Особенности построения урока — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Особенности построения урока

2017-10-17 195
Особенности построения урока 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

 

В основе библейской программы «Компромисс. net» лежит стремление научить подростков смотреть на свою жизнь глазами Живого Бога и строить свои планы с учетом Божьей воли. Для подростков эта задача не простая, так как большинство их сверстников находятся под влиянием «богов» современности: секса, денег и удовольствий. Они мечтают о жизни счастливой и беззаботной, свободной и богатой, но в то же время им хочется пробовать свои силы, совершать подвиги, рисковать и выходить победителями. Они мечтают о власти, признании и славе.

История Иосифа — хороший пример для современных подростков, желающих следовать за Христом. В самом начале истории Иосиф предстает перед нами юношей, который стремится быть лучше других в глазах отца и наслаждаться своим исключительным положением. Для достижения этой цели он использует доносы. Но ему не удается достичь желаемого результата; наоборот, он вызывает у своих братьев только зависть и ненависть.

Но в один день все меняется — Бог дает Иосифу откровение о том, что он станет уважаемым и почитаемым человеком и его будут уважать не только братья, но и целые народы. О таком признании мечтают многие подростки. Им хочется выйти за пределы мира ограниченных возможностей. Они хотели бы обладать тем, что есть у самых богатых и популярных людей. Они хотели бы иметь власть наказывать одних и награждать других. Они хотели бы делать только то, что им нравится. Можно было бы не обращать внимания на чрезмерную мечтательность подростков, если бы не одна особенность: мечты превращаются в поступки, а поступки определяют нашу жизнь. Подростков необходимо научить смотреть на свою жизнь глазами Бога, чтобы их мечты вели к правильным поступкам.

Не столь важна мечта (стать художником, врачом, юристом, пастырем или преуспевающим бизнесменом), как ее нравственное содержание. Можно мечтать в одиночку, отталкиваясь от того, чего вам не хватает, и учитывая только собственное «эго», как это делают поклонники современных «богов». А можно мечтать вместе с Творцом, задумываясь не только над достижениями, но и над высшим предназначением. Разница двух подходов заключается в том, что в первом случае цель жизни — это богатство, слава и удовольствие. По-настоящему живет только тот, кто может позволить себе все, что пожелает его душа, остальные — лишь существуют. При втором подходе цель жизни — узнать и выполнить свое уникальное и высокое предназначение, данное Богом. От того, насколько человек соответствует свому предназначению, зависит его радость и полнота жизни.

После откровения, Иосиф руководствовался вторым подходом. Он знал, что его жизнь подчинена воле Творца. Но это не значит, что он пассивно следовал обстоятельствам жизни. Нет, он о многом мечтал и в этих обстоятельствах находил возможности для реализации своей мечты. Когда Иосиф получил высокий пост при фараоне, он смог сказать: «Бог дал мне забыть все мои горести и отчий дом мой». Его слова открывают то, чем он жил на протяжении всех лет рабства: мечтой вернуться домой и жить лучше, чем раньше. Однако во всех ситуациях последнее слово Иосиф отставлял за Богом. И он не прогадал. В результате Иосиф выполнил свое предназначение и получил глубокую радость и признание со стороны Бога и людей.

Именно поэтому данная программа называется «Компромисс.net». Мы можем о многом мечтать, мы можем строить великие планы, но мы не должны допускать одного — компромисса по отношению к Божьей воле.

Не у каждого подростка такое же великое предназначение, как у Иосифа: не каждый подросток предназначен стать государственным деятелем и далеко не каждого безмерно любят родители. Однако все подростки мечтают жить незаурядной и наполненной смыслом жизнью.

А поскольку мечты, будучи мысленной картиной будущего, формируют план жизни человека, очень важно, чтобы подростки мечтали о жизни, простроенной на основании библейских ценностей и нацеленной на исполнение Божьей воли. И здесь очень важно не допускать компромиссов. Новая программа предназначена помочь подросткам понять, что их жизнь — это не увеселительная прогулка, а серьёзное поручение, исполнив которое, мы получим награду и похвалу от Бога.

Особенности построения урока

 

Основная мысль

В данном разделе приводится краткое изложение той истины, вокруг которой построен урок. Эта та часть материала, которая предназначена только для наставника, поэтому ее не следует зачитывать воспитанникам. Содержание «основной мысли» должно красной нитью проходить через весь урок.

