 1-2 примера.
12. В чем отличие архаического эпоса от героического? Привести 1-2 примера.
13. Каковы художественные функции эпитетов в былине? Привести 1-2 примера.
14. Какова роль «общих мест» в поэтике былины? Привести 1-2 примера.
15. Какова специфика художественного времени в былинах?
|
16. Сопоставить трех русских богатырей (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович), выявить сходства и различия, соотнести с принципами характеристики сказочных героев.
17. Какой (или какие) общий сюжет можно найти в «Одиссее» Гомера и в былинах о Добрыни Никитиче?
18. Какова художественная роль отрицательных сравнений в былинах? Привести пример подобного художественного приема из литературы нового времени.
19. Найдите не менее трех признаков, по которым можно отнести сюжет той или иной былины к древнейшим.
20. Какие черты былинной поэтики связывают этот жанр с волшебной сказкой, с исторической песней, с романом.
21. Как сюжеты былин и былинные герои связаны с историей? (На примере былины «Добрыня и Змей», «Илья Муромец и Калин-царь», «Данило Ловчанин» или др.).
22. Назвать разновидности зрелища, принадлежащего формам народного театра.
23. Каков генезис русского народного театра?
24. Назовите, какие приемы русского балагурства применяются в народном театре и объясните принципы их функционирования.
V модуль
1. Как особенности мифологического времени повлияли на формирование художественного времени в литературе нового времени?
2. Какой тип героя в художественной литературе нового времени может быть назван трикстером?
3. Как соотносится структура сказочного сюжета с эпической традицией в художественной литературе нового времени?
4. Чем отличаются народные праздники (связанные с народной праздничной смеховой культурой) и официальные, государственные праздники?
5. Привести примеры отражения мифологических комплексов в художественной литературе нового времени?
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФОЛЬКЛОР»
1. Понятие фольклор. Общие особенности народного искусства.
2. Миф. Общие свойства мифологического мышления. Особенности мифологического времени и пространства. Категории мифа.
3. Связь мифа и обряда (по работам М.Е.Мелетинского, А.Ф.Лосева, В.Я.Проппа и дополнительной литературе).
4. Значение ритуального смеха в фольклоре и литературе (по работам: В.Я.Проппа, М.М.Бахтина и дополнительной литературе).
5. Общая характеристика календарной обрядовой поэзии, связь с календарными мифами и обрядами, обрядовые и мифологические комплексы, отразившиеся в календарной обрядовой поэзии. Взаимоотношение православия и языческой календарной обрядности.
6. Обряды и поэзия зимнего цикла: Святки, Масленица - магия первого дня, комплекс карнавального короля, культ поминовения предков и др. мифологические представления.
7. Обряды и поэзия весеннего цикла: Веснянки, Егорьев день, Троицко-семицкая обрядность – соединение брачной и календарной обрядности.
8. Обряда и поэзия летнего цикла: похороны Кастромы, день Ивана Купалы, жнивные обряды и песни – представления о древних духах растительности.
|
9. Общая характеристика, собирание, изучение и состав семейной обрядовой поэзии. Связь ее с мифологическими представлении о времени и пространстве. Элементы утерянной семейной обрядовой поэзии, рассеянные в других жанрах фольклора.
10. Свадебная обрядовая поэзия.
11. Похоронные причитания и их связь с похоронным обрядом. Рекрутские причитания.
12. Генезис и поэтика заговоров.
13. Генезис и поэтика пословиц и поговорок. История собирания, изучения и основные сборники.
14. Генезис, поэтика и основные художественные средства загадки, ее связь с обрядом. Основные сборники загадок.
15. Сказка, определение жанра, ее жанровые разновидности, происхождение. История собирания и изучения сказок. Основные сборники.
16. Животный эпос, происхождение вымысла, темы, идеи, образы.
17. Социально-бытовые сказки. Происхождение вымысла, жанровые разновидности, социальная и идейно-художественная природа образов.
18. Взаимосвязь мифа, обряда и сказки (по работам В.Я.Проппа).
19. Происхождение вымысла волшебной сказки, жизненная основа древних сюжетов (по работам В.Я.Проппа).
20. Жанровые особенности волшебной сказки: композиция, пространство и время, персонажи, стилевые формулы (по работам В.Я.Проппа).
21. Жанровые признаки устной несказочной прозы. Состав, происхождение, поэтика.
22. Генезис и поэтика преданий, легенд, сказов.
23. Генезис и поэтика быличек, бывальщин, былей, их классификация и жанровая трансформация (по работе Э.В.Померанцевой).
24. Понятие «героический эпос», его связь с мифом, волшебной сказкой, архаическим эпосом (по работам М.Е.Мелетинского, В.Я.Проппа, А.Ф.Лосева).
