Огненный таран Григория Репихова — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Огненный таран Григория Репихова

2017-11-18 260
Огненный таран Григория Репихова 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Так отдал молодую жизнь сын Белорусского народа Григорий Репихов, уроженец Могилевской области.

Мы поклялись отомстить за боевого друга и выполнили свою клятву.

Воздушные разведчики

523-й Оршанский четырежды орденоносный истребительный авиационный полк в Великой Отечественной войне вел боевые действия на многих участках фронта, выполняя самые различные задания.

Находясь в составе 303-й истребительной авиадивизии, летчики полка до июня 1944 года, как и другие полки дивизии, выполняли боевые задачи по сопровождению штурмовиков, бомбардировщиков, ведению воздушной разведки, осуществлению прикрытия наших наземных войск от ударов фашистской авиации, нанесению штурмовых ударов по аэродромам противника.

В июне 1944 года решением командующего 1-й Воздушной армией генерал-полковника авиации Тимофея Тимофеевича Хрюкина 523-й истребительный авиаполк был переключен в основном на ведение воздушной разведки в интересах командования 3-го Белорусского фронта и 1-й Воздушной армии. Задачи, выполнявшиеся раньше, с полка не снимались, а только уменьшалось их количество по нагрузке в вылетах.

В связи с новым характером боевой деятельности в полку была проведена необходимая подготовка летного, технического состава и авиационной техники в сжатые сроки. Самолеты ведущих пар были оборудованы фотоаппаратами, позволяющими вести съемки объектов с малых и средних высот. В скором времени каждый летчик произвел по нескольку тренировочных полетов на фотографирование. Кроме этого, от летного состава потребовалось улучшение ведения радиосвязи, что очень важно при воздушной разведке. Опытом ведения разведки делился с боевыми друзьями командир 3-й эскадрильи капитан М. Ануфриев. Не все и не у всех получалось сразу. Но упорная учеба и тренировки помогли делу.

Особенно много пришлось потрудиться летному составу в период наступательной операции «Багратион», которую войска 3-го Белорусского фронта осуществляли в июне 1944 года и за месяц непрерывных боев дошли до логова фашизма — границы Восточной Пруссии.

Враг всеми силами стремился задержать наши войска. В таких условиях командование фронта усилило разведку всех видов, в том числе и воздушную. Разведка велась при любой погоде.

Как-то в конце июля в один из боевых дней, когда солнце уже было на закате и боевая деятельность с обеих сторон затихала, командиру 2-й эскадрильи 523-го истребительного авиаполка была поставлена задача: произвести воздушную разведку участка железной дороги от города Эйдкунен до города Гумбинен с целью выявления железнодорожных составов на перегонах и станциях. Ее выполнение было поручено заместителю командира эскадрильи капитану. Н. Свитченку. Быстро заняв место в самолете Ла-7, летчик произвел взлет и лег на курс.

 

Пара Ла-7 в разведке

 

Через 15 минут наш разведчик доложил по радио данные разведки станции Эйдкунен и затем, взяв курс на запад, вдали увидел дым паровоза, движущегося в восточном направлении к линии фронта. Быстро сблизившись с составом, с высоты 800—1000 метров летчик окончательно установил, что это грузовой поезд, состоящий из 16 цистерн. Все стало ясно. Пустые цистерны к линии фронта враг передвигать не станет. Видимо, его танки остались без топлива и, используя глубокие сумерки, решено было срочно доставить бензин для заправки.

Медлить летчику было нельзя, так как наступала ночь. Он, находясь над целью, по радио коротко и ясно передал то, что наблюдал. Его информацию получили на командном пункте Воздушной армии. Было принято решение: эшелон с горючим уничтожить. Для этого единственную группу штурмовиков Ил-2, идущую на выполнение боевого задания, по радио перенацелили на атаку эшелона. Для более точного выхода к нему капитану Свитченку сообщили координаты нахождения штурмовиков. Их встреча состоялась, штурмовики появились над поездом, построились в круг и всей мощью своего вооружения обрушились на фашистский эшелон. Сразу возникли пожары и взрывы. Наш разведчик также принял непосредственное участие в атаке, сделав несколько заходов, расстреливая из пушек паровоз и цистерны. Насколько большое значение имела успешно выполненная разведка капитаном Свитченком, говорит тот факт, что в скором времени он был награжден высшей наградой Родины — орденом Ленина.

