Лекция 6. Психология психологического эксперимента — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Лекция 6. Психология психологического эксперимента

2017-10-16 472
Лекция 6. Психология психологического эксперимента 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Экспериментальное общение.

2. Экспериментатор: его личность и деятельность.

3. Деятельность и личность испытуемого в эксперименте. Типы ситуаций психологического эксперимента.

 

Экспериментальное общение.

Психологический эксперимент – это совместная деятельность испытуемого и экспериментатора, которая организуется экспериментатором и направлена на исследование особенностей психики испытуемых. Процессом, организующим и регулирующим совместную деятельность, является общение.

Установлено, что процедура эксперимента оказывает большее воздействие на детей, чем на взрослых.Объяснения этому находят в особенностях детской психики:

1. Дети более эмоциональны при общении со взрослыми. Взрослый для ребёнка всегда является психологически значимой фигурой. Он либо полезен, либо опасен, либо симпатичен и заслуживает доверия, либо неприятен и от него надо держаться подальше. Следовательно, дети стремятся понравиться незнакомому взрослому, либо «спрятаться» от контактов с ним. Отношение к эксперименту зависит от отношения с экспериментатором.

2. Проявление личностных особенностей у ребёнка зависит от ситуации в большей степени, чем у взрослого. Ситуация конструируется в ходе общения: ребёнок должен успешно общаться с экспериментатором, понимать его вопросы и требования. Ребёнок овладевает родным языком при общении с ближним окружением, усваивая не литературный язык, а говор, наречие, «сленг». Экспериментатор, говорящий на литературно – научном языке, никогда не будет для него «эмоционально – своим», если только ребёнок не принадлежит к тому же социальному слою. Непривычная для ребёнка система понятий, способов коммуникации (манера говорить, мимика, пантомимика и т. п.) будет мощнейшим барьером при включении в эксперимент.

3. Ребёнок обладает более живым воображением, чем экспериментатор, и поэтому может иначе, «фантастически», интерпретировать ситуацию эксперимента, чем взрослый. Рациональное восприятие ситуации эксперимента есть симптом определенного уровня развития интеллекта.

Экспериментаторам рекомендуют обращать внимание на то, правильно ли понимает ребёнок обращенные к нему вопросы и просьбы, что он имеет в виду, давая тот или иной ответ.

Мотивация испытуемого может привести к искажению результатов эксперимента. Чем может быть мотивирован испытуемый?

Испытуемый может быть мотивирован любопытством, гордостью, тщеславием и действовать не в соответствии с целями экспериментатора, а в соответствии со своим пониманием смысла и целей эксперимента.

Само участие в эксперименте порождает у испытуемых ряд поведенческих проявлений, которые являютсяпричинами артефактов.

Артефакт (от лат. artefactum — искусственно сделанное) - факт, не характерный для естественного течения данного процесса и вызванный искусственно. В экспериментальной психологии под артефактом подразумеваются данные, порождаемые самой методикой изучения процесса и на деле ему не свойственные.

Среди наиболее известных артефактов следующие:

1. «Эффект плацебо» - был обнаружен медиками: когда испытуемые считают, что препарат или действия врача способствуют их выздоровлению, у них наблюдается улучшение состояния. Эффект основан на механизмах внушения и самовнушения.

2. «Эффект Хоторна» - проявился при проведении социально – психологических исследований на фабриках. Привлечение к участию в эксперименте, который проводили психологи, расценивалось испытуемыми как проявление внимания к ним лично. Участники исследования вели себя так, как ожидали от них экспериментаторы.

3. «Эффект аудитории» -эффект социальной фасилитации (усиления) был обнаружен Р. Зайонцем. Присутствие любого внешнего наблюдателя, в частности, экспериментатора или ассистента, изменяет поведение человека, выполняющего ту или иную работу. Эффект ярко проявляется у спортсменов на соревнованиях: разница в результатах показываемых на публике и на тренировке. Во время обучения присутствие зрителей смущает испытуемых и снижает их результативные показатели. Когда деятельность освоена или сводится к простому физическому усилию, то результат улучшается.

После проведения дополнительных исследований были установлены такие зависимости:

- Влияние оказывает не любой наблюдатель, а лишь компетентный, значимый для исполнителя и способный дать оценку. Чем более компетентен и значим наблюдатель, тем этот эффект существеннее.

- Влияние тем больше, чем труднее задача. Новые навыки и умения, интеллектуальные способности более подвержены воздействию (в сторону снижения эффективности). Наоборот, старые, простые перцептивные и сенсомоторные навыки легче проявляются, продуктивность их реализации в присутствии значимого наблюдателя повышается.

- Соревнование и совместная деятельность, увеличение количества наблюдателей усиливает эффект (как положительную, так и отрицательную тенденцию).

- «Тревожные» испытуемые при выполнении сложных и новых заданий, требующих интеллектуальных усилий, испытывают большие затруднения, чем эмоционально стабильные личности.

- Действие «эффекта Зайонца» хорошо описывается законом оптимума активации Йеркса – Додсона. Присутствие внешнего наблюдателя (экспериментатора) повышает мотивацию испытуемого. Соответственно оно может либо улучшить продуктивность, либо привести к «перемотивации» и вызвать срыв деятельности.

4. «Эффект фасада» -связан с мотивацией испытуемого, возникающей в ходе эксперимента (не путать с мотивацией участия в исследовании). Считается, что в ходе эксперимента у испытуемого может возникать какая угодно мотивация.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.