Тема 3. Российское централизованное государство — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Тема 3. Российское централизованное государство

2017-10-21 939
Тема 3. Российское централизованное государство 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(XIV – XVII вв.)

1. Укажите соответствие между понятиями и их определениями:

Тягло Монархическая форма правления в России, при которой царю принадлежали верховные права в законодательстве, управлении страной, командовании армией и флотом и т.д.
Самодержавие Годы, в которые крестьянам запрещался переход от одного землевладельца к другому в Юрьев день
Наместник Принудительный труд зависимого крестьянина, работавшего собственным инвентарем в хозяйстве феодала за полученный в пользование участок земли
Служилые люди Система содержания должностных лиц за счет местного населения на Руси в форме продуктов, фуража, различных пошлин с торгов и лавок
Барщина Должностные лица, управляющие отдельными территориями, назначались князьями на кормление
Заповедные лета Особый порядок назначения на военную, административную и придворную службу с учетом знатности происхождения и личных заслуг предков
Кормление Ежегодный сбор денег продуктов с зависимых крестьян
Местничество Религиозно-политическое течение в России в конце XV – начале XVI вв. Проповедовали аскетизм, уход от мира, требовали отказа церкви от земельной собственности
Нестяжатели Денежный сбор с крестьян при их уходе от землевладельца в Юрьев день
Пожилое Форма условного землевладения в русском государстве, которое не подлежало продаже, обмену и наследованию
Поместье Категория населения, находящегося на государственной службе, которое было освобождено от государственных налогов и повинностей
Сословно-представительная монархия Комплекс натуральных и денежных повинностей крестьян и посадских людей
Стрельцы Установленные царскими указами сроки сыска и возврата беглых крестьян их владельцам (от 5 до 15 лет)
Урочные лета Категория служилых людей «по прибору», составляющая постоянное нерегулярное войско
Оброк Форма феодального государства, при которой власть монарха сочетается с органами сословного представительства

 

2. Заполните таблицу «Предпосылки образования единого Российского государства в XIV – XV вв.»:

Экономические предпосылки Политические предпосылки Социальные предпосылки Духовные предпосылки
       
       
       
       
       
       
       

 

3. В последнее время в отечественной историографии был поставлен вопрос о последствиях объединения русских земель. И если в литературе предшествовавшего времени этому процессу давалось в целом положительная оценка, то в современных исследованиях (А. Зимина, Д. Альшица, В. Кобрина, А. Юрганова) высказывается мысль о том, что последствием объединения русских земель было установление не только крепостного права, но и деспотической власти московский государей, а также замедление со странами Западной Европы темпов исторического развития. Согласны ли вы с этим утверждением? Какие особенности образования Российского централизованного государства вы можете выделить?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4. Прочитайте отрывок из высказываний В.О. Ключевского и напишите имя человека, о котором идет речь: «…вдохновил в русское общество XIV в. чувство нравственной бодрости, духовной крепости… Духовное влияние его… пережило его земное бытие и перелилось в его имя, которое из исторического воспоминания сделалось вечно деятельным нравственным двигателем и вошло в состав духовного богатства народа».

Ответ: ____________________________________________________________________

 

5.Соотнесите имена московских князей с результатами их деятельности:

 

Иван III Был построен белокаменный Кремль Москвы; отбиты притязания на общерусское лидерство Новгорода и Твери; в 1378 г. На реке Воже разбиты силы монголов; возглавил русские войска в Куликовской битве; передал Великое княжество Владимирское своему сыну по завещанию, не спрашивая право на ярлык
Иван Калита В годы его правления произошла последняя феодальная война в Северо-Восточной Руси; переход от уделов к системе уездов; была проведена монетная реформа и возобновлен выпуск общегосударственной монеты
Василий II Темный Завершил объединение русских земель и превратил Московское княжество в национальное государство; воевал с Литвой
Дмитрий Донской Усилил роль Москвы как центра объединения русских земель; получил право сбора дани с русских княжеств и доставки ее в Орду; перенес центр русского православия из Владимира в Москву
Василий III К Москве были Присоединены Новгород и Тверь; свержение золотоордынского ига; заложил основы российского самодержавия, укрепил государственный аппарат; повысил международный престиж Москвы

 

6. Перечислите основные этапы политического объединения Руси и охарактеризуйте их.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

7. Главным соперником московских князей в борьбе за ярлык на великое княжение в XIV в. были правители:

а) Тверского княжества;

б) Новгорода Великого;

в) Киевского княжества;

г) Рязанского княжества.

