Некоторые замечания о неправильной Работе центров — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Некоторые замечания о неправильной Работе центров

2017-10-16 300
Некоторые замечания о неправильной Работе центров 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Часть 1. Одной из наиболее интересных идей, находящихся в этой системе учения, является та, что человек имеет несколько центров различных умов, которыми он обладает. Их схема такова:

* Инстинктивный Центр

* Двигательный Центр

* Эмоциональный Центр

* Интеллектуальный Центр

Каждый из этих центров есть «ум». Каждый из них представ­ляет различный вид ума.

Центры можно грубо сравнить с очень тонкими и крайне слож­ными машинами, причем каждая машина предназначена для раз­личной цели и различного применения. Кроме того, каждая маши­на состоит из отдельных меньших машин или из машин внутри машин, и они могут Работать сами по себе. То есть, может Рабо­тать весь центр или вся машина или только небольшая часть ее. Всякий обладает этими высоко сложными и тонкими машинами. Но ничего или почти ничего не зная о них, люди склонны приме­нять их ошибочно. Действительно, они думают, что они имеют только один ум и что этотЪдин ум может иметь дело со всем. А идея об одном уме связана с иллюзией, что человек един, то есть с формой воображения, которую всякий поддерживает в себе - именно, что он внутренне един, а единство имеет одну волю и одно постоянное «Я» и обладает полной сознательностью, само­сознанием и властью делать. Это весьма интересно и странно, что никто не может достаточно глубоко осознать свою множест­венность, и это ведет к источнику внутренних «болезней» челове­ка. Пройдет очень много времени, прежде чем люди смогут по­нять, что внутренне они не одно, но множество, что они не един­ство и гармония, но многочисленность и дисгармония, что они не имеют одно постоянное и истинное «я», но сотни различных и со­вершенно противоречивых «Я», которые берут заботу о них в раз­личные моменты, что они не имеют моменты сознательности, а обычно находятся в особом состоянии бодрственного сна и что как результат всего этого они не имеют реальной силы делания и поэтому живут в мире, где все случается и никто не может поме­шать этому случиться. Идея, что человек имеет не один ум, но различные центры, или умы, при первом знакомстве с учением может даже возмутить нас или рассматриваться столь же фанта-

стической, как слова, что люди не являются сознательными. Никто, в действительности, не поставит себя лицом к самому себе и к своей истинной ситуации, прежде чем не осознает и не поймет реальности.

Поэтому человек цепляется за то, что он воображает себе, и благодаря цеплянью за то, что не существует, за то, что нереаль­но, становится невозможным для него самого существовать и де­латься реальным, то есть чем он может стать и действительно создан, чтобы стать. Может быть, слышали поговорку в этой Ра­боте, что всякий может стать миллионером, но чтобы стать мил­лионером, он должен сперва осознать, что он не миллионер. В этом отношении всякий подобен богатому молодому человеку в притче, человеку, богатому чувством собственного достоинства, который приписывал доброту себе как свое собственное имуще­ство и был глубоко отождествлен со своими добродетелями. Вы помните, что ему сказали - пойти и все это раздать нищим, то есть истинной сущности или эссенциальной неразвившейся внутрен­ней части себя, изнуренной «богатой личностью». Теперь человек вряд ли примет все, что говорится о неправильной Работе цен­тров, если только он не достиг понимания для самого себя, что в нем реально существуют различные центры. Все вы должны по­нять, что это не фантастическая или просто теоретическая идея. Это факт, и факт величайшего значения для всякого, кто желает использовать свою жизнь хорошо и не сделать ее чем-то запят­нанной, бесформенной или в значительной степени бессмыслен­ной. По этой причине первая вещь, которую следует делать отно­сительно практической Работы над собой - это наблюдать, какой центр или центры Работают в любой частный момент. То есть вам советуют практиковать самонаблюдение. В каждом из нас имеет­ся три различных человека и прежде всего - Интеллектуальный Человек, Эмоциональный Человек и Инстинктивно-двигательный Человек, соответствующие этим трем центрам, или умам. То есть человек думает одну вещь, чувствует другую и «ощущает» третью. Его ощущения, которые принадлежат его Инстинктивному Центру, отличны от его чувств, которые принадлежат Эмоциональному Центру, от мыслей, принадлежащих Интеллектуальному Центру.