Цели урока

Для каждого урока сформулированы три цели. Почему три? У каждой цели свое предназначение. Первая цель, как правило, начинается словом «объяснить» и направлена на предоставление пищи для размышлений. Здесь внимание обращено на то, что воспитанники должны усвоить. Вторая цель начинается словом «показать» и имеет отношение к психо-эмоциональной сфере. Она направлена на то, чтобы затронуть эмоции воспитанников, чтобы они не только услышали, узнали что-либо новое или вспомнили ими забытое, но и почувствовали актуальность обсуждаемой темы для своей жизни. Последняя цель направлена на практические действия и поэтому начинается словом «призвать». Библейский урок тогда эффективен, когда способствует изменению поведения воспитанников.

Текст Писания

Текст Писания рекомендуется читать вслух после вступительной части, до того, как

воспитанники приступят к разделу «Вопросы для самостоятельного изучения Библии». Такой подход усиливает эффект письменного высказывания, так как человек не только видит слова и, читая, формулирует свои мысли, но и слышит себя.

Вступительная часть

Идея вступительной части заключается в том, чтобы подготовить воспитанников к размышлению на тему урока. Каждый воспитанник приходит на занятия со своими мыслями и переживаниями, которые не обязательно связаны с темой предстоящего урока. Возможно, кто-то

переживает за исход финального матча по футболу, назначенного на 11 часов, сразу после урока. Кто-то напевает песню, которая исполнялась на только что завершенном общем утреннем богослужении. Кто-то «задумался» о своей любви, так хорошо выступившей на собрании. Каждый погружен в свой внутренний микромир, и задача наставника заключается в том, чтобы заинтересовать каждого воспитанника темой данного библейского урока. В этом поможет ему продуманное вступление, по возможности яркое и интерактивное.

Важно заинтересовать воспитанников темой урока. Сосредоточив их внимание на теме урока, вам необходимо заинтересовать их настолько, чтобы им было интересно поразмышлять над тем, о чем идет речь, принимая в уроке активное участие. Образно говоря, после того, как воспитанники «выйдут на поле», их следует увлечь происходящим.

Авторы данной библейской серии постарались найти для вступительной части урока идеи, соответствующие двум изложенным выше задачам, однако если у вас есть свои варианты вступительной части, тогда без колебаний используйте свои идеи.

Вопросы для самостоятельного изучения Писания

Данные вопросы могут показаться излишне простыми и в какой-то мере наивными. Однако не спешите пропустить этот раздел, потому что главная цель этого упражнения — побудить воспитанников работать непосредственно с текстом и проработать изучаемую библейскую историю. Когда подросток сам читает текст и при этом ищет ответы на поставленные вопросы, он лучше усваивает материал и запоминает библейскую историю.

В тех случаях, когда к вопросам предлагаются варианты ответов, среди которых есть истинные и ложные, в пособии для наставника истинные ответы выделены курсивом.

Вопросы для обсуждения

Эти вопросы призваны побудить воспитанников думать аналитически с тем,

чтобы понять суть данной библейской истории и связать ее с действительностью. К каждому вопросу приведены краткие пункты, раскрывающие возможный ответ. Вам как наставнику не обязательно зачитывать каждый пункт во время урока. Гораздо важнее, чтобы воспитанники в своих рассуждениях сами высказали эти мысли. Поэтому старайтесь направлять воспитанников, но ни в коем случае не давайте им готовых ответов. Только в крайних случаях дополняйте их размышления.

Применение

Данный раздел предназначен для того, чтобы дать практические рекомендации по использованию пройденного материала. Иногда это представлено в виде заданий, таких как заполнение анкет, иногда — в символическом действии, направленном на запоминание данной библейской истины, а иногда — в виде практических советов. Чтобы усилить эту часть урока, от вас потребуются свидетельства из личной жизни по изучаемой теме. Именно опыт наставника может сыграть решающую роль в выработке у воспитанников мотивации к применению изученного библейского принципа.

Комментарий

В этот раздел включены комментарии, которые авторы программы сочли необходимыми и полезными для разъяснения недостаточно ясных, на первый взгляд, отрывков библейского текста, а также для прояснения некоторых моментов, содержащихся в материале урока. Комментарии приводятся не во всех уроках.

