Конкуренция, ее виды. Виды несовершенной конкуренции — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Конкуренция, ее виды. Виды несовершенной конкуренции

2017-10-17 693
Конкуренция, ее виды. Виды несовершенной конкуренции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В условиях рыночного хозяйства экономическая реализация собственности – это процесс, далеко выходящий за пределы индивидуальной деятельности. Он предполагает сложное взаимодействие многих физических и юридических лиц, наличие многочисленных противоречий. Одним из наиболее существенных средств разрешения этих противоречий является конкуренция.

Конкуренция – это соперничество между участниками рынка за лучшие условия производства и реализации продукции.

Можно сказать: нет конкуренции – нет рынка, нет его управляемости. Являясь непременным условием существования рынка и реализации его функций, конкуренция приобретает различные формы, каждая из которых является действенным рычагом регулирования экономики. Один вид конкуренции может отличаться от другого по средствам его ведения. Различают конкуренцию ценовую и неценовую.

Ценовая конкуренция ведется путем маневрирования ценами в целях наиболее выгодного использования рыночной конъюнктуры. В частности, в зависимости от обстановки и степени прочности своего дела конкурент может использовать монопольно высокую цену, приносящую ему монопольно высокую прибьшь, или временно использовать монопольно низкую цену для вытеснения с рынка менее могущественного конкурента.

Цена «снятия сливок» используется тогда, когда на рынке появляется какая-то «ниша», т. е. возможность временно упредить конкурентов в выпуске каких-то новых продуктов. Цена внедрения предполагает временное снижение цен для завоевания позиций на новом для данной фирмы рынке. Цена лидера существует в условиях, когда конкуренты договариваются не маневрировать произвольно ценами, а следовать за теми ценами, которые устанавливает ведущая фирма. Так называемая психологическая цена устанавливается на уровне несколько меньшем, чем некая круглая высокая цена (не 100, а 99 долл.)

Неценовая конкуренция использует средства, не имеющие непосредственного отношения к ценам. Сюда относятся улучшение качества продукции, реклама, организация выставок и ярмарок, упаковка, послепродажное обслуживание, система доставки и т.п.

Добросовестная конкуренция соблюдает правовые и этические нормы взаимоотношений с партнерами.

Недобросовестная конкуренция ведется методами технического шпионажа, переманиванием специалистов, подкупом работников конкурента, путем ложной рекламы, использования чужого товарного знака и т.п.

Внутриотраслевая конкуренция – это соперничество между предпринимателями, занятыми производством и реализацией одинаковой или взаимозаменяемой продукции.

Этот вид конкуренции направлен на то, чтобы завоевать и удержать «место под солнцем», т. е. склонить покупателя к приобретению продукта именно данной фирмы. Для этого нужно продавать товары по более низким ценам. А чтобы снижение цен не наносило ущерба прибыли, надо снижать издержки производства и реализации продукции.

Важнейшим средством достижения этого является совершенствование техники и технологии производства, его организации, квалификации работников.

Действует и стимул к экономии на материальных оборотных средствах. Оказывается экономически необходимым искать и использовать более дешевые сырье и материалы, применять материало- и энергосберегающие технологии.

Не менее важным и действенным средством внутриотраслевой конкуренции является качество продукции и другие аспекты неценовой конкуренции. Если завоеван авторитет качества продукции какой-либо фирмы, то ей обеспечен сбыт про­дукции, даже если она продается дороже.

Межотраслевая конкуренция – это другой вид соперничества между предпринимателями, вложившими свои средства в отрасли, выпускающие различные виды продукции. Каждый предприниматель оценивает результаты своей деятельности по главному критерию – норме прибыли, которая позволяет сопоставлять результаты с затратами. У менее удачливых возникает естественное желание не отставать от более преуспевающих в других отраслях. И для этого есть средство – перепрофилировать свои предприятия или поменять акции одной отрасли на акции другой, более перспективной.