А через некоторое время Николай Свитченок вел тяжелый бой с вражескими истребителями. В этом бою он был ранен в обе руки, в ногу и в бок. Пришлось покинуть самолет, воспользовавшись парашютом. После лечения вернулся в строй в 523-й истребительный полк.

В это время летчики 523-го полка летали уже над логовом врага — Восточной Пруссией, ежедневно пробиваясь сквозь заградительный огонь к узлам вражеской обороны.

Фотографирование огневых средств и позиций противника на переднем крае считалось очень сложным и опасным делом. Да так оно и было. Ведь нужно пройти над головами гитлеровских войск, не реагируя на интенсивный зенитный и автоматно-пулеметный огонь. Такие задания обычно поручались Ануфриеву, Сычеву, Разяпкину, Суслову, Затоне. Они привозили отличные снимки, на которых во всех деталях воссоздавалась панорама переднего края. Когда требовалось фотографировать объекты в глубоком тылу врага, большие аэродромы, крупные железнодорожные станции, то лучшие летчики полка шли на такие задания в одиночку. Здесь особенно выделялся Николай Свитченок, и, пожалуй, никто не мог соперничать с ним. Человек нашел себя, это было его призванием, главным делом боевой жизни. Попав в истребительный разведывательный полк, он как будто переродился. Широкое поле деятельности, личная инициатива и изобретательность для выполнения задания по воздушной разведке оказались его стихией.

Став воздушным разведчиком, он создал свой особый почерк, выделявший его в числе лучших летчиков полка. Свитченок почти никогда не повторял одного приема дважды. Он творил в воздухе. Был смел и хитер. Даже многоопытные товарищи, которые сами не раз лезли к черту на рога, удивлялись его умению проникнуть в самые труднодоступные районы. Он обладал поразительным чутьем на вражеские зенитки, которых больше чем достаточно у объекта съемки.

Свитченку, как и другим летчикам полка, приходилось вести и воздушные бои в глубоком тылу врага, хотя его главная задача — разведка. В этих боях он добивался победы, добавляя к своей репутации славного разведчика репутацию умелого истребителя.

 

* * *

 

Однажды Свитченок в паре с Рыжовым получил задание сфотографировать крупный вражеский аэродром, К объекту они подошли на большой высоте. Под собой заметили, что над аэродромом ходят парами «мессершмитты». Чтобы произвести съемку, разведчикам необходимо было снизиться. Но обстановка сложилась явно не в их пользу. Даже Свитченок затруднялся что-либо предпринять. Над аэродромом противника и на небольшой высоте принимать бой с «мессерами», когда моментально могут взлететь еще несколько пар, — прямое безумие. И тут, к своему удивлению, Рыжов увидел, что Свитченок дал две ракеты... Перчатка брошена. Если раньше, благодаря большой высоте, они могли оставаться незамеченными, то теперь о внезапности и говорить нечего. Свитченок сделал все, чтобы гитлеровцы им заинтересовались как с земли, так и с самолетов, находящихся в воздухе.

— Ты что, Фомич?! — с изумлением крикнул по радио Рыжов.

— Так надо, — недовольно буркнул в ответ Свитченок. — Следуй за мной да помалкивай, — спокойно передал он и пошел со снижением, не торопясь.

Рыжов не понимал, что происходит. Свитченок снижается в сторону врагов, словно «мессершмитты» его давние закадычные друзья... Фашисты не кинулись на них. Свитченок спокойно прошел на нужной высоте и сфотографировал весь аэродром. Так же спокойно стал удаляться, постепенно прибавляя газ.

— Теперь не тяни, — бросил он Рыжову, и оба разведчика на максимальной скорости пошли к востоку. Что происходило в это время на аэродроме, они не видели. После того как гитлеровцы позволили сфотографировать себя, Свитченку уже было все равно. Догнать разведчиков они уже не могли...

