Тема 6. Функции и принципы менеджмента — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Тема 6. Функции и принципы менеджмента



План

1. Функция планирования.

2. Функция организации.

3. Функция мотивации.

4. Функция контроля.

5. Функция координации (подбор и расстановка кадров).

6. Принципы менеджмента.

 

Когда мы говорим о том, что организация (предприятие) функционирует, то имеем в виду, что в ее рамках люди осуще­ствляют определенные действия.

Функции менеджмента — это конкретный вид управ­ленческой деятельности, который осуществляется спе­циальными приемами и способами, а также соответству­ющая организация работы и контроль деятельности.

 

6.1. Функция планирования

Процесс разработки прогнозов называется прогнозированием. Прогноз – научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках его существования. Прогнозирование управленческих решений наиболее тесно связано с планированием. План и прогноз представляют собой взаимодополняющие друг друга стадии планирования при определенной ведущей роли плана.

Прогноз в системе управления является предплановой разработкой многовариантных моделей развития объекта управления. Сроки, объемы работ, числовые характеристики объекта и другие показатели в прогнозе носят вероятностный характер и обязательно предусматривают возможность внесения корректировок.

Целью прогнозирования является получение научно обоснованных вариантов тенденций развития показателей качества, элементов затрат и других показателей. Самым сложным в системе менеджмента является прогнозирования качества и затрат.

Основными источниками информации для планирования являются:

· статистическая, финансово-бухгалтерская и оперативная отчетность предприятия и организации;

· научно-техническая документация по результатам внедрения НИОКР,

· патентно-лицензионная документация.

К основным принципам прогнозирования относятся: системность, комплексность, непрерывность, вариантность, адекватность и оптимальность.

Планирование – это одна из основных (планирование, организация, контроль, координация, мотивация) функций менеджера, основа любой производственной деятельности.

Составление плана включает в себя целый набор операций и действий: различного рода исследования, анализ результатов, тестирование, сопоставление, консультации, наконец, разработку самого плана и доведение его до исполнителей.

Система планирования в организации представляет собой закрытую систему, в которой существуют тесные взаимосвязи между отдельными видами планов – долгосрочные планы конкретизируются в средне- и краткосрочных, а также в планах текущего периода.



Этапы разработки планов.

1. Начинается разработка с долгосрочного планирования, т.е. с плана-графика основных дел на несколько лет. Здесь главное – расписать задачи по срокам. Записи в плане-графике делаются с разбивкой по годам или полугодиям.

2. Среднесрочное планирование подразумевает составление планов на год. Для этого необходимо составить перечень наиболее важных работ на год, в том числе, повторяющиеся из года в год, например, собрание акционеров, годовой отчет и т.д. Это конкретная расшифровка на данный год перспективного плана плюс проекты планов на будущий год, промежуточные сроки выполнения работ, различные традиционные мероприятия и т.д. Некоторые сроки будут приблизительными, впоследствии они уточняются в рабочем порядке. Главное требование к такому перечню – его полнота. Рекомендуемый практический прием – деление каждой планируемой работы на элементы: чем детальнее будет сделано, тем легче представить затраты времени на ее выполнение.

3. Оперативное планирование осуществляется, как правило, не более чем на неделю. В основном это планы «на сегодня», «на завтра». Они служат эффективным средством для согласования и контроля выполнения годовых, квартальных и месячных планов.

Практика планирования.

Существуют рабочие графики дня, недели, реже месяца.

Существуют сетевые графики (для оптимизации комплекса большого количества разнообразных работ, например, строительство или научно-исследовательские разработки) и график Ганта (распределение работ по времени и назначение ответственных).

Технология разработки планов:

1) зачем делать (идея, цель);

2) что делать (количество и качество объекта);

3) как делать (по какой технологии);

4) для кого делать (потребители);

5) с какими затратами (ресурсы); где делать (место); когда делать (время); кому делать (исполнители); что это дает (экономический, социальный и др. эффекты).



Принципы и техника планирования.Эффективность пла­нирования как функции управления во многом зависит от того, какими принципами (руководящими правилами) руководствуются при составлении планов.

1. Полнота планирования – при планировании должны учитываться все события и ситуации, которые могут иметь значение для развития организации.

2. Точность планирования – при составлении планов ис­пользуются современные методы, средства, тактики и проце­дуры, обеспечивающие точность прогнозов.

