Материал и методика исследований — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Материал и методика исследований

2017-10-17 250
Материал и методика исследований 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель исследования: исследовать функциональное состояние сердечно– сосудистой системы, изменения вегетативной реактивности и психоэмоционального напряжения у студенток заочной и очной формы обучения гуманитарного вуза в сессионные периоды.

Задачи исследования:

1. Изучить функциональное состояние сердечно-сосудистой системы, изменения вегетативной реактивности и психоэмоционального напряжения у студенток заочной и очной формы обучения во время сессии на протяжении всего учебного процесса.

2. Провести сравнительную характеристику изменений функционального состояния сердечно-сосудистой системы, вегетативной реактивности и психоэмоционального напряжения у студенток разных форм обучения по сессионным периодам в течение трех лет.

3. Определить непосредственное влияние экзамена на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы и вегетативную реактивность организма студенток в зависимости от формы обучения.

 

В исследовании принимали участие 173 студентки заочной формы сокращенного срока обучения (3,5 года) и 84 студентки очной формы обучения по специальности «Психология» Московского гуманитарно-экономического института (Кировский филиал). Средний возраст студенток на начало обследования: заочное отделение - 21,31±0,95 года, очное отделение - 18,74±0,16 года. Обследовали одних и тех же студенток в одинаковых условиях и в одно и тот же время на протяжении 3-х лет. Влияние процедуры экзамена на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы организма студенток оценивали на экзаменах по медико-биологическим дисциплинам у одного и того же преподавателя.

Антропометрические параметры студенток (масса тела, рост) определяли в соответствии с общепринятыми методиками (Е.Н. Хрисанфова, И.В. Перевозчиков, 2002) для расчета адаптационного потенциала системы кровообращения.

Рассчитывали должную массу тела (кг), процент от должной массы тела (%), индекс массы тела (кг/м2), МСК (кг), СИ (%).

Измеряли артериальное давление и частоту сердечных сокращений согласно рекомендациям экспертов Всероссийского научного общества кардиологов. Рассчитывали гемодинамические показатели: пульсовое давление (ПД, мм рт.

ст.), среднее динамическое давление (СДД, мм рт. ст.), двойное произведение (ДП, усл. ед.), ударный объем сердца (УО, мл), минутный объем кровообращения (МОК, мл), общее периферическое сопротивление (ОПС, дин*с*см-5), интегральный показатель уравновешенности сердечного и сосудистого компонентов (ИПУССК, усл.

ед.), индекс тонуса сосудов (ИТС, усл. ед.), индекс работы сердца (ИРС, усл. ед.), коэффициент выносливости (КВ, усл. ед.), коэффициент эффективности кровообращения (КЭК, усл. ед.).

Для оценки уровня функционирования системы кровообращения был использован адаптационный потенциал системы кровообращения:

АП=(0,011ЧСС)+(0,014АДС)+(0,008АДД)+(0,014В)+(0,009МТ)+(0,009Р)-0, (Р.М. Баевский, А.П. Береснева, 1987;

Г.Л. Апанасенко, Л.А., 2000).

Рассчитывали вегетативный индекс Кердо (ВИК, усл. ед.) по формуле ВИК=[1-(АДД/ЧСС)]100 (А.М. Вейн, с соавт., 1981). ВИК испытуемых со знаком "+" рассматривался как доминирование симпатического отдела ВНС, со знаком "-" – парасимпатического.

Определяли показатель реакции сердечно-сосудистой системы на дозированную физическую нагрузку (усл. ед.) (Э.М. Казин с соавт., 2000;

Н.А. Барбараш, В.И. Шапошникова, 2003).

Толерантность к гипоксии оценивали по пробам Штанге и Генча (В.И. Дубровский, 2001;

Н.А. Агаджанян с соавт., 2003).

Определяли уровень реактивной и личностной тревожности на основе теста Ч. Спилбергера (Ю.Л. Ханин, 1985). Реактивная тревожность в большей степени отражает эмоциональные реакции обследуемых, которые представляют непосредственные ответы на какое – либо воздействие или ситуацию. Личностная тревожность – преобладающее эмоциональное состояние, отражающее более или менее устойчивый характер откликов на те или иные жизненные факторы.

