Тема 1 Теоретические и методологические основы менеджмента — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Тема 1 Теоретические и методологические основы менеджмента

2017-10-21 967
Тема 1 Теоретические и методологические основы менеджмента 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема 1 Теоретические и методологические основы менеджмента

Самое трудное искусство –

это искусство управлять.

М. Вебер.

 

Цели:

После изучения темы вы сможете:

¨ объяснить понятие термина «управление» и раскрыть содержание основных его видов;

¨ дать определение менеджмента с позиций различных подходов;

¨ сформулировать основные принципы менеджмента;

¨ изучить содержание системы методов управления.

 

Структура лекции

1. Понятие управления. Система и виды управления.

2. Сущность и содержание понятия «менеджмент».

3. Принципы менеджмента.

 

1. В основе понятия «менеджмент» лежит английский глагол «to manage», что в переводе на русский язык означает управлять и происходит от латинского слова «manus» – рука. Первоначально оно относилось к сфере управления животными и обозначало – искусство управлять лошадьми. Позже это слово перенесли в сферу человеческой деятельности и стали обозначать область науки и практики управления людьми и организациями. Тем не менее, английское понятие «менеджмент» и русское «управление» это не синонимы.

Управление представляет собой целенаправленную координацию и организацию какого- либо объекта, данный термин Управление обеспечивает упорядоченность, целостность, нормальное функционирование и развитие системы. Управление разнообразно и его принято разбивать на следующие классы:

- Техническое (управление в неживой природе), к нему относят управление рукотворными объектами;

- биологическое (управление живыми организмами);

- социальное управление, объектом которого являются люди, их отношения, поведение.

Социальное управление реализуется в трех основных сферах деятельности:

- Политической, в органах исполнительной власти на государственном и муниципальном уровне. Главная задача в данной сфере обеспечить управление государственными субъектами в условиях рыночной экономики и гражданского демократического общества.

- Социо-культурной (духовной), в учреждениях образования, культуры, здравоохранения, а также в организациях управляющих социальными процессами (занятость населения, миграция, формирование доходов и т. п.). Главная задача управления здесь – достижение установленных целей этих учреждений и организаций.

- Экономической (сфере материального производства). Главным объектом экономического управления является коммерческое предприятие.

В рамках изучаемого курса будет подробно рассмотрена именно вторая и третья сферы приложения менеджмента, для которых характерно управление коммерческими и некоммерческими предприятиями и учреждениями, имеющими целью извлечение прибыли и решение уставных задач соответственно.

 

2. Управление деятельностью предприятий предполагает управление экономической деятельностью и людьми. Управление экономической деятельностью – это планирование, экономическая постановка производственных задач, контроль за выполнением заданий и т.д. Управление людьми – это обеспечение сотрудничества между членами коллектива, обучение, развитие, мотивация персонала и т.д. Управление деятельностью организаций и людьми составляет основу менеджмента (рис.1).

 

 

 


Рисунок 1 Взаимосвязь понятий «управление» и «менеджмент»

 

Т.о. менеджмент в узком смысле можно определить как хозяйственное управление, необходимое в рыночных условиях, основной целью которого является достижение эффективности. Эффективность – основной элемент менеджмента. Если управленческая деятельность полностью или частично решает поставленную задачу, воплощается в желаемом результате, причем обеспечивает его достижение на основе оптимального использования имеющихся ресурсов, то она считается эффективной. Этот показатель включает результативность и экономичность. Экономичность отражает соотношение между полученным результатом и затратами. Однако экономичность необходимое, но недостаточное условие успешной работы организации. Управленческий персонал должен стремиться к тому, чтобы в результате деятельности организации были достигнуты поставленные перед ней цели; т.е. к результативности.

Понятие менеджмента многогранно и ему дается довольно широкая трактовка. В целых систематизации можно выделить следующие подходы к определению понятия «менеджмент»:

1) Наука и искусство управления

2) Вид деятельности

3) Процесс

4) Орган управления

5) Категория людей.

Современный менеджмент как наука и практическая деятельность представляет разветвленную и достаточно сложную систему знаний. Для облегчения ориентировки в этойсистеме целесообразно рассматривать менеджмент по кругу рассматриваемых вопросов и объектам управления (см. рис. 2).