 

8. В Судебнике 1497 г. было введено:

а) правило Юрьева дня;

б) урочные лета;

в) крепостное право;

г) заповедные лета.

9. Какая из названных мер в отношении крестьянства была принята в царствование Ивана III:

а) введение заповедных лет;

б) установление срока розыска беглых крестьян (урочные лета);

в) установление единого срока перехода крестьян от одного владельца к другому (Юрьева дня);

г) окончательное закрепощение крестьян.

 

10. Что способствовало победе Московского княжества в борьбе за право стать центром объединения русских земель:

а) начало правления Рюриковичей;

б) избрание на царство М. Романова;

в) принятие Русской Правды;

г) мирные отношения с Ордой;

д) стояние на реке Угре;

е) начало монгольского нашествия;

ж) крещение Руси;

з) гибкая политика московских князей.

 

11. Прочтите отрывок из работы С.М. Соловьева и укажите имя князя, о котором говорится в отрывке:

«… расчетливость, медлительность, осторожность, сильное отвращение от мер решительных, которыми было можно много выиграть, но и потерять, и при этом стойкость в доведении до конца раз начатого, хладнокровие — вот отличительные черты деятельности… Благодаря известиям венецианца Контарини, мы можем иметь некоторое понятие о физических свойствах Иоанна: он был высокий, худощавый, красивый мужчина; из прозвища Горбатый, которое встречается в некоторых летописях, должно заключать, что он при высоком росте был сутуловат».

 

Этого правителя характеризуют как крупного государственного деятеля, человека больших политических замыслов и смелых начинаний:

а) Иван Калита;

б) Дмитрий Донской;

в) Иван III;

г) Иван IV.

12. Укажите соответствия между названиями произведений, сборников и их содержанием:

Домострой Описание Куликовской битвы  
Судебник 1550 г. Сборник решений церковного собора
Стоглав Свод правил семейной жизни, ведения хозяйства
Задонщина Сборник законов русского государства

 

 

13. Прочитайте отрывок из послания старца Филофея дьяку великого князя Василия III: «… Так знай, боголюбец и христолюбец, что все христианские царства пришли к концу и сошлись в едином царстве нашего государя, согласно пророческим книгам, и это — российское царство: ибо два Рима пали, а третий стоит, а четвёртому не бывать».

Вопросы:

А). О чем говорит в своем послании Филофей?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Б). Какая политическая теория сложилась на основании данного документа? Объясните причину ее создания.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

В). В каких еще концепциях и теориях на протяжении истории России говорится об особой миссии Русского государства в мире? Сопоставьте их.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

14. Кто из названных князей первым принял титул государя всея Руси:

15. Соотнесите название социальных групп крестьян в XVI в. с характеристиками:

Владельческие крестьяне Находились во владении определенного ведомства московских князей
Дворцовые крестьяне Крестьяне, которые жили волостными общинами на землях, не принадлежащих какому-либо владельцу, но были обязаны выполнять определенные повинности в пользу государства
Черносошные крестьяне Принадлежали феодалам

 

16. Определите имя исторического деятеля, о котором идет речь:

«Большую часть своей жизни этот человек провел в боевых походах, но некоторое время заседал и в Боярской думе. В 24 года за боевые подвиги под Казанью получил земли в Подмосковье и титул боярина. Был наместником в Ливонии, однако воспринимал это как ссылку. Будучи высокообразованным человеком, написал несколько произведений, в том числе «Историю о великом князе Московском», изобличающую деспотизм и тиранию царя. Он был вынужден бежать из России и закончил свою жизнь в Ковеле, где и был похоронен. Его потомки лишь в конце XVII в. возвратились в Россию».

