Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Топ:
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Дисциплины:
2017-11-17 | 465 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Работа с информацией - главное содержание обучения, а это означает освоение навыков работы с любой информацией, с разнородными, противоречивыми данными, формирование навыков самостоятельного критического, а не репродуктивного типа мышления. В первую очередь это относится к обучению работе в сети Интернет и целенаправленной обработке больших объёмов информации.
Интернет не самая благоприятная среда образования для наших учащихся. Наши ученики окружены информацией и техническими средствами для ее получения, но в целом использование информации носит развлекательный характер. Тяга к Интернету определяется подростковой модой, интерес проявляется к эстрадным исполнителям, Flash-анимации, «зависанию» в чате. Но постепенно информация из сети становится привлекательна тем, что дает возможность удовлетворить конкретные информационные интересы, а не впитывать то, что навязывается. Поэтому я считаю главной целью обучения не приёмы работы в сети, которые ученик так или иначе осваивает сам, а умение критически использовать информационные ресурсы Интернета.
Исходя из этого, при подготовке к занятиям я определила некий круг проблем, а в дальнейшем, когда ученики стали к этому готовы, помогла им сформулировать эти проблемы самостоятельно. Занятия проводились целенаправленно и активно, но в основном в форме самостоятельной работы и свободного обсуждения, так как у каждого их учеников были свои цели поиска. Результаты поиска должны были послужить базой для подготовки предметной работы – сообщения или реферата. Все этапы занятий предлагались по мере возникновения интереса к проблемам, а не навязывались темпом программы. Мышление может быть критическим только тогда, когда оно носит индивидуальный характер. Ученики должны иметь достаточно свободы, чтобы думать собственной головой и самостоятельно решать даже сложные вопросы.
|
Первоначальные представления учащихся об Интернете были довольно расплывчаты, процесс поиска носил стихийный характер, просматривалось все подряд, ученики пробовали различные поисковые системы. Так учащиеся столкнулись с проблемой отбора нужной информации среди огромного количества ссылок в условиях ограниченного времени.
У учащихся необходимо вырабатывать общую технологию поиска:
· Определить тему поиска и формализовать её, выразив запрос ясно и кратко.
· Записать ограничения для поиска, чтобы избавить себя от ненужных ссылок, но и не пропустить важное.
· Использовать структуру сложного запроса, учитывая особенности выбранного поисковика.
· Просмотреть документ целиком, затем ближайшие ссылки по заданной теме.
Необходимо научить целенаправленному и быстрому поиску информации различными способами, используя разные поисковыми системы и каталоги, разъяснялись частные приемы работы.
На следующем этапе встаёт новая проблема – проблема качества найденной информации, а также проблема формирования сознательной оценка этой информации. Учащиеся должны знать на практике, что большинство информации в сети Интернет не проходит научного отбора: найденные страницы могут быть написаны экспертами по данной проблеме, а могут быть вставлены простыми пользователями сети с высказыванием собственного мнения и без учёта фактов. Сайты не дают данных о своих создателях: неизвестно, кто несёт ответственность за содержание сайта.
Найдя нужную информацию ученик должен был зафиксировать не только название статьи, но и адрес сайта, его название, выяснить автора и разработчика (это могли быть академические учреждения, общественные организации или частные лица).
К сожалению, нет чёткого определения, что такое приемлемая информация, и как она должна быть представлена на сайте. Вместе с учениками мы определили для себя, как провести оценку сайта и его содержания. Так как многие ученики попробовали свои силы в создании своих страничек в Интернете, то они отметили в первую очередь технические характеристики сайта: удобство и согласованность навигационных механизмов, скорость загрузки, работу ссылок и регулярность обновления.
|
Накопив опыт, ученики стали обращать внимание на направленность сайта. Кому сайт адресован - специалистам, потенциальным клиентам или просто сделан для друзей? Какие цели преследует автор – образовательные, новостные или рекламные? Пытается ли создатель сайта убедить в чём-то? После этого можно было оценивать, подходит информация сайта ли нет. Мы определились, что в пользу сайта говорят:
· Содержательность первой страницы;
· Научная, образовательная или публицистическая направленность;
· Наличие научных статей на сайте;
· Обеспеченность цитат и библиографии гиперссылками;
· Отсутствие грамматических ошибок.