Идеи для вечернего общения

Для многих наставников вечернее общение — чрезвычайно трудная часть программы, поскольку не все могут открыто говорить с подростками на злободневные темы. Второе обстоятельство — это время проведения вечернего общения, а именно, непосредственно перед сном, когда воспитанники хотели бы еще побыть на свежем воздухе и пообщаться с друзьями из других групп. Тем не менее, это время очень ценно, так как именно от качества вечерних общений во многом зависит уровень усвоения библейской истины, изучавшейся в течение дня.

Понимая сложность данной задачи, авторы программы постарались найти идеи, которые помогут наставнику начать обсуждение темы библейского урока. Будьте достаточно гибкими, чтобы не создавать чрезмерного давления, из-за чего у воспитанников может пропасть желание участвовать в вечерних общениях. Не расстраивайтесь, если одно или два общения пройдут без обсуждения серьезных тем, ведь радость и веселье — неотъемлемые атрибуты подростковой жизни, и их тоже можно рассматривать как положительный результат формирования динамики группы.

Молитва

Данный раздел предназначен для того, чтобы напомнить наставнику о необходимости учить воспитанников молиться осмысленно и целенаправленно. Молитва — это наша связь с Богом. Молитва должна отображать содержание библейской темы, разбираемой на уроке или во время вечернего общения. Вам необязательно следовать всем рекомендациям, самое главное — научить воспитанников молиться по существу.

 

Урок 1. Жизнь — не игра

Основная мысль

Иосиф был одаренным молодым человеком приятной внешности и любимым сыном своего

отца, что позволяло ему уверенно смотреть в будущее. То, что Иосиф действительно мечтал о счастливом будущем, просматривалось и в его превосходстве над своими братьями путем наушничанья о них. Но однажды ему приснились сны, заставившие его по другому взглянуть на свое будущее. У него появились основания полагать, что высокое положение в будущем — это то, что дает ему Бог. Приобретение такого Покровителя способно существенно скорректировать планы любого человека. Вопрос в том, как этим распорядиться.

Цели

1. Объяснить, что каждый человек стремится найти наилучшее применение в жизни своих сил.

2. Показать, что с Богом мечтать лучше.

3. Призвать подростков задуматься над тем, кто или что определяет их увлечения, желания и планы на будущее.

Вступительная часть

Подготовьте игровое поле в форме прямоугольника размером три на шесть метров. Разделите его пополам с помощью веревки, натянутой приблизительно на уровне груди. В игре участвуют две команды.

Цель игры — передуть воздушный шарик на половину соперника или заставить кого-то из них коснуться шарика любой частью тела. Время для игры — три минуты, после чего подсчитывается количество очков.

Как шарик в этой игре, все в этой жизни подвергается чьему-то влиянию. Мы можем зависеть от людей, от обстоятельств или же от собственных желаний. Именно так было в жизни Иосифа: он хотел быть лучше других, и это желание толкало его на проступки. Так продолжалось до тех пор, пока не пришел Тот, Чьё влияние стало для Иосифа самым сильным и непреодолимым.

 

Вопросы для самостоятельного изучения Библии

1. Почему Иаков любил Иосифа?

· Иосиф был самым красивым.

· Иосиф был «сыном старости».

· Не было оснований любить других сыновей.

2. Почему братья Иосифа разговаривали с ним грубо?

· Иосиф был заносчивым и глупым.

· Братья завидовали положению Иосифа и хотели носить модную одежду.

· Иосиф наушничал отцу о братьях и хвалился своими сновидениями.

3. Каково было значение снов Иосифа?

· Иосиф будет самым умным среди братьев.

· Иосиф будет богаче своих братьев.

· Придет время, когда Иосиф будет начальствующим, тогда как его братья будут у него в подчинении.

4. Какова была реакция братьев на рассказ о сне?

· Братья спросили Иосифа, что он ел перед сном.

· Они задумались над тем, что если этот сон был от Бога, то они должны будут изменить свое отношение к Иосифу.

· Братья сильно разгневались на Иосифа.

5. Какова была реакция отца на рассказ о сне?

· Отец выгнал Иосифа из дому.

· Отец возмутился из-за того, что старший должен поклониться младшему.

· Отец глубоко задумался над словами Иосифа.

 

Вопросы для обсуждения

1. Что в жизни Иосифа определяло его увлечения, желания и планы на будущее?

Ø Движущая сила Иосифа — эгоизм и самолюбие.

а. Он наушничал о своих братьях.