Как вы знаете, каждый центр разделен на три части, а каждая из этих частей на дальнейшие три части. Я сейчас не говорю о делении некоторых центров на положительную и отрицательную стороны. Каждый центр отражает себя и других в своих трех под­разделениях. Например, Интеллектуальный Центр имеет три де­ления, которые представляют собой Инстинктивно-Двигательный Центр, Эмоциональный Центр и сам Интеллектуальный Центр, но

все в меньшем масштабе. А последние снова подразделяются таким же образом в еще меньшем масштабе.

Инстинктивно-двигательная часть любого Центра является наиболее механической частью, и именно в этих механических делениях центров как правило люди расходуют свои жизни. Но прежде чем говорить детально о делениях центров вообще, отно­сительно их делений должен быть понят один принцип. Почему люди тратят свое время в механических делениях центров? Ответ прост - они не требуют внимания. Когда внимание практически равно нулю, всякий находится в самых низких, наиболее автома­тических частях центров. В результате человек говорит и делает вещи без всякого представления о том, что он делает. Другим ре­зультатом является то, что человек не может приспособиться к какому-либо изменению или использованию своего знания, но ве­дет себя абсолютно механически во всех случаях и повторяет то, что он знает, подобно машине. Все вы замечаете, как трудно для многих людей приспособиться к любым новым идеям или услови­ям и как они повторяют то, что они выучили, как если бы они были школьниками.

Чтобы добраться в высшие деления центров, необходимо усилие внимания. Это есть принцип. Теперь возьмем механиче­скую часть Интеллектуального Центра в качестве отправной точ­ки. Ее функцией является Работа по регистрации воспоминаний, впечатлений и ассоциаций, и это все, что она должна делать нор­мально, то есть, если правильно применяется. Она никогда не отвечает на вопросы, адресованные всему центру. Главным обра­тим она никогда не должна решать что-либо важное. Сейчас здесь мы имеем первый пример ошибочной Работы центров от-нЬсительно их частей и делений. Механическая часть деления Интеллектуального Центра, которая называется Формирующей Частью или Формирующим Центром, непрерывно отвечает на во­просы и непрерывно принимает решения. Она отвечает так или ийаче, вульгарными словами, типичными фразами и на жаргоне всякого рода. Она отвечает автоматически и говорит как раз то, что наиболее привычно говорить, подобно машине. Или, в не­сколько более высоком масштабе, оно отвечает всегда шаблон­ным образом, подобно школьному учителю или правительствен-нбму чиновнику, применяя хорошо известные изречения, партий-нйё принципы, лозунги, пословицы, мудрые поговорки и т.д. И странно, что многие люди всегда отвечают таким образом и нико-rj|ja не замечают этого, либо потому, что они не могут думать о чем-либо и полагаются на механические или даже автоматические выражения Интеллектуального Центра, либо потому, что они не видят важности размышления о самих себе и освобождения своих мыслей от механических слов и выражений, которые при­надлежат наиболее низким делениям центра.

Теперь мы переходим ко вниманию. Внимание приводит нас в лучшие и более сознательные части центров. Внимание бывает трех видов:

1. Нулевое внимание, которое характеризует механические деления центров;

2. Внимание, которое не требует усилия, но притягивается и требует только недопущения не относящихся к делу вещей;

3. Внимание, которое должно быть управляемо путем усилия и воли.

Как было сказано, первый вид внимания, нулевое внимание, сопровождает Работу механических делений центров; второй вид приводит нас в эмоциональные деления центров, и третий вид - в интеллектуальные деления. Возьмем на минуту снова Интеллек­туальный Центр в качестве примера, т.к. мы должны будем вер­нуться к этому вопросу в следующий раз.