Наши критерии отбора информации мы выработали во время дискуссии, объявленной на форуме школьного сайта.
Вообще наши ученики очень активно участвуют в дискуссиях и с ними можно обсуждать многие серьёзные темы. Поскольку наша дискуссия проходила не только в «вольном» Интернете, каждое высказывание должно было быть аргументировано. Но продуктивный обмена мнениями требовал одновременно и ответственности за собственную точку зрения, и внимания к чужому мнению. Критическое мышление не обязано быть совершенно оригинальным, и мы вправе принять идею или убеждение другого человека как свои собственные. Критически мыслящий человек не так уж редко разделяет чью-то точку зрения. (Здесь хочу отметить умение наших детей воспринимать чужое мнение.)
Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими. Когда мы спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и обмениваемся мнениями с другими людьми, мы уточняем и углубляем свою собственную позицию. Поэтому нет никакого противоречия в том, что одна сторона критического мышления говорит о его независимости, а другая подчеркивает его социальные параметры.
Социальный аспект критического мышления может воплощаться в различных видах учебной деятельности, но наилучшим из них является, как мне кажется, письменная работа, как для учащихся, так и для учителя. На письме процесс мышления становится видимым. Пишущий всегда активен, он всегда мыслит самостоятельно и пользуется при этом всем имеющимся у него багажом знаний, выстраивает определённую аргументацию для подкрепления своего мнения. Кроме того, она по природе своей носит социальный характер, так как пишущий всегда ориентируется на читателя.
|
Еще одно важное свойство письменного текста – его высокое качество по сравнению с устными вариантами. Каждый, кто сталкивается с ситуацией, когда приходилось подбирать слова, понимает, что письменная представленность текста – условие для оттачивания мысли. В письменном тексте каждое слово имеет точный смысл и стоит на своем месте.
Кроме того, умение четко выражать свои мысли в Интернете, в офисной сети и в других интерактивных средствах общения приобрело особую роль. Исследования психологов показали, что пользователи читают с экрана совершенно иначе, чем с печатного листа. Следовательно, надо было обучать тому, как писать именно для Интернета, а не просто, как составить документ.
Поэтому я предложила учащимся нашей школы совместно с учащимися МБОУ «СОШ им. М.М.Рудченко с. Перелюб» поучаствовать в образовательном проекте Летописи.ру (www.letopisi.ru). Это общенациональный образовательный проект с международным участием. Сайт построен на социальном сервисе Web 2.0 Вики-Вики, его содержание практически полностью контролируют пользователи. Проект предполагает коллективное написание и редактирование статей.
Работа включала в себя обсуждение тем, собственно написание, доработку, редактирование и «публикацию», т.е. обнародование получившегося текста. Уважался и приветствовался личный вклад каждого ученика. Для учеников было ценно, что учитель относится к их работе с интересом, и что сами они получили возможность поделиться своими мыслями с одноклассниками, родителями и даже с людьми, которых они совсем не знают.
Освоив алгоритмы и особенности построения статей в Летописи, некоторые учащиеся захотели поучаствовать и в создании энциклопедии, самостоятельно попробовали править статьи Википедии (ru.wikipedia.org). Это проект международного уровня, наши ученики не однажды обращались к материалам этой энциклопедии, поэтому участвовать самим в редактировании статей было для них очень значимо.
Так, используя технологию формирования критического мышления и новые информационные технологии, удалось значительно приблизить учебный процесс к реальной жизни, протекающей за стенами класса. Кроме того, традиционный процесс обучения стал для каждого учащегося осмысленным, целенаправленным и продуктивным.
При обучении работе в Интернет-сервисах важно было выстроить процесс поэтапно, что позволило чётко определить достигнутые результаты, в том числе навыки и умения. Фиксируя результаты проведения каждого этапа, я получала информацию как для анализа знаний учащихся, а, следовательно, для их оценивания, так и для коррекции методики обучения.
|
|
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!