 

 

  Общий     Специальный (по объектам управления)
Предмет. Метод. Терминология. История развития.     Организационный менеджмент. Производственный менеджмент. Финансовый менеджмент. Стратегический менеджмент. Инновационный менеджмент. Управление персоналом. Риск-менеджмент. Маркетинг-менеджмент.

Рисунок 2 Виды менеджмента

 

3. Менеджмент, как и любая другая деятельность, осуществляется в соответствие с определенными принципами. Принципы менеджмента – руководящие правила, определяющие основные требования к системе, структуре и организации управления. Они подразделяются на общие и частные.

Общие принципы имеют универсальный характер и воздействуют на все сферы управления и на все отрасли хозяйства. К таким принципам можно отнести: научность, оптимальное сочетание централизации и децентрализации управления, целенаправленность, ответственность, системность и комплексность.

Частные принципы имеют локальный характер и регулируют лишь отдельные управленческие процессы и стороны управления.

 

4. Слово «метод» в переводе с греческого означает способ достижения цепи. Методы управления - совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей.

С помощью методов управления реализуется основное содержание управленческой деятельности.

Методы управления подразделяются на следующие группы:

- организационно-распорядительные;

- административные

- экономические

- социально-психологические.

Организационные методы управления осно­ваны на подготовке и утверждении внутренних нор­мативных документов, регламентирующих деятель­ность персонала конкретного предприятия.

К таким документам относятся:

- устав предприятия или организации;

- штатное расписание предприятия;

- коллективный договор между администрацией и тру­довым коллективом;

- организационная структура управления;

- положения о структурных подразделениях;

- правила внутреннего трудового распорядка;

- должностные инструкции сотрудников и организа­ция рабочих мест.

Особенность: документы (за исключением устава) могут оформляться в виде стандартов предприятия и обязательно вводятся в действие приказом руководителя предприятия. Документы обязательны для всех сотрудников, и их несоблю­дение влечет за собой применение дисциплинар­ных взысканий.

В организациях, где высокий уровень организаци­онных воздействий, доведенных до стандарта пред­приятия и регламентов управления, и высокая трудо­вая и исполнительская дисциплина, значительно снижается необходимость в применении распоряди­тельных воздействий.

Распорядительные методы управления на­правлены на достижение поставленных целей управ­ления, соблюдение внутренних нормативных доку­ментов или поддержание системы управления предприятием в заданных параметрах путем прямо­го административного регулирования.

Формы распорядительного воздействия:

а) приказ. Он обязывает подчиненных точно испол­нять принятое решение в установленные сроки, а его неисполнение влечет за собой соответствую­щую санкцию (наказание);

б) распоряжение. Оно обязательно для исполнения в пределах конкретной функции управления и струк­турного подразделения. Распоряжение, в отличие от приказа, не охватывает все функции предприя­тия и, как правило, подписывается заместителями руководителя предприятия;

в) указания и инструкции являются локальным ви­дом организационного воздействия и чаще всего, направлены на оперативное регулирование управ­ленческого процесса в короткие сроки и для ограни­ченного числа сотрудников. На каждом предприятии должны иметься письменные должностные инструк­ции для каждого сотрудника, с которыми он должен быть ознакомлен в обязательном порядке. Особенность: в случае, если указания или инст­рукции даются в устной форме, то они нуждаются в чет­ком контроле исполнения или должны быть основой высокого доверия в схеме отношений «руководитель-подчиненный»;

г) инструктирование и координация работы -это методы руководства, основанные на передаче подчиненному правил выполнения трудовых опе­раций. Чаще всего инструктирование проводят при приеме на работу, осуществляется оно либо на­чальником отдела кадров, или непосредственным руководителем;

д) наставление - метод однократного применения со стороны руководителя, когда он аргументирован­но объясняет целесообразность трудового задания для подчиненного. В случае отказа повторная по­пытка нецелесообразна, т. к. приведет к потере ав­торитета руководителя перед подчиненным.

Административные методы базируются на власти, дисциплине и взысканиях. Они являются мощным рычагом достижения поставленных целей в случаях, когда нужно подчинить коллектив и на­править его на решение конкретных задач управления.

