Глава 1. Анализ структуры патологии ЖКТ — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Глава 1. Анализ структуры патологии ЖКТ

2017-11-17 667
Глава 1. Анализ структуры патологии ЖКТ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СОДЕРЖАНИЕ

Введения…………………………………………………………………………3-4

ГЛАВА 1. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ПАТОЛОГИИ ЖКТ У ШКОЛЬНИКОВ...5

1.1.Причиныразвития заболеваний ЖКТ ……………………………...5-6

1.2. Заболевания ЖКТнаиболее часто выявляемые у детей школьного возраста…………………………………………………………………6-13

1.3. Основы здорового питания……………………………………....13-16

1.4. Организации системы школьного питания в России и за рубежом………………………………………………………………..........16-20

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ НЕПРАВИЛЬНОГО ПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА РАЗВИТИЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ ЖКТ……………21

2.1. Материалы и методы…………………………………………………21

2.1.1. Создание анкет и их анализ……………………………..22- 25

2.2. Основные принципы организации рационального питания школьников…………………………………..………………………………25-26

2.2.1. Особенности рационального питания в младшем школьном возрасте………………………………………………………….26-28

2.2.2. Организация рационального питания старшеклассников………………………………………………………………..28-31

2.3. Принципы профилактики заболеваний ЖКТ…………………..31- 32

Заключение…………………………………………………………………...32-34

Список использованной литературы………………………………………..….35

Приложение…………………………………………………………………..36-42

ВВЕДЕНИЕ

Желудочно-кишечные заболевания - это группа заболеваний, поражающих одноименную анатомическую область. Среди всей патологии можно выделить несколько основных групп заболеваний:

- инфекционные и неинфекционные (по природе возникновения);

- поражающие пищевод, желудок, тонкий кишечник или толстую кишку, (по локализации заболевания);

- наследственные и приобретенные заболевания.

Желудочно-кишечный тракт (ЖКТ) - это система органов, предназначенная для переработки и извлечения из пищи питательных веществ, всасывания их в кровь и выведения из организма непереваренных остатков.

Актуальность: В последние 10-15 лет в России отмечается рост заболеваемости детей патологией ЖКТ. Наиболее распространенными у детей являются заболевания гастритом и язвой, которые составляют в структуре детской гастроэнтерологии 58-65 %, т.е. 100 на 1000 детского населения. За последние 3 года частота заболеваний органов пищеварения возросла со 100 до 140 на 1000 детского населения[1]. Наибольшее количество их падает на возраст 7-12 лет. В условиях сформировавшейся в последнее время негативной динамики показателей общественного здоровья населения именно дети и подростки становятся одной из наиболее социально уязвимых групп населения, а их здоровье - предметом специального рассмотрения, содержанием многих правовых документов, постановлений, программ, рекомендаций международных, государственных органов и общественных организаций. Особую тревогу вызывают показатели здоровья подростков. Отмечен рост распространенности болезней органов пищеварения среди подростков от 15 до 18 лет - в 1,7 раза.

Вопросы профилактики гастроэнтерологических заболеваний среди детей и подростков тесно пересекаются с вопросами раннего выявления и определения факторов риска формирования данной патологии для разработки научно обоснованных методов профилактики.

Основными причинами желудочно-кишечных заболеваний являются: длительное нарушение режима питания, сухоедение, спешка, плохое разжевывание пищи, переедание, употребление большого количества сладостей, недоброкачественная пища или не соответствующая возрасту пища.

Цель: анализвлияние неправильного питания школьников на развитие заболеваний ЖКТ и предложить рекомендации по профилактике данных заболеваний.

Задачи исследования:

1.Выявить группы риска заболеваний ЖКТ.

2.Рассмотреть продукты питания, употребляемые школьниками для «перекусов».

3. Исследовать факторы питания школьниковвлияющие на развитие заболеваний ЖКТ.

4. Выявить основные правила здорового питания.

5. Разработать рекомендаций по профилактике заболеваний ЖКТ у школьников.

Гипотеза: Заболевания ЖКТ среди школьников возрастают из-за нарушений режима и качественного состава питания (нарушения баланса - соотношения белков, жиров, углеводов и витаминов).

ГЛАВА 1. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ПАТОЛОГИИ ЖКТ

У ШКОЛЬНИКОВ.

