Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Топ:
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2017-11-18 | 536 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Изучение развития элементарных математических представлений осуществляется в ходе комплексного психолого-педагогического обследования, которое проводится различными специалистами. Математические представления у детей по специально разработанной схеме изучает учитель-дефектолог. Для получения достоверных данных он привлекает результаты обследования ребенка, полученные воспитателями, педагогом-психологом, учителем-логопедом, инструктором по физическому воспитанию, музыкальным руководителем и т. д. Учитель-дефектолог обращает внимание на особенности развития у ребенка количественных, величинных, пространственно-временных и геометрических представлений.
На основе обследования ребенка инструктором по физическому воспитанию учитель-дефектолог выявляет особенности его пространственной ориентировки, координационные способности и пр.
Результаты логопедического обследования ребенка дают представление о развитии его пассивного и активного словаря и являются основанием для построения специальной индивидуальной программы по егообогащению. У детей с умственной отсталостью может наблюдаться полное отсутствие речи, нарушение связной речи или ее лексико-грамматического строя, а также звукопроизношения и другие системные нарушения речи, которые необходимо учитывать в дальнейшей коррекционной работе с ребенком при формировании элементарных математических представлений.
Изучение музыкального развития детей дает интересный и значимый материал об их ритмических способностях, зрительном и слуховом восприятии. Этот материал может стать опорой в работе с музыкальными инструментами в процессе формирования прежде всего количественных, пространственно-временных представлений и представлений о величине при построении программы формирования элементарных математических представлений.
|
Таким образом, диагностика особенностей развития элементарных математических представлений детей обязательна для каждого ДОУ и проводится в начале учебного года. На основе ее результатов отбирается содержание как для групповой, так и для индивидуальной работы с каждым ребенком. Кроме того, дети делятся на подгруппы в соответствии с уровнем владения ими различными элементарными математическими представлениями.
Контроль эффективности работы с детьми по формированию элементарных математических представлений, уточнение ее содержания, а также определение возможности перехода от одного этапа работы к другому требуют выяснения и фиксации динамики усвоения детьми математических знаний, а потому их диагностическое обследование проводится и в течение учебного года. При этом особое внимание обращается на тот материал, который осваивался ребенком, и уровень его освоения. Такое обследование, на наш взгляд, является корректным в отношении ребенка и целесообразным с точки зрения изучения его достижений. Проводить обследование по всем параметрам развития математических представлений чаще одного раза в год не имеет смысла. Это лишь излишне перегружает ребенка и обычно не дает качественных результатов для основного процесса обучения.
Диагностику математических представлений необходимо каждый раз тщательно продумывать и готовить. Основное моменты, значимые для обследования: содержание заданий, с помощью которых выявляются особенности элементарных математических представлений, подбор стимульного материала и организация обследования. До сих пор эти задачи решаются каждым учителем-дефектологом индивидуально.
В данном учебно-методическом пособии мы представляем свой взгляд на подобное диагностическое обследование и предлагаем методику, которая может быть дополнена, а при необходимости, наоборот, сокращена по объему и содержанию. При разработке данной методики использовались материалы для изучения детей дошкольного возраста, разработанные Р. Гельман, А.М. Леушиной, К. Мекк, Л.Ф. Обуховой, Ж. Пиаже, Т.Д. Рихтерман и другими, а также материалы, предлагаемые для обследования детей с интеллектуальной достаточностью (С.Д. Забрамная, А. А. Катаева, Е.А. Стребелева и др.).
|
По нашему мнению, задания для диагностики математических представлений могут варьироваться, главное, чтобы они были тщательно отобраны и продуманы педагогом. Практика показывает, что у учителей-дефектологов в процессе педагогической деятельности появляются «любимые пособия», которые, по их мнению, наиболее успешно могут быть использованы в процессе обследования. Если этот материал качественный, содержательный и отвечает целям диагностического обследования, то его можно использовать для данной процедуры. Подбирая материал для обследования, необходимо учитывать его разнообразие по видам и сложности, чтобы при обследовании получить как можно более широкую информацию о зоне ближайшего и актуального математического развития ребенка.
Для диагностики рекомендуется использовать материал, который потом не будет применяться в обучении. В противном случае объективность выводов о сформированности математических представлений у детей в процессе обучения будет заметно снижена. Для детей с интеллектуальной недостаточностью характерны ситуативность и стереотипность знаний и умений, особенно когда они еще недостаточно усвоены. Учителям дефектологам и логопедам хорошо известен так называемый феномен «кабинетных ответов», когда в привычной обстановке кабинета, реагируя на хорошо знакомый дидактический материал, привычную манеру его подачи, а также на голос, улыбку, взгляд, позу педагога, ребенок достаточно хорошо отвечает на вопросы, выполняет задания и т. п. Малейшие изменения в обучающей ситуации могут привести к ошибочным ответам, а в целом — к неуспеху. Это свидетельствует о том, что дети с интеллектуальной недостаточностью не могут осуществить перенос, который является основным показателем сформированности знаний, умений и навыков.
Обследование необходимо проводить индивидуально в привычных для ребенка условиях, в комфортной психологической обстановке. В процессе выполнения заданий важно предусмотреть оказание помощи ребенку. Педагог продумывает процедуру обследования таким образом, чтобы вызвать у ребенка желание участвовать в нем. Этому способствует создание специальной игровой ситуации, которая поддерживается в течение всей процедуры обследования и в ходе выполнения отдельных заданий. Никогда нельзя забывать о том, что для ребенка обследование — это игра, а не экзамен.
|
В карте развития фиксируются следующие моменты диагностического обследования:
§ принятие ребенком задания;
§ способ выполнения задания и степень самостоятельности при этом;
§ умение выполнять задание до конца;
§ индивидуальные особенности поведения и деятельности ребенка;
§ результативность выполнения заданий.
Диагностика математических представлений проводится в течение нескольких встреч. Материалы для выполнения заданий на основе изобразительной деятельности готовятся заранее и предлагаются ребенку в сочетании с заданиями, выполняемыми в предметной и игровой деятельности.
В процессе обследования важно создать такую ситуацию, в которой даже самые сложные для ребенка задания принимались бы им охотно. Ведь основная задача обследования — выяснить, каким способом, на каком уровне и т. п. ребенок взаимодействует с предложенным математическим материалом.
Примерное содержание обследования математических представлений у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
|
|
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!