Административные методы направлены на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга и т.п.

Особенность административных методов:

- прямой характер воздействия - любой регламен­тирующий или административный акт подлежит обя­зательному исполнению;

- соответствие административных методов нормам органов управления.

Способы административного воздействия.

1.Материальная ответственность и взыскания.

2.Дисциплинарная ответственность и взыскания.

3. Административная ответственность и взыс­кания.

Экономические методы управления - способы и приемы воздействия на людей, в основе которых лежат их экономические отношения и интересы.

Экономические методы воздействуют на экономические интересы личности, коллектива, государства для достижения оптимальных результатов их функционирования с минимальными требованиями и материальными затратами.

Содержание экономических методов, представляют взаимосвязанную систему стимулирования и экономического воздействия на все стороны жизнедеятельности государства, коллектива и индивида и их органы управления.

Назначение экономических методов: путем воздействия на экономические интересы работников и экономических контрагентов с помощью налогов, цен, кредита, оплаты труда, прибыли и других экономических рычагов создать эффективный механизм работы.

Экономические методы основываются на использовании экономических стимулов, предусматривающих заинтересованность и ответственность управленческих работников за последствия принимаемых решений и побуждающих работников добиваться осуществления установленных задач без специальных указаний.

Специфические черты экономических методов:

- управляемые процессы становятся более эластичными и адаптивными;

- появляется возможность более эффективного контроля;

- административный контроль становится не обязательным;

- распространение экономических методов сочетаетсяс относительным обособлением отдельных подразделений и повышением уровня саморегулирования.

Социологические методы управления позволяют руководителю коллектива выполнять со­циальное планирование, регулировать социально-психологический климат, обеспечивать эффективные коммуникации и поддерживать на высоком уровне корпоративную культуру организации.

Социальное планирование обеспечивает постановку социальных целей и критериев, разработку социальных нормативов, достижение конечных социальных результатов.

Социологические методы управления являются научным инструментарием в работе с персоналом и помогают принимать эффективные кадровые решения в организации.

К социальным методам относят: наблюдение, анкетирование, интервьюирование, социометрический метод, собеседование, переговоры, соревнование, партнерство и т.п.

Психологические методы имеют большое значение в работе с персоналом, т.к. направлены на конкретную личность рабочего или служащего, строго персонифицированы и индивидуальны.

Особенность: направлены на внутренний мир человека, его личность, интеллект, чувства, образ и поведение с целью направить внутренний потенциал человека на решение конкретных задач организации.

Разновидности психологического воздействия: побуждение, убеждение,осуждение, вовлечение, внушение, принуждение, подражание, похвала, комплимент и т.п.

Литература:

1. Абчук В.А. Менеджмент: Уч. пособие. 2-е издание. – СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2004 – 463с.

2. Веснин В.Р. Менеджмент: Учебник – 2-е издание, перераб. и доп. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2004. – 504с.

3. Менеджмент: Учебн. Пособие для вузов /Под ред. В.И. Подлесных – СПб: ИД «Бизнес-Пресса», 2002 – 472с.

4. Менеджмент: Учебник/ под ред. Ф.Н. Русинова./-М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2000

 

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение управления и назовите три его класса.

2. В чем заключаются особенности управления в социальных системах?

3. Дайте определение понятия «менеджмент».

4. Что представляют собой принципы управления?

5. Дайте определение термина «метод управления».

6. Сделайте сравнительный анализ методов управления.

 

Тема 2 Эволюция менеджмента

 

Не зная прошлого,

Структура лекции

1. Социально-экономические предпосылки возникновения менеджмента.

2. Основные точки зрения (школы) на изучение менеджмента.

3. Теоретические подходы в менеджменте.

 

1. Управление появилось вместе с обществом. Там, где хотя бы два человека объединились для достижения общей цели, возникала необходимость в координации и их совместной деятельности, и одному приходилось брать на себя обязанности руководителя, управлять, а другому становиться подчиненным и исполнять его распоряжения. Египетские пирамиды и Великая китайская стена представляются ярким свидетельством того, что очень масштабные проекты, над осуществлением которых трудились десятки тысяч людей, реализовывались задолго до наших дней.