Основы здорового питания

Здоровый человек не должен ограничивать себя в питье, но гораздо полезнее пить часто и понемногу. Вредно выпивать сразу много жидкости, так как вся жидкость всасывается в кровь, и, пока ее излишек не будет выведен из организма почками, сердце получает излишнюю нагрузку. Частой причиной нарушения обмена веществ является:

1. Нарушение питания - недостаточное или избыточное, а также несбалансированное питание.

2. Воздействие токсических соединений и физических факторов внешней среды (бактерии, вирусы, вредные отходы предприятий, пестициды и т. д.).

3. Врожденные нарушения обмена веществ.

Первые две группы причин обусловлены внешними факторами. А питание полностью зависит от человека.

Пища является одновременно источником и регулятором обменных процессов. Правильное питание поддерживает и укрепляет здоровье, неправильное питание приводит к заболеваниям.

Употребление сладостей доставляет человеку удовольствие, а от удовольствия трудно отказаться. Поэтому в последние десятилетия значительно увеличилось употребление рафинированных и высококалорийных продуктов. К таким продуктам относятся сахар, кондитерские изделия, мороженое, сладкие напитки, конфеты и различные сладости, которые сейчас выпускаются в большом количестве и ассортименте. Эти продукты высококалорийны и содержат вредные для растущего организма добавки (Приложение 1).

Основным недостатком этих продуктов питания является недостаточное содержание в них незаменимых веществ, в том числе витаминов, аминокислот и микроэлементов и высокое содержание углеводов и жиров.

Для профилактики нарушений обмена веществ необходимо правильно питаться, ограничить употребление сахара и других сладких высококалорийных продуктов. Рафинированные углеводы лучше заменить мёдом, натуральными фруктами, сухофруктами, овощами.

На обмен веществ оказывает влияние не только питание, но и двигательная активность и физические нагрузки. Физкультура не только приводит к рассасыванию жира из подкожных депо, но и уменьшает атрофию мышц и улучшает общее самочувствие. Поэтому желательно заниматься физкультурой, совершать пешие прогулки. Необходима достаточная двигательная активность в сочетании с правильным питанием – это залог вашего здоровья.

Нарушение обмена веществ может происходить при изменениях в работе щитовидной железы, гипофиза, надпочечников, половых желез и при общем голодании. Нарушается он и при неправильном питании - избыточном, недостаточном или качественно неполноценном. При этом наблюдается сбой в тонкой регуляции обмена веществ нервной системой. Изменяется тонус отдельных центров мозга, нарушаются скорость выработки энергии и строительные, накопительные процессы в организме.

Чаще всего нарушение обмена веществ касается его липидной, жировой составляющей, когда жиры перестают нормально перерабатываться в печени. Жиров, а именно холестерина и липопротеидов низкой плотности, в крови становится намного больше, чем надо, и он начинает откладываться в запас, а также работает над поражением сосудов, что со временем приведет к болезням сердца и инсультам. А если еще жиры в большом количестве поступают с пищей, то дело постепенно осложняется. Те из них, что мы получаем из большого количества мяса и молочных продуктов, подавляют иммунную систему, и другие жизненно важные обменные процессы Нарушение обмена веществ может привести к ожирению, болезням сердца, нарушениям в работе желудочно-кишечного тракта, диабету. Значительное влияние обмен веществ оказывает на опорно-двигательный аппарат. К примеру, установлено, что первопричиной остеохондроза в большинстве случаев является нарушение обмена веществ. Не случайно, наряду с лекарственными препаратами и диетой, нарушение обмена веществ, нередко лечится с помощью массажа. При этом усиливается кровоток в мышцах и внутренних органах, а органические кислоты и продукты распада пищи выводятся из организма. Таким образом, уменьшаются жировые отложения, а такие важные вещества, как гормоны, витамины, ферменты - активизируются.

Но, кроме полноценного и сбалансированного питания для восстановления и нормализации обмена веществ нужно воздействовать на организм целым комплексом мероприятий общего действия: применение физиотерапевтических процедур, медикаментов, физической нагрузки, массажа, и многое другое, при проведении которых нужно проявить настойчивость для достижения лучшего результата.

Основные правила питания:

1. Соблюдение правильного режима питания. Оптимальным считается четырехразовый прием пищи с интервалами в 4-5 часов, в одно и то же время. При этом завтрак должен составлять 25% суточного рациона, обед - 35%, полдник - 15% и ужин - 25%. Ужинать рекомендуется не позднее, чем за 3 ч до сна.