25. Определение жанровых признаков былины. История собирания, изучения и основные издания былин.
26. Предпосылки формирования русского героического эпоса, периодизация, классификация сюжетов (по работе В.Я.Проппа «Русский героический эпос»).
27. Основные сюжеты былин древнейшего периода.
28. Тематика и поэтика былин Киевского цикла.
29. Тематика и поэтика былин Новгородского цикла.
30. Поэтика былин. (по работе А.П.Скафтымова «Поэтика и генезис былин»).
31. Время и пространство в былине (по работе Д.С.Лихачева «Поэтика древнерусской литературы»).
32. Проблема историзма русских былин: позиции исторической и сравнительно-типологической школ в русской фольклористике (по работам В.Ф.Миллера, М.М.Плисецкого Б.Н.Путилова).
33. Жанровые признаки исторических песен, периодизация. Собирание и изучение исторических песен.
34. Исторические песни раннего периода. Стихотворная форма, общие места, повторы, система образов. Связь с былиной и балладой.
35. Исторические песни об Иване Грозном. Приемы создания образов.
36. Исторические песни о Степане Разине. Приемы создания образов.
37. Новая историческая действительность в исторических песнях 18 века. Песни о Емельяне Пугачеве, жанровая трансформация.
38. Исторические песни 19 века.
39. Народная баллада. Происхождение и признаки жанра.
40. Народная драма: жанровые разновидности, поэтика и генезис.
41. Характеристика жанра лирической песни, происхождение, тематика, классификация.
42. Поэтика жанра лирической песни, приемы песенной композиции, психологический параллелизм, песенная символика, средства выразительности.
43. Поэтика и генезис жанра частушки.
44. Поэтика и генезис детского фольклора.
45. Фольклористика как наука. Принципы и методы изучения фольклора.
46. Начало изучения русского фольклора, сборники 17-18 веков.
47. Деятельность русской мифологической школы.
48. Антропологическая школа и теория заимствования в фольклористике.
49. Русская историческая школа.
50. Сравнительно-историческое изучение фольклора.
51. Основные черты фольклора доклассового общества.
52. Фольклор в эпоху феодализма.
53. Фольклор в эпоху капитализма и в ХХ веке (состояние и изучение фольклора).
54. Особенности взаимоотношений фольклора и литературы.
Основная литература по дисциплине
Учебники и учебные пособия
1. Аникин В.П. Русский фольклор: Учеб. пособие для филол. спец. вузов. М.: Высшая школа, 1987. 285 с.
2. Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор: Учеб. для вузов по спец. «Филология». М.: Флинта, 1998. 398 с.
3. Кравцов Н.И. Русское устное поэтическое творчество. М.: Просвещение, 1971. 246 с.
4. Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество: Учеб. для филол. спец. ун-тов. 2-е изд., испр. и доп. М.: Высшая школа, 1983. 448 с.
5. Лазутин С.Г. Поэтика русского фольклора: Учеб пособ. для филол. фак. ун-тов и пед. ин-тов по спец. «Рус. яз. и лит». 2-е изд., испр. и доп. М.: Высшая школа, 1989. 207 с.
6. Русское народное поэтическое творчество. / Под ред. А.М.Новиковой. М.: Просвещение, 1986. 367 с.
7. Русская фольклористика. Хрестоматия. / Под ред. Минц С.И., Померанцевой Э.В. М.: Просвещение, 1971. 470 с.
Хрестоматии по фольклору
1. Вавилова В.А., Василенко С.И. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия. М.: Высшая школа, 1978. 527 с.
2. Малые жанры русского фольклора: Хрестоматия. / Сост. Морохин В.Н. 2-е изд., испр. и допол. М.: Высшая школа, 1986. 399 с.
3. Прозаические жанры русского фольклора. Хрестоматия. / Сост. В.Н.Морохин. Для филол. спец. ун-тов. 2-е изд. М.: Высшая школа, 1983. 303 с.
4. Русские исторические песни. Хрестоматия. Для филол. фак. / Сост. В.И.Игнатов. 2-е изд., перераб. и дополн. М.: Высшая школа, 1985. 223 с.
5. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия. / Под ред. С.И.Минц, Э.В.Померанцевой. М., 1971. 336 с.
6. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия для филол. фак-тов пединститутов. / Под ред. Н.И.Кравцова. 2 –е изд., доп. М.: Высшая школа, 1978. 527 с.
7. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия. / Под ред. А.М.Новиковой. М.: Высшая школа, 1971. 495 с.
8. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия. / Сост. Ю.Г.Круглов. Л.: Просвещение, 1981. 559 с.
Дополнительная литература
|
|
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!