Рыжов вскоре все понял и очень жалел о своем вопросе, который вырвался у него над вражеским аэродромом. Он мог выдать себя и товарища. А замысел Свитченка был на редкость прост.

Дело в том, что у противника, да и у нас, существовала система оповещения «Я — свой», которая осуществлялась при помощи ракет. Эти сигналы устанавливались заранее на день, на два. Или одна ракета, или две определенных цветов.

Выстрелив из ракетницы наугад, Свитченок рассчитывал на то, что едва ли все летчики помнят, какие ракеты надо было давать вчера, позавчера или три дня назад. Знал, в случае неясности, наверняка засомневаются. Засомневается и тот фриц, который отвечает за противовоздушную охрану аэродрома. На уточнение сигнала потребуется несколько минут, а Свитченку, чтобы пройти над аэродромом и сфотографировать его, требовалось всего 20 секунд.

Дерзкий расчет оправдался полностью. Свитченок был неистощим на выдумки, смел, находчив и не любил повторяться.

 

* * *

 

В самом начале войны, когда Митрофан Ануфриев летал на разведку Юхнова и мостов через реку Угру, он каждый раз огорчался вынужденным отказом от боя. Ведь Ануфриев отчаянно смел и драчлив в небе. Но он не имеет права ввязываться в бой, не смеет без нужды рисковать добытыми сведениями, фотоснимками.

Мысль, что какой-то немецкий летчик может подумать о нем как о трусливом противнике, приводила его в негодование. Не раз он подумывал даже сменить воздушную специальность, но с каждым полетом на разведку он все больше убеждался, какую приносит пользу командованию, и чувствовал, что любителям подраться нет места в воздушной разведке. И пусть немец, от которого ему приходилось уходить, думает, что имеет дело с трусом, «слабаком». Теперь это ему стало совершенно безразлично. Он озабочен только одним — донести в сохранности данные разведки и обстоятельнее их доложить командованию.

Конечно, и сам Ануфриев не упустит возможности броситься внезапно в атаку и уничтожить врага. Зазевавшийся «мессер» от него не уйдет. Но он пойдет в атаку только в том случае, если это не в ущерб боевому приказу, если он не рискует разведданными, которые ждут на земле.

В воздушном бою, если уж его навяжут фашисты, разведчик Ануфриев сражается с великолепным мастерством и дерзостью.

Был такой случай. Ануфриеву навязали бой. Он носил скорее оборонительный характер, чем наступательный. Пара самолетов Ла-5 (ведущий — капитан Ануфриев и ведомый — младший лейтенант Шуваев) получили задачу разведать аэродром противника. На подходе к объекту разведки наша пара была атакована четырьмя Ме-109. Зная, что на высоте, превышающей 3000 метров, скороподъемность «мессера» превосходит «Лавочкина» и что на таких высотах с ним вступать в бой невыгодно, Ануфриев огнем и маневром решил затянуть противника на высоту 2000 метров.

«Мессершмитты» легко пошли на эту уловку. Они парами начали заходить нашим самолетам в хвост. Сделав полупереворот, Ануфриев с ведомым ушли вниз, увлекая за собой противника. Потом Ануфриев и Шуваев «горкой» набрали высоту и стали в вираж. Этот маневр привел к тому, что «мессеры» потеряли главное, без чего нельзя вести воздушный бой, — преимущество в высоте.

Инициативой владели уже наши самолеты и по маневру, и по скороподъемности. Видя угрозу захода в хвост, «мессеры» рассыпались в разные стороны. Бой так же внезапно прекратился, как и возник. Ануфриев и Шуваев продолжали выполнять задание.

«Мессеры» снова, набрав высоту, со стороны солнца, пытались атаковать Ануфриева. Предупредив своего ведущего об опасности, Шуваев пошел в атаку на противника и заградительной очередью вынудил его отвалить. Выйдя из атаки, он по радио услышал предупреждение Ануфриева:

— Гляди, сто девятые заходят тебе в хвост!

Шуваев сделал правый полупереворот, вышел из-под удара и занял свое место в строю. Наши летчики вышли в сторону солнца и заметили, что следом за ними увязался один Ме-109. Немец, как видно, попался упрямый, не отставал ни на шаг.