2. Достаточная, но не избыточная калорийность рациона. Количество потребляемых калорий должно покрывать энергозатраты человека (которые, в свою очередь, зависят от пола, возраста и образа жизни, в том числе от характера труда). Вредит здоровью как недостаточная, так и избыточная калорийность рациона.

3. Правильное соотношение основных компонентов питания (белков, жиров, углеводов). В среднем соотношение количества употребляемых белков, жиров и углеводов должно составлять 1:1:4, при больших физических нагрузках - 1:1:5, для работников умственного труда - 1:0.8:3.

4. Должна покрываться потребность организма в основных пищевых веществах (в первую очередь - незаменимые аминокислоты, полиненасыщенные жирные кислоты, витамины, микроэлементы, минеральные вещества, вода), обеспечиваться их правильное соотношение.

За рубежом.

Система школьного питания в России начала формироваться с 1950-х гг., когда в послевоенном СССР наметился перелом в расширении производства продовольственных товаров и улучшении их качества, в обеспечении ими предприятий общественного питания. В докладе на Всесоюзном совещании торговых работников 17-20 октября 1953 г. А.И. Микоян говорил: «Серьезное облегчение советской семье дает правильная организация питания детей в школе. В большей части школ мы имеем хорошо оборудованные буфеты. Однако обслуживание школьников в буфетах все еще поставлено неудовлетворительно; не хватает школьных столовых. Школьные буфеты и столовые должны быть специально приспособлены для питания детей с учетом особых потребностей растущего детского организма».

Значительная работа по улучшению питания школьников проделана в первой половине 1970-х гг., когда сеть школьных столовых увеличилась по СССР на 61,7%. За вторую половину 1970-х гг. прирост составил более 30%. На 1 тыс. учащихся в школьных столовых в 1980 г. имелось более 130 мест против 62 мест в 1970 г.

Развитие общественного питания в общеобразовательных школах в СССР рассматривалось как важная часть планов экономического и социального развития городов и одним из условий дальнейшего повышения уровня учебно-воспитательной работы в школах. Главное внимание обращалось на развитие сети школьных столовых за счет нового строительства, реконструкции и расширения действующих. Примерное меню на горячее питание по сезонам учебного года стали разрабатывать городские тресты столовых совместно с органами здравоохранения и народного образования. Со второй половины 1970-х гг. начали вводить одно или двухразовое питание по абонементам, а в начале 1980-х гг. этой формой питания были охвачены, в основном, все городские школьники с первого по шестой классы.

Во многих городах последовательно проводилась линия на создание крупных специализированных базовых предприятий для централизованного снабжения школьных столовых полуфабрикатами, готовыми завтраками и обедами, продовольственными товарами детского ассортимента. За период 80-х годов (к 1990 г.) охват горячим питанием учащихся школ достигал 80 – 90%, что было достигнуто за счет системы государственных дотаций.

С 1991 года, с началом экономических реформ, в России наблюдалось снижение показателя охвата детей горячим питанием в образовательных учреждениях. К 1998 году горячим питанием были охвачены от 30 до 50% учащихся школ. Ситуация в системе школьного питания в 90-х годах не могла не сказаться на состоянии здоровья детей и подростков. По данным РАМН в 1998 г. (по сравнению с 1990 г.) число детей дефицитом массы тела увеличилось в 1,5 раза, частота выявления функциональных отклонений возросла на 20%.

В 2000 году усилились тенденции к ухудшению состояния здоровья школьников. По данным РАМН в 2000 году каждый третий ребенок 6 лет не был готов к систематическому обучению в школе, около 90% детей имели отклонения, 30-35% детей, поступающих в школу, уже имели хронические заболевания. В конце 2007 г. Правительство РФ учредило Национальный проект по реформированию системы питания в общеобразовательных учреждениях (постановление Правительства РФ №799 от 21.11.2007), в соответствии с которым в 14 регионах РФ, начался эксперимент по совершенствованию организации школьного питания.

Сегодня в 48 регионах нашей страны приняты, а еще в 24 регионах подготовлены, региональные и муниципальные программы совершенствования организации питания в общеобразовательных школах.За четыре года практически во всех регионах, которые участвовали в эксперименте, показатели здоровья школьников улучшились.
Таким образом, на основании исследования, проведенного в первой части работы можно сделать следующие выводы:

1. Полноценное питание школьников – не только обязательный эле-мент образовательного процесса, но и основа здоровья подрастающего поколения.

