Тема 3 Организация как объект управления — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Тема 3 Организация как объект управления



 

Организация удесятеряет силы.

В. Ленин

Цели:

В этой теме рассматривается объект управления – организация. После изучения темы вы сможете:

¨ дать определение организации как объекта управления;

¨ классифицировать организации по различным признакам;

¨ выделять и анализировать внутренние переменные организации.

 

Структура лекции

1. Понятие организации как объекта управления, классификация организаций. Системный подход к определению организации.

2. Общие признаки организаций.

3. Внутренняя среда организации.

4. Внешняя среда организации

 

1. Организацией является экономическая единица, обладающая определенными границами и функционирующая для достижения цели или совокупности целей, разделяемых членами-участниками. Главной функцией организации является преобразование с помощью различных технологий имеющиеся ресурсы в требуемые конечные результаты.

Различают формальные и неформальные организации. Формальные – это те организации, которые созданы по воле людей, по предварительной договоренности. Формальные организации возглавляются руководителями (назначенными или избранными).Неформальные организации возникают стихийно, когда люди вступают друг с другом в регулярное взаимодействие для достижения определенных целей.

Организации могут быть классифицированы по ряду признаков:

- По целям деятельности организации делятся на коммерческие и некоммерческие;

- По характеру деятельностиорганизации могут быть общественные и хозяйственные;

- По организационно-правовым формам деятельностиакционерные общества, товарищества, производственные кооперативы и т.д.

- В зависимости от формы собственностиразличают предприятия государственной, муниципальной, частной собственности;

- По отраслевой принадлежностиразличают промышленные, транспортные, сельскохозяйственные, торговые организации.

Современная организация представляет собой сложную систему, которая не может рассматриваться как сумма составляющих ее частей. Сложная система – это обособленная совокупность взаимосвязанных элементов, которая обладает новыми качествами, отсутствующими у образующих ее элементов. При анализе сложной системы необходимо ее изучение в целом, во всей совокупности связей.

Сложные системы характеризуются следующими наиболее важными признаками:

- Наличием единой цели функционирования;

- наличием нескольких уровней управления, иерархически связанных;



- наличием подсистем, каждая из которых имеет цель функционирования, подчиненную общей цели функционирования всей системы;

- устойчивостью к воздействию внешних факторов.

В зависимости от природы элементов в организации (на предприятии) можно выделить следующие подсистемы (рис. 5).

 

 
 


                       
         
   
 
 
 

 

 


Рисунок 5 Подсистемы предприятия

 

2. Все организации отличаются друг от друга по различным аспектам, однако вместе с тем, можно выделить общие для всех организаций характеристики (рис 6).

 

 

 


Рисунок 6 Общие характеристики организации

 

Ресурсы. Организации для достижения своих целей используют различные ресурсы, в обобщенном виде они представлены на рисунке 7. Главная задача организации в области использования ресурсов – достижение целей при минимуме затрат и максимуме эффективности.

 

 

 


Рисунок 7 Ресурсы организации

 

Зависимость от внешней среды. Одной из самых главных черт организации является е взаимосвязь с внешней средой, откуда она пополняет свои ресурсы и где сбывает произведенные блага или оказывает услуги.

Внешняя среда по отношению к организации представляет собой множество взаимосвязанных факторов, которые оказывают влияние на все, что происходит внутри организации. Это и экономические условия, и потребители, и конкурирующие организации, и технология, и множество других факторов. Внешняя среда находится за пределами досягаемости менеджмента данной организации, но организация полностью зависит от внешнего окружения.

Разделением труда является качественное разграничение и обособление различных его видов, закрепляемых за теми субъектами, которые могут их выполнить наиболее успешно. Разделение труда является основой специализации деятельности, т.е. выполнение работниками отдельных видов работ, операций и процедур.



Горизонтальное разделение труда – это распределение работы по профессиональному признаку между участниками трудового процесса, это разделение всей работы на составляющие компоненты. По горизонтали труд подразделяется, как правило, по функциональному, товарно-отраслевому и квалификационному признакам.