Тогда разведчики пошли на хитрость, решив увлечь его на свою территорию. Перетянув линию фронта, наши разведчики взяли фашиста в клещи, атакуя и справа, и слева. Враг вынужден был перейти на бреющий полет, чтобы удалиться восвояси. Но не тут-то было, от Ануфриева не так-то просто уйти.

Догнав вражеский истребитель, Ануфриев с дистанции 70—100 метров расстрелял немецкого летчика. Вот бой, который не помешал разведчикам выполнить основное задание.

 

* * *

 

Характерная черта Ануфриева — любознательность, пытливость. До всего ему есть дело, все ему надо разузнать, высмотреть, сравнить, запомнить. Вот и сейчас, несколько минут назад, Ануфриев пролетел над центром Кенигсберга, набережной Прегеля, северным вокзалом, над кривой сетью узких улочек и переулков, застроенных домами с островерхими крышами.

— Как сегодня зенитки? — запрашивают у Ануфриева с командного пункта.

— Стреляют, не стесняются...

— А что нового в гавани?

— Наши опять огоньку подбросили. Дым. Воды не видно совсем.

Это сегодня не первый вылет Ануфриева. Он уже был в районе порта Пиллау и успел «прогуляться» вдоль косы Фриш-Нерунг.

Немцы не любят и боятся назойливого и опасного воздушного наблюдателя. Его встречают сильным огнем. Часто по облачкам зенитных разрывов можно проследить маршрут полета разведчика.

Бывает, в задачу разведки входят «прогулки» над немецким аэродромом и другим важным объектом, который буквально огорожен зенитками. Но обстрел не остановит Ануфриева, когда он выполняет боевое задание.

Много дней летал Ануфриев в район Кенигсберга и на Земландский полуостров. Для порядка карта лежит у него в планшете, но он в нее редко заглядывает. Он летал сюда уже десятки раз и знает Кенигсберг лучше, чем родной Липецк.

 

* * *

 

Один из боев разыгрался западнее Кенигсберга, когда Ануфриева и напарника, старшего лейтенанта Сычева, атаковали 8 «мессеров». Ануфриев вовремя заметил противника, умело сманеврировал и сумел выйти из боя.

На его боевом счету три года воздушной разведки, произведено свыше 400 боевых вылетов и около 10 сбитых фашистских истребителей, которые пытались мешать Ануфриеву выполнять боевые задания.

Первый боевой вылет Ануфриев совершил над городом Остров. Затем Юхнов, Вязьма, блестяще выполнил задание командующего фронтом по разведке обороны немцев в районе Ельни, дальше Орша, переправы противника через Березину, Неман. И вот наконец разведка чужой земли, полеты в чужом небе.

И как был я рад за своего боевого друга Митрофана Ануфриева, когда 19 апреля 1945 года Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР за выполнение особо важных заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

По долгу воинского братства

Одно из самых благородных качеств товарищества на войне — это взаимовыручка. Тут уж, как говорится, сам погибай, а товарища выручай. Примеров тому было множество в каждом воздушном бою, когда приходилось драться с превосходящими силами противника, особенно в начале войны.

Предотвратить опасность, нависшую над товарищем, даже рискуя собственной жизнью, считалось делом обыкновенным и рядовым на фронте, хотя как раз в этом проявлялись героизм и мужество наших воинов. Благодаря взаимовыручке, советские пилоты всегда выходили победителями из самых трудных воздушных баталий с наименьшими потерями. Личное мастерство и героизм в бою, плюс чувство крыла и ответственности за товарища — вот главная формула успеха и победы.

