Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Особенности технологии развития критического мышления.

2017-11-17 1921
Особенности технологии развития критического мышления. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Критическое мышление — это способность ставить новые, полные смысла вопросы; вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы; принимать независимые продуманные решения.

Д. Клустер предлагает пять пунктов, определяющих данное понятие.

Во-первых, критическое мышление есть мышление самостоятельное. Никто не может думать критически за нас, мы делаем это исключительно для самих себя. При этом ученики должны иметь достаточно свободы, чтобы думать собственной головой и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы. Критическое мышление не обязано быть совершенно оригинальным: мы вправе принять идею или убеждение другого человека как свои собственные. Нам даже приятно соглашаться с чужим мнением – это словно подтверждает нашу правоту. Самостоятельность, таким образом, есть первая и, возможно, важнейшая характеристика критического мышления.

Во-вторых, информация и знания являются отправным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически. В своей познавательной деятельности ученики подвергают каждый новый факт критическому обдумыванию. Именно благодаря критическому мышлению традиционный процесс познания обретает индивидуальность и становится осмысленным, непрерывным и продуктивным.

В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. Мы с вами чаще привыкли наблюдать стремление узнать что-то новое у учащихся младших классов, чем у старшеклассников – это, как уже отмечено было выше, воздействие школьного образования на детские умы. Надо заменить традиционное «накопительное» образование – когда головы учеников служат своеобразной «копилкой», на которые учителя кладут знания, – на образование «проблемно-постановочное», когда ученики занимаются реальными, взятыми из жизни проблемами. Учение будет успешнее, если ученики будут формулировать проблемы – в том числе экономические, общественные и политические – на основе собственного жизненного опыта и затем решать их, используя при этом все возможности, которые предоставляет ему школа.

В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами. Он старается доказать, что выбранное им решение логичнее и рациональнее прочих.

Аргументация выигрывает, если ученик учитывает существование возможных контраргументов, которые либо оспариваются, либо признаются допустимыми. Признание иных точек зрения только усиливает аргументацию.

И, наконец, в-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими. Когда мы спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и обмениваемся мнениями с другими людьми, мы уточняем и углубляем свою собственную позицию. Поэтому применяя технологию критического мышления, надо активно использовать в учебной и внеурочной деятельности всевозможные виды парной и групповой работы, включая проведение дебатов, дискуссий и круглых столов, а также проведение ролевых и деловых игр.

Таким образом, актуальность данной системы обучения состоит в том, что учащиеся включаются в активную и эффективную учебно-познавательную деятельность. Обучение, со стороны ученика, носит уже субъективный осознанный характер. Принципиально меняется и роль учителя в учебном процессе. Учитель, работающий в русле критического мышления, уделяет большое внимание выработке качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, умению слушать других, ответственности за собственную точку зрения. Таким образом, педагогу дается возможность приблизить учебный процесс к реальной жизни, протекающей за стенами классной комнаты.

Данная система обучения гарантирует ученику освоение стандарта образования и продвижение на более высокий уровень обучения. Ученик имеет возможность самореализовываться и это способствует мотивации к учению.

Нужно отметить, что построение учебного процесса на основе технологии развития критического мышления принадлежит будущее. В перспективе, возможно, данные технологии вытеснят традиционную малоактивную систему обучения.

Пришло время изменить подход к обучению, в центре которого должен стоять не учитель, а сам ученик. Только грамотное использование различных способов обучения позволит создать условия, которые будут побуждать самих школьников к получению знаний. ТРКМ является общепедагогической, надпредметной [4], поэтому ее целесообразно применять у урочной и внеурочной деятельности.

Но можно ли научиться мыслить более эффективно? Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление – значит развивать умение думать, а значить ребенку, как личности, надо сформировать и развить в себе ряд качеств:

Особенности технологии развития критического мышления:

Ø Технология критического мышления предполагает равные партнерские отношения, как в плане общения, так и в плане конструирования знания, рождающегося в процессе обучения.

Ø Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.

Практическое осуществление идей опыта связано с прохождением следующих этапов:

· изучение методической литературы по данной технологии;

· выстраивание курсов истории, на основе технологии развития критического мышления;

· проектирование и апробирование уроков истории, экономике и праву с использованием приемов технологии развития критического мышления

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Стадия (фаза) Деятельность учителя. Задачи данной фазы Деятельность учащихся Возможные приемы и методы
Стадия вызова Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы. Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ. Составление списка известной информации, рассказ - предположение по ключевым словам; систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы; верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки и т.д.
Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведется индивидуально – парами – группами.  
Стадия осмысления (реализации).   Стадия (фаза) Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому»     Деятельность учителя. Задачи данной фазы Ученик читает текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере Деятельность учащихся   осмысления новой информации Методы активного чтения: – маркировка с использованием значков «v», «+», «-», «?» (по мере чтения ставятся на полях справа); – поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы.     Возможные приемы и методы
Непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведется индивидуально - парами-группами.
Стадия рефлексии Вернуть учащихся к первоначальным записям- предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации. Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления – Заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации; – возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям; – ответы на поставленные вопросы; – организация устных и письменных круглых столов; – организация различных видов дискуссий; – написание творческих работ: пятистишия-синквейны, эссе; – исследования по отдельным вопросам темы и т.д.
Творческая переработка, анализ, интерпретация изученной информации, работа ведется индивидуально – в парах – группах

 

В процессе работы по данной технологии, мною апробирован алгоритм – отправные этапы развития критического мышления:
1. Необходимо определить целевую установку данной познавательной деятельности? Ученик должен обозначить, что какой продукт он желает получить, определить способы, средства и пути достижения цели.
2. Определить что уже известно, первичные знания о продукте исследования. Это отправной пункт направленного или критического мышления. Наметить главные источники нахождения недостающей информации.
3. Что делать? Какие навыки мышления позволяют достичь поставленной цели? Знание того, как добраться от начальной до конечной точки маршрута, — движущая сила критического мышления. Здесь как раз и предполагается использование сформированных ранее интеллектуальных умений.
4. Сравнить полученный результат с желаемым продуктом. Достигнута ли поставленная цель? Точность при выполнении заданий является решающим фактором успеха. Имеет ли смысл принятое решение? Для чего?

Предложенные материалы могут быть использованы на уроках истории, экономики и права, как в рамках программы, так и на внеклассных мероприятиях. Некоторые приемы можно использовать при изучении обзорных тем, другие с высокой степенью результативности при работе с историческими документами, нормативно-правовой документацией, статистическими данными и т. д.

Так же эту технологию рекомендую применять и на уроках обобщения, при конспектировании лекций. На таких уроках используется карта деятельности ученика, которая позволяет проследить продвижение ребенка в этой теме, а так же включает всех в деятельность.

Приемов ТРКМ очень много. Но, определив наиболее эффективные, используя их в системе, я достигла следующих результатов:

- повысился уровень мотивации к изучаемым предметам;

- учащиеся показывают высокий уровень знаний на итоговой аттестации, при дальнейшем обучении в ВУЗах;

- умеют четко аргументировать свою позицию, отстаивать свою точку зрения;

- сформированы навыки работать с историческими документами.

Работу по использованию приемов ТРКМ планирую организовать и с младшими школьниками, в рамках учебного курса «Основы религиозной культуры и светской этики» и на родительских собраний.

К сожалению, не разработана система диагностики. Отслеживать результаты можно только путем наблюдения. Я использую карту деятельности ученика, которая состоит из нескольких блоков: 1)целеполагание; 2)шаги постижения текста; 3)рефлексия.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.067 с.