Какую оценку вы можете дать его деятельности? Были ли оправданы его поступки по отношению к России?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

17. Цифрой 1 отметьте из нижеперечисленного, что относится к реформам, проведенным Избранной радой; цифрой 2 — не относится:

Создание приказов  
Появление министерств  
Создание стрелецкого войска  
Введение опричнины  
Принятие Судебника 1550 г.  
Ограничения местничества  
Принятие Соборного уложения  
Введение заповедных лет  
Введение Юрьева дня  

18. Соотнесите названия органов управления в XVI в. с их функциями:

Приказ Территориальный округ, управляемый губным старостой
Боярская дума Центральный общегосударственный орган, куда входили представители почти всех сословий, на котором решались общегосударственные вопросы
Избранная рада Учреждения, ведавшие отраслями государственного управления или отдельными регионами страны
Земский собор Узкий круг приближенных к Ивану IV, которые провели множественные реформы центрального и местного управления в 40 – 50-х гг. XVI в.
Земская изба Высший совет при царе, законосовещательный орган, который обсуждал важные вопросы внешней и внутренней политики
Губа Выборный орган местного самоуправления

 

19. В правильной хронологической последовательности расположите события, происходившие во внешней политике в правление Ивана IV:

а) окончание Ливонской войны;

б) присоединение Астраханского ханства;

в) начало похода Ермака в Сибирь;

г) присоединение Казанского ханства;

д) вхождение Башкирии в состав Российского государства.

 

20. Результатами опричнины были:

а) принятие Соборного уложения;

б) экономический кризис в стране;

в) завоевание Россией Сибирского ханства;

г) сокращение посевных площадей и голод;

д) установление режима неограниченной власти Ивана IV;

е) создание регулярной армии.

 

21. Нарисуйте структурно-логическую схему «Система органов управления в России в XVI в.».

 

22. Найдите ошибки в тексте:

«Опричнина была введена Иваном IV в декабре 1564 г., когда царь выехал на жительство в Троицкую слободу. Казни в этот период стали частым и массовым явлением. В числе первых были обвинены в заговоре и казнены А. Курбский и М. Скуратов. Обрушился царский гнев и на Церковь: происходил перебор церковных иерархов. Только митрополит Филипп из рода Колычевых удовлетворил царя тем, что не вмешивался в дела государства и не осуждал кровавые меры царя. Опричное войско представляло собой грозную силу, наводившую страх на жителей. Но в то же время оно отражало и внешние набеги, например, крымских войск в 1571 г.».

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

23. Сопоставьте авторов с их оценками сущности политики опричнины, проводимой Иваном IV:

 

Н.М. Карамзин Борьба и утверждение новых государственных начал против старых родовых
С.М. Соловьев Опричнина как средство подавления недовольства в стране непопулярной Ливонской войны
С.Ф. Платонов Сверхцентрализация государственной власти
В.О. Ключевский Следствие психического расстройства Ивана IV
А.А. Зимин, В.Б. Кобрин Антибоярская направленность опричнины
А.Л. Хорошкевич Антиудельный и антикрестьянский характер опричнины

 

С какой оценкой вы можете согласиться и почему? Обоснуйте ответ.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

24. Прочитайте мнения историков о происхождении и причинах Смуты конца XVI - начала XVII вв. Ответьте на вопросы.

· Современники, церковная историография первопричину Смуты искали в духовной сфере, грехе гордыни, который явился искушением самовластия, соблазнившим душу Руси. С этой точки зрения Смута - одновременно кара за безбожную жизнь и дар, мученический венец, чтобы дать возможность народу явить силу своей веры;

· С.М. Соловьев считал причиной Смуты падение народной нравственности, явившейся результатом столкновения новых государственных начал со старыми, дружинными. Это столкновение выразилось в борьбе московских государей с боярством. Другой причиной Смуты он считал чрезмерное развитие казачества с его противогосударственными стремлениями;

· К.А. Аксаков рассматривал Смуту как случайное явление, коснувшееся лишь людей государства, которые боролись за власть;

· Н.И. Костомаров обратил внимание на социальные причины Смуты, обвиняя в ней все социальные слои русского общества, но главной причиной считал интриги папства, иезуитов и польскую интервенцию;