Депрессивные состояния выявляли по опроснику Зунге (Д.Я. Райгородский, 1998).

Самооценку проводили с «самочувствия», «активности», «настроения» использованием теста «САН» (В.А. Доскин с соавт., 1973). Используя методику «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е.П. Ильин, 1998), выявляли склонность студентов к конфликтности и агрессивности. Психоэмоциональное напряжение определяли по опроснику «Ваше самочувствие» (О.С. Копина с соавт., 2002), используя четыре методики: самооценка здоровья, шкала психосоциального стресса Л. Ридера, шкала удовлетворенности жизнью в целом, шкала удовлетворенности основных жизненных потребностей.

Определяли мотивацию учебной деятельности по методике «Мотивация обучения в вузе» (Е.П. Ильин, 2000).

Статистическая обработка результатов произведена с использованием методов анализа данных программного пакета SPSS 10 и Microsoft Office Excel 2003.

Результаты приведены в виде М±m, где М – среднее арифметическое, m – средняя ошибка среднего арифметического. Расчет доверительных интервалов полученных значений и оценку достоверности различий между ними проводили по t - критерию Стьюдента при уровне значимости 95% (р0,05) (В.М. Зайцев с соавт., 2003).

 

 

Глава III

Результаты исследований

Динамика функционального состояния сердечно-сосудистой системы организма студенток заочной и очной формы обучения от сессии к сессии.

Показатели массы тела, индекса массы тела и силового индекса у одних и тех же студенток заочной формы сокращенного срока обучения от установочной до 6-й сессии не претерпевали достоверных изменений (p0,05).

Наибольшие изменения показателей центральной гемодинамики у студенток отмечаются во время 1-й, 2-й и 6-й сессий по сравнению с начальной (установочной) сессией. На 1-й сессии относительно выше были значения частоты сердечных сокращений (на 7,8%), артериального систолического давления (на 6,5%), артериального диастолического давления (на 6,8%), среднего динамического давления (на 6,7%), двойного произведения (на 15,2%), адаптационного потенциала системы кровообращения (на 71,5%).

На установочной сессии напряжение механизмов регуляции сердечно сосудистой системы (по адаптационному потенциалу) отмечалось у 34,1%, а на 1-й и 2-й сессиях – у 65,9% студенток (p0,05).

У большинства студенток на напряжение механизмов адаптации указывало доминирование симпатического отдела ВНС на установочной – у 58,5%, на 1-й сессии – у 65,9%, на 2-й – у 61%, на 3-й – у 58,5%. У части студенток отмечалась тахикардия (ЧСС свыше 90 уд/мин): установочная сессия – 4,9%, 1-я сессия – 17,1%, 2-я – 24,4%, 3-я – 7,3%.

Величина двойного произведения, рассматриваемая как показатель потребности миокарда в кислороде, выше нормы была на установочной сессии у 26,8% студенток, на 1-й - у 63,4%, на 2-й – у 56,1%, на 3-й - у 26,8% и свидетельствовала о неэкономичности работы сердечно-сосудистой системы (рис.1).

* * * усл. ед. Устан. 1-я 2-я 3-я 4-я 5-я 6-я Экзаменационная сессия Рис. 1. Изменение «двойного произведения» в начале сессии у студенток заочной формы сокращенного срока обучения.

Примечание: * - показано различие параметров относительно значений установочной сессии при p0,05.

На установочной сессии только у 26,8% студенток интегральный показатель уравновешенности сердечного и сосудистого компонентов (ИПУССК) был ниже 0, усл. ед., а на 1-й сессии дизрегуляция сосудистого тонуса отмечалась уже у 46,3% обследованных.

Высокий уровень реактивной тревожности (РТ) на установочной сессии имели 2,4%, на 1-й, 2-й – 7,3%, на 3-й, 5-й – 2,4% студенток. На 2-й сессии значения РТ были выше, чем на установочной сессии: 31,22±0,92 балла и 27,90±1,32 балла соответственно (p0,05). На 1-й сессии отмечено также снижение на 14,7% показателя субъективной оценки самочувствия Отклонения показателей (p0,05).