В 5 - 6 тысячелетии до н.э. в обиход вошла практика консультирования специалистов по различным «узким» вопросам и письменных запросов. Примерно в то же время в соседнем Вавилоне на глиняных дощечках был записан свод законов царя Хаммурапи. В них были узаконены свидетельские показания, запрещено перекладывание должностными лицами ответственности на своих подчиненных, законодательно установлена оплата работы свободных людей. А тысячу лет спустя правивший там же Навуходоносор II увидел в ней мощный стимул труда. Ему также приписывается внедрение в практику принципов контроля за производством.

Проблемы организации работ, управления трудом многих людей интересовали и древних греков. Платону принадлежит мысль о необходимости разделения труда, специализации по видам работ. Сократ рассматривал управление как особую область деятельности: управление государством, трудом, торговлей, войсками требует одного и того же – поставить необходимого человека на нужное место и добиться выполнения сделанных ему указаний.

Сонное средневековье, где отсутствовала необходимость управлять могучими империями и огромными армиями, а хозяйственная жизнь редко выходила за пределы феодальных усадеб и ремесленных мастерских, почти ничего не прибавило по сравнению с древностью в решение интересующих нас проблем. Лишь в 900 г. один из крупнейших ученых Востока Аль-Фараби сформулировал, а мусульманский теолог из Персии Аль-Газали дополнил и развил систему требований к руководителям.

Гораздо позже в Европе этими проблемами занимался итальянец Никколо Макиавелли, выдвинувший, кроме того, принцип массового согласия и обосновавший роль целеполагания в деятельности организации, а его современник англичанин Томас Мор проделал анализ неблагоприятных последствий плохого управления.

Все эти примеры из прошлого свидетельствуют о том, что организации существуют уже на протяжении многих тысячелетий, и столько же времени существует управление. Вместе с тем, только в последние несколько веков, и в особенности в XX веке, начали проводиться систематические исследования проблем менеджмента. Важнейшими стимулами для дальнейшего изучения проблем управления сыграли два значительных события.

Первым событием стало издание в 1776 году Адамом Смитом классического экономического труда «Богатство наций», в котором он описал экономические преимущества, которые организации и общество получают в результате разделения труда.

Вторым событием, повлиявшим на развитие теории и практики менеджмента в XX веке, стала промышленная революция. Она потребовала применения не только эмпирических методов, но и широкого внедрения научного эксперимента, с помощью которого делались попытки определить нормы выработки и оплаты труда, максимальные скорости работы оборудования, рассчитать оптимальный выпуск продукции, усовершенствовать организацию производства и труда. Появление мощных машин, возникновение массового производства, быстрое расширение сети железных дорог способствовали развитию крупных корпораций, появилась потребность в официальной теории, на основе которой можно было бы готовить менеджеров к управлению организациями.

 

2. С позиций современного представления о развитии теории управления в истории менеджмента можно выделить четыре основных школы: научный менеджмент, классическую, человеческих отношений и поведенческих наук и эмпирическую школу (рис. 3).

 

 

 


классики

 

 

Рисунок 3 Развитие основных школ организации управления

 

Научный менеджмент (1885-1920 гг.)

Данная школа основана на работах Фредерика Тейлора, Фрэнка и Лилиан Гилбретов, Генри Гантта, Гаррингтона Эмерсона, Генри Форда. Рационалистическая школа, чаще называемая школой научного менеджмента, а в обиходе тейлоризмом, может быть сведена к ряду основных положений:

- признание менеджмента самостоятельной сферой и видом деятельности, основной функцией которого становится рационализация производства;

- расчленение процесса производства и трудовых операций на отдельные звенья и элементы и выявление диапазона затрат времени на их выполнение, что позволяет осуществлять их нормирование;

- планирование на основе норм рабочих заданий; выполнение функций планирования специальными подразделениями, определяющими последовательность, время, сроки выполнения тех или иных работ;

- увеличение производительности труда с помощью более высоких заработков;

- подбор работников в соответствии с физиологическими и психологическими требованиями и их обучение.

 

Административная (классическая) школа (1920-1950 гг.)

