Теория спроса и предложения. Эластичность. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Теория спроса и предложения. Эластичность.

2017-10-17 305
Теория спроса и предложения. Эластичность. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Спрос. Эластичность спроса.

Спрос - это форма выражения потребности, представленной на рынке и обеспеченной соответствующими денежными средствами. Спрос выступает в виде платежеспособной потребности, потребности обеспеченной деньгами.

Существует определенное соотношение между рыночной ценой товара и денежным выражением спроса на него. Если цены на товары растут (при прочих равных условиях), то спрос уменьшается. Если производство предлагает к продаже больше товаров, то возросшее их количество может быть продано только по более низким ценам.

Зависимость между спросом и ценой можно показать на графике (см. рис.2). Если на оси абсцисс отражать количество товара Q, покупаемого на рынке, а на оси ординат изменение цены Р, то функциональная зависимость между ними будет выглядеть в виде кривой D. Кривую D в экономической литературе называют кривой спроса. При ее помощи можно определить, как измениться величина спроса при изменении цены и цена при изменении количества покупаемых товаров. Если при цене Р1 величина спроса составляет Q 1, то при снижении цены до Р2 величина спроса увеличится до Q2 и т.д. В этом случае происходит изменение величины спроса. При этом сам спрос не меняется, а увеличивается или уменьшается количество товара Q, на которое предъявляется спрос при той или иной цене.

Зависимость между ценой и величиной спроса на товар можно объяснить эффектом дохода и эффектом замещения. В первом случае при снижении цены товар становится дешевле относительно общей величины дохода и поэтому его можно купить в большем объеме, не отказывая себе в приобретении других товаров. Во втором случае при снижении цены появляется возможность купить данный товар в большем количестве вместо альтернативных взаимозаменяемых товаров, которые стали относительно дороже (например, если подешевела баранина, то сократится спрос на говядину, свинину, ибо станут больше потреблять баранину).

Помимо цены, на спрос могут влиять и другие, так называемые неценовые факторы, это: уровень доходов в обществе, размеры рынка данного товара, наличие взаимосвязанных товаров (субститутов), предпочтения покупателей (субъективные вкусы покупателей, их психология покупок) и т.д. В результате влияния данных факторов происходит изменение самого спроса, он увеличивается или уменьшается. Графически эти изменения обусловливают сдвиг кривой спроса вправо (при увеличении спроса) или влево (при уменьшении спроса).

Степень влияния цены на спрос отражается в показателе эластичности спроса Е.

На рисунке 3 представлены три варианта кривой спроса. В варианте А изменение цены и изменение спроса имеют одинаковую величину. В этом случае показатель эластичности спроса по цене равен единице. В этом случае говорят о единичной эластичности спроса по цене.

В варианте Б изменение цены больше чем изменение спроса. Отношение изменения спроса к изменению цены меньше единицы. В этом случае спрос неэластичен. И, наконец, вариант В, где изменение величины спроса превышает изменение величины цены. В этом случае говорят, что спрос эластичен по цене.

Рассмотрим, какое влияние оказывает эластичность спроса по цене на выручку производителя. Выручка - это доход производителя, величина которой зависит от цены товара и объема проданной продукции. При единичной эластичности спроса по цене (Е = 1) динамика цен никак не отразится на величине доходов продавцов. При неэластичном спросе (Е < 1) снижение цены товара незначительно отражается на увеличении спроса. В данном случае снижение цены приводит к снижению доходов продавцов. В третьем случае при эластичном спросе (Е > 1) уменьшение цены обусловливает большое увеличение объема продаж и, как следствие, увеличение доходов продавцов. Из вышеизложенного следует, что иногда в зависимости от показателя эластичности спроса по цене, чтобы увеличить доход от продаж, надо не увеличивать, а уменьшать цену товара.

Степень реакции спроса на изменение цен, а, следовательно, и значение коэффициента эластичности зависит от конкретного вида товара.

Остановимся на различных вариантах эластичности спроса.