функционального состояния на 1-й и 2-й сессиях относительно установочной сессии, вероятно, свидетельствуют о том, что период острой адаптации у студенток заочной формы сокращенного срока обучения приходится на первые две сессии, что согласуется с данными по адаптации студентов очной формы (И.М. Соколова, 2001;

К.Р. Брагина, 2003;

Л.Н. Яворовская, 2003;

Н.К. Беришева, 2004;

Т.Н. Лысакова, 2005).

В период 3-й сессии относительно 1-й сессии у студенток заочной формы сокращенного срока обучения выявлено снижение показателей центральной гемодинамики: ЧСС - на 8,4%, АДС - на 5,3%, АДД - на 3,1%, ПД - на 8,8%, ДП - на 13,6%, МОК - на 10,7%, АП - на 40,2% (p0,05) и повышение показателя субъективной оценки самочувствия на 17,7% (p0,05) (рис.1,2,3).

Величина показателя реакции сердечно-сосудистой системы на дозируемую физическую нагрузку от 3-й до 5-й сессии снижалась и оставалась меньше значений 1-й сессии, что можно рассматривать как свидетельство оптимизации функционального состояния студенток.

На последующем этапе обучения (4-я и 5-я сессии) у студенток выявлена тенденция к стабилизации центральной гемодинамики относительно уровня 3-й сессии (рис.1,2,3). Вероятно, к этому времени достигается адаптация к учебному процессу и повторяющемуся эмоциональному напряжению, что подтверждается и числом студенток, имеющих напряжение механизмов адаптации: на 3-й сессии 53,2%, на 4-й и 5-й - по 51,6%.

. 1-я 2-я 3-я 4-я 5-я 6-я Экзаменационная сессия. Изменение АП у студенток заочной формы сокращенного срока обучения.

Примечание: - показано различие параметров относительно значений установочной сессии при p0,05.

1-я 2-я 3-я 4-я 5-я 6-я Экзаменационная сессия. Изменение самочувствия у студенток заочной формы сокращенного срока обучения.

Примечание: - показано различие параметров относительно значений установочной сессии при p0,05.

На завершающем этапе обучения (6-я сессия) вновь отмечено повышение ЧСС на 11,0%, АДД - на 7,9%, СДД - на 5,2%, ДП - на 13,6%, АП - на 11,5% (p0,05) по сравнению с установочной сессией и увеличение числа студенток, имеющих высокий уровень РТ, что, вероятно, объясняется увеличением объема учебной нагрузки в этот период (разработка дипломного проекта и подготовка к итоговой аттестации).

При анализе изменений антропометрических показателей у студенток очной формы обучения от 1-й до 6-й сессии установлено, что масса тела, индекс массы тела достоверно не изменялись (p0,05).

Наибольшее напряжение функционирования сердечно-сосудистой системы отмечается во время 1-й и 2-й сессии относительно последующих сессий, что согласуется с данными других авторов (В.С. Богатырев, 2000;

И.М. Соколова, 2001;

К.Р. Брагина, 2003;

Н.К. Беришева, 2004;

Н.А. Агаджанян с соавт., 2005;

Т.Н. Лысакова, 2005). На 4-й сессии по сравнению с 1-й происходит снижение ЧСС (на 12,3%), ДП (на 12,5%), СДД (на 1,5%), МОК (на 14,8%), АП (на 5,0%), коэффициента эффективности кровообращения (на 14,4%) и повышение общего периферического сосудистого сопротивления, индекса работы сердца (p0,05). На 1-й и 2-й сессиях у 34,8% студенток интегральный показатель уравновешенности сердечного и сосудистого компонентов (ИПУССК) свидетельствовал о дизрегуляции сосудистого тонуса. На 4-й сессии число студенток, имеющих ИПУССК менее 0,5, сократилось до 13%. Напряжение механизмов адаптации (по АП) на 1-й сессии было зафиксировано у 21,7% обследованных, на 2-й – у 26,1%, на 4-й – у 8,7%.