Группа авторов, которая принадлежит к школе административного управления при изучении проблем менеджмента сосредоточилась на организационных вопросах. Они разрабатывали общие теории о работе управленческого персонала и о составляющих успешной управленческой практики. Наиболее известными представителями этой школы были Анри Файоль, Макс Вебер, Ральф Дэвис, Урвик. Данная школа, которую называют еще классической, оказала на практику менеджмента большее влияние, чем тейлоризм, поскольку разработала и предложила универсальные принципы управления, пригодные для всех его уровней во всех типах организаций (табл. 1).

 

 

Таблица 1 Основные принципы управления по Файолю
1. Разделение труда. Узкая специализация ведет к повышению объема производства, поскольку способствует повышению эффективности труда рабочих.
2. Полномочия. Менеджер должен уметь отдавать распоряжения. Полномочия дают ему на это право. Однако вместе с получением полномочий наступает ответственность.
3. Дисциплина. Служащие должны повиноваться и уважать правила, на основе которых работает их организация. Дисциплинированность является результатом эффективного руководства, понимания менеджерами и служащими правил и норм своей организации и справедливого использования штрафов за нарушение правил.
4. Единоначалие. Каждый служащий должен получать указания только от одного начальника.
5. Единство направления. Каждой группой разных видов организационной деятельности, объединенных единой целью, должен управлять один менеджер, работающий по единому плану.
6. Подчинение личных интересов общественным. Интересы отдельного работника или группы работников не должны преобладать над интересами организации в целом.
7. Вознаграждение. Работники должны получать за свою работу справедливую зарплату.
8. Централизация. Данным термином характеризуется вовлеченность подчиненных в процесс принятия решений. Насколько он должен быть централизован (компетенция управленческого персонала) или децентрализован (компетенция подчиненных) этот процесс – вопрос надлежащей пропорции. Задача в том, чтобы найти оптимальную степень централизации для каждой конкретной ситуации.
9. Скалярная цепь (иерархия). Цепь полномочий от высшего руководства до самых низких уровней получила название «скалярная цепь». Деловое общение должно осуществляться по этой цепи. Однако, если такая структура приводит к задержкам, допустимо использование перекрестной структуры, которую нужно согласовать со всеми сторонами и о которой необходимо проинформировать начальство.
10. Порядок. Люди и материалы должны находиться в нужном месте и в нужное время.
11. Беспристрастность (справедливость). Менеджеры должны быть одинаково добры и справедливы ко всем своим подчиненным.
12. Стабильность персонала. Высокая текучесть кадров неэффективна. Управленческий персонал обязан правильно планировать кадровую работу персонала и обеспечивать наличие нужных специалистов для заполнения вакансий.
13. Инициативность. Служащие, которым предоставляется право составлять и выполнять планы, проявляют большую заинтересованность в работе.
14. Корпоративный дух (коллективизм). Командный дух способствует созданию атмосферы гармонии и единства в организации.

 

Школа человеческих отношений (1930-1950 гг.) и поведенческих

наук (1950-по наст. вр.)

 

Представители школы человеческих отношений рассматривали менеджмент с точки зрения людских ресурсов, которыми располагает организация. Они считали технократический подход к организации управления узким и односторонним и заменили смитовскую концепцию "экономического человека", взятую на вооружение тейлоризмом, новой концепцией "социального человека".

Самыми крупными представителями этой школы были Мери Паркер Фоллетт и Джордж Элтон Мейо. Они полагали, что рационализация производства и высокая заработная плата далеко не всегда ведут к росту производительности труда; желаемые для менеджеров и предпринимателей цели могут быть достигнуты не только под воздействием материальных стимулов, но и сил, порожденных взаимодействием между коллегами в рамках трудового коллектива.

В основе таких выводов были результаты экспериментов, проводившихся Э.Мейо на заводе "Вестерн Электрик" в Хоторне. Эти опыты длились с 1927 по 1939 год. Смысл экспериментов заключался в изучении влияния на производительность труда условий, организации и оплаты работы, а также отношений членов трудового коллектива между собой и с руководством предприятия. Главным выводом из хоторнских экспериментов было доказательство того, что, создав на предприятии благоприятный социально-психологический климат, можно существенно увеличить производительность труда.

