Тема 2. Становление и развитие российской государственности. Древняя и удельная Русь (IX – XIV вв.) — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Тема 2. Становление и развитие российской государственности. Древняя и удельная Русь (IX – XIV вв.)

2017-10-21 856
Тема 2. Становление и развитие российской государственности. Древняя и удельная Русь (IX – XIV вв.) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ТУЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ

Е.А. Назырова

Н.И. Шелкоплясова

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

по дисциплине «ИСТОРИЯ»

Учебное пособие

,

 

 

Тула 2017


УДК 94(47) (075.8)

ББК 63.3(2)я73

И 90

Рецензенты:

Кузнецова Е.И. доктор исторических наук, профессор кафедры истории государства и права Тульского государственного университета

Понарин П.В. кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Тульского филиала международного юридического института

 

И90 Учебное пособие. Рабочая тетрадь по дисциплине «История» / сост. Е.А. Назырова, Н.И. Шелкоплясова. Тула Издательство ООО «Промпилот», 2017. 131 с.

 

ISBN 978-5-534-02579-8

В рабочую тетрадь включены задания репродуктивного, эвристического, творческого характера по всем темам рабочей программы дисциплины. Материал направлен на освоение ключевых понятий, формирование навыков интерпретации исторической информации, развитие способности анализировать факты и делать умозаключения.

Учебное пособие предназначено для студентов неисторических специальностей, обучающихся по направлениям 38.03.05. «Бизнес-информатика», 38.03.04. «Государственное и муниципальное управление» (очной и заочной форм обучения), соответствует действующему Федеральному государственному стандарту высшего образования нового поколения.

УДК 94(470)

ББК 63.3(2)я73

Назырова Е.А.,

Шелкоплясова Н.И., 2017

Тульский филиал

Финуниверситета, 2017

ISBN 978-5-534-02579- 8 Издательства ТулГУ, 2017


ВВЕДЕНИЕ

«История» является дисциплиной социально-гуманитарного модуля базовой части дисциплин Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлениям: 38.03.05. «Бизнес-информатика», 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление».

Важность изучения данной дисциплины, ее место в ООП определяются тем, что системные знания истории своей страны способствуют формированию гражданской позиции, обеспечивают преемственность поколений, сохранность национальной культуры.

Цель данного учебного пособия — осмысление имеющихся исторических знаний в рамках специфики направления обучения.

В рабочей тетради представлен материал по каждой теме программы курса, направленный на формирование у студентов общекультурных компетенций ОК-1 и ОК-2.

Выполнение заданий различного уровня сложности будет содействовать развитию умения различать факт и его описание, соотносить единичные события и массовые явления, выделять в них общее и различия, использовать понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности современных экономических и политических событий. Работа с различными историческими и современными источниками позволяет оценить роль движущих сил в историческом процессе, значимость России во всемирной истории.

 

Тема 1. Введение в дисциплину «История». Основные факторы и особенности российского исторического процесса.

 

1.Укажите соответствие между понятиями и определениями

 

Понятия Определения
Концепция Учение, научная или философская теория, система, руководящий теоретический или политический принцип
Формация Концепция в социологии, согласно которой тип общества определяется не производственными отношениями и классовым делением, а уровнем технического, индустриального развития
Цивилизация Умонастроение, связанные с ним жизненные позиции, модель поведения человека
Историография 1-синоним культуры; 2-уровень, ступень общественного развития материальной и духовной культуры (античная цивилизация, современная цивилизация); 3-ступень общественного развития, следующая за варварством; 4-в некоторых философских теориях эпоха деградации и упадка в противовес целостности, органичности культуры
Источниковедение Новое явление, новшество
Доктрина Наука, основной задачей которой является описание и анализ взглядов, идей и концепций историков и изучение закономерностей в развитии исторической науки
Парадигма Обозначение в социологии новой стадии общественного развития, следующего за индустриальным обществом. Ведущую роль в постиндустриальном обществе приобретают сфера услуг, наука и образование. В 1980-е гг. концепция постиндустриального общества получает развитие в теории «информационного общества», в которой отражен реальный рост значения в жизни общества производства, распределения и потребления информации
Индустриальное общество Наука, исследующая исторические источники
Менталитет Модель постановки и решений научных и политических проблем: смена одной на другую представляет, по существу, научную революцию
Инновация Определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения; ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности
Постиндустриальное общество Согласно марксистской концепции исторического процесса, общество, находящееся на определенной ступени развития, исторически определённого типа

