О древнейшем расселении предков аустрических народов — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

О древнейшем расселении предков аустрических народов

2017-10-15 585
О древнейшем расселении предков аустрических народов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Исконным населением собственно ЮВА (Индокитайского, Малаккского п-вов и островной части) считаются австрало-негроиды, которые не создали сложных форм социальной организации. Сейчас в ЮВА представлены народы, которые говорят на аустроазиатских (кхмеры, моны, вьеты и др.), аустронезийских языках (малайский, яванский, чамский и др.), пара-тайской и хмонг-миен (кит. мяо-яо) — это древние народы ЮВА. Носители тибето-бирманских языков, которые, позднее других став рисоводами, заселили долинную часть Верхней Янцзы (Сычуаньскую котловину, территорию пров. Юньнань в КНР и тер. совр. Мьянмы), а также заселившие юг Индокитайского п-ва со среднего и верхнего течения Жемчужной реки таи, и вошли тем самым в число народов ЮВА — это «молодые» народы собственно ЮВА. В Индокитае и на Малаккском п-ве австрало-негроидов в раннем и среднем неолите начали вытеснять южные монголоиды, аустроазиаты по языку (предки монов, кхмеров, вьетов).

Первоначально в исторической ЮВА, в долинах бассейна Янцзы и южнее, был распространен, выделенный еще в 1906 г. Г.Шмидтом, «аустрический праязык», который, по данным лингвистов, распадается на отдельные группы в конце VII тыс. до н.э., т.е. в середине раннего неолита (9000–5500 гг. до н.э.).

Интересная модель этнолингвистических перемещений предлагается в трудах С.А.Старостина и его коллег. Она создана на основе анализа данных языка (методами глоттохронологии) и дополнена нами на основе анализа археологического материала. Согласно этой модели, в северную часть изначально аустрического региона Восточная Азия внедрились носители сино-тибетских языков (предположительно, вышедших с северо-западного Кавказа ок. XII тыс. до н.э.). По мнению Г.С.Старостина, поскольку распад «сино-кавказского» датируется началом VII тыс. до н.э., то в Восточной Азии они могли появиться в VI тыс. до н.э. или несколько позже (т.е. в ранне-среднем неолите, 5500–4500 гг. до н.э.). Распад же сино-тибетского на китайский и тибето-бирманский датируется серединой V тыс. до н.э. (т.е. началом среднего неолита). С этого времени на Средней Хуанхэ начался процесс формирования народа хуася (суходольных просоводов умеренного климата), предковханьцев, государствообразующего этноса современного КНР. Господствующим в Восточной Азии он стал к I тыс. н.э., когда именно ему удалось в политическом и экономическом плане занять земли Великой Китайская Равнины — это историческое пространство к востоку от гор Тайханшань и Суншаньской возвышенности и к северу от гор Дабешань, то есть бассейны Нижней Хуанхэ и бассейна Хуайхэ. Великая Равнина — основа могущества хуася стала пригодна для аграрного освоения только с III тыс. до н.э. и в экономическом и политическом отношении осваивалась на протяжении всей древности.[1]

Перемещения «древних» народов ЮВА. О перемещениях аустроазиатов (кхмеров, монов и вьетов-юэ) известно мало, их археологические культуры Нижней Янцзы шли на юг до нижнего течения Жемчужной реки включительно. Южнее были их же очаги на всем Индокитайском п-ве. К настоящему времени (на основе данных лингвистики) сравнительно хорошо изучены лишь направления перемещений аустронезийских народов — современных жителей островной части ЮВА. Самые древние аустронезийские языки зафиксированы на Тайване (данные археологии свидетельствуют о контактах с вьетами Фуцзяни), позднее они распространились на Филиппины, юго-восток Индокитая и в западную часть островной ЮВА. Но на Тайвань они приплыли извне. Проблема аустронезийской прародины, несмотря на достижения современной науки, еще не решена. Выскажем свое суждение. Можно предположить, что аустронезийские народы формировались на пространстве южного побережья «Древнего Пролива» и п-ва Шаньдун[2].