2. Анализ опыта передовых стран мира свидетельствует, что успешное решение проблемы здорового питания детей в школе и других общеобразовательных учреждениях должно основываться на использовании продуктов повышенной готовности промышленного производства.

3. Создание структур обеспечивающих комплектацию рационов на их основе с учетом возраста, состояния здоровья и привычек детей, а также при использовании современных технологий, оборудования и тары для доведения промышленной продукции до готовности и употребления ее в условиях общеобразовательных учреждений.

Опыт Великобритании в организации школьного питания стоит первопроходцем, в связи с тем, что это первая страна в мире ввела государственную систему обеспечения учащихся едой.

Уже в XIX веке было замечено, что успехи детей, обучающихся в школах, напрямую зависят от степени их обеспеченности питанием. Однако реальная обеспокоенность правительственных чиновников Британии о питании школьников и подростков возникла лишь после войны 1899 года, когда выяснилось, что каждый третий молодой человек, призываемый или добровольно ушедший в армию, оказался больным или физически не способным участвовать в боевых действиях. В 1906 году британцами было принято первое в мире государственное постановление, рекомендующее муниципальным властям обеспечивать школьников бесплатным питанием. В 1939 году многие школьники, причем в основном из бедных семей, стали получать бесплатные завтраки за счет выделенных на эти цели государственных средств. С 1940 года правительство Соединенного Королевства стало рассматривать школьное питание как одну из обязательных составляющих мобилизационных мероприятий в подготовке страны на случай возникновения военных конфликтов. Как результат - к моменту завершения Второй мировой войны ежедневно более 1,6 млн. школьников получали бесплатные завтраки (в 10 раз больше по сравнению с 1939 годом), что сократило уровень развития заболеваний ЖКТ выявленных в подростковом и среднем возрасте более чем в 15 раз. Тогда типичная диета английского подростка включала в себя зерновые мюсли, яйцо, хлеб и масло на завтрак; мясо, картофель, овощи и пудинг – на ланч; хлеб с маслом, джем, пирожок или печень - на полдник; молоко – на ночь. Среди овощей и фруктов наиболее популярными были клубника, ревень, свежий горошек, латук, томаты. В начале 70-х годов в Великобритании сложилась полноценная система школьного питания, которая была недорогой и охватывала большинство школьников.

Англия сегодня не жалеет денег на школьное питание, а значит не экономит на здоровье подрастающего поколения. Столовые в английских школах оснащены всем необходимым оборудованием, в том числе мягкими удобными стульями, столами, соответствующие возрастному критерию. В Английских школьных столовых приятная расслабляющая обстановка, которая способствует быстрому усвоению пищи. Школьник, обедающий в такой столовой – отвлекается от школьной нагрузки и с удовольствием принимает пищу. Кроме того благодаря этому развивается культура детей. Они учатся вести себя за столом, пользоваться с ранних лет ножом и вилкой, столовыми приборами. Кроме того английская система школьного питания предусматривает не только обеспечение школьников здоровым и полезным питанием и приятной обстановкой в столовой, но и организует школьника.

 

Материалы и методы

В исследовательской части были использованы следующие методы:

1. Анкетирование;

2. Наблюдение;

3. Работа с медицинской документацией

За время прохождения преддипломной практики на базе

БУЗ ВО «Лискинская РБ» (апрель-май 2016г),в МКОУ СОШ №12г.Лискибыло проведено исследование питания школьников разных возрастных групп. Для этого использовались различные методы, такие как наблюдение, анкетирование, работа с документами и с картами диспансерных больных.Былиразработаны анкеты по качественному анализу продуктов составляющих «неправильное» питание ребенка, правила питания, соблюдаемые или несоблюдаемые в семье, исследовано наличие наследственных заболеваний ЖКТ, проведена работа с медицинской документацией и т.д.

Мноюбыловыбрано 36 школьников-13 человекучащихся 2-3 классов и 13 человек- учащихся9-11классовшколы.

Исследование проводилось методом анкетирования с целью узнать субъективные оценки и мнения респондентов о проблеме. Также на основании полученных результатов анкетирования, оценки школьных медицинских карт, осмотра и разбора жалоб, были выявлены возможные группы риска школьников по заболеваниям ЖКТ среди исследуемых.