Эмоциональная часть всего Интеллектуального Центра состо­ит, главным образом, из желания знать, желания понять, разы­скать знание, раскрыть, увеличить понимание чего-либо или кого-либо, уловить и узнать, иметь удовлетворение от знания, из же­лания истины, наслаждения от изучения, из достижения; и, обрат­но, из боли от незнания, из неудовлетворенности своей невеже­ственностью, неинформированностью и т.д. Работа эмоциональ­ной части требует полного внимания, но и в этой части центра внимание не требует какого-либо усилия. Оно привлекается и со­храняется благодаря важности самого предмета. Интеллектуаль­ная часть всего Интеллектуального Центра включает способность к творчеству, созданию, изобретению, нахождению методов, ви­дению связей и приведению, по-видимому, изолированных вещей в порядок, единство или к формулировке, так что мы видим истину чего-то неясного до сих пор. Эта часть не может Работать без на­правляемого внимания. Внимание в этой части не привлекается, но должно быть контролируемо и поддерживаемо путем усилия и воли: мы обычно избегаем делать Работу, принадлежащую этой части цен­тра, которая является, таким образом, часто неиспользуемой.

Теперь из этого мы можем заметить, в каких частях центров мы находимся. В следующий раз мы поговорим еще об этом вопросе.

Часть 2. Последний раз мы говорили о неправильной Работе центров с точки зрения применения ошибочных делений центров и с точки зрения принципа внимания.

Как было сказано, люди обитают или живут в малых делениях центров, то есть в механических делениях. Вы должны понять, что все различные «я» в нас живут в меньших или больших деле­ниях центров. То есть, мы имеем более механические или менее механические «я». В малых делениях, в механических или даже автоматических частях центров обитают большинство «я», кото­рые контролируют нашу обычную жизнь. В этом смысле люди обитают или живут в малых механических делениях центров. То есть наша обычная жизнь в значительной степени контролируется весьма небольшими механическими «я», которые населяют эти малые подразделения центров. Они должны быть слугами, а не нашими господами, ибо мы имеем «я» различной силы, качества или способности. Например, «я», которые обитают в малых под­разделениях центров, не способны понять эту Работу. Они очень ограничены. Они не могут измениться. Они похожи на крестьян, которые подозрительны ко всему новому. Небольшие «я», кото­рые вы применяете в обычной жизни, «я», которые ссорятся и чувствуют неудовлетворенность, которые заняты небольшими планами, небольшими подозрениями, небольшими вещами, не­большими интересами и т.д., находятся в механических частях центров. Они вполне полезны для небольших вещей. Но они не могут понять Работу. Они принадлежат к небольшим частям центров.

И иногда вы встречаете людей, которые пребывают так проч­но в этих малых повседневных «я», что они не способны понять что-либо, кроме того, что принадлежит к их непосредственным малым интересам и к точке зрения этих малых «я», которые за­нимаются только малыми вещами повседневной жизни, которые очень важны в этом масштабе - именно в масштабе малых ве­щей. То есть эти маленькие «я» имеют свое подходящее место и, если они имеют дело с тем, что принадлежит им, они делают свою Работу, как должно; и всякий должен обладать тренирован­ным «я» такого сорта.

