И безопасности медицинской деятельности — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

И безопасности медицинской деятельности

2017-10-16 461
И безопасности медицинской деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Методические указания

для самостоятельной подготовки

и решения ситуационных задач

для студентов лечебно-профилактического факультета

 

 

Екатеринбург, 2014


Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ (ГБОУ ВПО УГМУ Минздрава России)

 

Кафедра общественного здоровья и здравоохранения

УДК 614.2:378.147-322

Составители: Н.В. Ножкина, Е.Э. Лайковская, Т.В.Конышева

Организация контроля качества и безопасности медицинской деятельности: Методические указания для самостоятельной подготовки

и решения ситуационных задач для интернов, ординаторов / Н.В.Ножкина, Е.Э. Лайковская, Т.В.Конышева – Екатеринбург: 2014. – 33 С.

 

Утверждено на заседании кафедры, протокол № 6 от 14.01.2014 г.

Методические указания для интернов и ординаторов содержат материалы по организации контроля качества и безопасности медицинской деятельности и оценке качества медицинской помощи в соответствии с современным состоянием законодательной базы и нормативно-правовыми положениями в системе здравоохранения и обязательного медицинского страхования.

 

Дисциплина - общественное здравоохранение и здоровье

 

Ó Уральский государственный медицинский университет, 2014

 


СОДЕРЖАНИЕ

  Стр.
1. Цель, задачи занятия 2. Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки 3. Материалы для самостоятельной подготовки  
3.1. Организация контроля качества и безопасности медицинской деятельности (информационный материал)  
3.1.1. Порядки и стандарты в системе обеспечения и контроля качества и безопасности медицинской деятельности  
3.1.2. Формы контроля качества и безопасности медицинской деятельности: государственный, ведомственный, внутренний  
3.1.3. Организация экспертизы качества медицинской помощи  
3.2. Порядок контроля качества медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования (информационный материал) 3.2.1. Организация экспертизы в системе обязательного медицинского страхования 3.2.2. Критерии качества и доступности медицинской помощи      
4. Задания для выполнения на занятии 5. Вопросы к тестовому контролю 6. Литература и электронные ресурсы для подготовки темы  

 

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

- ДС – дневной стационар

- КМП – качество медицинской помощи;

- КС – круглосуточный стационар

- ВК – врачебная комиссия

- КЭР – клинико-экспертная работа

- МО – медицинская организация

- МП – медицинская помощь

- ОМС – обязательное медицинское страхование;

- СМО – страховая медицинская организация (страховые медицинские организации);

- ТФОМС – территориальный фонд обязательного медицинского страхования;


 

Тема занятия: ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Цель, задачи занятия

Цель занятия:

Процесс изучения темы занятия направлен на формирование следующих компетенций в организационно-управленческой деятельности:

· способностью и готовностью использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, терминологию, действующие международные классификации), а также документацию для оценки качества и эффективности работы медицинских организаций (ПК-27);

· способностью и готовностью использовать знания организационной структуры, управленческой и экономической деятельности медицинских организаций различных типов по оказанию медицинской помощи взрослому населению и подросткам, анализировать показатели работы их структурных подразделений, проводить оценку качества и безопасности медицинской деятельности, медико-организационных и социально-экономических технологий при оказании медицинских услуг пациентам (ПК-28).

Задачи занятия:

Знать:

1. Основные термины и понятия, общие положения системы обеспечения и контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

2. Значение Порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи в обеспечении качества и доступности медицинской помощи.

3. Принципы организации различных форм контроля качества и безопасности медицинской деятельности - государственного, ведомственного и внутреннего.

4. Порядок контроля качества медицинской помощи в современных условиях функционирования системы обязательного медицинского страхования.

5. Виды экспертизы качества медицинской помощи.

6. Критерии качества и доступности медицинской помощи.

7. Виды дефектов качества медицинской помощи, являющихся основанием для штрафных санкций при оплате медицинской помощи.

Уметь:

1. Применять положения нормативной правовой базы для выполнения требований по организации контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

2. Применять положения нормативной правовой базы для соблюдения действующего порядка контроля качества медицинской помощи.

3. Выявлять дефекты и основания для штрафных санкций при экспертизе качества медицинской помощи в системе ОМС.

4. Рассчитывать и оценивать основные показатели, характеризующие качество медицинской помощи.

Владеть:

1. Навыками работы с нормативной правовой документацией, принятой в здравоохранении (федеральные законы, порядки, стандарты, приказы, рекомендации, др,), а также оперативной документацией для оценки качества медицинской помощи;

2. Навыками расчета и анализа показателей качества работы медицинских организаций и их структурных подразделений, оценки качества и безопасности медицинской деятельности, медико-организационных и социально-экономических технологий при оказании медицинских услуг пациентам.