б. Он сразу похвалился своими сновидениями, хотя знал, какие чувства это вызовет у братьев.

в. Поведение Иосифа свидетельствует о том, что откровение Бога он воспринял, как подтверждение своего превосходства, а не верховное проявление Божьей власти.

г. Вера в Бога также играла важную роль. Вера в Бога напоминала о смысле жизни и сдерживала негативное влияние окружающего мира.

2. Что может влиять на наши мечты и намерения?

Ø Слова «Я сам...» выражают эгоизм человека, его стремление к удовольствиям и его тщеславие.

Ø Мнение друзей.

Ø Ожидания со стороны родителей («Ты должен стать врачом»).

Ø Невосполненные потребности (отсутствие уважения, бедность и т.д.).

Ø Желание подражать кумиру — звезде спорта или эстрады.

Ø Исполнение Божьей воли.

Ø Вера в Бога и любовь к близким людям.

3. Что могло произойти, если бы в одно мгновение исполнились мечты каждого человека?

Ø У вас могла бы пропасть модная футболка, потому что о ней кто-то мечтает.

Ø С вами могла бы случиться беда, потому что кто-то желает вам зла.

Ø Мы могли бы оказаться в затруднительном положении. Например, если кто-то мечтает о карьере великого артиста, а ему противопоказано летать, то в полете он будет испытывать большие проблемы со здоровьем.

Ø Мы стали бы счастливыми людьми, если бы наши мечты соответствовали тому, что желает для нашей жизни Бог. Только Бог знает, что для нас лучше всего.

Ø Если все будут «мечтать» вместе с Богом, тогда на земле будет порядок, мир и все будут довольны.

Применение

Попросите воспитанников закрыть глаза, включить свое воображение исследовать ход у ваших мыслей. Представьте, что вы находитесь дома, где кроме вас никого нет. У вас плохое настроение, потому что в школе вы получили плохую оценку по математике, и классный руководитель сказал, что вам место в школе для умственно отсталых. А ваш друг, наоборот, получил сразу две отличные оценки, к тому же на прошлой неделе родители купили ему новые кроссовки и мобильный телефон. Вы сидите и думаете, как бы сделать так, чтобы и от вас все пришли в восторг. И вдруг — о, чудо! Перед вами появляется ангел.

Возможно, вы испугались, будто в метре от вас ударила молния, а, возможно, обрадовались, будто встретились со старым другом. Какой бы ни была ваша реакция, ангел вас успокаивает и говорит, что он ниспослан к вам Богом для того, чтобы исполнить ваши любые три желания. Что бы вы пожелали?

Пусть воспитанники ответят на этот вопрос письменно, чтобы потом обсудить и проанализировать свои мечты.

Не всем суждено быть счастливчиками, подобно Иосифу, имевшему особое благорасположение «судьбы»: привлекательную внешность, происхождение из богатой семьи, любящих родителей и особое внимание со стороны общества. Но есть то, что выше земных благ и доступно каждому — Божья любовь. Человек есть Божье творение, которого Творец безмерно любит. Бог ценит нас и приготовил нам особую миссию. Кто-то о ней узнаёт сразу, как Иосиф, а кто-то — постепенно, совершая один за другим шаги веры. Послушание Божьей воле делает человека по-настоящему счастливым и сильным. Нам следует научиться смотреть на жизнь глазами нашего Творца, чтобы не быть подверженными зависти, страху, лжи и непристойным привычкам. Смотреть на жизнь глазами Творца — значит верить в то, что:

- Бог есть Господь нашей жизни;

- у Бога есть особый замысел для моей жизни;

- Бог желает мне только добра.

Раздайте воспитанникам заранее приготовленные цветные браслеты, которые, подобно цветной рубахе Иосифа, весь день будут напоминать им о любви Бога и о той особой миссии, которую Он им приготовил.

Золотой стих

Ефесянам 2:10 «Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять».

Комментарий

Древнееврейское слово «диббах», переведенное как «слухи», имеет несколько значений, наиболее распространенные из которых — наушничанье, клевета.

Выражение «отец его заметил это слово», приведенное так в русском Синодальном переводе Библии (Бытие 37:11), можно интерпретировать по-разному. Английские переводы более ясны и указывают на то, что отец глубоко задумался над словами сына (“his father kept the saying in mind” NASВ, “but his father pondered the matter” NAB), что более точно передает смысл имеющегося в оригинале древнееврейского слова «шамар» («хранить» и «наблюдать»), использованного в данном случае.