Ярким примером взаимовыручки может служить случай, произошедший в 139-м истребительном авиационном полку. 19 февраля 1945 года группа самолетов Як-9 под командованием старшего лейтенанта С. Долголева штурмовала колонны врага, двигавшегося по ледовой дороге через залив Фриш-Гаф. В первой атаке советские истребители были обстреляны зенитным огнем из пушек «эрликон». От прямого попадания снаряда на самолете ведущего был поврежден мотор. Советский летчик вынужден был сесть на лед залива Фриш-Гаф. Быстро выбежав из дымящейся машины, Долголев увидел, что от колонны, которую он только что штурмовал, к нему бежали несколько фашистов. Долголев решил отстреливаться до последнего патрона. Укрывшись в ледовой воронке от снаряда, он быстро вытащил пистолет ТТ и стал ждать неравной схватки. Но в это время пулеметно-пушечные очереди с других советских истребителей остановили бегущих немцев. Это облегчило положение попавшего в беду летчика. Но так он мог продержаться недолго. Пока «яки» кружили над местом вынужденной посадки, Долголев осмотрелся вокруг. Во все стороны простиралось ледяное поле, местами изрытое воронками от взрывов бомб и снарядов. Скрыться совсем было негде. «Что же делать?» — спрашивал он себя, а пока видел только один выход: невзирая на опасность, ползти от воронки к воронке до своего берега.

Командир дивизии генерал Захаров наблюдал со станции наведения за всем происходящим. Немедленно по радио он вызвал четверку «яков», чтобы обеспечить прикрытие Долголева. Пока обдумывали другие планы помощи, из штаба дивизии пришла радиограмма. В ней сообщалось, что прилетевший ведомый Долголева младший лейтенант В. Михеев изъявил желание вывезти своего командира с территории врага на самолете По-2. После небольшого раздумья генерал Захаров передал по радио свое согласие на вылет и приказал к моменту прихода По-2 к месту вынужденной посадки Долголева выслать туда еще одно звено истребителей.

Сборы были недолгими. Через пять минут Михеев был уже в воздухе. Беззащитному самолету связи в любую минуту грозила опасность быть сбитым. На бреющем полете Михеев старался незаметно проскользнуть опасную зону — узкую горловину коридора, разделявшую две полуокружные группировки вражеских войск.

Услышав шум мотора По-2, Долголев не сразу догадался в чем дело. Но когда самолет развернулся в его сторону, он понял все. Позабыв про опасность, Долголев выбежал из воронки и замахал руками, чтобы лучше обозначить себя. Михеев произвел посадку и взял на борт своего командира. На глазах у фашистов отважный советский летчик взлетел под прикрытием четверки «яков» и скрылся в серой мгле. Не достался врагу и советский самолет Як-9: он был подожжен патрулирующим звеном.

На аэродроме с нетерпением ждали прилета По-2. По расчету он должен был появиться через 30—40 минут. Но прошло уже более часа, а его все не было. Оказалось, что второпях и в волнении летчик проскочил коридор и вынужден был обогнуть кенигсбергскую группировку войск, удлинив свой полет на целый час. Лишь спустя полтора часа из-за деревьев, словно из-под земли, вынырнул и с ходу пошел на посадку долгожданный самолет, в кабинах которого были два отважных летчика — младший лейтенант Михеев и его командир старший лейтенант Долголев. Выйдя из кабины самолета, Долголев обнял и расцеловал своего спасителя.

Дружба, скрепленная кровью

Конец войны застал истребители «Белые молнии» на аэродромах Эльбинг, Мариенбург и Хайлигиенбайль. А вскоре французские летчики улетели к себе на родину на советских истребителях Як-3, подаренных им Советским правительством.

Но минувшие годы не стерли в памяти событий тех славных дней, отмеченных боевой дружбой советских и французских летчиков. Патриоты из Франции внесли достойный вклад в общую победу, во имя которой советские воины и вся наша страна вынесли на себе главную тяжесть войны с гитлеровской Германией. В дни суровых испытаний высокий патриотизм советского народа, мужество и воинское мастерство наших солдат служили для всех примером, как надо отстаивать и защищать честь и независимость своей страны.

Мы, старая гвардия военных летчиков, видимо, до последнего своего часа будем помнить прекрасных и мужественных парней из полка «Нормандия — Неман», которые крылом к крылу вместе с нами сражались за великую победу над фашизмом.

Дружба, закаленная в боях против общего врага, продолжается. После войны было много встреч между советскими ветеранами и французскими летчиками полка «Нормандия — Неман».

В августе 1945 года Кюффо приезжал в Москву, чтобы навестить своих советских друзей.