Данное исследование выстроено на принципе доказательства фактов о том, что качественное изменение рациона питания, повлекло рост заболеваний ЖКТ среди школьников младших и старших классов. В ходе исследования определялись количественные и качественные характеристики этого факта, которые приобретают точность и конкретность.

 

Создание анкет и их анализ

В ходе проведения исследовательской работы была разработана анкета для выявления наиболее предпочитаемых школьниками продуктов питания для перекусов (Приложение 2).

Результат анкетирования.

На вопрос: «Какие продукты вы покупаете чаще всего?»- обучающиеся ответили: чипсы - 28 человек, сок натуральный – 13 человек, колбаса - 13 человек. Газированные напитки большинство пьют иногда - 89%. Воду из под крана употребляют 89%.

78% опрошенных считают употребление кисломолочных продуктов обязательным.

Предпочтение магазинным продуктам отдают 65% опрошенных.

Из этого следует, что ученики предпочитают магазинные продукты, особенно чипсы и натуральный сок. В чипсах содержится наибольшее количество пищевых добавок.

Для выявления рисков заболевания школьников патологией ЖКТ, была составлена анкета по выявлению наследственных заболеваний среди ближайших родственников исследуемых (Приложение 3).

Результат анкетирования.

На вопрос: страдают ли в вашей семье ЗЖКТ?

Ответили, 25% - да, 2% - нет, и 33% - не знают.

Были ли у дедушек эти заболевания, 11% ответили у бабушек, 5% - у дедушек, 11% - нет, не было, 73% - не знают.

Выяснилось, что наибольшее число подростков, не знают, какие заболевания имеются у бабушек и дедушек, 21%- отвечают, что заболеваний не имеется.

На вопрос: «Какие продукты предпочитают в вашей семье?» ответили, 11% - молочные, 14% - мясные, 13% - овощи, 13% - фрукты, 49%- предпочитают все помаленьку.

Оказывается, что в основном в семьях каждый завтракает сам по себе, 33% опрощенных ответили, что завтракают не все.

Обедаете ли вы вместе, да – 16%, нет – 78%, и иногда – 6%.

Почему: 55% - в разное время возвращаются домой, 24% - родители обычно на работе и 21% - едят в школе два раза, не обедают.

Анкетирование показало, что ужинать школьники садятся 20.00, 28% - ответили, что в 19.00.

На вопрос: «Что на ужин?» ответили, 35% - II блюдо, 19% - когда как. Наибольшее предпочтение в продуктах отдают, картошке, 27%- макаронам, 23% - мясу, 13% - овощам и фруктам, и 7% - ответили, когда как.

Из этого следует, что большинство обучающих не знают, были ли наследственные заболевания у бабушек и дедушек. В семьях не обедают вместе, часто вместе не ужинают.

Далее была разработана анкета по выявлению соблюдения школьниками режима питания (Приложение 4).

Проведен анализ результатов:

На вопрос: «Во сколько вы посыпаетесь?», ответили, 9%-7.00, 18%-7.30 и 73% - 8.00.

Оказывается, что утреннею зарядку делает всего 14% опрошенных, 29% - иногда и 57% - вообще не делают.

Завтракать предпочитают в 8.30, 33% - в 8.00 и столько же процентов опрошенных в другое время.

Обедают в основном в 14.00, 29% - ответили, что в 16.00, и 14% - в 13.00.

Ужинают в 19.00, 34% - в 21.00 и 14% - в 20.00.

На вопрос: «Во сколько вы ложитесь спать?», ответили, что в 22.00 – 43%, 29% - 24.00 и 28% - в 23.00.

В основном на завтрак школьники предпочитают бутерброды, 28% - ответили, что ничего и всего 24% - предпочитают кашу.

«Считаешь ли ты, что есть слишком много сахара – это вредно?», 67% ответили, что да, 19% - нет, а для 14% опрошенных это не имеет значения. Овощи в пищу употребляют 72% школьников, 18% - не употребляют, и 10% - только иногда. Фрукты же употребляют 60% - подростков, не употребляют – 30%.

По данным выяснилось, что 45% опрошенных редко пьют молоко, 27% - пьют весь день, 28% - вообще не пьют.