Дальнейшим развитием «школы человеческих

отношений» стала «школа поведенческих наук», по другому – «бихевиористское направление». К крупным исследователям этой школы относятся Абрахам Маслоу, Крис Арджирис, Ренсис Лайкерт, Дуглас Мак-Грегор, Фредерик Герцберг и др. Они изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникации в организациях, лидерства, изменения содержания трудовой жизни.

Этот подход был призван в большей степени оказать помощь работнику в осознании своих собственных возможностей на основе изменения концепции поведенческих наук к построению и управлению фирмой, основной целью этой школы является повышение эффективности фирмы за счет повышения эффективности человеческих ресурсов.

 

«Эмпирическая» школа управления (≈1960 по наст.вр.).

 

В основе этого подхода лежит мысль о том, что управленческая деятельность – это особая профессия. Основная задача ученых в области управления – сбор и обобщение материалов практики и разработка на этой основе рекомендаций управляющим. Такой подход определил состав представителей данного направления. В их число входят крупные менеджеры, президенты и вице-президенты компаний, консультанты и другие лица, непосредственно занятые практикой управления. Наиболее видными представителями «эмпирической» школы являются П. Дракер, Р. Дэвис, Л. Ньюмен, Д. Миллер и др.

Представителями данной школы были выделены и сформулированы общие функции и задачи, которые должен решать менеджер любого профиля и масштаба. Они пытались дать практические рекомендации управляющим. Так, например, считается необходимым, чтобы управляющий уделял самое серьезное внимание проблемам взаимосвязей, и в частности установлению линий коммуникации. Менеджеру рекомендуется при этом придерживаться следующих основных принципов:

1. Стремитесь к ясности своих идей и мыслей, прежде чем приступить к коммуникации.

2. Проанализируйте цель каждого сообщения.

3. Поддерживайте обратную связь, которая позволит своевременно принять корректирующие меры.

4. Стремитесь чтобы вас не только поняли, но и старайтесь понять. Будьте хорошим слушателем.

Подобных рекомендаций в «эмпирической» школе чрезвычайно много. Научная ценность их сомнительна, но они подчеркивают комплексность деятельности менеджера, степень его влияния на других работников в организации и необходимость вдумчивого решения проблем управления.

 

3. Существуют следующие основные подходы к управлению:

- Процессный

- Системный

- Ситуационный

Суть процессного подхода заключается в том, что управление организацией рассматривается не как ряд отдельных, не связанных друг с другом актов, а как непрерывный процесс устремленный к единой цели. Основоположником этого подхода считают Анри Файоля, который первым предложил сводить управление предприятием к выполнению таких функций как планирование, организация, подбор и расстановка кадров, руководство и контроль.

В основе системного подхода лежит применение к вопросам управления организациями общей теории систем, разработанной еще в 30-х годах Людвигом фон Берталанфи – австрийским биологом-теоретиком. Основная идея общей теории систем заключается в том, что для систем любой природы, в том числе и производственно-экономических систем, существуют общие закономерности, которые могут быть выражены на точном языке математики. Это раскрывает большие возможности проведения количественных исследований систем-организаций.

Система – это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Системы делят на два основных типа: закрытые и открытые.

Закрытые системы имеют жесткие фиксированные границы, их действия независимы от среды, окружающей систему. Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой.

Все организации являются открытыми системами, которые можно представить как совокупность таких элементов как входы, выходы, обратная связь (рис.4).

 

 


Система управления (организация)

 

Обратная связь

 

Внешняя среда

 

Рисунок 4 Организация как открытая система.

 

Ситуационный подход имеет прежде всего прикладной характер, он использует возможности прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям. Определяющим его фактором выступает ситуация, то есть конкретный набор обстоятельств, которые оказывают влияние на организацию в данный момент времени. Данный подход сопоставляет конкретные приемы, методы и концепции с определенными конкретными ситуациями для наибольшей эффективности достижения целей.

Литература:

1. Бердалиев К.Б. и др. Основы менеджмента. Учеб. Пособие. Алматы, КазГАУ, 1995.

2. Виханский О.С. Менеджмент. Учебное пособие – М.: Высшая школа, 1994.