 

Продолжительность занятия – 8 часов.

 

2. Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки

1. Определение понятий «качество», «качество медицинской помощи».

2. Основные характеристики качества МП.

3. Основные составляющие оценки качества медицинской помощи

4. Индикаторы и критерии качества МП, основные показатели.

5. Обеспечение качества медицинской помощи: цели, задачи.

6. Аккредитация и лицензирование медицинской деятельности, цели, порядок проведения.

7. Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи.

8. Государственный контроль качества и безопасности медицинской помощи: цели, задачи

9. Принципы организации ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

10. Внутренний контроль качества медицинской деятельности, цели, уровни контроля

11. Организация и порядок проведения контроля качества МП в системе обязательного медицинского страхования.

12. Виды экспертизы качества медицинской помощи в системе ОМС.

13. Обязательные случаи для экспертизы качества медицинской помощи в системе ОМС.

14. Виды дефектов качества медицинской помощи.

 

3. Материалы для самостоятельной подготовки

3.1. Организация контроля качества и безопасности медицинской деятельности (информационный материал)

Основные термины и понятия, характеризующие оказание медицинской помощи и качество медицинской деятельности, приведены в статье 2 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», ФЗ-323 от 21.11.2011.

Качество - это совокупность признаков и свойств продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять конкретные установленные или предлагаемые потребности людей.

Качество медицинской помощи - совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата.

Основные общие характеристики качества медицинской помощи: адекватность, доступность, результативность, безопасность, своевременность, надежность, удобство в получении, экономичность, и др.

Медицинская помощь надлежащего качества – это помощь, оказанная квалифицированным медицинским работником, выражается в отсутствии нарушений и дефектов, затрудняющих выполнение медицинских технологий, препятствующих стабилизации или увеличивающих риск прогрессирования имеющегося у пациента заболевания, повышающих риск возникновения нового патологического процесса, приводящих к неоптимальному использованию ресурсов медицинского учреждения и созданию объективных условий для неудовлетворенности пациента от его взаимодействия с системой здравоохранения.

Медицинская помощь ненадлежащего качества выражается в наличии дефектов и врачебных ошибок, приводящих к нарушению выполнения медицинских технологий, к дестабилизации или увеличению риска прогрессирования имеющегося у пациента заболевания, повышению риска возникновения нового патологического процесса, неоптимальному использованию ресурсов МО, созданию объективных условий для неудовлетворенности пациента от его взаимодействия с системой здравоохранения. Причинами медицинской помощи ненадлежащего качества является недостаточная квалификация медицинского работника и/или отсутствие условий реализации имеющихся профессиональных знаний, умений, навыков.

Врачебная ошибка - предотвратимое, объективно неправильное действие (бездействие) врача, которое способствовало или могло способствовать нарушению выполнения медицинских технологий, увеличению или не снижению риска прогрессирования имеющегося заболевания и риска возникновения нового патологического процесса, неоптимальному использованию ресурсов здравоохранения и неудовлетворенности потребителей МП.

Известно, что состояние здоровья зависит не только от деятельности медицинских служб, поскольку на него оказывает влияние комплекс социально-экономических, биологических, природных, поведенческих факторов. В связи с этим, именно КМП может рассматриваться как основной критерий оценки собственно деятельности здравоохранения и является объектом управления в системе оказания МП.

Управление качеством – часть функций управления в целом, которые определяют и осуществляют политику в области качества. Управление качеством основано на оценке потребностей и степени их удовлетворенности.

На качество МП оказывают существенное влияние различные управляемые и малоуправляемые факторы – общеэкономические, внутриучрежденческие, кадровые (профессиональные), индивидуальные факторы пациента и его образ жизни, др.

Система качества – сочетание ресурсов, организационной структуры, технологий и методик, которые необходимы для достижения качества.

В системе обеспечения качества медицинской помощи важное практическое значение имеет достижение соответствия структуры, технологического процесса, результата и стоимости установленным для них современным требованиям, стандартам и условиям.

Для управления качеством МП необходима система оценки и контроля.

Оценка качества МП – определение соответствия оказанной медицинской помощи установленным на данный период стандартам, требованиям при удовлетворенности пациентов этой помощью. Оценивать качество можно только с использованием стандартов, эталонов, утвержденных требований, клинических рекомендаций (см. раздел 3.1.1.).

Критериями качества могут являться параметры, позволяющие подтвердить оптимальность структуры медицинской помощи населению, использования ресурсов здравоохранения, медицинских и организационных технологий, выполнения требуемых объемов оказываемой медицинской помощи, обеспечение удовлетворенности пациента, а для конкретного случая - ликвидацию патологического процесса, снижение прогрессирования заболевания.

Один из основных методов, используемых в системе контроля и оценки качества медицинской помощи – экспертный метод (см. раздел 1.4).

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.