Там уже в III-II тыс. до н.э. сложился специфический этнос (позднее хуася называли их «восточными и») и своя государственность. Возможно, именно с предками аустронезийцев, живших вдоль побережья Древнего Пролива и на Шаньдуне связана культура средней части долины р. Хуайхэ Хоуцзячжай-1 (конец VI - V тыс. до н.э.). Ее изучение является одним из интереснейших направлений современной исторической науки, поскольку у носителей этой культуры уже к началу V тыс. до н.э. возникла своя письменность (памятники Шуандунь, Цзяху и др.), на настоящий момент древнейшая из ныне известных в мире.

Перемещения «молодых» народов ЮВА. Есть два народа, которые пришли в современную Юго-Восточную Азию из «прото-ЮВА» позже аустрических народов – это тибето-бирманцы и тайцы. Будучи рисоводами, по своим экономическим и социальным структурам они близки к другим народам ЮВА. И те, и другие – рисоводы бассейна Янцзы и верховий Жемчужной реки.

Волны появления в Юго-Восточной Азии тайцев и тибето-бирманцев совпадают с существованием мощных империй на территории Китая: Хань – первая волна, Тан – вторая волна, Сун – третья волна, монголы, создавшие империю Юань, - четвертая (они сокрушили в середине XIII в. последнее сильное тайское государство – империю Дали, включавшую часть Верховий Янцзы, верховий Красной реки и верховий Жемчужной реки.

Следует отметить следы государственных вторжений китайских империй на Индокитайский п-ва: при Западной и Восточной Хань – первое, еще сравнительно слабое, при Тан – весьма заметное, когда переселяющиеся группы пытались ворваться в уже сложившееся государство вьетов. Танское давление привело к появлению тайских княжеств, потом в сунское время появляются тибето-бирманцы и усиливается тайское давление. И, наконец, последний большой рывок – это монголы, при которых имперское движение на юг стало реальностью.

Уходили представители всех слоев общества: крестьяне, короли, представители родовой знати и духовенство. Сначала в большие долины верховий больших рек (Менам, Иравади), где возникали сравнительно небольшие княжества, а затем они расширялись на центральные и нижние части их бассейнов, где значительно выше урожайность и более благоприятные условия для жизни. Существенно то, что это — крестьянское заселение, сотни тысяч людей, которые постепенно заполнили современную северную Мьянму, север Лаоса и Таиланда.

Народы исторической ЮВА уходили на юг от китайцев. Китайцы современной Юго-Восточной Азии — два совершенно разных народа, даже говорящие на разных языках и пришедшие с разными целями. Среди жителей ЮВА большая часть выходцев из южного Китая — это не китайцы как таковые (сино-тибетцы), а гуандунцы и фуцзяньцы (намвьеты и манвьеты, частично хакка), которые в современной ЮВА никогда не образовывали плотных групп населения и являлись фактором городской жизни.

В средние века и в начале нового времени они не создавали этнических проблем. Проблемы начали возникать, когда в новое время европейцы вывозили китайцев на Малаккский п-в и Калимантан для работы в рудниках. Проблема, насильственно завезенных колонизаторами китайцев, является одной из острых проблем до сих пор.

Вторая группа китайцев – это собственно китайцы (северяне) – ханьцы. В ЮВА, даже в его исторической северной части, они есть не везде. Они не пробившись через долины Средней и Нижней Янцзы, так как там жили более древние народы с более древней государственностью, чем у предков китайцев, они пробились в верховья Янцзы и Жемчужной реки (совр. провинции Сычуань и Юньнань), и там начали теснить тайцев. Здесь еще в ханьское время (III в. до н.э. - III в. н.э.) и появился «настоящий китаец» (богатый крестьянин) из «настоящего Китая». В юго-восточных районах современной КНР переселения китайских крестьян в силу большой сложности в освоении рисоводческого хозяйства, не смешавшись с местным населением окончательно, много восприняв от него, сформировали отдельную группу хакка (кит. кэцзя), живущих в предгорьях.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.