Выражение «особый замысел» не подразумевает, что Бог расписывает жизнь человека по дням и часам. «Особый замысел» подразумевает то, что Бог ожидает от человека нравственной чистоты в поведении и выполнения определенных задач, как это было в случае с Иосифом (избавление от голода наследников Израиля и всего Египта).

 

Идея для вечернего общения

Попросите воспитанников порисовать в темноте. Для этого необходимо приготовить бумагу и карандаши по количеству участников группы. Каждая команда должна сообща нарисовать названный вами объект, но сделать это нужно в темноте, при выключенном свете. Выигрывает та команда, рисунок которой точнее и лучше выражает заданный предмет.

Это задание позволит вам еще раз подчеркнуть тему занятия — рисовать в темноте трудно и неудобно. Жить, не зная своего предназначения, трудно и, подобно рисованию в темноте, дает плохой результат.

Молитва

Поблагодарите Бога за то, что Он дал нам.

Урок 2. Мечта жизни

Основная мысль

Сновидения окутали жизнь подростка тайной: ожиданием чего-то необычного, подразумевающего высокую должность. Теперь Иосиф знал, что его мечта о великом — это часть Божьего замысла, и это вселяло в него еще большую уверенность. Никто не появляется на свет случайно, для каждого человека у Бога есть особое предназначение, и природные таланты человека косвенно свидетельствуют об этом предназначении.

Цели

1. Объяснить, что мечты Иосифа имели рациональное основание.

2. Показать, что наши природные таланты являются косвенным откровением Бога.

3. Призвать проанализировать свои таланты, чтобы задуматься о своем предназначении.

Вступительная часть

Раздайте каждому воспитаннику два небольших листа бумаги. На одном попросите их написать название какого-то предмета, на втором — предназначение какого-то предмета (два предмета между собой не связаны!!!). Соберите записи, перемешайте их для большего эффекта и по очереди прочитайте в слух. Например, «Это молоток. Он предназначен для зарядки мобильного телефона».

Сегодня мы поговорим о том, есть ли какое-то предназначение у каждого из нас, или же мы сами являемся архитекторами своей жизни и вправе «созидать себя сами».

 

Вопросы для самостоятельного изучения Библии

1. Что делал Иосиф, когда находился с братьями на пастбищах?

· Вел учет, записывая, сколько часов отработал каждый брат.

· Жарил с братьями шашлыки и жаловался отцу на то, что ему доставалось слишком мало мяса.

· Пас скот отца вместе со своими братьями.

2. Какие преимущества были у Иосифа перед своими братьями?

· Братья ездили на ослах, а Иосиф — на белом коне.

· Отец подарил Иосифу мобильный телефон, чтобы постоянно поддерживать с ним связь.

· Иосиф был любимым сыном и, как знак отличия, носил цветную одежду.

3. Сколько раз Иосиф видел одинаковые по смыслу сны?

· Два раза.

· Семь раз.

· Один раз.

4. Как отреагировал Иосиф на свои сны?

· Замкнулся и размышлял про себя о значении снов.

· Побежал к другу, чтобы поделиться радостью.

· Немедленно рассказал братьям, а потом и отцу о том, что видел во сне.

5. Почему Иосифу приснились вещие сны?

· Иосиф мечтал быть царем, в результате чего ему приснился сон.

· Бог хотел открыть Свой замысел в отношении жизни Иосифа.

· Иосифу приснились разные чудеса, потому что до этого он перегрелся на солнце.

Вопросы для обсуждения

1. Если бы Иосиф мечтал стать правой рукой фараона, то насколько эта мечта была бы обоснованной?

a. Обратите внимание, что сны не давали ясного представления о будущем, а лишь указывали на руководящую должность Иосифа.

б. Иосифа признавал отец, что вселяло в сына уверенность.

в. Иосиф стал ответственным и разумным, благодаря тому, что отец доверил ему ответственный пост.

г. Бог проявил к Иосифу особое благоволение, подарив ему чудесные сны.

2. Как можно узнать, какие мечты нам по плечу?

Ø Предназначение предмета — в его устройстве. Например, молоток не приспособлен для того, чтобы им рисовать картины.

Ø Я создан для выполнения особой задачи, и Бог дал мне все необходимое для достижения этой цели.