Как вы знаете, человек должен быть развит до некоторой сте­пени во всех частях центров, чтобы стать человеком №4, или, уравновешенным человеком. Но, как было сказано, эти малые «я» не могут уловить эту Работу, они не могут приспособить себя и к идеям этой Работы, и если идеи этой Работы падают только на эти маленькие «я» повседневной жизни, Работа не может быть воспринята и правильно размещена в существе человека. Короче говоря, эта Работа, если она воспринята только этими малыми интересующимися собой повседневными «я», будет понята только на их собственном малом уровне понимания - на «уровне бытия» этих небольших «я». Эта Работа должна осесть на более крупные «я», и никогда не должно допускать, чтобы она пала на малые «я». Это очень реальная и важная сторона Работы над собой, то есть очень важно не позволять малым «я», живущим в малых час* тях центров, думать и решать относительно идей этой Работы. Так как это столь важно и с практической точки зрения составляет непосредственный пример неправильной Работы центров, кото­рая является предметом, сейчас изучаемым нами, мы должны постараться понять лучше, что это значит. Ибо, как было сказано, изучение неправильной Работы центров является не только во­просом, относящимся к неправильному применению центра, но также вопросом применения подходящей части центра относи­тельно того, что должно быть сделано в любое данное время. Ибо имеются совершенно разные виды вещей, с которыми мы при­званы иметь дело в разное время, и мы обладаем не только раз­личными центрами и умами - интеллектуальным для сложных сравнений и мыслей, двигательным для сложных движений, зна­чительно более быстрых, чем мысль, эмоциональным для видег ния качества вещей и связей и смыслов, скрытых от интеллекту­ального, и т.д., - но каждый центр разделен и подразделен на час­ти, каждая из которых имеет свое подходящее место в схеме ве­щей и свою собственную функцию.

Вернемся к интеллектуальному центру. Механическая часть заключает в себе всю Работу регистрации воспоминаний, ассо­циаций и впечатлений, и это есть все, что Работа должна со­вершать нормально, то есть, когда другие центры и их части де­лают соответствующую Работу. Она должна делать только Работу регистрации, или записи, подобно секретарю, записывающему то, что сказано, и организующему это и т.д. И, как было сказано, она никогда не должна отвечать на вопросы, адресованные всему центру, и никогда не должна решать что-либо важное; но, к сожа­лению, она всегда решает и всегда отвечает своим узко ограни­ченным путем готовыми фразами, продолжает говорить те же ве­щи и Работать таким же механическим путем при всех условиях. Это есть неизменная часть человека, и когда человек пребывает интеллектуально в механических делениях интеллектуального центра, он не будет меняться; и ничего не может быть нового в нем, но он будет видеть жизнь всегда определенным образом и говорить одни и те же вещи, подобно граммофону. Но если он имеет другую часть себя, развитую в большем делении, дело бу­дет совсем иным. Он будет тогда направлять самую механиче­скую мертвую сторону и другую более сознательную и живую сто­рону, которая лежит либо в эмоциональном, либо в интеллекту­альном делениях. Фактически, уравновешенный человек, в смыс­ле Работы, развит до некоторой степени во всех частях - механи­ческой, эмоциональной и интеллектуальной - всех центров. То есть он представлен в них некоторыми «я», и они не похожи на пустые комнаты. Это распределяет его энергию и приводит пси­хическую жизнь в гармонию, но только через идеи, подобные иде­ям настоящей Работы - идеям, идущим из «В» влияний, из созна­тельного круга человечества, от тех, кто достиг полного внут­реннего роста, наиболее гармоничного развития центров. Одни лишь жизненные интересы неизбежно ведут к одностороннему развитию; и ни один человек не может развиваться только через эгоизм, ибо тогда он будет развивать только некоторые части эмоционального центра.

Теперь, если Работа падает на механическую сторону интел­лектуального" центра, она будет проходить среди «я», которые имеют дело с обычными повседневными делами жизни. Эти «я» пытаются управлять человеком посредством А влияний и предна­значены для применения в повседневной жизни, и они не могут понять, о чем говорит Работа или почему Работа необходима. Они обращены к внешней, видимой жизни, которая является пол­ной суммой реальности для них. Для них только то, что они могут видеть и чего коснуться, является реальным. Следовательно, нет почвы для идей Работы, откуда им произрастать, ибо Работа говорит не о чувственных вещах, которые можно видеть или кото­рые можно потрогать, но начинается с самонаблюдения, т.е., с того, что нельзя видеть и потрогать. Поэтому вы поймете, как опасно для тех, кому представилась возможность воспринять Ра­боту в больших частях центров, в более крупных «я», позволить •ее идеям упасть в самих себя в небольшие механические «я», где они будут разделены или даже, так сказать, разорваны на куски. Это есть поистине основная идея о кощунстве или профанации, то есть она принадлежит к ошибочной Работе центров.