Наименьшее напряжение деятельности сердечно-сосудистой системы отмечено на 6-й сессии относительно 1-й и 2-й: ЧСС снизилась на 12%, АДС - на 5,2%, ПД - на 17,1%, ДП на - 16,6%, УО - на 10,5%, МОК - на 21,9%, ИТС - на 19,7% (p0,05). При этом число студенток, имеющих МОК свыше 4500 мл, на 6-й сессии было наименьшим - 10,3% (на 1-й – 44,8%). На 2-й сессии результаты пробы Штанге были ниже нормы (39 с) у 51,7%, а на 6-й - у 31% студенток, значения пробы Генча (34 с) - соответственно у 86,2% и 65,5%. Снижение толерантности к гипоксии считается одним из факторов, ограничивающих компенсаторно-приспособительные возможности организма к длительным стрессовым воздействиям (В.А. Илюхина, Е.М. Чернышева, 1997).

На 6-й сессии для студенток очной формы было характерно отсутствие депрессии (50 баллов) по сравнению с начальным периодом обучения. Однако на 1-й сессии 8,6%, а на 2-й 4,3% студенток находились в состоянии легкой депрессии ситуативного генеза. Уровень реактивной тревожности на 1-й и 2-й сессиях также был выше значений 5-й и 6-й сессии (p0,05).

Полученные данные подтверждают выводы о том, что у студентов очной формы обучения к концу третьего года занятий в вузе, как правило, завершается процесс адаптации к учебному процессу (А.И. Бурханов с соавт., 1992, 1996;

С.А. Гапонова, 1994;

В.М. Синайко, 2001;

Л.Н. Яворовская, 2003).

Значения индекса Кердо указывали на преобладание симпатического отдела ВНС у 73,8±6,24%, а парасимпатического – у 10,8±2,18% студенток на протяжении всего периода обследования. При этом от первой до шестой сессии выявлено снижение числа студенток с превалированием симпатического отдела ВНС (с 91,3% до 51,7%) и увеличение с доминированием парасимпатического отдела (с 6,9% до 20,7%), что может быть связано с напряженным учебным процессом и развитием утомления (А.П. Спицин, 2001;

А.В. Дуркин, 2002;

Д.А. Дмитриев, П.А. Тенетко, 2004).

Уровень агрессивности у студенток по семестрам достоверно не изменялся:

позитивная агрессивность составляла 10,44±1,19 балла (max=30 баллов), негативная – 3,76±0,41 балла (max=10 баллов), конфликтность – 17,75±1,26 балла (max=33 балла).

От 3-й до 6-й сессии наблюдается стабилизация эмоционального состояния студенток, что проявляется в снижении уровня реактивной тревожности, повышении уровня субъективной самооценки здоровья, удовлетворенности жизнью в целом и удовлетворения основных жизненных потребностей по сравнению с первыми сессиями.

2. Сравнительная характеристика изменения функционального состояния сердечно-сосудистой системы организма у студенток заочной формы сокращенного срока обучения и очной формы обучения во время сессии. У студенток заочной формы сокращенного срока обучения на 1-й сессии были выше показатели АДС (на 3,7%), АДД (на 11%), СДД (на 7,7%), ОПС (на 25,4%), КВ (на 7,8%) и ниже значения УО (на 15%), МОК (на 18,4%), ИТС (на 15,8%), КЭК (на 11,5%), ВИК (на 63,9%) (p0,05). Адаптационный потенциал у студенток заочной формы сокращенного срока обучения составлял 3,43±0,05 балла против 1,98±0, балла у студенток очного отделения (p0,05). Напряжение механизмов адаптации сердечно-сосудистой системы имели 65,9% студенток заочной формы обучения и 21,7% студенток очной формы. Полученные данные свидетельствуют о том, что функциональное напряжение сердечно-сосудистой системы, связанное с эмоциональным стрессом, на 1-й сессии более выражено у студенток заочной формы сокращенного срока обучения.

У 60,82±2,27% заочников отмечалось доминирование симпатического отдела ВНС, а у 15,77±1,21% - парасимпатического. В группах очной формы обучения «симпатотоников» было 73,77±6,24%, «ваготоников» - 12,53±2,23%. Для «симпатотоников» вне зависимости от формы и сроков обучения были характерны более высокие значения ЧСС, МОК, ИТС, КЭК и низкие показатели ОПС.