Вертикальное разделение труда существует между руководителями и исполнителями, это отделение работы по координированию действий от самих действий. Вертикальное разделение труда образует иерархию, т.е. подчиненность одних звеньев организации другим.

В укрупненном плане вертикальное разделение труда осуществляется по следующим направлениям:

- общее руководство;

- технологическое руководство;

- экономическое руководство;

- оперативное управление;

- управление персоналом.

Наличие подразделений. В очень маленьких организациях горизонтальное разделение труда не прослеживается: различные виды работ могут выполняться попеременно немногочисленным штатом предприятия. В сложных организациях при помощи горизонтального разделения труда создаются подразделения, за которыми закрепляются только им присущие задачи и которые добиваются только им присущих целей. Они носят названия отделов или служб.

Необходимость управления. Система управления является важнейшей характеристикой организации. Она предполагает наличие и функционирование руководителей, каналов для передачи информации и деятельность по подготовке и принятию управленческих решений.

 

3. Деятельность каждой организации происходит в конкретной обстановке, определяющей вид данной организации и порядок ее функционирования. Эту обстановку можно условно разделить на две части: внутренние и внешние переменные.

Внутренние переменные характеризуются внутренней средой организации, важнейшими элементами которой являются цели, задачи, структура, технологии и персонал. Эти переменные являются результатом управленческих решений и определяют, насколько эффективна, будет данная организация по сравнению с другими.

Цель управления отражает желаемое состояние объекта управления, количественное и качественное описание желаемого результата.

Структура организации – взаимоотношение уровней управления или функциональных областей, позволяющее наиболее эффективно достигать целей организации. Образование структуры – это следствие разделения труда между специалистами разных его видов.

Задачи – предписанная работа, которая должна быть выполнена установленным способом в заранее оговоренные сроки. Осуществляя структурирование организации и принимая решение о создании структурных подразделений, менеджер вместе с тем определяет число рабочих мест в каждом структурном подразделении и описывает функции, которые должен осуществлять претендент на занятие рабочего места, по сути – это детализированное разложение каждой из поставленных перед организацией целей на отдельные составные элементы и закрепление необходимости каждого элемента за отдельным подразделением (или работником) организации в форме постановки перед ним задач.

Выделение рабочих мест в каждом структурном подразделении осуществляется через разработку штатного расписания.

Задачи закрепляются за должностными, а не за конкретными лицами.

Технология – это способ наиболее эффективного пути достижения цели. Технология производства рассматривается как средство преобразования ресурсов в товары, продукты, услуги. Существует множество подходов к выделению различных типов технологий, согласно Джоан Вудворд, британской исследовательницы, все технологии производственных фирм можно разбить на три категории:

1. Единичное, мелкосерийное или индивидуальное производство.

2. Массовое или крупносерийное производство.

3. Непрерывное производство.

Социолог и теоретик организаций Джеймс Томпсон разработал для классификации технологий свою систему, которая включает:

1. Многозвенные технологии.

2. Посреднические технологии.

3. Интенсивные технологии.

Люди – наиболее значимый элемент организации. При анализе данной переменной необходимо учитывать уровень компетенции и профессиональной квалификации как руководства, так и рядовых сотрудников.

 

4. В рамках каждой организации существуют ограничения, сужающие возможности выбора менеджером того или иного варианта решения. Они обусловлены внешней средой и организационной культурой. Культура организации и внешняя среда «работают» против менеджера, значительно ограничивая свободу действий менеджеров (см. рис. 8).

 

 
 

 


Рисунок 8 Ограничивающие факторы в деятельности

управленческого персонала

Любая организация находится и функционирует во внешней среде, которая является источником ресурсов для организации. В свою очередь сама организация направляет результаты своей деятельности во внешнюю среду. Организация и внешняя среда находятся в постоянной взаимосвязи и взаимодействии.

