Глава 1. Формирование коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста дизартирей как психолого-педагогическая проблема. . 6 — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Глава 1. Формирование коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста дизартирей как психолого-педагогическая проблема. . 6

2017-10-16 545
Глава 1. Формирование коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста дизартирей как психолого-педагогическая проблема. . 6 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1.1. Психологические и психолингвистические основы формирования коммуникативной функции речи. 6

1.2. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня. 11

1.3. Состояние коммуникативной функции речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня. 16

1.4. Теоретическое обоснование методов изучения и формирования коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 20

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ.. 30

ГЛАВА 2. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ ФУНКЦИИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ.. 31

2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента по изучению коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня. 31

2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента. 39

2.3. Описание логопедической работы по формированию коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня. 53

2.4. Итоги экспериментальной работы.. 64

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 77

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 79

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 84

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы исследования обусловлена потребностью человека в общении с другими людьми, которая постоянно развивается - от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству, без чего человек выпал бы из совместной деятельности и оказался бы вне человечества потерянным и беспомощным. Актуальность также подтверждается интересом к данной проблеме ученых из различных областей науки: психолингвистики и психологии - С.Л. Рубинштейна, А.Р. Лурии; логопедии - Г.А. Волковой, М.А. Поваляевой, А.А. Леонтьева, Н.И. Жинкина. Однако данных о состоянии коммуникативной функции речи, определяющей эффективность речевого общения, в том числе у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на данный момент недостаточно, поэтому данная проблема остается открытой и требует более тщательного изучения, так как в последнее время возрастает число детей имеющих недостатки речевого развития.

Вопросы изучения и формирования коммуникативной функции речи находят свое отражение в трудах М.И. Лисиной, Б.Ф. Ломова, Р.Е. Левиной, В.А. Пермяковой, М.И. Сосниной, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, С.Ю. Серебрянниковой и других.

Значение сформированности коммуникативной функции речи становится более очевидным на этапе перехода ребенка к обучению в школе. Именно развитие коммуникативной функции речи является приоритетным основанием обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования, необходимым условием успешности учебной деятельности, важнейшим направлением социально- личностного развития.

Цель: Теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность содержания логопедической работы, направленной на формирование коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня.

Объект исследования: коммуникативная функция речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня.

Предмет исследования: процесс формирования коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) третьего уровня.

Задачи исследования:

1.Путем исследования литературных исследований выявить психолого-педагогические основы формирования коммуникативной функции речи у детей 5 лет с ОНР третьего уровня.

2.Экспериментально изучить состояние коммуникативной функции речи у детей 5 лет с ОНР третьего уровня.

3.Количественный и качественный анализ результатов констатирующего эксперимента.

4.Разработать и апробировать содержание логопедической работы по формированию коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР третьего уровня.

Методы исследования: библиографический, констатирующий, формирующий, контрольный эксперимент, наблюдение, анализ продуктов деятельности детей, изучение документации детей, беседа, игра, тестирование, использование ТСО, методы математической статистики.

Гипотеза исследования: Формирование коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня будет происходить эффективнее, если:

1) Исходя из психолингвистической теории (А.А. Леонтьев, М.И.Лисина, Д. И. Фельдштейн, Е. З. Басина) о структуре и организации речевой деятельности, формировать средства, формы, функции речевой и языковой деятельности, используя игровую и предметно-развивающую деятельность, а именно дидактические игры, игры-драмматизации, ТСО.

2) Основываясь на онтогенетическом принципе (Т.Б. Филичева, А.Г. Арушанова, Мастюкова Е.М., Р.Е. Левина), осуществлять поэтапное формирование коммуникативной функции речи, определяя основные направления и содержание работы с учетом последовательности становления её аспектов в онтогенезе речевой деятельности.

3) С точки зрения общепсихологического подхода Б.Ф.Ломова к структурной организации общения, комплексно формировать информационный, регулятивный и аффективный аспекты коммуникативной функции речи, формируя как базовые высшие психические функции, так и эмоционально-волевую сферу и моторную базу речи.

Методологическая база исследования:

- Концепция общего недоразвития речи Р.Е. Левиной;

- Современные представления об особенностях развития речи (Т.Б.Филичева, Г.В. Чиркина, М.И. Лисина,С.Ю. Серебренникова);

- Психолингвистические представления о процессе порождения речевого высказывания А.А. Леонтьева, А.Р. Лурии;

- Теория речевой деятельности С.Л. Рубенштейна;

- Представления Б. Ф. Ломова структурной организации общения.

Базой исследования является МБДОУ г. Кургана "Детский сад комбинированного вида № 1 "Любознайка ". В исследовании приняли участие 10 детей с общим недоразвитием речи третьего уровня с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.

Практическая значимость заключается в адаптации методик обследования коммуникативной функции речи у дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня, в разработке содержания коррекционно-логопедической работы по формированию коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста и использовании данных исследования студентами, педагогами и родителями.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.