Вопрос 2. Социометрический анализ в организационном поведении — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Вопрос 2. Социометрический анализ в организационном поведении

2017-10-16 244
Вопрос 2. Социометрический анализ в организационном поведении 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Для изучения психологической совместимости членов организации, построения неформальной структуры межличностных взаимоотношений применяются, как правило, обычные методы социологических исследований внешнее наблюдение, планируемое наблюдение, включенное наблюдение, интервьюирование и анкетирование, метод портретов, методы предпочтительных профилей поведения. Однако одним из наиболее эффективных методов исследования человеческих отношений является социометрический анализ, позволяющий использовать некоторые количественные методы для построения наглядных схематических диаграмм и матриц. На основе таких обобщений устанавливаются отношения группы к каждому ее члену, т.е. каждый человек получает свой социометрический статус.

Социометрия - это измерение отношений внутри группы по определенным социальным критериям. Предложен этот метод американским психологом Джекобом Морено. Социометрический статус имеет цифровую градацию - от положительных до отрицательных значений.

Структура взаимоотношений между членами группы изучается с помощью социометрического тестирования, в результате которого определяется количество положительных и отрицательных ответов, например на вопросы, с кем бы вы хотели работать вместе в исследуемой группе, с кем бы хотели проводить время, у кого бы спросили совета, кто вам нравится или не нравится и т. д.

Самые сложные проблемы в социометрическом анализе - это составление социометрических критериев и мотивирование опрашиваемых, так как эти процедуры не поддаются форматизации и многое зависит от опыта и искусства исследователя.

Сущность взаимных симпатий и антипатий можно наглядно изобразить при помощи так называемой социограммы. Социограммы составляются на основе данных разного рода наблюдений.

В зависимости от распределения взаимных предпочтений (преференций) различают четыре основные формы социограммы, или структуры комплекса социальных взаимосвязей (рис. 3).

1. Если одно лицо или небольшой круг лиц занимает центральное место в коллективе и большинство членов этой группы при определении своей позиции сориентированы на этот центр, то говорят о звездной социограмме.

2. Когда не выявлено никаких четких средоточений интересов и предпочтения и антипатии равномерно распределены по всей группе, а у многих работников хорошие отношения с большинством членов группы, то взаимные связи можно сравнить с сетью, и в таком случае говорят о сетевой структуре.

3. В более обширных коллективах складываются небольшие группы, состоящие из двух, трех и более человек, члены которых находятся в тесном контакте между собой, имея в то же время более слабый контакт с другими группами. В таком случае говорят об образовании обособленных групп.

4. Если члены группы условно соединены как звенья одной цепи, т.е. каждый поддерживает контакт с кем-то одним и во всей группе невозможно установить какой-либо центр, возникает цепная структура.

 
 

 

 


1. Звездная социограмма

 
 

 

 


2. Сетевая социограмма

 
 

 

 


3. Социограмма обособленных групп

 

 
 

 

 


4. Цепная социограмма

 

Рис. 3 Основные формы социограмм

 

В процессе социометрического тестирования обнаруживаются неформальная структура коллектива, референтная группа, социометрический статус работников (их престиж, признание в коллективе и кто является неформальным лидером, «изолированным», «пренебрегаемым» и т.д.).

Число выборов, полученных каждым человеком, используется для оценки его положения в системе личных отношений, измеряет его социометрический статус. Число выборов по критерию определяет место данного человека на шкале предпочтений. Максимальное число выборов получают «звезды по критерию», поменьше - «предпочитаемые», затем «принимаемые», «пренебрегаемые» и «изо­лированные». При отрицательных предпочтениях на шкале появляются отрицательные значения и низшую позицию занимают «отвергаемых».

Руководитель должен знать структуру межличностных отношений, чтобы уметь найти индивидуальный подход к каждому члену группы. Организуя любой вид деятельности, полезно иметь в виду те реальные группировки, которые сложились в группе.

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.