В начале 1960 года на экраны кинотеатров Парижа вышел франко-советский фильм «Нормандия — Неман». На премьеру этой картины по приглашению летчиков из прославленного французского полка прибыли бывший командир 18-го гвардейского авиаполка генерал-майор авиации запаса А. Е. Голубов и инженер-полковник С. Д. Агавельян. Зрители, переполнившие крупнейший столичный кинотеатр, восторженно приветствовали ветеранов полка «Нормандия — Неман» во главе с их бывшим командиром генералом П. Пуйядом. Громом аплодисментов было встречено появление на сцене генерала Голубова и инженер-полковника Агавельяна.

Песня, впервые прозвучавшая в этом фильме, стала любимой песней наших и французских летчиков, призывающая к верности и памяти:

 

Мы за правое дело дрались, камарад.
Нам война ненавистна иная:
Не поддайся обману, французский собрат,
Верность клятве своей сохраняя.

 

В небесах мы летели одних,
Мы теряли друзей боевых,
Ну, а тем, кому выпало жить,
Надо помнить о них и дружить.

 

В марте 1960 года по приглашению Министерства культуры СССР и Советского комитета ветеранов войны на премьеру кинофильма «Нормандия — Неман» в Москву прибыла французская делегация.

В ее составе были и летчики полка «Нормандия — Неман»: полковник Леон Кюффо и Герой Советского Союза Жак Андре. В Москве они встретились со своими друзьями — летчиками бывшей 303-й истребительной авиадивизии, навестили командира этой дивизии генерал-майора авиации Г. Н. Захарова.

Большой интерес придавали бывшие летчики «Нормандия — Неман» визиту Советской правительственной делегации, который состоялся в марте — апреле 1960 года.

При посещении южных департаментов Франции 28 марта 1960 года, на аэродроме Истр советских представителей встречал бывший командир полка «Нормандия — Неман» Луи Дельфино. Между ними состоялась беседа. А 31 марта советская делегация прибыла на север Франции, где ее тепло приветствовали жители провинции Нормандия, имя которой было присвоено полку, принимавшему участие в боевых действиях на советско-германском фронте.

Осенью 1960 года СССР посетила еще одна группа французских летчиков полка «Нормандия — Неман», в составе которой были генерал Пуйяд, Герой Советского Союза Р. де ля Пуап, Ж. Пуликен, Ж. Риссо, Ж. де ля Саль и другие офицеры полка.

Улетая на родину, один из первых организаторов эскадрильи «Нормандия» Ж. Пуликен сказал: «Мы уезжаем домой с чувством большой дружбы к советским людям и нашим товарищам-летчикам, с которыми сблизились, которых полюбили в дни второй мировой войны, сражаясь против общего врага — гитлеровских оккупантов».

В июне 1971 года по приглашению главнокомандующего ВВС, главного маршала авиации П. С. Кутахова Советский Союз посетил начальник штаба ВВС Франции, армейский генерал авиации Г. Гатье. Вместе с ним прилетела эскадрилья французских военных летчиков во главе с ее командиром майором Ж. Арнобеком, который в послевоенный период служил в авиационном полку «Нормандия — Неман» и был его знаменосцем.

Французские летчики и в этот раз встречались с ветеранами 303-й авиационной дивизии.

Послевоенные встречи французских и советских летчиков являются ярким доказательством той большой дружбы, которая возникла между ними в годы минувшей войны и продолжается спустя многие годы после ее окончания.

 

В лесу прифронтовом

 

«Все мы без исключения, — писал в своем письме ответственному секретарю Советского комитета ветеранов войны А. П. Маресьеву генерал П. Пуйяд в феврале 1961 года, — храним лучшее воспоминание о всех советских летчиках, с которыми мы познакомились во время войны.

Мы никогда не забудем их, независимо от того, кем они были: нашими руководителями, товарищами по борьбе или же подчиненными. Мы хотели бы только чаще встречаться с ними и пожелать им и их семьям большого счастья и самого хорошего здоровья.

...Выражая чувство признательности за прием, оказанный нам в Советском Союзе, мы имеем в виду также и весь советский народ. Всегда и везде, где бы мы ни были, будь то на фронте, в Туле или Москве, он встречал нас приветливо и с большим гостеприимством. Повсюду мы чувствовали его любовь, и он научил нас в свою очередь полюбить Вашу страну».

