Современная налоговая политика — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Современная налоговая политика

2017-10-16 367
Современная налоговая политика 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Изучение налоговых доходов бюджетов в обязательном порядке включает в себя рассмотрение вопросов налоговой политики. В Российской Федерации Основные направления налоговой политики (ОННП) принимаются ежегодно в виде единого концептуального документа, определяющего ориентиры в налоговой сфере на среднесрочную перспективу. Так, например, ОННП на 2015-2017 гг., размещенные на официальном сайте Минфина РФ[43], были одобрены Правительством Российской Федерации 1 июля 2014 года. Данный документ, не являясь нормативным правовым актом, служит базой - основанием для внесения изменений в законодательство о налогах и сборах, которые разрабатываются в соответствии с предусмотренными в нем положениями, и призваны обеспечить прозрачность и прогнозируемость налоговой политики государства. ОННП отвечают ожиданиям хозяйствующих субъектов в отношении действий государственных органов в налоговой сфере, определяют перспективность развития того или иного направления деятельности, а также инвестиционную политику финансовых компаний.

Основными целями налоговой политики в среднесрочной перспективе являются, с одной стороны, сохранение бюджетной устойчивости, получение необходимого объема бюджетных доходов, а с другой стороны, поддержка предпринимательской и инвестиционной активности, обеспечивающей налоговую конкурентоспособность страны на мировой арене. Налоговая политика Российской Федерации должна отвечать глобальным вызовам, связанным с возможностями международного структурирования бизнеса, направленного на размывание налоговой базы и вывода прибыли из-под налогообложения.

Одним из основных направлений налоговой политики является налоговое стимулирование территорий опережающего социально-экономического развития на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири, с расширением этого региона на Республику Хакасия и Красноярский край. Предполагается установление 5-летних каникул по налогу на прибыль организаций, налогу на добычу полезных ископаемых (за исключением нефти и газа), земельному налогу, налогу на имущество организаций, для новых предприятий, размещаемых на территориях опережающего развития. Аналогичный налоговый режим предполагается к введению на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

Предусмотрены значительные меры по стимулированию развития малого предпринимательства:

· субъектам РФ будет предоставлено право устанавливать для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, перешедших на упрощенную систему налогообложения и патентную систему налогообложения и осуществляющих деятельность в производственной, социальной и научной сферах, «налоговые каникулы» в виде налоговой ставки в размере 0 процентов, которые будут действовать в 2015-2018 гг.;.

· в перечень налогоплательщиков, применяющих патентную систему налогообложения, будут включены самозанятые граждане - физические лица, не имеющие наемных работников, получившие патент на один из видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения.

Самозанятые граждане подлежат постановке на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщиков патентной системы налогообложения и в качестве индивидуальных предпринимателей на основании заявления на получение патента и сниматься с учета в качестве налогоплательщиков по истечении срока действия этого патента. Патент, выдаваемый самозанятому гражданину, будет действовать только на территории того муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, который указан в патенте.

Важным направлением налоговой политики является налоговый маневр в нефтяной отрасли, который предполагает резкое снижение пошлин на экспорт сырой нефти в течение трех лет (2015-2017 гг.) при одновременном росте НДПИ. Однако, в услоиях кризиса снижение цен на нефть делает невыгодным налоговый маневр для российских нефтяных компаний, а налоговое бремя на добычу нефти, возможно, не снизится, а вырастет.

Отдельным важным направлением стала борьба с уклонением от налогообложения с использованием низконалоговых юрисдикций.

Перед Россией остро стоит вопрос уклонения от уплаты налогов с использованием низконалоговых (офшорных) юрисдикций, в частности, путем:

· выведения доходов от оказания консалтинговых услуг, операций с ценными бумагами;

· манипулирования ценами в сделках с офшорными компаниями (трансфертное ценообразование);

· выплаты роялти и процентов через «транзитные» страны, с которыми у Российской Федерации заключены соглашения об избежании двойного налогообложения.

В сентябре 2013 г. под председательством России в Большой двадцатке главами государств одобрен План действий по борьбе с размыванием налоговой базы и выводом прибыли из-под налогообложения (BEPS), включающий следующие положения:

· введение обязанности юридических лиц по получению и хранению информации о своих бенефициарных владельцах и документальном подтверждении достоверности такой информации, а также раскрытию такой информации;

· разработка формата ведения реестра бенефициарных собственников с обеспечением к нему доступа со стороны правоохранительных, налоговых и других компетентных органов;

· развитие системы безналичного денежного оборота;

· совершенствование механизмов информационного обмена между компетентными органами как на национальном, так и на международном уровне.