Сравнительная характеристика эмоционального состояния показала, что уровень оценки самочувствия у студенток заочной формы обучения был ниже, чем у студенток очной формы (4,67±0,15 балла против 5,81±0,12 балла) (p0,05), активности (4,57±0,12 балла против 5,37±0,18 балла) (p0,05), настроения (5,32±0,12 балла против 6,09±0,14 балла) (p0,05). Уровень удовлетворения основных жизненных потребностей у заочников оказался также достоверно ниже (на 6,4%).

Напряжение работы сердечно-сосудистой системы у студенток заочной формы сокращенного срока обучения объясняется большими объёмами учебной нагрузки в сессионный период, совмещением аттестации по дисциплинам установочной сессии и изучения новых дисциплин, дефицитом времени на подготовку к зачетам и экзаменам.

Высокий уровень реактивной тревожности выявлен у 7,7% студенток заочной формы сокращенного срока и у 13% очной формы обучения, а высокий уровень личностной тревожности соответственно у 41,8% и у 39,1%. Уровень РТ на 1-й сессии оказался выше у студенток очной формы (на 17,8%), что связано со сдачей ими первых экзаменов в вузе (К.В. Судаков, 1981;

И.Э. Есауленко с соавт., 2001).

Сравнительный анализ функционального состояния у студенток очной и заочной формы обучения на последующих сессиях (2-й, 4-й, 5-й, 6-й) выявил наличие достоверных различий показателей гемодинамики (табл. 1).

Таблица Сравнительные показатели центральной гемодинамики у студенток заочной и очной формы обучения (5 сессия) (М±m) Показатели Заочная форма, (n=69) Очная форма, (n =34) АДС, мм рт. ст. 115,3±0,84 * 110,55±1, АДД, мм рт. ст. 72,46±0,64 * 66,52±1, СДД, мм рт.ст. 86,76±0,66 * 81,20±1, УО, мл 56,96±0,56 * 64,93±1, МОК, мл/мин 4523,2±61,8 * 5320,9±172, - ОПС, дин*с*см 1585,2±27,6 * 1256,7±45, ИТС, усл. ед. 0,60±0,01 * 0,67±0, ИПУССК, усл. ед 0,45±0,01 * 0,57±0, КЭК, усл ед 34,19±0,61 36,13±1, АП, балл 2,23±0,03 * 2,01±0, Примечание: * показано различие параметров с уровнем достоверности p0, относительно значений студенток очной формы обучения.

Показатели психоэмоционального состояния не имели достоверных различий, исключая РТ и уровень удовлетворенности основных жизненных потребностей, которые были выше у студенток очной формы обучения. В группах заочной формы обучения преобладало количество студенток, имеющих низкий уровень РТ, а очной формы – средний. Уровень ЛТ у большинства студенток заочной формы обучения был средний, а очной – высокий.

Уровень агрессивности и конфликтности у студенток всех групп был значительно ниже максимально возможного, что, вероятно, объясняется наличием личностных качеств, необходимых студенту психологического факультета.

Определение мотивации обучения показало, что студентки как заочной, так и очной формы обучения более мотивированы на получение диплома и менее на приобретение знаний и овладение профессией. При этом у студенток заочной формы обучения уровень мотивации на получение знаний оказался выше уровня мотивации на овладение профессией, а у студенток очной формы обучения уровень мотивации на получение знаний и овладение профессией имеет одинаковую величину.

Полученные результаты согласуются с данными о том, что сессионный период сопровождается значительным напряжением сердечно-сосудистой системы организма студентов (А.П. Спицин, 2001;

С.И. Картышева, 2003;

Н.К. Беришева, 2004;

И.Т. Нуреев, М.В. Злоказова, 2006;

С.Н. Чикова, 2008).

Заключение

При поступлении в высшие учебные заведения у значительного количества студентов происходит изменение привычных жизненных условий. К числу не привычных условий в первую очередь следует отнести переход из благоприятных условий семьи и школы к студенческому образу жизни. Процесс учебы студента в высшем учебном заведении протекает при новых формах и методах обучения, новых эмоциональных переживаниях, он оказывается в новом режиме труда и отдыха, сна и питания, а также возможна необходимость смены климатической зоны.