В настоящее время ветераны-летчики уже не летают, но полк «Нормандия — Неман» существует. В полку хранятся знамя полка, архивы и другие реликвии, рассказывающие об участии французских летчиков в борьбе с гитлеровскими захватчиками.

Нынешний состав полка вместе с его ветеранами в сентябре 1971 года встречался на авиабазе под Реймсом с главнокомандующим советскими ВВС, главным маршалом авиации П. С. Кутаховым и летчиками эскадрильи, которая на МиГ-21 сопровождала его при ответном визите во Францию.

Но самыми знаменательными вехами в послевоенной истории содружества были визиты во Францию Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева в 1971 и 1977 годах.

В 1977 году побывали у нас в гостях летчики и техники полка «Нормандия — Неман» на самолетах «Мираж Г-1» и двух транспортных. Возглавляли делегацию бригадный генерал авиации Монтреле и бригадный генерал авиации Риссо — бывший летчик полка «Нормандия — Неман». А всего делегация насчитывала пятьдесят три человека.

Исключительно теплой была встреча с молодыми французскими летчиками. Было такое впечатление, что мы перенеслись на 35 лет назад, так они напоминали те далекие дни своей молодостью, задором, остроумием.

Французские летчики вместе с ветеранами 303-й истребительной авиадивизии посетили 712-ю школу Москвы, где создан музей 303-й дивизии и полка «Нормандия — Неман». Были приняты в Советском комитете ветеранов войны, затем был организован обед в доме приемов Министерства обороны Союза ССР.

Молодые летчики полка «Нормандия — Неман» говорили, что они впервые встретились с советскими военными летчиками. По рассказам ветеранов полка «Нормандия — Неман», конечно, они знали, что наши летчики отважные, смелые, настоящие герои, что для друзей они очень добрые и сердечные люди. Теперь во всем этом они убедились сами.

Генерал Риссо сказал:

— Время не может изгладить из нашей памяти героические годы борьбы с гитлеровской Германией, когда зародилась славная боевая дружба французских пилотов эскадрильи «Нормандия» с летчиками Советской России.

Вручая сувениры гостям, генерал Г. Н. Захаров отметил:

— Мы никогда не забудем военного лихолетья. Мы всегда помним те грозовые годы, когда в раскаленном небе крылом к крылу с нашими советскими летчиками доблестно сражались с ненавистным фашизмом патриоты Франции.

И вот 4 сентября 1978 года по приглашению командования ВВС Франции с ответным визитом в Париж прибыло подразделение Советских ВВС. Военную делегацию возглавлял командующий авиацией Московского военного округа генерал-лейтенант авиации В. Андреев.

На аэродроме авиационной базы в Реймсе, где базируется «Нормандия — Неман», состоялась торжественная встреча. Советские летчики Владимир Петров и Евгений Беляков, пилотируя на своих «мигах», покорили изумленную публику своим безукоризненным мастерством на боевых истребителях. К нашим летчикам с поздравлениями подходит ветеран «Нормандия — Неман», на лацкане пиджака которого сияет Золотая Звезда Героя Советского Союза. Это Роллан де ля Пуап. Он обнимает наших ребят и от волнения не может сказать ни слова. Потом, придя в себя, засыпает вопросами: «Как наш командир дивизии Захаров?», «Что нового в Москве», «Как выглядит теперь Орел?»...

По-разному сложились судьбы возвратившихся на родину после войны французских патриотов. Одни, как бригадный генерал Жозеф Риссо, остались на военной службе, другие, как бывший командир полка Пьер Пуйяд, избрали общественную деятельность. Генерал Пуйяд в 1977 году был удостоен международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами».

 

Здравствуй, Париж!

 

В одном из залов авиационного музея в ле Бурже на подвесках у самого потолка находится наш знаменитый самолет-истребитель Як-3 с белой молнией — эмблемой «Нормандия — Неман». Это один из тех, что были подарены боевому авиационному полку Франции.