 

2. Прочитайте высказывание известного русского философа XX в. И.А. Ильина: «От Феодосия Печерского до Сергия, Гермогена и Серафима Сараевского; от Мономаха до Петра Великого, и до Суворова, Столыпина и Врангеля; от Ломоносова до Менделеева – вся история России есть победа русского духовного характера над трудностями, соблазнами, опасностями и врагами».

 

Вопросы:

А). Согласны ли вы с точкой зрения Ильина И.А.?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Б). Какие факторы, по мнению Ильина, влияют на ход русской истории?

 

В). Назовите факты и факторы, характерны для каждого периода исторического развития, которые, как вам кажется, не упомянул русский философ в данном отрывке?

 

Факты Факторы
   

 

3. Наука «История» в России оформилась:

а) XI в.;

б) XVII в.;

в) XVIII в.;

г) XX в.

 

4. Соотнесите историка и название произведения:

 

«История государства Российского»   В.Н. Татищев
«История России с древнейших времен» В.О. Ключевский
«Курс русской истории» С.М. Соловьев
«История Российская с самых древнейших времен» Н.М. Карамзин

 

5. Проиллюстрируйте типологию исторических источников примерами. Заполните таблицу «Классификация исторических источников»

 

Письменные Вещественные Лингвистические Этнографические Устные
         
         
         
         
         
         

6. Составьте таблицу «Функции учебной дисциплины «История»

Познавательная Воспитательная Прогностическая
     
     
     
     

 

7. Принципы и методы исторического познания положены в основу:

а) методологии;

б) рационализма;

в) субъективизма;

г) историографии.

 

8. Заполните пропуск. ___________ исторической науки, регулирующие деятельность исследователя и обеспечивающие решение исследовательской задачи называются методом.

 

9. Выделите из перечисленных ниже наиболее часто используемые в исторической науке общественные методы. Дайте их определения:

 

10. Укажите несоответствие положений подходам.

Цивилизационный подход Формационный подход
Все страны проходят одни и те же ступени развития. Развитие человеческого общества следует от низшей стадии к высшей.
Человеческая история едина. Прогресс в развитии общества не возможен.
Развитие стран и регионов рассматривается с позиции специфики культуры. История человечества - многолинейный, вариативный процесс.

11. Гуманистической историографией история определялась как:

а) осуществление Божественного провидения;

б) деятельность людей;

в) развитие религиозного духа;

г) случайное стечение обстоятельств

 

12. Укажите название метода, соответствующего данной характеристики:

  Последовательное проникновение в прошлое с целью выявления причины события
  Классификация исторических явлений, событий, объектов
  Описание исторических событий и явлений
  Сопоставление исторических объектов в пространстве и во времени
  Углубленный анализ общественно-исторических систем, раскрытие внутренних механизмов их функционирования и развития

 

13. Заполните таблицу «Основные принципы научного исторического исследования»:

 

14. Заполните пропуск. Отрасль исторической науки, изучающая исследования по определенной теме, называется ___________________________________.

 

15. Соотнесите название научного подхода изучения истории с его определением:

Эволюционизм История — восхождение человечества на более высокий уровень развития.  
Субъективизм Единственный источник исторического развития — разум.  
Рационализм Подход, в соответствии с которым существенным фактором, определяющим ход истории, является географическая среда
Географический детерминизм Подход, утверждающий, что отдельный субъект играет главенствующую роль в исторических процессах.