Предпочтение между основными приемами пищи отдают фруктам – 57%, чипсам и шоколаду по – 21%.

Пищу солят постоянно – 62%, редко – 21%, иногда- 7%.

На вопрос: «Употребляешь ли ты в пищу рыбу?», ответили, 62% - да, 38% - не употребляют вообще.

Однако мясо употребляют все 100% опрощенных.

Большинство считает свой вес нормальным, избыточным и не достаточным по 29%.

Попробовать новые блюда не прочь 93% подростков, и лишь 3% не любят это дело. 71% - считает, что употребляет в пищу полезные продукты, 29% - нет. 100% школьников ответили, что употребляют пищу животного и растительного происхождения.

Срок годности хранения продуктов проверяют всего лишь 29%, и 71% только иногда.

На вопрос: «Сколько литров воды должен употреблять человек в день?» - ответили правильно большинство опрошенных, до 3 литров ответили – 38%, и 0,5 л – 7%.

Возможность заражения паразитами вероятна потому, что 62% подростков, только иногда моют руки перед едой, 21% - после посещения общественных мест, и 14% - стараются хотя бы три раза в день.

Можно сделать следующий вывод: риск заболеваемости паразитарными заболеваниями существует потому, что подростки не моют руки перед едой; на срок годности хранения продуктов не обращают внимания; нарушается частота приема пищи; между приемами пищи перекусывают чипсами и шоколадом.

Результаты исследования, можно сформулировать выводами:

1. В детском возрасте даже незначительные нарушения питания могут неблагоприятно влиять функции желудочно-кишечного тракта.

2. Анализ полученных данных выявил, что 46% школьников имеют жалобы диспепсического характера, что позволяет предположить наличие у них патологии ЖКТ;

6% детей страдали от диспепсии ежедневно при длительности заболевания 1 год и более, и только 4% обращались к гастроэнтерологу, были обследованы в условиях детского гастроэнтерологического отделения, получали и продолжают получать лечение.

3. В возникновении функциональных нарушений ЖКТ большое значение имеют привычки и характер питания школьников.

4. Для профилактики более серьезных патологических состояний подросткам необходимо своевременноеобращение к специалисту для углубленного исследования.

Питания школьников

Для выявления ранних признаков заболеваний ЖКТ среди исследуемых, мноюпроанализирован теоретический материал по данной теме.Это позволило определить основы рационального питания среди школьников различных возрастных группи исследовать отклонения от рациона питания школьников, повлекшие риск развития патологии данной системы.

При работе с медицинской документацией: картами диспансерных больных различных возрастных групп, было выявлено, что школьники 2-4 классов по данным статистической отчетной медицинской документации (форма 26/у) все дети имели 1-2 группу здоровья т.е. практически здоровы.

А вот старшеклассники были включены в 3-4 группу здоровья с хроническим гастродуоденитом (ХГД) от 12 до 17 лет (средний возраст 14 лет). Так же выявлены дети с эрозивно-язвенными процессами верхних отделов ЖКТ от 7 до 17 лет (средний возраст 15 лет).Дети и подростки 3-й, 4-й и 5-й групп здоровья находятся на диспансерном наблюдении у врачей разных специальностей, они получают ту или иную лечебную и профилактическую помощь, обусловленную имеющейся патологией. При необходимости они направляются в специальные детские и подростковые учреждения, где с учетом особенностей патологии целенаправленно проводится лечение и реабилитация.

Проанализировав данные медицинской документации можно сказать,что 50-60% всех регистрируемых заболеваний среди детей –желудочно-кишечные заболевания. В 20% - 40% случаев к 12-17 годам у детей формируется хроническая патология, причиной которой является неправильное, не рациональное, несбалансированное питание школьников и не соблюдение режима питания и отдыха.
2.2.1Особенности рационального питания в младшем

Школьном возрасте

Правильное питание - одна из важнейших составляющих здорового образа жизни, условие для нормального роста и развития ребенка. Особое значение правильное питание приобретает в младшем школьном возрасте, когда организм активно растет и развивается.

Недостаточное, нерациональное питание в этот период может обуславливать серьезные функциональные нарушения и стать причиной развития целого ряда заболеваний.

Организация правильного питания младшего школьника должна отвечать 5 основным принципам - оно должно быть:

-разнообразным (чтобы обеспечивать организм всеми необходимыми питательными веществами),

- регулярным,

- адекватным (соответствовать энергозатратам ребенка в течение дня),

- безопасным,

- вызывать приятные ощущения и положительные эмоции.