На приеме в Советском посольстве генерал авиации Марсель Вален сказал:

— Каждый честный патриот-француз искренне гордится боевой дружбой с советскими воинами. Для меня, старого солдата, страницы борьбы полка «Нормандия — Неман» — самые яркие, самые дорогие. И когда в мае этого года я узнал, что мои скромные заслуги в создании «Нормандии — Неман», укреплении франко-советской дружбы отмечены орденом Дружбы народов, я был безмерно счастлив и благодарен...

В газетах, в передачах радио и телевидения было много места уделено визиту советского авиаподразделения. Во многих из них отмечалось, что советские военные летчики покоряют сердца французов своей воспитанностью, культурой поведения, глубоким уважением к французской истории, культуре.

Год 1979. Снова на подмосковном аэродроме развеваются государственные флаги СССР и Французской Республики, блестит на солнце медь оркестра. Сюда, с дружеским визитом, прибыл эскадрон французских «миражей» полка «Нормандия — Неман», преемника боевой славы тех, кто в годы второй мировой войны доблестно сражался на советско-германском фронте крылом к крылу с нашими летчиками.

Сначала на транспортном самолете прилетели глава делегации бригадный генерал авиации, заместитель командующего ПВО Франции Куто и ветеран прославленного полка, Герой Советского Союза полковник Ж. Андре. Потом в небе появилась шестерка «миражей», летящих плотным строем. Истребители низко прошли над аэродромом и, выполнив красивый маневр, безукоризненно произвели посадку.

Французов встречали радушно, а Героя Советского Союза Жака Андре крепко обняли фронтовые друзья: Герой Советского Союза генерал авиации Г. Н. Захаров, И. А. Заморин, Герой Советского Союза В. Н. Барсуков, Я. Удовицкий, С. Д. Агавельян и другие. Ж. Андре передал им сердечный привет от Ассоциации ветеранов полка в Париже.

— Мы никогда не забудем, — сказал он, — что в тяжелый для прекрасной Франции час Россия дала нам оружие. «Яки» тогда были прекрасными самолетами и нас заботливо учили на них летать и воевать.

Фронтовые товарищи говорили о том, как дружно жили русские и французские летчики, как в бою выручали друг друга. Вспомнили лейтенанта Дюрана, который, не задумываясь, вступил в неравный бой со сворой «мессершмиттов», чтобы спасти советского летчика лейтенанта Пинчука, который, протаранив фашистский самолет, спускался на парашюте. Вспомнили, сколько раз наши ребята спасали нормандцев от верной гибели, о тяжелых боях над переправой через Неман вспомнил генерал Захаров. Прекрывая переправу, его дивизия дралась насмерть. Летчики делали по шесть-семь вылетов в день.

— Как-то, уже под вечер, приехал к французам, — вспоминает генерал, — а они совсем измотались. Думаю, не смогут еще раз лететь, а война-то, она требует. Смотрю, наши пошли в полет, а за ними в воздух поднялись и французы.

Во время пребывания в Москве делегация французских летчиков посетила Волгоград, Ленинград, осмотрели Москву, посетили Звездный городок, возложили венок к мемориальной доске в честь летчиков полка «Нормандия — Неман», погибших в боях с немецко-фашистскими захватчиками. Эта мемориальная доска установлена на фронтоне здания, где в те годы помещалась французская военная миссия.

Полк на своем пути от Подмосковья до берегов Балтики потерял сорок шесть пилотов. Французы сделали более 5000 боевых вылетов, провели 869 воздушных боев, сбили 268 и подбили 80 фашистских самолетов. Уничтожили на земле много живой силы и техники противника. Ордена Красного Знамени и Александра Невского были по достоинству прикреплены к боевому знамени «Нормандии», В Кубинке гости и хозяева показали свое летное мастерство. Через тридцать с лишним лет советские и французские летчики снова поднялись в подмосковное, но уже мирное небо с одного аэродрома.

Визит в Советский Союз французских летчиков эскадрона полка «Нормандия — Неман» еще раз подтвердил, что дружеские чувства между нашими народами имеют глубокие и прочные корни.

Дружба, рожденная и закаленная в боях между нашими летчиками и летчиками сражающейся Франции, продолжается не только между двумя странами, но с каждым годом расширяется и умножается во имя мира на земле.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.081 с.