Нами были проведены исследования с целью изучения функционально состояния сердечнососудистой системы студенток в зависимости от формы обучения и сессионного периода

Динамика изменений исследуемых показателей во всех группах заочной и очной формы обучения сравнительно однотипна. Период острой адаптации к учебному процессу в сессионные периоды приходится на первые две сессии, при этом большее напряжение функционального состояния сердечно–сосудистой системы во время сессии отмечается у студенток заочной формы сокращенного срока обучения.

2.1. Сравнительная характеристика функционального состояния сердечно сосудистой системы организма у студенток заочной и очной формы обучения в начале и в конце сессии.

У студенток заочной формы сокращенного срока обучения в начале сессии (5-я сессия) по сравнению с её окончанием были выше значения: ЧСС (на 11,8%), АДД (на 4,7%), СДД (на 4,1%), ДП (на 14,6%), МОК (на 8,4%), КЭК (на 11,9%) и ниже ИРС (13,7%), ИПУССК (19,2%) при p0,05. ЧСС свыше 90 уд/мин в начале сессии была у 25%, а в конце – у 8,3% студенток. Двойное произведение выше нормы в начале сессии у 91,7% студенток, по окончании - у 72,9% и КВ в начале сессии у 56,3%, в конце – у 45,8% студенток свидетельствовали о неэкономичности работы сердечно сосудистой системы.

У студенток очной формы обучения в начале сессии по сравнению с её окончанием было ниже АДС (на 4,2%), АДД (на 3,4%), СДД (на 3,8%), ДП (на 4,5%), АП (на 4,2%) (p0,05). Значения АП в начале и в конце сессии у 31% студенток свидетельствовали о напряжении механизмов адаптации.

В группах заочной и очной формы обучения в конце сессии увеличивается число студенток, у которых отмечается ухудшение качества реакции сердечно сосудистой системы на дозированную физическую нагрузку.

2.2. Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы у студенток разных форм обучения во время экзаменов. Ситуация экзамена для студенток вне зависимости от формы и сроков обучения является источником эмоционального напряжения и сопровождается активизацией нервной и сердечно-сосудистой системы.

До курсового экзамена у студенток заочной формы сокращенного срока обучения ЧСС была выше значений начала сессии на 17,5%, ДП – на 22%, АП – на 12,3%. У студенток очной формы обучения соответственно: ЧСС на 13,3%, АДС – на 17,4%, АДД – на 9,2%, ДП – на 19,6%, АП – на 14,6% (p0,05). Полученные результаты согласуются с данными о том, что экзаменационный стресс влияет на регуляцию сердечного ритма (Е.А. Юматов с соавт., 2001;

Д.А. Дмитриев с соавт., 2005;

В.Г. Шамратова, 2005).

Показатели центральной гемодинамики у студенток заочной формы сокращенного срока и очной формы обучения за 10 минут до курсового экзамена и во время сдачи экзамена существенно различались. У студенток заочной формы сокращенного срока обучения до экзамена были выше показатели АДС (на 7,6%), АДД (на 14,2%), СДД (на 11,3%), ОПС (на 32,1%), АП (на 10%) и ниже УО (на 17,6%), МОК (на 23%), ИТС (на 15,8%), ИРС (на 11,5%), ИПУССК (на 21,7%). На экзамене были выше значения АДС (на 6,5%), АДД (на 9,5%), СДД (на 7,1%), ОПС (на 25,5%), АП (на 6,8%) и ниже значения УО (на 15,6%), МОК (на 19,5%), ИТС (на 14,5%), ИРС (на 11,2%), ИПУССК (на 23,8%) при p0,05 (табл. 2).

