Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Топ:
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
2017-11-18 | 2031 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Говоря о проблемах, стоящих перед региональной политикой в России, необходимо прежде всего сказать о том, что несмотря на неоднократное формулирование целей региональной политики как в официальных документах, так и научных публикациях, отсутствует ясное представление о том, на решение каких задач должно быть направлено государственное регулирование территориального развития и нужны ли вообще какие-либо инструменты региональной политики за исключением межбюджетных отношений. Равно как и отсутствует представление о том, на основе какой теоретической модели должна строиться региональная политика в современной России (эти модели рассматриваются в представленном в этом сборнике докладе проф. М. Кадди).
Российский опыт в сфере федеральных целевых программ развития регионов и свободных экономических зон показывает, что одной из основных нерешенных к настоящему времени проблем остается отсутствие критериев отбора регионов, в которых должно стимулироваться экономическое развитие. Названная проблема в свою очередь распадается на ряд более частных проблем.
Во-первых, нет однозначного ответа на вопрос, какие в принципе регионы должны быть объектом финансовой поддержки – наиболее отсталые или наиболее перспективные с точки зрения экономического роста (возможен и промежуточный вариант – наиболее перспективные регионы с относительно низким текущим уровнем развития).
Во-вторых, дискуссионным является вопрос о том, территориальные единицы какого иерархического уровня должны являться объектом региональной политики. В настоящее время в качестве таких единиц чаще всего выступают субъекты Федерации. Министерство экономического развития и торговли РФ не так давно предлагало укрупнение федеральных целевых программ, т.е. объектами региональной экономической политики должны были бы стать объединения субъектов Федерации (экономические районы или межрегиональные ассоциации). Многие эксперты говорят о необходимости перехода, наоборот, к более дробным единицам административно-территориального деления – городам и районам, поскольку информация по субъектам Федерации не отражает реального положения дел на местах. В частности, в своем выступлении на конференции "Региональная политика, направленная на снижение социально-экономической и правовой асимметрии" В.Н. Лексин говорил о том, что в 1999 г. рост производства был всего в 131 городе или районе, тогда как во всех остальных продолжался спад.
|
В-третьих, разработка формализованной методики определения территорий, получающих поддержку за счет федерального бюджета, сталкивается с проблемой нехватки необходимых статистических показателей. Наиболее остро эта проблема встанет в том случае, если объектом региональной политики будут выступать города и районы, поскольку вплоть до настоящего времени сбор и анализ данных в разрезе этих административно-территориальных единиц не получил широкого распространения. Но и со статистикой по субъектам Федерации возникает немало проблем. Так, например, одним из основных индикаторов, используемых в мировой практике для выделения проблемных регионов, является уровень безработицы. В России по субъектам Федерации есть два показателя – регистрируемой безработицы и общей безработицы. И ни тот, ни другой не отражают реальной ситуации. Первый – из-за того, что доля зарегистрировавшихся безработных в общем числе безработных зависит от деятельности службы занятости в каждом конкретном субъекте Федерации. Второй – из-за низкого качества опросов, на основе которых он определяется (в частности, показатель общей безработицы явно недооценивает ее масштабы в северных регионах – в некоторых случаях уровень общей безработицы оказывается даже ниже уровня официально регистрируемой безработицы).
|
Разработка четких и, крайне желательно, формализованных критериев выбора регионов, являющихся объектами государственного регулирования территориального развития, диктуется необходимостью повышения прозрачности и эффективности этого регулирования, а также требованием соблюдения провозглашенного Конституцией РФ принципа равенства субъектов Федерации (его несоблюдение в рамках принятого Федеральным Собранием закона о свободных экономических зонах стало одной из причин отклонения законопроекта Президентом). Финансирование в том или ином регионе мероприятий в рамках федеральной целевой программы или создание на определенной территории СЭЗ и соответствующее предоставление в границах этой территории разного рода льгот ставит российские субъекты Федерации в неравные условия. Само по себе это не является препятствием для проведения региональной экономической политики, поскольку в любой стране она построена на предоставлении тех или иных льгот отдельным территориям. Но для того, чтобы принятие федеральных программ или создание СЭЗ не создавало проблем во взаимоотношениях Федерации и регионов, необходимо рассматривались программы и СЭЗ именно как инструменты региональной политики и выбирать территории – получатели льгот, основываясь на максимально четких и жестких, законодательно закрепленных критериях. Соответственно, в законе (законах) должно быть четко прописано, что статус СЭЗ или средства по федеральной программе может получить не любая территория по собственному желанию, а только удовлетворяющая определенным требованиям.
Ограничение числа федеральных программ развития регионов обусловлено тем, что для достижения принципиальных сдвигов в социально-экономическом развитии того или иного региона необходимо выделение заранее определенного объема средств, а при недофинансировании проектов все равно не удается достичь желаемой результативности. Ограничение числа СЭЗ диктуется также и тем, что для достижения наибольшей экономической эффективности иностранные инвестиции (объемы которых в России невелики) не должны "распыляться" по территории страны, а концентрироваться в регионах и отраслях, способных дать наибольший каталитический эффект для экономики как самих регионов, так и страны в целом.
|
С учетом вышеизложенного можно выделить два магистральных направления совершенствования государственной региональной политики в РФ:
1. Усиление региональных аспектов социально-экономической политики. Выполнение регионально-ориентированных мероприятий социальных и экономических реформ может решать существенную часть задач, связанных с преодолением негативных тенденций в российском экономическом пространстве и реализацией стратегии территориального развития страны.
Наиболее близки к проблематике территориального и регионального развития подразделы о социальной поддержке населения, пенсионной реформе, стратегии жилищной политики и развитии жилищно-коммунального хозяйства, миграционной политике, реформировании налоговой системы и межбюджетных отношений, развитии транспортной и производственной инфраструктуры, а также большинство подразделов по структурной политике.
2. Совершенствование федеральной региональной социально-экономической политики
Основной целью федеральной региональной политики является укрепление единого социального и экономического пространства Российской Федерации на основе развития федеративных экономических отношений.
Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
усиление процесса межрегиональной интеграции;
снижение дифференциации уровней социально-экономического развития регионов;
обеспечение свободного перемещения товаров, услуг и капитала по всей территории Российской Федерации;
обеспечение равных конкурентных условий в хозяйственной деятельности, определение условий предоставления государственной помощи;
создание условий для межрегиональной конкуренции по привлечению капиталов;
законодательное определение и реализация принципов федеративных экономических отношений в процессе разграничения компетенций между уровнями государственной власти Российской Федерации.
|
|
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!