Критерии сформированности параметров навыка чтения у — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Критерии сформированности параметров навыка чтения у

2017-10-16 332
Критерии сформированности параметров навыка чтения у 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

учащихся первых — четвертых классов

общеобразовательной школы

 

 

 

 

 

Анализируемые параметры Выраженность значения Класс
первый второй третий четвертый
           
Скорость чтения (слов/ мин) Среднее значение        
< -1,3а        
<-2ст        

 

 

 

 

           
Количество ошибок на 100 прочитанных слов Среднее значение        
>1,3а        
>2а        
Количество неверных ответов по содержа­нию текста (в %) Среднее значение        
>1,3а        
>2а        

Для того чтобы определить уровень сформированное™ технической или смысловой стороны чтения ребенка, не­обходимо сопоставить его индивидуальные значения ско­рости, правильности и понимания, полученные в ходе об­следования, с соответствующими его возрасту (классу) данными, приведенными в таблице. О нарушении будет свидетельствовать значение, попавшее в диапазон от 1,3а и более. Причем, если значение находится в диапазоне от 2о и более, то это является показателем грубого наруше­ния параметра.

На основании представленных выше критериев из всей популяции обследованных школьников были выделе­ны учащиеся, значения скорости, правильности чтения и понимания прочитанного которых не соответствовали нормативным значениям, то есть свидетельствовали о на­рушении данного параметра чтения.

В таблице 7 приведены данные о количестве школьни­ков каждой возрастной группы, у которых выявлены на­рушения скорости, правильности чтения и понимания прочитанного. Здесь же содержатся данные о выраженно­сти этого нарушения (приводится количество детей, пока­затели которых отличались от среднепопуляционных зна­чений в худшую сторону на 1,3 и на 2 стандартных отклонения).


Таблица 7

Количество учащихся начальных классов, имевших

Нарушения скорости, правильности чтения

И понимания прочитанного различной

Степени выраженности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализируемые параметры Выражен­ность нарушения Количество учащихся (в %)
Класс В среднем по начальным классам
первый второй третий четвертый
Нарушение скорости чтения < -1,30   19,5   17,5  
<-2а          
всего   19,5   17,5  
Нарушение правильности чтения >1,3ст   7,5      
>   7,5 5,5   4,5
всего     15,5   17,5
Нарушение смысловой стороны чтения >1,3ст          
>2ст          
всего          

Нарушения скорости чтения были присущи 16% де­тей, правильности — 17,5%; 17% учащихся начальной школы имели нарушение смысловой стороны чтения. Сформированность навыка чтения у большинства этих учеников была хуже, чем в среднем по популяции ровес­ников на 1,30. Отклонения значений от средних на 2а по показателю сформированности правильности чтения вы­явлено у 4,5% учеников начальной школы, по сформиро­ванности смысловой стороны — у 5% школьников.

Далее было проанализировано, как проявляются нару­шения технической и смысловой сторон чтения — изоли­рованно или в сочетании друг с другом. Оказалось, что на­рушение только технической стороны чтения отмечено у 20,5% учащихся, а нарушение только смысловой сторо­ны — у 11% школьников. Одновременное нарушение тех-


нической и смысловой сторон чтения встречалось у 6,5% детей. Таким образом, результаты нашего эксперимента еще раз подтвердили имеющиеся в литературе данные об относительной независимости нарушений технической и смысловой сторон чтения.

Итак, мы получили значения средней скорости, сред­него количества ошибок технической и смысловой сторон чтения в популяции учащихся начальных классов общеоб­разовательной школы. Эти данные легли в основу вычис­ления возрастных критериев оценки скорости, правильно­сти чтения и понимания прочитанного. Однако для решения других задач исследования нам было необходимо определить общий уровень сформированности навыка чте­ния каждого школьника по совокупности технических и смысловых показателей и на этом основании выделить де­тей с дислексией. Поэтому нам потребовалось вычислить обобщенный показатель, отражающий сформирован-ность навыка чтения по совокупности всех проанализи­рованных в процессе исследования параметров. Для этого вначале суммировались стандартизированные значения скорости чтения, правильности чтения и понимания прочи­танного, в результате чего был получен предварительный («сырой») показатель сформированности навыка чтения для каждого ребенка. Эти показатели еще раз стандартизи­ровались, вычислялось среднее значение показателя сфор­мированности навыка чтения в обследованной популяции детей и его стандартное отклонение. Для каждого ученика находилось отношение его индивидуального показателя сформированности навыка чтения к стандартному откло­нению (а) показателя в популяции учащихся той же воз­растной группы. Если суммарное значение показателя сформированности навыка чтения ребенка было меньше чем -2а (минус две сигмы), то это свидетельствовало о нор­мальном уровне сформированности навыка и ребенок включался нами в контрольную группу. Если суммарное значение превышало +2о (плюс две сигмы), то это указы­вало на низкий уровень овладения чтением и такой ребенок


входил в состав экспериментальной группы — группы учащихся с нарушением чтения [44, 161]. В контрольную группу вошло 43 учащихся первых — четвертых классов без нарушений чтения. Экспериментальную группу соста­вили 57 детей того же возраста, имеющие нарушение чте­ния.

Таким образом, по данным нашего исследования 24% младших школьников испытывают трудности в овладении навыком чтения различной степени выраженности.

Распределение учащихся контрольной и эксперимен­тальной групп по классам представлено в таблице 8.

Таблица 8


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.