Особенности питания младших школьников. Начало младшего школьного возраста определяется моментом поступления ребенка в школу. В настоящее время границы этого возраста устанавливаются с 6 - 7 до 9 - 10 лет. В этом возрасте продолжается дальнейшее формирование организма (опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, легочной и иммунной систем и т.д.). Ребенок быстро растет, увеличивается масса его тела, возрастает интенсивность обменных процессов. Активно развивается мозг - формируются новые психические функции, обеспечивающие возможность осуществления учебной деятельности - ведущей в этом возрасте (произвольная регуляция поведения, рефлексия, способность удерживать внимание и т.д.). В этом возрасте особое значение приобретает вопрос организации правильного питания. Оно является одним из важнейших условий сохранения здоровья школьника, обеспечивает его организм необходимой для роста и развития энергией и пластическим материалом. Недостаточное, нерациональное питание в младшем школьном возрасте приводит к отставанию в весе и росте, физическом и психическом развитии, и, как считают специалисты, последствия этого после 13 лет уже не могут быть скорректированы за счет совершенствования рациона. Хотя в питании ребенка младшего школьного возраста используются те же продукты, что и в питании взрослого человека, количественный их набор, качественное соотношение и режим питания имеет существенные отличия.

Так, традиционная формула, показывающая соотношение белков, жиров и углеводов, в которых нуждается взрослый человек 1:1:4, у ребенка имеет вид 1:1:5, поскольку из-за высокой интенсивности обменных процессов он нуждается в гораздо большем количестве энергии. Обязательное условие нормального физического развития ребенка - поступление с пищей животных белков.

Вегетарианство, допустимое для взрослого человека, абсолютно неприемлемо для детей, так как белковое голодание приводит к нарушениям физического и умственного развития.

В 9 лет у девочек и в 10 лет у мальчиков наблюдается напряжение желудочного пищеварения. Связано это с гормональными перестройками, происходящими в организме, и может проявляться в форме расстройства работы желудка. Это необходимо учитывать родителям и, по возможности, не давать детям грубую, тяжелую для переваривания пищу (жирную, пережаренную), а также пищу, содержащую много острых приправ, очень кислую и соленую..

Обычно для младшего школьника необходимо 4 или 5 приемов пищи. Типовые режимы питания могут меняться в зависимости от образа жизни ребенка, организации его учебной, спортивной и т.д. нагрузок. Однако надо всегда стремиться к тому, чтобы у ребенка выработалась привычка приема пищи в строго определенные часы.

Для организации рационального питания важно также учитывать многие факторы - национальные традиции питания, климатические, сезонные, экологические условия жизни.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В школьный период у ребенка происходит интенсивный рост организма, сопоставимый с темпами развития человека первого года жизни.

Развиваются все основные системы: опорно-двигательная (особенно скелет), идет увеличение мышечной массы (с учетом половых особенностей), сердечно-сосудистая и нервная системы, а также идет радикальная гормональная перестройка организма, связанная с половым созревание подростка. Рациональное питание является гарантом успешного физического, психического и умственного развития современных школьников.

Поэтому питание школьников 7 – 16 лет имеет свои особенности. Школьник должен получать такое количество пищи, которое не только компенсировало бы все энергетические затраты организма, но и обеспечивало бы его правильный рост и развитие. Эти затраты пополняются за счет белков, жиров и углеводов.

Рациональное питание - это питание, удовлетворяющее физиологические потребности человека в энергии и пищевых веществах и обеспечивающее поддержание здоровья, хорошего самочувствия, высокой работоспособности, способности к обучению, устойчивости к действию инфекций, токсинов и других неблагоприятных факторов внешней среды.

Необходимо максимальное разнообразие рациона.

В рацион детей школьного возраста должны входить все группы пищевых продуктов: зерновые (крупы, хлеб, хлебобулочные и макаронные изделия), молочные (молоко, кисломолочные продукты – творог, кефир, сыры), фрукты, овощи, бобовые, мясо и мясопродукты, птица, рыба и рыбопродукты, пищевые жиры.

Предотвращению рецидивов хронических заболеваний ЖКТ и с профилактической целью назначают диетотерапию. Одним из основных принципов лечебного питания при заболеваниях кишечника является принцип щажения желудочно-кишечного тракта.