 

16. Историки Академии наук и художеств немецкого происхождения, работавшие в XVIII в., Г.З.Байер, Г.Ф. Миллер сформулировали:

а) антинорманнскую теорию;

б) «теорию официальной народности»;

в) норманнскую теорию;

г) теорию «русского социализма».

В чем заключалась данная теория?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

17. Основоположниками цивилизационного подхода считают:

а) С. Соловьева, В. Татищева;

б) В. Ленина, Г. Плеханова;

в) Н. Карамзина, М. Ломоносова;

г) О. Шпенглера, А. Тойнби.

 

18. Основоположниками формационной теории считают:

а) Н.Я. Данилевского, А. Тойнби;

б) Г.В. Плеханова, В.И. Засулич;

в) В.И. Ленина, Ю.О. Мартова;

г) К. Маркса, Ф. Энгельса.

 

19. В 30-40 – е гг. XIX в. развитию исторической науки способствовали дискуссии:

 

а) марксистов и эсеров;

б) кадетов и октябристов;

в) западников и славянофилов;

г) революционеров и либеральных народников.

20. Первым обобщить русскую историю попытался современник Петра I:

 

21. Н.М. Карамзин наиболее подходящей формой правления считал:

 

22. Современный отечественный философ А.С. Ахиезер писал:

«…Мы изначально не относимся ни к Западу, ни к Востоку. Основа Российской цивилизации — это раскол между традициями и модернизмом, и в итоге мы раскололись. Отсюда логика русской истории — это инверсия, т.е. обращение в противоположное. Каждая эпоха стремится писать историю с чистого листа… Внутренне этот раскол подпитывался изначально двойственным вечевым идеалом (очень долго управляли с помощью вече), очень жестко сочеталось с началом соборности и авторитарное начало…».

 

А). Согласны ли Вы с высказыванием автора?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Б). Какие особенности исторического развития отличают позицию автора от мнений предшественников?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

23. М.Н. Покровский является основоположником:

 

24. В 1856 г. автор статьи «О русском воззрение» К.С. Аксаков писал:

«Русский народ имеет прямое право, как народ, на общечеловеческое, а не чрез посредство и не с позволения Западной Европы. К Европе относится он критически и свободно, принимая от нее лишь то, что может быть общим достоянием, а национальность европейскую откидывая. Он относится точно так же к Европе, как ко всем другим, древним и современным, народам и странам: так думают люди, называемые славянофилами. Европеизм, имея человеческое значение, имеет свою, и очень сильную, национальность: вот чего не видят противники наших мнений, не отделяющие в Европе человеческого от национального. Итак, спор, понятый настоящим образом, совершенно переменяет свое значение. С одной стороны, т. наз. славянофилы стоят за общечеловеческое и за прямое на него право русского народа. С другой стороны, поборники Западной Европы стоят за исключительную европейскую национальность, которой придают всемирное значение и ради которой они отнимают у русского народа его прямое право на общечеловеческое. Итак, наоборот, т. наз. славянофилы стоят за общечеловеческое, а противники их за исключительную национальность. С одной стороны, чувство свободы и любви; с другой, чувство зависимости и преданности авторитету».

Как Вы считаете: «Что побеждает в русском человеке — свобода и любовь или зависимость и преданность авторитету»?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

ТУЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ

Е.А. Назырова

Н.И. Шелкоплясова

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

по дисциплине «ИСТОРИЯ»

Учебное пособие

,

 

 

Тула 2017


УДК 94(47) (075.8)

ББК 63.3(2)я73

И 90

Рецензенты:

Кузнецова Е.И. доктор исторических наук, профессор кафедры истории государства и права Тульского государственного университета

Понарин П.В. кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Тульского филиала международного юридического института

 

И90 Учебное пособие. Рабочая тетрадь по дисциплине «История» / сост. Е.А. Назырова, Н.И. Шелкоплясова. Тула Издательство ООО «Промпилот», 2017. 131 с.