Ø Если я буду знать свои дарования, тогда я смогу их реализовать наилучшим образом.

Применение

Бог все делает осмысленно и целенаправленно, поэтому таланты и способности, заложенные в нас с рождения, свидетельствуют о нашем предназначении. Анализ дарований прояснит наше предназначение, а эффективное их использование в соответствии с библейскими принципами прославит нашего Творца.

Раздайте воспитанникам карточки и карандаши и попросите их написать на карточках по три варианта профессий, которым они хотели бы обучиться в предстоящие 5-10 лет. К этому заданию следует отнестись со всей серьезностью, и каждый должен держать свои варианты в секрете. Карточки подписываются и сдаются наставнику. После этого каждый воспитанник получает по листу бумаги и в столбик проставляет на нем номера по количеству участников группы (например, от 1 до 7), а наставник в это время пронумеровывает собранные карточки, предварительно их перемешав.

Когда все готовы, наставник берет карточку под номером один и зачитывает первую профессию, а воспитанники стараются догадаться, кто бы мог это написать, и на своем листе напротив №1 записывают имя предполагаемого человека. Сделав первый круг, проделайте то же самое со вторым и третьим вариантами.

Призывайте воспитанников постоянно и усердно молиться о том, чтобы Бог помог им реализовать свои способности. Наши мечты о будущей профессии являются производным наших склонностей и дарований, поэтому необходимо приложить максимум усилий, чтобы мечта о себе стала реальностью.

Золотой стих

Псалом 31:8 «Вразумлю тебя, наставлю тебя на путь, по которому тебе идти, буду руководить тебя, око Мое над тобою».

Комментарий

В древности повторение сна считалось Божьим провидением, и люди верили, что в таком случае предсказание обязательно сбудется. То, что одинаковый по смыслу сон приснился Иосифу дважды, должно было убедить его братьев в том, что он получил откровение от Бога.

Иосиф знал, как к нему относились его братья, но он все же пошел и рассказал им содержание своего сна. Выслушав критику и негодование в первый раз, Иосиф пошел к своим братьям вновь, после того, как ему приснился второй сон. Кроме того, он пересказал сон своему отцу, из-за чего также заслужил осуждение со стороны любящего его человека. Молодые люди мечтают о великих свершениях и, при малейшей возможности, готовы рассказать о своих настоящих и будущих подвигах всем и везде.

Идея для вечернего общения

Вернитесь к теме данного библейского урока и вспомните профессии, названные каждым воспитанником, и после этого попросите их обсудить следующие вопросы:

1. Что вы ожидаете от своего будущего?

2. Чего вы больше всего боитесь в будущем?

3. Что мы можем предпринять для того, чтобы наши мечты сбылись?

Молитва

Предложите каждому воспитаннику поблагодарить Бога за конкретное дарование, которым Бог его наделил.

 

Урок 3. Рука на пульсе

Основная мысль

Иметь Бога в качестве «союзника» в своей мечте — вовсе не означает, что в будущем жизнь пойдет гладко. Именно это надлежало усвоить Иосифу, когда его родные братья решили его убить. То, что на первый взгляд выглядело крушением мечты, на самом деле было началом «школы» длиной в тринадцать лет, по окончании которой мечта должна была воплотиться в жизнь. Открывая нам будущее, Бог держит в секрете то, каким путем мы достигнем желаемого. Он избирает для нас тот путь, который поможет нам лучше всего подготовиться к будущему, причем эта подготовка включает в себя не только обучение «профессии», но и воспитание угодного Богу характера.

Цели

1. Объяснить, что Бог направляет обстоятельства жизни таким образом, чтобы подготовить нас к осуществлению нашего предназначения.

2. Показать, что Божья школа подготовки может сильно отличаться от того, как мы ее себе представляем.

3. Призвать доверять Богу в трудные минуты, особенно, когда мы испытываем боль.

Вступительная часть.

Проведите любую игру, основанную на принципе случайности (бросание кубиков и т.п.)

Вопросы после игры:

1. Что определило победителя? - Случай.

2. Что нужно для того, чтобы победить? - Быть удачливым или играть нечестно.

Сейчас мы поговорим с вами о «случайностях», которые постоянно происходят в нашей жизни: как мы должны относиться к различным событиям, что предпринимать в тех или иных случаях. Но сначала вернемся к Иосифу.