О Работе всегда следует мыслить с вниманием, ибо это при­водит человека в интеллектуальные части центров.

Что касается слушания идей Работы небольшими узкими «я», все вы знаете притчу о Сеятеле и Семени. Человек, который жи­вет в очень малых частях центров, в небольших личных вещах, при слушании этой Работы будет понимать ее только очень немного. Эта ситуация и поминается в притче. Семя означает идеи эзотеризма, идей настоящей Работы. Если идеи этой Работы па­дают как живые семена на очень малые «я», на очень небольшие части центров, населенные очень малыми «я» - это есть, как если семя, то есть, идеи настоящей Работы, падает «при дороге». Вспомним эту притчу:

«Вышел сеятель сеять семя свое; и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень, взошло и засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглуши­ло его; а иное упало на добрую почву и взошло и принесло плод сторичный».(от Луки, 8, 5-8).

Поясняя эту притчу Своим ученикам, Христос говорит:

«Семя есть слово Божие; а упадшее на пути суть слушающие, к которым приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали.и не спаслись».

Понимаете ли вы, почему это называется «при дороге»? Это значит, что идея Работы падает посреди движения ума кого-либо среди обычных жизненных мыслей кого-либо и принимает участие в механической стороне ума, которую Христос называет диаво-лом, ибо механичность есть дьявол.

Теперь все вы знаете, что, в смысле Работы, человек может понимать только на своем уровне бытия. Это значит, что если вы встречаете человека на более высоком уровне бытия, чем ваш собственный, вы не будете понимать его. А если вы живете в очень небольших, очень малых, очень ограниченных механиче­ских «я», тогда это представляет ваш уровень бытия. Вы тогда поймете только то, что является очень малым, очень личным, и, как было сказано, если вы сосредотачиваете себя в этих неболь­ших «я», которые связаны с малыми делами вашей повседневной жизни и с вашими небольшими ненавистями, желаниями и низо­стями, вашими небольшими завистями, вы будете неспособны примениться к чему-то новому; поэтому идеи Работы будут «падать при дороге» и окажутся либо совершенно бессмыслен­ными для вас, либо даже смешными, глупыми, лишними и фанта­стическими. Это значит, что вы будете понимать Работу на этом уровне вашего бытия. Но всякий имеет масштаб бытия. То есть человек имеет, при условии, что он имеет магнитный центр, лучший уровень и лучшие «я» в себе, если он пытается их найти, чтобы через них понять Работу. И одним признаком этого являет­ся обладание «магнитным центром», который может различать между «А» влияниями и «В» влияниями.

Часть 3. Механические деления центров должны выполнять свойственную им Работу, и они могут Работать правильно без внимания или с очень небольшим вниманием. Когда вы видите, это действие требует очень немного внимания и только время от времени, и все сложные движения, заключающиеся в акте ходь­бы, делаются правильно механическими движениями двигатель­ного центра. Вы можете проверить, что это делается механиче­ским деланием двигательного центра, так как за время ходьбы ваши руки могут заняты движениями, требующими сознательного управления, то есть внимания, как, например, заточкой карандаша или распутыванием бечевки и т.д. Но как раз потому, что механи­ческие части центров могут Работать с нулевым вниманием или с очень небольшим случайным вниманием, они часто действуют независимо. Например, человек идет одеться к обеду, в то время как он думает над проблемой и, в конце концов, находит себя, к своему удивлению, лежащим в постели. Всякий может вспомнить подобные примеры.

