Степанова Н.В., Усынина Т.П. — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Степанова Н.В., Усынина Т.П.

2017-10-16 495
Степанова Н.В., Усынина Т.П. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

С79 Экспериментальная психология: учебное пособие для студентов факультета клинической психологии / Н.В. Степанова, Т.П. Усынина; ГБОУ ВПО «ОрГМУ» Минздрава РФ.

 

Учебное пособие «Экспериментальная психология» разработано по дисциплине вариативной части профессионального цикла «Экспериментальная психология» в соответствии с ФГОС третьего поколения по специальности 37.05.01. «Клиническая психология». Включает основное содержание лекций с вопросами для самоконтроля, список рекомендуемой литературы, словарь терминов, тесты для самопроверки знаний студентов. Пособие может быть полезно при написании курсовых исследовательских работ и выпускной квалификационной работы.

Предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Клиническая психология».

 

 

УДК 159.9 (075.8)

ББК88.Я 73

 

Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………  
Лекции по дисциплине «Экспериментальная психология»……………..  
Лекция 1. Введение в экспериментальную психологию……………........  
Лекция 2. Методологическое обеспечение психологического исследования………………………………………………………………..  
Лекция 3. Метод наблюдения……………………………………………...  
Лекция 4. Вербально-коммуникативные методы…………………….…..  
Лекция 5. Метод эксперимента……………………………………………  
Лекция 6. Психология психологического эксперимента………………...  
Лекция 7. Психологическое измерение и психологическое тестирование………………………………………………………………..  
Список рекомендуемой литературы………………………………………  
Словарь терминов ………………………….…………………………...….  
Список использованной литературы……………………………………...  
Приложение 1. Тесты для самопроверки знаний студентов по темам 1- 4………………  
Приложение 2. Тесты для самопроверки знаний студентов по темам 5- 7………………  
Приложение 3. Ответы к тестам для самопроверки………………………………………  

Пояснительная записка

Экспериментальная психология является отраслью психологической науки, которая структурирует знания, относящиеся к проблемам исследования в области психологии и способам их решения; научная дисциплина о методах исследования в психологии.

Дисциплина «Экспериментальная психология» относится к вариативной части профессионального цикла(С3)дисциплин ФГОСпо специальности 37.05.01. «Клиническая психология», изучается в III семестре.

Цель изучения дисциплины: сформировать у обучающихся знания о методологических основах психологического исследования, классификации и характеристике эмпирических методов.

Задачи изучения дисциплины:

– познакомить обучающихся с основами организации психологического исследования;

– сформировать у обучающихся представление об эмпирических методах психологического исследования;

– формировать у обучающихся умение самостоятельно проводить научное исследование (выделять проблему, формулировать цель, гипотезу и задачи исследования, выбирать адекватные научные методы исследования, планировать и реализовывать эмпирическую часть исследования, формулировать выводы).

Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

а)общекультурных (ОК):

- способности и готовности к владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3);

- способности и готовности к использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых и новых задач в различных областях профессиональной деятельности (ОК-4);

- способности и готовности к овладению новыми методами исследования, к изменению научного и научно-практического профиля своей профессиональной деятельности, к изменению социокультурных условий деятельности (ОК-6).

б) профессиональных (ПК)

- готовности инициировать психологические исследования: определять области прикладной психологии, предоставляющие возможности для развития исследований, проверять и оценивать существующие методы, техники и модели, выявлять возможности для развития фундаментальной и прикладной психологии (ПК-2);

- умения разрабатывать дизайн психологического исследования: формулирования проблемы и гипотезы, генерирования теоретического контекста конкретных исследований, определения параметров и ресурсов для психологических исследований, планирования и проведения исследования (ПК-3);

- владения приемами анализа, оценки и интерпретации результатов психологического исследования, проверки и оценки соотношения теории и эмпирических данных, подготовки отчетной документации и обобщения полученных данных в виде научных статей и докладов (ПК-4).

В результате изучения дисциплины обучающиеся должны:

Знать:

- значения термина «экспериментальная психология»;

- историю становления экспериментальной психологии;

- этические принципы проведения психологических исследований;

- уровни методологии, характеристику естественно-научной и гуманитарной парадигм в методологии психологии;

- виды и этапы психологического исследования;

- характеристику метода наблюдения (виды наблюдения, программа наблюдения);

- характеристику вербально-коммуникативных методов (специфические черты беседы, интервью, анкетирования).

- общую характеристику и структуру психологического эксперимента;

- экспериментальные переменные и способы их контроля;

- понятия «валидность» и «надёжность» эксперимента;

- психологические аспекты проведения эксперимента (особенности экспериментального общения, влияние личности экспериментатора и испытуемого на результаты эксперимента);

- типы измерительных шкал;

- классификацию психологических тестов;

- иметь общее представление об обработке результатов тестирования.

Уметь:

- составить план исследования, разработать методологический аппарат исследования;

- составить программу и схему наблюдения, составить поведенческий портрет по схеме;

- разработать план беседы, вопросы интервью, составить анкету по проблеме исследования.

- планировать и проводить экспериментальное исследование;

- учитывать психологические аспекты при проведении экспериментального исследования;

- определять тип измерительных шкал;

- проводить первичную обработку результатов исследования, обобщать результаты исследования, делать выводы.

Владеть:

- эмпирическими методами психологического исследования.

 

Лекции по дисциплине «Экспериментальная психология»


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.