· Когда спрос на товар – Q, увеличился (уменьшился) на столько же процентов, на сколько процентов уменьшилась (увеличилась) цена – P, т.е. ΔP = ΔQ, то при этом ЕD = 1 – эластичность единична;

· Когда величина спроса изменяется на больший процент, чем цена – спрос эластичен, ED > 1; (предметы роскоши более чувствительны к снижению или повышению цен).

· Когда величина спроса изменяется в меньшей степени, чем цены – спрос неэластичен, ED < 1; (товары для поддержания жизни человека (предметы питания) имеют слабую эластичность спроса по цене).

Разные товары имеют разный коэффициент эластичности.

Коэффициент эластичности является подвижным. Даже спрос на один и тот же товар может иметь разную эластичность при изменении условий рынка. Эластичность спроса неодинакова на разных участках кривой спроса. Так, при высоких ценах на товар спрос более эластичен, а при низких ценах – менее эластичен.

Значение ценовой эластичности спроса на тот или иной товар имеет практическое значение для предпринимательской и коммерческой деятельности, так как оценка эластичности отражается на объёме денежной выручки от реализации произведённого товара. Предположим, коэффициент эластичности спроса по цене больше единицы. В этом случае уменьшение цены приведёт к увеличению общей выручки, т.е. при прочих равных условиях возрастает общий объём продаж данного товара, и прирост дохода производителя за счёт роста продаж компенсирует ему падение дохода от снижения цены.

При неэластичном спросе снижение цены уменьшает совокупную выручку, а повышение цены увеличивает совокупную выручку.

Следует далее отметить, что величина чувствительности объёма продаж к изменению рыночных цен зависит от следующих факторов.

1. Количество дешёвых товаров – заменителей (товаров – субститутов). Чем больше товаров – заменителей, тем больше эластичность спроса и наоборот.

2. Фактор времени. Рыночный спрос на товар имеет тенденцию быть более эластичным в долгосрочном периоде и менее эластичным в краткосрочном периоде. Это вызвано временным благом реакции потребителей на изменение цены и большими шансами появления со временем товаров – заменителей.

3. Долговременность пользованием товаром. Отказ от покупки нового товара долговременного пользования в пользу ремонта старого может быть эффективным, хотя и временным способом заменить товар, цена на который поднимается, т.е. этим спрос делается более эластичным в краткосрочном периоде.

4. Важность товара для покупателя. Когда товар очень важен (зубная паста, услуги парикмахера), спрос на такой товар не слишком чувствителен к изменению цены. При увеличении цены потребители тратят больше. С другой стороны есть товары, которые не столь важны для покупателя (катание на лыжах, приобретение телевизора с большим экраном и др.). Товары, покупку которых можно отложить – предметы роскоши, показывают большую эластичность.

5. Степень насыщения рынка товарами. Если все хозяйства будут иметь холодильники, то маловероятно, что производители смогут стимулировать рыночный спрос на холодильники путём снижения своих средних цен продажи.

6. Величина доходов потребителей. По мере снижения цен товар становится доступен потребителям с более низкими доходами, так что рыночный спрос становится всё более чувствителен к снижению цены.

Существуют и другие виды эластичности спроса.

Эластичность спроса на одно благо относительно цен на другое благо называется перекрёстной эластичностью спроса по цене.

Эластичность спроса по доходу. Существует прямая связь между типом покупаемых товаров (услуг) и доходом.

Для этого используется показа­тель эластичности спроса относительно дохода

EJ =∆Q/Q: ∆J/J

Если EJ < 0, то увеличение дохода приводит к падению спроса на данное благо (низкокачественное благо).

Если 0 < EJ < 1, то спрос на благо растет медленнее дохода, что типично для благ первой необходимости.

Если EJ > 1, то спрос на благо определяет рост доходов и не имеет насыщения (предметы роскоши).

 

 

………..ТЕОРИЯ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ЭЛАСТИЧНОСТЬ.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.