Вся человеческая машина сделана таким образом, что одна часть может при крайней необходимости в течение некоторого времени выполнять Работу другой части. В нашей системе об этом сказано, что до некоторой степени центры перекрывают друг друга в отношении функционирования. И хотя потому, что центры перекрывают друг друга в ограниченной степени, челове­ческая машина может встретиться с некоторыми непредвиденны­ми случаями и является, следовательно, более способной к при­способлению, в действительности именно вследствие перекрыва­ния происходят случаи неправильной Работы центров. Возьмем пример: мы знаем, что дыхание может совершаться без вашего внимания. Здесь дыхательный центр, который сжимает и рас­слабляет мускулы, участвующие в дыхании, управляется ин­стинктивным центром, который оценивает состояние крови в ка­ждый момент и увеличивает или уменьшает соответственно ско­рость дыхания. Но мы не можем наблюдать это непосредственно. Мы не можем наблюдать инстинктивный центр и его сложную Ра­боту по обслуживанию внутренней деятельности органов. Но мы можем наблюдать результаты его Работы - именно, что после бе­га мы дышим более глубоко, или, если мы возбуждены, мы ды­шим чаще и понимаем, что это в результате того, что инстинктив­ный центр требует больше кислорода, и т.д. Но дыхание осущест­вляется не только посредством инстинктивно-двигательного цен­тра. Имеется перекрытие управления, ибо мы можем дышать на­меренно, то есть по желанию. Человек не может поддерживать свое дыхание по желанию сверх определенного времени, т.к. ин^ стинктивный центр будет перехватывать его дыхание за него, как только он начинает терять сознание. Человек может вмешаться в свое дыхание и заставить себя дышать более медленно или бо­лее глубоко и т.д. Это опасно делать, но имеются моменты, когда это очень важно, когда, например, это может спасти жизнь чело­века. Если, однако, человек пытается управлять своим дыханием без понимания того, что он делает, и без знания, это может быть помехой нормальной Работе инстинктивно-двигательного центра, который тогда становится ленивым и, так сказать, передает дело дыхания частично. Я вспоминаю, как Гурджиев говорил неодно­кратно, что люди, ожидающие приобрести повышение силы по­средством управления дыханием, были глупцами, если они не про­ходили долгой подготовительной тренировки под руководством учи­теля или не были специально отобраны им. Они были глупцами, по­тому что они вмешивались в функцию, которая, если в нее достаточ­но долго неправильно вмешиваться, впоследствии может никогда не Работать нормально.

Вопрос неправильной Работы центров есть дело изучения в течение всей жизни через самонаблюдение. Чтобы понять что-либо, вы должны сознавать его природу, в противном случае вы будете подходить к нему ошибочно или иметь неправильное от­ношение к нему. Вы не можете понять о центрах и правильной или неправильной Работе просто, в одно мгновение. Если вы ду­маете, что можете, вы будете задавать неправильные вопросы и, действительно, никогда не поймете что-либо о данном предмете. Задумайтесь на мгновение. Вся жизнь есть функция центров и управляется центрами - ваши мысли, ваши чувства, ваши идеи, ваши надежды, страхи, любовь, ненависть, ваши поступки, ваши ощущения, ваши удовольствия, ваши удобства и т.д. Как тогда вы можете ожидать понять все о правильной и неправильной Работе центров в короткое время? Это похоже на ожидание понять все о жизни после того, как вы прослушали одну или две лекции о ней.

То, что было сказано до сих пор, это только для того, чтобы дать вам некоторые указания о том, что имеется в виду, и заста­вить вас начать изучать предмет и, если вы не изучаете его путем самонаблюдения, тогда, даже если вы слушаете тысячу и одну лекцию по этому вопросу, вы не поймете ни одной вещи.

Теперь необходимо дать деление других центров, так чтобы люди имели некоторую общую схему, которая поможет найти свой путь, и к которой они могут относить свой путь, но и некоторые из своих собст-

венных самонаблюдений. Это будет способствовать более ясному ви­дению себя.

Прежде всего разделим некоторые центры на положительные и отрицательные, а затем поместим в обеих частях некоторые из подразделений, давая приблизительные определения их функций.

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.