Итогом реализации Национального плана по противодействию уклонению от уплаты налогов и сокрытию бенефициарных собственников должна стать ситуация, при которой обеспечение прозрачности совершаемых экономических операций, включая прозрачность совершаемых внешнеэкономических сделок и раскрытие сведений как о бенефициарных собственниках их участников, так и бенефициарных получателях облагаемых в России доходов, должно являться необходимым условием для применения налоговых льгот и преференций, включая льготные налоговые ставки, предусмотренные международными соглашениями об избежании двойного налогообложения.

Введение понятия налогового резидентства юридических лиц позволит противодействовать злоупотреблениям при определении доходов иностранных организаций, подлежащих налогообложению в Российской Федерации, а также более эффективно противодействовать злоупотреблениям при использовании льгот, предоставляемых международными соглашениями об избежании двойного налогообложения.

Создание механизма налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний является важнейшим шагом в совершенствовании налогового законодательства. Институт налогообложения прибыли иностранных контролируемых компаний, действующий в ряде стран, заключается в том, что прибыль иностранной контролируемой компании или ее часть, связанная с пассивными доходами, может рассматриваться в целях налогообложения как доход ее владельца - физического лица или организации. Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)» от 24 ноября 2014 г. №376-ФЗ:

· вводит механизм налогообложения в России прибыли контролируемых иностранных компаний (прежде всего – оффшорных) путем включения нераспределенной прибыли данных компаний в налогооблагаемую базу контролирующих их лиц - резидентов РФ, а также ответственность налогоплательщиков за неисполнение соответствующих обязанностей (глава 3.4 НК РФ);

· изменяет правила признания организаций налоговыми резидентами РФ, вводя критерий «места фактического управления» (ст. 246.2 НК РФ);

· существенно дополняет нормы НК РФ о налогообложении доходов иностранных организаций (гл. 25 НК РФ);

· ограничивает применение международных соглашений об избежании двойного налогообложения с помощью правила «фактического получателя дохода» (ст. 7, 312 НК РФ).

При введении в законодательство норм о контролируемых иностранных компаниях необходимо обеспечить возможность эффективного налогового администрирования в части получения налоговыми органами необходимой информации и, соответственно, осуществления контрольных функций. Для реализации подобных законодательных норм особенно важны двусторонние и многосторонние договоры об обмене информацией по налоговым вопросам.

Совершенствование налогообложения иностранных организаций включает:

· уточнение норм законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленных на урегулирование порядка налогообложения доходов, полученных от реализации акций российских организаций, относительно его применения также к доходу иностранных организаций, более 50 %в активов которых состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории РФ, с целью расширения сферы действия этих норм на случаи косвенного владения.

· совершенствование норм НК РФ в части процедур проведения налоговых проверок и расчета недоимки по налогам в отношении иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через обособленные подразделения. Процедура определения и оформления налоговой недоимки в отношении таких организаций недостаточно четко регламентирована в законодательстве РФ о налогах и сборах, что затрудняет оформление задолженности и ее взыскание даже при наличии имущества, находящегося в собственности таких организаций, на территории России.

В течение длительного периода времени обсуждался вопрос о совершенствовании налогообложения недвижимого имущества физических лиц. Начиная с 1 января 2015 г. вступили в силу новые принципы налогообложения недвижимого имущества физических лиц (гл. 32 НК РФ «Налог на имущество физических лиц» введена Федеральным законом от 4.10.2014 № 284-ФЗ). Субъекты Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливают в срок до 1 января 2020 г. единую дату начала применения на своей территории порядок определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

В рамках реализации налоговой политики на среднесрочную перспективу предлагается рассмотреть целесообразность подхода к освобождению доходов физических лиц от продажи имущества, основанного на следующих принципах:

1) введение полного освобождения доходов от продажи жилой недвижимости (квартира, комната, дом и т.д.) вне зависимости от сроков владения только для отдельных категорий жилой недвижимости, находящейся в собственности налогоплательщика (включая земельные участки, на которых расположена такая жилая недвижимость);

2) передача на уровень субъектов Российской Федерации полномочий по установлению ограничений на максимальную величину дохода от продажи некоторых категорий жилой недвижимости, доходы от продажи которой не предполагается освобождать от налогообложения, а также ограничений на срок владения этим имуществом;

3) для прочего имущества (за исключением ценных бумаг), не относящегося к жилой недвижимости, предлагается сохранить действующий порядок налогообложения, основанный на выборе налогоплательщика между двумя вариантами определения налоговой базы:

· заплатить налог с разницы между доходами от продажи имущества и расходами на его приобретение (создание);

· уменьшить доходы от продажи имущества на величину налогового вычета в размере 250 тыс. рублей и уплатить налог с оставшейся суммы;

4) в целях предотвращения занижения налоговой базы по НДФЛ при продаже физическими лицами жилой и нежилой недвижимости, а также земельных участков, планируется предусмотреть исчисление налога с вмененного дохода от продажи такой недвижимости, рассчитываемого пропорционально кадастровой стоимости продаваемого объекта. При этом необходимо предоставить субъекту Российской Федерации право снижать и регулировать правила определения этого вмененного дохода.

Серьезное внимание уделяется совершенствованию налогового администрирования, для чего принято Распоряжение Правительства РФ от 10.02.2014 г. №162-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Совершенствование налогового администрирования», которое предусматривает создание комфортных условий взаимодействия бизнеса (предпринимателей) и органов государственной власти в части процедур подачи и формирования налоговой отчетности, а также усовершенствования принципов документооборота.

Целями «дорожной карты» являются:

· сокращение временных и материальных затрат предпринимателей на подготовку и представление налоговой отчетности, уплату налогов;

· улучшение взаимоотношений между налогоплательщиками в лице предпринимательского сообщества и налоговыми органами с учетом лучших международных практик;

· сближение правил налогового и бухгалтерского учета;

· повышение эффективности механизмов администрирования НДС;

· стимулирование перехода налогоплательщиков и налоговых органов на электронный документооборот;

· совершенствование администрирования специальных налоговых режимов, применяемых отдельными категориями налогоплательщиков.

Важной налоговой новацией 2014 г. стало введение института предварительного налогового разъяснения (контроля), суть которого заключается в том, что налогоплательщик до заключения контракта или соглашения вправе обратиться в налоговый орган с запросом о согласовании налоговых последствий сделок, представив необходимые документы. С одной стороны, это позволит налогоплательщику определиться с налоговыми последствиями сделки, разобраться в сложностях налогового законодательства, что сократит его налоговые риски, а, с другой стороны, позволит налоговым органам проводить предварительный контроль деятельности налогоплательщика.

Новой формы налогового контроля стал горизонтальный мониторинг, подразумевающий расширенное информационное взаимодействие налогоплательщиков с налоговыми органами. Пилотный проект по горизонтальному мониторингу был запущен ФНС России в 2013 г.: были заключены ряд соглашений об информационном взаимодействии между территориальными органами ФНС России и рядом крупнейших налогоплательщиков. Такой подход направлен, прежде всего, на снижение налоговых рисков для налогоплательщиков, перераспределение внимания со стороны налоговых органов на недобросовестные компании, повышение уровня соблюдения налогового законодательства, возможность замены выездных налоговых проверок добросовестных налогоплательщиков новой формой контроля - постоянным налоговым мониторингом.

Кризисная ситуация в России в 2014-2015 гг. потребовала принятия дискретных мер налоговой политики, направленных на преодоление кризиса. Первым этапом в этом направлении стало Послание Президента РФ от 4 декабря 2014 года, где был анонсирован целый ряд предложений налогового характера: фиксация действующих налоговых условий на четыре года; двухлетние налоговые каникулы для новых малых предприятий; надзорные каникулы для малого бизнеса и др. Эти предложения получили развитие в антикризисном плане Правительства РФ[44]. В частности, предусмотрено:

· предоставление права субъектам РФ снижать ставки налога для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «доходы», с 6% до 1%;

· расширение перечня видов деятельности, в рамках осуществления которых возможно применение патентной системы налогообложения;

· предоставление права субъектам РФ в рамках патентной системы налогообложения снижать в 2 раза максимальный размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода (с 1 млн рублей до 500 тыс. рублей);

· упрощение процедур, связанных с применением патентной системы налогообложения самозанятыми гражданами;

· предоставление права субъектам РФ снижать ставки налога для налогоплательщиков, применяющих систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, с 15% до 7,5%;

· распространение права на применение 2-летних «налоговых каникул» всеми впервые зарегистрированными индивидуальными предпринимателями в сфере производственных и бытовых услуг.

Таким образом, совершенствование налоговой системы должно реализовываться в направлении настройки существующей системы налогообложения в условиях кризиса, мобилизации дополнительных доходов за счет улучшения качества налогового администрирования, сокращения теневой экономики, изъятия в бюджет сверхдоходов от благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры.

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.