Повышенное артериальное давление (свыше 140/90 мм рт. ст.) до экзамена было выявлено у 16,7% студенток заочной формы обучения и у 2,9% студенток очной формы, на экзамене - у 21,2% и 5,9% студенток соответственно. Это указывает на более низкие резервные возможности адаптации к экзаменационному стрессу студенток заочной формы сокращенного срока обучения. Повышенное артериальное давление сохранялось у 10,5% студенток заочной формы обучения и через 10 минут после окончания экзамена. Одной из причин повышения артериального давления в ситуации стресса можно считать дисбаланс между изменением сердечного выброса и периферического сопротивления сосудов (Д.А. Дмитриев с соавт., 2005;

Значения ЧСС, АДС, ПД, ДП, УО, МОК, КЭК, АП после экзамена у студенток заочной формы сокращенного срока обучения достоверно снижались и соответствовали значениям начала сессии (p0,05).

Таким образом, выявлены особенности изменения функционального состояния организма студенток заочной и очной формы обучения в разные сессионные периоды в гуманитарном вузе. Наибольшее напряжение функционирования сердечно сосудистой системы отмечается у студенток заочной формы сокращенного срока обучения. Полученные данные могут служить основой профилактических мероприятий с целью повышения умственной работоспособности студентов и сохранения их здоровья.

 

 

ВЫВОДЫ

1. У студенток заочной формы сокращенного срока обучения наиболее выраженные изменения основных показателей центральной гемодинамики наблюдаются на 1-ой, 2-ой и 6-ой сессиях относительно установочной сессии, что свидетельствует о напряжении функционального состояния сердечно-сосудистой системы, связанного с учебными нагрузками. Состояние функционального напряжения системы кровообращения (по АП) на установочной сессии выявлено у 34,1%, на 1-й и 2-й сессиях – у 65,9%, на 6-й сессии – у 59,7% студенток и проявляется в увеличении артериального давления, ЧСС, ДП, ОПС. Повышение ЧСС более 90 уд./мин зарегистрировано у 19,7% и ДП выше 80 усл. ед. у 59,2% студенток.

Наибольшее количество студенток с доминированием симпатического отдела ВНС отмечено на 1-й (65,9 %) и 2-й (61,0%) сессиях.

2. У студенток очной формы обучения более выраженное напряжение функционирования сердечно-сосудистой системы отмечено на 1-ой и 2-ой сессиях относительно 3-ей и 4-ой сессии. В эти периоды ЧСС была выше на 12,3%, ДП - на 12,5%, АП – на 5,0% (p0,05). Напряжение механизмов адаптации (по АП) на 1-й сессии выявлено у 21,7%, на 2-й – у 26,1%, на 4-й – у 8,7% обследованных. От 3-й до 6-й сессии наблюдается стабилизация эмоционального состояния студенток, что проявляется в снижении уровня реактивной тревожности и повышении показателя субъективной оценки самочувствия по сравнению с первыми сессиями.

3. У студенток заочной и очной формы обучения период острой адаптации к учебному процессу во время сессии приходится на первые две сессии. При этом более выраженное напряжение функционального состояния сердечно-сосудистой системы отмечается у студенток заочной формы обучения, что проявляется в более выраженном приросте АДС, АДД, СДД, общего периферического сопротивления сосудов и адаптационного потенциала системы кровообращения. Адаптационный потенциал у студенток заочной формы обучения составлял 3,43±0,05 балла против 1,98±0,05 балла у студенток очной формы обучения.

4. Сдача экзаменов приводит к изменению деятельности сердечно–сосудистой системы по сравнению с началом сессии, увеличивая активность симпатического отдела ВНС. Реакция организма студенток отчетливо проявляется на любой экзамен сессии вне зависимости от формы обучения и выражается в повышении артериального давления, ЧСС, ДП, КЭК, АП по сравнению с началом сессии.

Напряжение механизмов адаптации до экзамена (АП от 2,1 до 3,2 баллов) наблюдалось у 75,8% студенток заочной формы обучения и у 73,5% очной (p0,05).

Неудовлетворительная адаптация (АП более 3,21 балла) перед экзаменом выявлена только у студенток заочной формы обучения5. Изучение психовегетативного статуса организма студенток во время сессии является важной составляющей дифференцированного подхода к оценке их адаптивных возможностей и к выбору оптимальных методов профилактики адаптационных нарушений. Это является важным условием сохранения здоровья студенток в ситуациях, предъявляющих повышенные требования к адаптационным механизмам.