При построении диетических рационов обязательно учитываются клинические проявления, стадия заболевания, индивидуальная переносимость пищевых продуктов.

В ходе исследования подтвердилась гипотеза о том, что заболевания ЖКТ возникают у обучающихся в результате неправильного-нерационального и несбалансированного питания.

Происходит нарушение частоты приема пищи, нерегулярность приема. У большинства детей питание несбалансированное, отсутствуют в меню овощи и фрукты. Чаще всего это дети из неблагополучных семей.

Наследственные заболевания ЖКТ имеют небольшой процент и поэтому их влияние на развитие патологии ЖКТ незначительно.

В результате анализа литературных источников, проведенного анкетирования, работы со статистическими данными, работы с медицинской документацией, можно сделать следующие выводы:

1. В детском возрасте даже незначительные нарушения функций желудочно-кишечного тракта могут неблагоприятно влиять на рост и развитие ребенка, возникновение функциональных нарушений в работе ЖКТ.

В группу риска развития патологии ЖКТ попадают дети, не соблюдающие режим питания и сбалансированность белков, жиров и углеводов(1:1:4)

2. Анализ полученных данных в результате анкетирования выявил, что почти половина исследуемых школьников имеют жалобы диспепсического характера и это связано с перекусами (чипсы, фастфуд, лапша быстрого приготовления и т.д) и позволяет предположить наличие у них нарушений функции ЖКТ (6% детей страдали от диспепсии ежедневно при длительности заболевания 1 год и более, и только 4% обращались к гастроэнтерологу, были обследованы в условиях детского гастроэнтерологического отделения, получали и продолжают получать адекватную терапию).

3. Основными факторами, влияющими на развитие патологии ЖКТ являются:

- не соблюдающие режим питания,

- качественное изменение рациона питания и сбалансированности белков, жиров и углеводов(1:1:4);

- «перекусы» и употребление «пакетированной» пищи, газированных напитков и фаст-фуда;

-сухоедение

- однообразное питание («по привычке»).

4. Для профилактики патологии ЖКТ у подростков важно:

- формирование навыков ЗОЖ (принципы здорового питания);

- проведение профосмотров в школах, своевременная диспансеризация и обследование у специалиста-гастроэнтеролога.

5.Родителям и педагогам необходимо взаимодействовать по вопросам питания детей в школе и дома,необходимо организовывать горячее питание для школьников 1-х и 2-х смен (завтраки и обеды).

6. Формирование навыков здорового питания и здорового образа жизни в детском возрасте – залог здоровья работоспособного населения страны, его будущего.

Для проведения санпросвет работы в школе среди родителей и школьников по формированию навыков здорового питания мною были разработаны:

- памятка «Рациональное питание школьника» и

- памятка для родителей «Правила здорового питания».

(Приложение 5).

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Зигангареева Г.Г. Современные проблемы медицинской науки и практики. - Ярославль: МедБук, 2013 г. - 13-14 с.

2. Куваровский Н.Н. Качественные профилактические осмотры учащихся как основа мониторинга «Среда образовательного учреждения - школьные болезни». - Санкт-Петербург: Вектор, 2014 г. - 102 с.

3. Луценко В.Р. Состояние здоровья детей и подростков в современных условиях и роль факторов жизнедеятельности в его формировании. - Москва: Медицина, 2013 г. - 93 с.

4. Островская Л.В. Диагностика заболеваний органов пищеварения при диспансеризации детей школьного возраста. - Санкт-Петербург: Книжный Дом, 2009 г. - 360 с.

5. Пирогова М.Л. Эпидемиологические аспекты патологии органов пищеварения в молодом возрасте. - Москва: Медицина, 2013 г. - 93 с.

6. Сухарева Л.М. Мониторинг состояния здоровья детей и подростков. - Москва: Медицина, 2013 г. - 93 с.

7. Информационные источники: www.medstatist.ru.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Пищевые добавки

Вещество Код Влияние на организм
Бензоат натрия Е211 Ракообразующий. Способствует возникновению онкологических заболеваний.
Глутомат натрия Е621 Запрещен к использованию в детском питании
Тартразин Е102 Вызывает приступа астмы.Запрещен в ряде стран. Опасный
Аспартам Е951 Огромное

Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.135 с.