Происходит перелив капитала, а вместе с ним и рабочей силы из отрасли в отрасль, что обеспечивает постоянную корректировку отраслевой структуры хозяйства. Причем эта корректировка постоянно подпитывает капиталом те отрасли, которые имеют хороший сбыт продукции, а следовательно, выпускают то, что в первую очередь требует увеличения объема производства.

Положительный эффект конкуренции во многом зависит от тех условий, в которых она действует, от количества соперников, степени открытости экономики и экономической свободы. В связи с этим выделяют модели конкуренции или формы рыночных структур.

Различают конкуренцию совершенную и несовершенную.

Совершенная (чистая) конкуренция возникает при следующих условиях:

- существует множество мелких фирм, предлагающих на рынке однородную продукцию, при этом потребителю безразлично, у какой конкретно фирмы он приобретает эту продукцию;

- доля каждой фирмы в общем объеме рыночного предложения данной продукции настолько мала, что любое ее решение о повышении или понижении цены не отразится на цене рыночного равновесия;

- вступление новых фирм в отрасль не встречает каких-либо препятствий или ограничений; вход и выход из отрасли абсолютно свободен;

- нет ограничений на доступ той или иной фирмы к информации о состоянии рынка, ценах на товары и ресурсы, затратах, качестве товаров, технике производства и т.д.

Несовершенная конкуренция в той или иной степени связана с заметным ограничением свободного предпринимательства. Это происходит, если нарушается одно или несколько условий, сформулированных ранее для совершенной конкуренции.

Несовершенная конкуренция характеризуется следующими признаками:

- незначительное количество фирм в каждой сфере предпринимательской деятельности,

- возможность какой-то группы предпринимателей (или даже одного предпринимателя) произвольно влиять на конъюнктуру рынка;

- существуют жесткие барьеры для проникновения на конкретные рынки новых предпринимателей;

- отсутствуют близкие заменители продукции, выпускаемой привилегированными производителями.

Виды несовершенной конкуренции

1) Монополистическая конкуренция представляет синтез признаков совершенной и несовершенной конкуренции. Для нее характерно:

- большое количество мелких фирм предлагающих разнородную продукцию с одинаковыми потребительскими свойствами;

- вход на рынок, как и уход с него, обычно не связан с какими-либо трудностями;

- развита неценовая конкуренция;

- существуют различия в качестве, внешнем виде и других параметрах товаров, производимых разными фирмами, ко­торые делают эти товары в чем-то уникальными, хотя и вза­имозаменяемыми.

Монополистическая конкуренция означает не монополию на весь рынок продукта, а уникальность некоторых разновидностей товара.

2) Монополия является прямой противоположностью конкуренции (от греч. Monos – один и poleo – продаю). В условиях монополии:

- одна фирма является единственным продавцом данной продукции, не име­ющей близких заменителей;

- барьеры для вступления в отрасль других фирм практически непреодолимы.

Монопсония возникает, если в единственном числе выступает покупатель (от греч. Monos – один и opsonia – закупка).

В условиях монополии, как правило, выигрывает продавец; монопсония же обеспечивает привилегию для покупателей. В некоторых отраслях встречается своеобраз­ная двусторонняя монополия, когда на рынке определенной продукции выступают один продавец и один покупатель (например, в области военного производства). Чистая монополия и чистая монопсония – это сравнительно редкие явления.

3) Олигополия (от греч. Oligos — немногий и poleo — продаю) широко распространена в ряде отраслей стран с рыночной экономикой. Эта конкурентная модель предполагает:

- существование на рынке нескольких крупных фирм;

- продукция фирм может быть как разнородной (ав­томобили), так и однородной (алюминий, сталь);

- вступление новых фирм в отрасль, как правило, затруднено;

- взаимная зависимость фирм в принятии решений о ценах на свою продукцию.

Опыт стран с рыночной экономикой свидетельствует от необходимости защиты конкурентной среды. Основная цель состоит в том, чтобы добиться оптимального сочетания различных видов конкуренции, не допустить, чтобы одни из них подавили другие виды и тем самым ослабили совокупные позитивные результаты конкуренции.

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.