Внешняя среда представляет собой совокупность субъектов и сил (факторов), активно действующих и влияющих на положение и перспективы фирмы, на эффективность менеджмента.

Внешняя среда характеризуется сложностью, подвижностью, неопределенностью и взаимозависимостью факторов.

Основная часть усилий менеджера по сбору информации посвящена изучению среды и ее составляющих. Один из способов определения внешнего окружения и облегчения учета его влияния на организацию состоит в разделении внешних факторов на факторы общего внешнего окружения (факторы макроокружения, среду косвенного воздействия) и факторы прямого воздействия (факторы микросреды).

Факторы макроокружения, создающие условия среды нахождения организации:

1) экономические, характеризующие состояние экономики страны (величина ВВП, темпы инфляции, уровень безработицы, природные ресурсы, величина заработной платы и т.п.)

2) политические, определяющие направление и методы развития общества (главенствующая политическая идеология, стабильность правительства, сила оппозиции);

3) социальные явления и процессы (отношение людей к труду и качеству жизни, ценности, традиции и национальные особенности, демографическая структура общества, уровень образования и т.п.);

4) технологические, определяемые развитием научно-технического прогресса (научно-технические разработки, инновации и т.д.);

5) отношения с местным населением. Многие организации прилагают целенаправленные усилия для поддержания хороших отношений с местным населением, в среде которого они функционируют. Эти усилия могут выражаться в форме финансирования школ, благотворительной деятельности или поддержке талантливой молодежи.

Среда прямого воздействия включает факторы, непосредственно влияющие на достижение организацией своей цели, к ним относят:

1) потребителей. Изучение потребителей позволяет организации выяснить какой продукт, в каком объеме будет наиболее востребован, насколько широк круг покупателей и есть ли возможность расширения производства и сбыта продукции, конкурентоспособность продукции;

2) поставщики. Изучение деятельности и потенциала поставщиков позволяет организации обеспечить эффективность своей работы, снизить вероятность возникновения зависимости от недобросовестных поставщиков, обеспечить необходимый уровень себестоимости и качества продукции;

3) конкуренты. С ними организация борется за ресурсы, рынки сбыта. Важно учитывать успехи как внутриотраслевых конкурентов, так и конкурентов производящих замещающую продукцию.

4) рынок рабочей силы обеспечивает организацию кадрами необходимой специальности и квалификации, уровня образования и т.д.

5) законы и государственные органы. Совокупность законов и других нормативных актов, устанавливающих правовые нормы и рамки отношений, а также их практическая реализация органами государственной власти (позволяет определить допустимые границы действий и взаимоотношений с другими субъектами);

 

Литература:

1. Абчук В.А. Менеджмент: Уч. пособие. 2-е издание. – СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2004 – 463с.

2. Веснин В.Р. Менеджмент: учебник – 2 Вершигора Е.Е. Менеджмент. Учебное пособие. – М.: ИНФРА, 2002. –283с.

3. Бусыгин А.В. Эффективный менеджмент: Учебник. М.: Издательство «Финпресс», 2000.–1056с

4. Основы менеджмента / Под ред. А.Ахметова К.Г., Е.Н. Сагандиков и др. Актобе – Уральск: А - Полиграфия, 2005-436с.

5. Мардас А.Н., Мардас О.А. организационный менеджмент: Учебник. – СПб.: Питер, 2003. – 336с.

 

Контрольные вопросы:

1. Объясните, что такое организация. С помощью каких признаков можно дать описание организаций?

2. Перечислите факторы, образующие внутреннюю среду организации и раскройте их особенности применительно к конкретной организации.

3. Объясните, почему руководство обязано учитывать взаимосвязь внутренних переменных?

4. Каковы основные элементы внешней среды?

5. Выделите различия между средой прямого воздействия и средой косвенного воздействия.

6. Объясните, что такое организационная культура и как она возникает.

7. Перечислите особенности взаимодействия менеджмента и культуры.

 






Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...





© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.014 с.