Вопросы для самостоятельного изучения Библии

Сопоставьте первую и вторую части предложения, выбирая из предложенных ниже вариантов:

1. Иосиф пошел к братьям, чтобы узнать об их здоровье...

2. Братья решили убить Иосифа, потому что...

3. Рувим был добродушным и решил спасти Иосифа,...

4. Отличительная черта Иуды — во всех ситуациях извлекать максимальную пользу, -...

5. Иосифа продали в рабство, он лишился всех привилегий,...

6. Бог использовал ненависть братьев, добродушие Рувима...

7. Иосиф, попал в ловушку братьев,...

 

а....они не хотели, чтобы его сны сбылись. (2)

б....и вряд ли видел в этом особый замысел Божий. (7)

в....но боялся других братьев, поэтому предложил бросить младшего брата в ров. (3)

г....и надежда на осуществление его мечты стала призрачной. (5)

д....поэтому он предложил продать Иосифа проходящим купцам. (4)

е....и сохранности скота и доложить об этом отцу. (1)

ж....и коммерческий интерес Иуды, чтобы направить Иосифа на осуществление «великой карьеры». (6)

 

Вопросы для обсуждения

1. Какие «случайные» события в этой истории способствовали тому, что Иосиф попал в рабство?

Ø Братья сменили место расположения, и Иосиф вряд ли нашел бы их, если бы не случайный путник, который подслушал беседу братьев.

Ø Рувим хотел спасти Иосифа, но, по какой-то причине ему нужно было куда-то уйти и оставить его с братьями в такой важный момент.

Ø Если бы в это время мимо не проходил караван, то Иуде не пришла бы в голову мысль продать Иосифа в рабство.

2. Как воспринял эти события Иосиф - как случайность или как Божий замысел? (Здесь важно, чтобы воспитанники постарались увидеть ситуацию глазами Иосифа, - тогда им будет легче «перебросить мост» на собственную жизнь.)

Ø Вероятно, как случайность, так как после откровения он ожидал совсем другие события, нежели рабство.

Ø Вероятно, он думал о том, что перемещение братьев было Божьим знаком, направленным на то, чтобы уберечь его от зла.

Ø Если посмотреть на эту историю со стороны, то в ней можно легко увидеть тщательно спланированную «операцию по переселению».

Ø Но со стороны всегда виднее. А вот...

3. Как мы должны относиться к обстоятельствам жизни?

Ø Не все обстоятельства жизни создает Бог, многие из них — результат наших собственных ошибок или действий других людей.

Ø Бог использует все обстоятельства жизни, чтобы нас научить и подготовить к исполнению нашего предназначения.

Ø Следует помнить, что Бог контролирует каждую ситуацию. Нам нужно научиться радоваться вместе с Богом, и переносить трудности, всегда надеясь на благоприятный исход.

Применение

На тот момент, когда Бог открыл Иосифу Свой великий замысел, Иосиф был еще не способен исполнить данное ему поручение, хотя сам, вероятно, придерживался по этому поводу иного мнения. Но Бог знал, что в характере будущего правителя Египта должны произойти перемены, и поэтому приготовил ему особый курс «школы жизни». Бог позволил братьям проявить зло настолько, чтобы Иосиф остался жив и направился в Египет — место исполнения своего предназначения. Бог всегда незримо присутствует в жизни верующего человека, находясь на заднем плане и держа данную ситуацию под контролем. Если мы веруем в Бога, мы можем быть уверены в том, что даже самая большая трудность или неприятность обернется для нас во благо.

Если мне трудно, если происходит то, что мне угрожает, или наоборот, если мне хорошо и я исполнен радости, нужно помнить следующее:

1. Бог допустил это;

2. Бог контролирует это;

3. У Бога есть определенная цель, и данная трудность или радость должны помочь мне подняться на ступень выше.

 

Комментарий

В древние времена пастухи высекали в известняке или в камне иной породы огромные ямы для накопления дождевой воды. Такие водохранилища имели отвесные стены и были достаточно глубокими, так что попавший туда человек без посторонней помощи выбраться не мог.

В некоторых случаях измаильтянами называли мадианитян (Бытие 37:25; Судей 8:24). Возможно, измаильтяне входили в состав более обширной группы народов, называемой мадианитяне.

Важно понимать, что Бог не планировал ситуацию по продаже Иосифа в рабство, а использовал ошибку людей.