Список литературы

1. Амосов, Н.М. Физическая активность и сердце / Н.М. Амосов, Я.А. Бендет. - Киев: Здоровье, 1984. - 115 с.

2. Анохин, П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем / П.К. Анохин. - М: Медицина, 1971.

3. Антропова, М.В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности / М.В. Антропова. - М., 1968. - 232 с.

4. Апанасенко, Г.Л. Медицинская валеология / Г.Л. Апанасенко, Л.А. Попова. - Ростов н/Д, 2000.

5. Баевский, Р.М. Оценка эффективности профилактических мероприятий на основе измерения адаптационного потенциала системы кровообращения / Р.М. Баевский, А.П. Берсенева, В.К. Вакулин // Здравоохранение Российской Федерации. - 1987. - № 8. - С. 6-10.

6. Баевский, Р.М. Теоретические и прикладные аспекты оценки и прогнозирования функционального состояния организма при действии факторов длительного космического полета [Электронный ресурс] / Р.М. Баевский. - Режим доступа: http: // www.imbp.ru / webpages / win1251/Science/UchSov/Docl/2005/Baevski_speach.html.

7. Безматерных, Л.Э. Диагностическая эффективность методов количественной оценки индивидуального здоровья / Л.Э. Безматерных, В.П. Куликов // Физиология человека. - 1998. - Т.24. - №3. - С.79-85.

8. Березина, М.Г. Роль психофизиологических особенностей студентов в адаптации к учебной деятельности: автореф. дис. … канд. биол. наук / М.Г. Березина. - Новосибирск, 2000. - 24 с.

9. Данияров, С.Б. Взаимосвязь физиологических и психологических показателей в процессе адаптации у студентов / С.Б. Данияров, В.В. Соложенкин, И.Г. Краснов // Психол. журнал. - 1989. - №1. - С.99-105.

10. Дичев, Т.Г. Теория адаптации и здоровья человека / Т.Г. Дичев. - М.: Новый центр, 2004. - 87с.

11. Казначеев, В.П. Современные аспекты адаптации / В.П. Казначеев. - Новосибирск: Наука, 1980.

12. Казначеев, В.П. Донозологическая диагностика в практике массовых обследований населения / В.П. Казначеев, Р.М. Баевский, А.П. Береснева. - Л.: Медицина, 1980. - 225с.

13. Макаренко, Ю.А. Принципы оценки состояния здоровья детей / Ю.А. Макаренко. - М.: Медицина, 1989. - С.5-25.

14. Маркосян, А.А. Развитие человека и надежность биологической системы / А.А. Маркосян // Основы морфологии и физиологии организма детей и подростков. - М., 1969. - С.5-13.

15. Никитюк, Б.А. Конституция человека / Б.А. Никитюк // Итоги науки и техники. - 1991. - №4. - С. 149.

16. Парин, В.В. Возможности защитных приспособлений организма и границы адаптации в условиях максимальных нагрузок и состояния невесомости / В.В. Парин [и др.] // Вестник АМН СССР. - 1962. - №4. - С.76-81.

17. Соколов, А.Я. Особенности морфофункционального развития молодых людей в условиях Северо-Востока России / А.Я. Соколов, О.П. Бартош, Л.И. Гречкина // Валеология. - 2005. - №1. - С. 22-30.

18. Тихвинский, С.Б. Социальные и медико-биологические проблемы физического воспитания с целью увеличения здоровья здоровых детей и подростков / С.Б. Тихвинский, И.М. Воронцов // Детская спортивная медицина: Руководство для врачей. - М.: Медицина, 1991. - С.13-19.

19. Щербатых, Ю.В. Экзамен и здоровье / Ю.В. Щербатых // Высшее образование в России. - 2000. - №3. - С.53-56.

20. Kerdo, I. Ein aus Daten der Blutzirkulation kalkulierter Index zur Beurteilung der vegetativen Tonuslage / I. Kerdo // Asta neurovegetativa. - 1966. - Bd.29. - №2. - S.250-268.

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.067 с.