3. Гительман Л.Д. Преобразующий менеджмент: Лидерам организации и консультантом по управлению. Учебное пособие.- М. Дело, 1999.

4. Дункан Джек У. Основополагающие идеи в менеджменте. Пер. с англ. – М.: Дело, 1996 – 272с.

5. Макаренко М. В.., Махалина О.М. Производственный менеджмент. М.: Приор, 1998.

 

Контрольные вопросы:

1. Назовите условия возникновения управленческой деятельности.

2. Охарактеризуйте основные этапы трансформации управленческих отношений.

3. Каковы принципы научного управления Ф. Тейлора?

4. Назовите принципы производительности труда Г. Эмерсона.

5. Дайте характеристику концепции классической школы управления.

6. В чем суть теории «человеческих отношений» Э. Мэйо?

7. Что такое «эмпирическая школа управления»?

8. Дайте характеристику процессного, системного и ситуационного подходов.

Структура лекции

1. Понятие организации как объекта управления, классификация организаций. Системный подход к определению организации.

2. Общие признаки организаций.

3. Внутренняя среда организации.

4. Внешняя среда организации

 

1. Организацией является экономическая единица, обладающая определенными границами и функционирующая для достижения цели или совокупности целей, разделяемых членами-участниками. Главной функцией организации является преобразование с помощью различных технологий имеющиеся ресурсы в требуемые конечные результаты.

Различают формальные и неформальные организации. Формальные – это те организации, которые созданы по воле людей, по предварительной договоренности. Формальные организации возглавляются руководителями (назначенными или избранными).Неформальные организации возникают стихийно, когда люди вступают друг с другом в регулярное взаимодействие для достижения определенных целей.

Организации могут быть классифицированы по ряду признаков:

- По целям деятельности организации делятся на коммерческие и некоммерческие;

- По характеру деятельности организации могут быть общественные и хозяйственные;

- По организационно-правовым формам деятельности акционерные общества, товарищества, производственные кооперативы и т.д.

- В зависимости от формы собственности различают предприятия государственной, муниципальной, частной собственности;

- По отраслевой принадлежности различают промышленные, транспортные, сельскохозяйственные, торговые организации.

Современная организация представляет собой сложную систему, которая не может рассматриваться как сумма составляющих ее частей. Сложная система – это обособленная совокупность взаимосвязанных элементов, которая обладает новыми качествами, отсутствующими у образующих ее элементов. При анализе сложной системы необходимо ее изучение в целом, во всей совокупности связей.

Сложные системы характеризуются следующими наиболее важными признаками:

- Наличием единой цели функционирования;

- наличием нескольких уровней управления, иерархически связанных;

- наличием подсистем, каждая из которых имеет цель функционирования, подчиненную общей цели функционирования всей системы;

- устойчивостью к воздействию внешних факторов.

В зависимости от природы элементов в организации (на предприятии) можно выделить следующие подсистемы (рис. 5).

 

 
 


                       
         
   
 
 
 

 

 


Рисунок 5 Подсистемы предприятия

 

2. Все организации отличаются друг от друга по различным аспектам, однако вместе с тем, можно выделить общие для всех организаций характеристики (рис 6).

 

 

 


Рисунок 6 Общие характеристики организации

 

Ресурсы. Организации для достижения своих целей используют различные ресурсы, в обобщенном виде они представлены на рисунке 7. Главная задача организации в области использования ресурсов – достижение целей при минимуме затрат и максимуме эффективности.

 

 

 


Рисунок 7 Ресурсы организации

 

Зависимость от внешней среды. Одной из самых главных черт организации является е взаимосвязь с внешней средой, откуда она пополняет свои ресурсы и где сбывает произведенные блага или оказывает услуги.

Внешняя среда по отношению к организации представляет собой множество взаимосвязанных факторов, которые оказывают влияние на все, что происходит внутри организации. Это и экономические условия, и потребители, и конкурирующие организации, и технология, и множество других факторов. Внешняя среда находится за пределами досягаемости менеджмента данной организации, но организация полностью зависит от внешнего окружения.

Разделением труда является качественное разграничение и обособление различных его видов, закрепляемых за теми субъектами, которые могут их выполнить наиболее успешно. Разделение труда является основой специализации


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.215 с.