 

Золотой стих

Римлянам 8:28 «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует к благу».

 

Идеи для вечернего общения

В этот вечер можно обсудить тему «Давление толпы». Сюжет такой: Рувим решил противостать греховным замыслам большинства своих братьев. Для начала — игра «Сладкий чай». Суть ее такова: для «дружбы и жвачки» по кругу пускается чашка соленого чая, но о том, что чай соленый, не сообщается. Первые два-три игрока - подставные, они должны нахваливать чай, говоря, какой он сладкий. Остальные могут поступить по-разному: сказать, когда у них спросят, что чай сладкий, или, все-таки, сказать, что он - соленый.

Задайте вопросы:

1. Почему вы решили сказать, что чай сладкий?

2. На сколько легко было сказать другое (что чай соленый)?

Продолжите обсуждение Рувима и его действий.

Молитва

Поблагодарите Бога за трудности, которые встречаются в вашей жизни, потому что в них…

Урок 4. Не все так плохо

Основная мысль

В рабстве судьба Иосифа сложилась благополучно. Он быстро достиг высокого положения и стал управляющим. Если ранее дома над ним смеялись, то в Египте его уважали и ценили. Вполне вероятно, что Иосиф воспринял новую ситуацию как начало исполнения Богом ниспосланных снов. Его мечта о «великой карьере» казалась вполне осуществимой, но он все еще оставался в рабстве и был далеко от дома. Почему Бог медлит, почему не дает Иосифу возможности бежать из Египта и вернуться домой или расположить сердце Потифара, чтобы тот дал ему возможность повидаться с родными? Однако Иосиф не сильно переживал, ибо он чувствовал, что Бог рядом, а это значит, что все в порядке. Он с полной отдачей делал все, что от него требовалось, вверив свое будущее в руки Божьи.

Цели

1. Объяснить, что Бог помогает в решении практических вопросов.

2. Показать, что ключ к успеху - это присутствие Бога в нашей жизни.

3. Призвать всегда и при любых обстоятельствах быть добросовестными и делать то, что от нас требуется.

 

Вступительная часть

Попросите воспитанников совместно нарисовать портрет «Человека года» для обложки воображаемого журнала «Деньги». Какими качествами должен обладать этот человек?

Скорее всего, получится образ, имеющий с Иосифом мало общего. Впрочем, это только подогреет интерес участников обсуждения: что особенного было в личности Иосифа и что помогло ему добиться успеха?

 

Вопросы для самостоятельного изучения Библии

Найдите неточности в тексте.

Иосиф же отведен был в Эфиопию; и купил его из рук измаильтян, приведших его туда, египтянин Потифар, царедворец фараонов, начальник пастухов. И был Иосиф веселый и привлекательный, и поэтому был успешен в делах, и жил в доме господина своего, египтянина. И увидел господин его, что Иосиф ловкий и умный, и что все, что он делает, у него получается. И снискал Иосиф благоволение в очах его, и служил ему. И он поставил его над домом своим, и все, что имел, отдал в руки его. И с того времени, как он поставил его над домом своим и над всем что имел, Господь благословил дом египтянина, потому что мудро поступил Потифар, и было благословение Господне над всем, что имел он в доме и в поле. И оставил он все, что имел в руках Иосифа; и не знал при нем ничего, кроме хлеба, который он ел, Иосиф же был красив станом и красив лицом и был мудр, как Соломон.

Вопросы для обсуждения

1. Что, на ваш взгляд, вселяло в Иосифа силы исполнять свои обязанности добросовестно?

Ø Вера в Бога. Бог даровал ему великую надежду, которой Иосиф и жил.

Ø Внимание к Божьему участию в нашей жизни. В Египте Иосифа могли бы купить владельцы рудников или строители пирамид, где условия труда были ужасными. То, что Иосиф остался в городе, да еще и в доме высокопоставленного сановника, он, вероятно, считал особым Божьим благословением, и это его вдохновляло.

Ø Ответственность. Иосиф знал, что Бог от каждого человека ожидает добросовестного отношения к работе, и поэтому усердно выполнял свои обязанности.

Ø Надежда на человека. Возможно, Иосиф думал, что его добросовестный труд будет вознагражден хозяином, и он получит более «чистую» работу.

2. Что означает выражение «И был Господь с Иосифом»?

Ø Многие люди живут комфортно, но без Бога, а многие


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.166 с.