3. Ясность планирования – цель и меры планирования должны иметь простые и легкие при воспроизводстве форму­лировки, доступные всем членам организации.

4. Непрерывность планирования – это не одноразовый акт, а непрерывный процесс.

5. Экономичность планирования — расходы на планиро­вание должны находиться в соразмерном отношении с получа­емым от планирования выигрышем.

Функция организации

Организация как функция управления обеспечивает упо­рядочение технической, экономической, социально-психологи­ческой и правовой сторон деятельности любой организации. Функция организации нацелена на упорядочение деятельности менеджера и исполнителей. Поскольку всю работу выполня­ют люди, функция управления как организация позволяет оп­ределить, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание из большого количества заданий и какие для этого потребуются средства.

Функция организации ставит вопросы кто и как (т.е. кто и как будет реализовывать план организации?).

Функция мотивации

Поведение человека всегда моти­вировано. Он может трудиться усердно, с воодушевлением и энтузиазмом, а может уклоняться от работы. Поведение лич­ности может иметь и любые другие проявления, поэтому всегда сле­дует искать мотив поведения.

а) Общая характеристика мотивации

Готовность и желание человека выполнять свою работу являются одними из ключевых факторов успеха функционирования организации. Путь к эффективному управлению человеком лежит через понимание его мотивации.

Мотивация – совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности.

Для всестороннего раскрытия понятия мотивация, необходимо рассмотреть три аспекта этого явления:

· что в деятельности человека находится в зависимости от мотивационного процесса;

· каково соотношение внутренних и внешних сил;

· как мотивация соотносится с результатами деятельности человека.

Рассмотрим некоторые понятия, которые будут нами рассмотрены в дальнейшем.

Потребности – это то, что возникает и находится внутри, это нужда в чем-то.

Мотив – это побудитель действия, он всегда находится внутри человека и поддаётся осознанию.

Стимул – это внешний побудитель к действию.

Поведение человека определяется не одним мотивом, а их совокупностью, создавая мотивационную структуру, которая обладает определенной стабильностью. Однако она может меняться, в частности, сознательно в процессе воспитания человека, его образования или пребыванием в новой среде.

Мотивирование – это процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям.

Выделяют два основных типа мотивирования.

Первый – побуждает к определенным действиям, а второй тип – формирует мотивационную структуру человека.

Процесс использования различных стимулов для активизации людей называется процессом стимулирования.

На что в деятельности человека оказывает влияние мотивация? Это: усилие; старание; настойчивость; добросовестность; направленность.

Мало разработанная область – соотношение стимулов и мотивов человека.

б) Мотивационный процесс

Процесс мотивации может быть представлен в виде 6 стадий, следующих одна за другой.

Первая стадия – возникновениепотребностей. Потребность проявляется в виде ощущения, что человеку что-то не хватает. Условно потребности разделяются на 3 группы:

· физиологические;

· психологические;

· социальные.

Вторая стадия поиск путей устранения потребностей. Это может быть: удовлетворение, подавление, игнорирование.

Третья стадияопределение целей (направления) действия. На этой стадии происходит согласование четырех моментов: что должен сделать, что получу, поможет ли это добиться желаемого, устранит ли это мою потребность.

Четвертая стадияосуществление действия. Может проходить корректировка целей.

Пятая стадияполучение вознаграждения заосуществление действия. Определяется на сколько выполненное действие дало желаемый результат. В зависимости от этого происходит сохранение, усиление или ослабевание мотивации.

Шестая стадияустранение потребности.

Процесс мотивации сложен и неоднозначен, существует достаточно большое количество теорий, в которых делается попытка объяснения данного процесса. Эти теории условно можно разделить на две большие группы. Первая группа выявляет и анализирует содержание факторов мотивации, вторая – динамику взаимодействия различных мотивов, т.е. как инициируется и направляется поведение человека. Первая группа теорий называется группой теорий содержания мотивации, вторая группа – теории процесса мотивации.

в) Теории содержания мотивации

В данных теориях описывается структура потребностей, их содержание и то, как данные потребности связаны с мотивацией человека к деятельности. Эти теории пытаются ответить на вопрос о том, что внутри человека побуждает его к деятельности.






Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...





© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.008 с.