· В.О. Ключевский усматривал причины Смуты, во-первых, в «вотчинно-династическом взгляде на государство», и во-вторых, в «тягловом строе государства»; вторую причину он видел в неодинаковом раскладе государственных повинностей;

· С.Ф. Платонов писал, что основной причиной Смуты является социальный кризис, а не борьба внутри господствующего класса, а «начальным фактом и ближайшей причиной Смуты послужило прекращение царской династии»;

· Советская историография тоже исходила из социального фактора, но в основу был положен марксистский тезис, что «Смутаэто высшая форма борьбы угнетенных против эксплуататоров».

Вопросы:

А) Какие причины Смутного времени в России вы можете выделить из высказываний историков?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б) Как современная историография трактует происхождение Смуты?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В) Заполните таблицу «Причины Смутного времени»:

Экономические Династические Сословные Внешнеполитические
       
       
       
       
       
       

 

25. Расположите в хронологической последовательности события Смутного времени:

а) семибоярщина;

б) восстание Хлопка;

в) воцарение Михаила Романова;

г) царствование Бориса Годунова;

д) восстание Ивана Болотникова;

е) создание второго ополчения под руководством Д. Пожарского и К. Минина;

ж) правление Лжедмитрия I;

з) правление Василия Шуйского.

               
               

 

26. Прочитайте отрывок из очерка «О русской истории» В.О. Ключевского. Ответьте на вопросы.

«...На престоле московских государей он был небывалым явлением... богато одаренный, с бойким умом, легко разрешавший в Боярской думе самые трудные вопросы, с живым, даже пылким темпераментом, в опасные минуты доводившим его храбрость до удальства; податливый на увлечения, он был мастер говорить, обнаруживал и довольно разнообразные знания.

Он совершенно изменил чопорный порядок жизни старых московских государей и их угнетательное отношение к людям, нарушал заветные обычаи священной московской старины, не спал после обеда. Не ходил в баню, со всеми обращался просто, обходительно, не по-царски…».

Вопросы:

А). О ком идет речь в данном отрывке?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б). Охарактеризуйте его правление.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В). Какое влияние оказал этот исторический деятель на судьбу России?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

27. Сопоставьте события и даты, которые даны в таблице.

События Даты
1) Период Смутного времени А) 1606 – 1607 гг.
2) Восстание под предводительством Ивана Болотникова Б) 1612 г.
3) Освобождение Москвы В) 1598 – 1613 гг.
4) Борьба с Лжедмитрием II Г) 1613 г.
5) Воцарение новой династии Романовых Д) 1607 – 1610 гг.

 

28. Укажите кому принадлежат эти слова.

«Православные люди, похитим помочь Московскому государству, не пожалеем животов наших, да не токмо животовдворы свои продадим, жен, детей заложим и будим бить челом, чтоб кто-нибудь стал у нас начальником. Дело великое! Мы совершим его, если Бог поможет. И какая хвала будет всем нам от русской земли, что от такого малого народа, как наш, произойдет такое великое дело: я знаю, только мы на это подвинемся, так и многие города к нам пристанут, и мы избавимся от иноплеменников».

а) Василий Шуйский;

б) Иван Сусанин;

в) Кузьма Минин;

г) Борис Годунов.

 

29. Заполните таблицу «Ликвидация последствий Смутного времени в первой половине XVII в.».

Последствия Смуты Мероприятия по предотвращению последствий Смутного времени
Ослабление самодержавной власти  
Экономическая разруха и обнищание народа  
Ухудшение международного положения и потеря ряда территорий  

 

30. Заполните таблицу «Сословия в России в XVII в.»:

Сословия Социальные группы внутри сословия Положение в государстве Основные повинности
       
       
       
       
       
       

 

31. Заполните таблицу «Внешняя политика России в XVII в.»

Основные направления Войны Итоги
     
     
     
     
     

 

32. Выделите особенности возникновения и функционирования российских мануфактур. Сравните их с западноевропейскими. Можно ли говорить о зарождении капиталистических отношений в России в XVII в.?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.076 с.