 

ISBN 978-5-534-02579-8

В рабочую тетрадь включены задания репродуктивного, эвристического, творческого характера по всем темам рабочей программы дисциплины. Материал направлен на освоение ключевых понятий, формирование навыков интерпретации исторической информации, развитие способности анализировать факты и делать умозаключения.

Учебное пособие предназначено для студентов неисторических специальностей, обучающихся по направлениям 38.03.05. «Бизнес-информатика», 38.03.04. «Государственное и муниципальное управление» (очной и заочной форм обучения), соответствует действующему Федеральному государственному стандарту высшего образования нового поколения.

УДК 94(470)

ББК 63.3(2)я73

Назырова Е.А.,

Шелкоплясова Н.И., 2017

Тульский филиал

Финуниверситета, 2017

ISBN 978-5-534-02579- 8 Издательства ТулГУ, 2017


ВВЕДЕНИЕ

«История» является дисциплиной социально-гуманитарного модуля базовой части дисциплин Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлениям: 38.03.05. «Бизнес-информатика», 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление».

Важность изучения данной дисциплины, ее место в ООП определяются тем, что системные знания истории своей страны способствуют формированию гражданской позиции, обеспечивают преемственность поколений, сохранность национальной культуры.

Цель данного учебного пособия — осмысление имеющихся исторических знаний в рамках специфики направления обучения.

В рабочей тетради представлен материал по каждой теме программы курса, направленный на формирование у студентов общекультурных компетенций ОК-1 и ОК-2.

Выполнение заданий различного уровня сложности будет содействовать развитию умения различать факт и его описание, соотносить единичные события и массовые явления, выделять в них общее и различия, использовать понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности современных экономических и политических событий. Работа с различными историческими и современными источниками позволяет оценить роль движущих сил в историческом процессе, значимость России во всемирной истории.

 

Тема 1. Введение в дисциплину «История». Основные факторы и особенности российского исторического процесса.

 

1.Укажите соответствие между понятиями и определениями

 

Понятия Определения
Концепция Учение, научная или философская теория, система, руководящий теоретический или политический принцип
Формация Концепция в социологии, согласно которой тип общества определяется не производственными отношениями и классовым делением, а уровнем технического, индустриального развития
Цивилизация Умонастроение, связанные с ним жизненные позиции, модель поведения человека
Историография 1-синоним культуры; 2-уровень, ступень общественного развития материальной и духовной культуры (античная цивилизация, современная цивилизация); 3-ступень общественного развития, следующая за варварством; 4-в некоторых философских теориях эпоха деградации и упадка в противовес целостности, органичности культуры
Источниковедение Новое явление, новшество
Доктрина Наука, основной задачей которой является описание и анализ взглядов, идей и концепций историков и изучение закономерностей в развитии исторической науки
Парадигма Обозначение в социологии новой стадии общественного развития, следующего за индустриальным обществом. Ведущую роль в постиндустриальном обществе приобретают сфера услуг, наука и образование. В 1980-е гг. концепция постиндустриального общества получает развитие в теории «информационного общества», в которой отражен реальный рост значения в жизни общества производства, распределения и потребления информации
Индустриальное общество Наука, исследующая исторические источники
Менталитет Модель постановки и решений научных и политических проблем: смена одной на другую представляет, по существу, научную революцию
Инновация Определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения; ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности
Постиндустриальное общество Согласно марксистской концепции исторического процесса, общество, находящееся на определенной ступени развития, исторически определённого типа

 

2. Прочитайте высказывание известного русского философа XX в. И.А. Ильина: «От Феодосия Печерского до Сергия, Гермогена и Серафима Сараевского; от Мономаха до Петра Великого, и до Суворова, Столыпина и Врангеля; от Ломоносова до Менделеева – вся история России есть победа русского духовного характера над трудностями, соблазнами, опасностями и врагами».

 

Вопросы:

А). Согласны ли вы с точкой зрения Ильина И.А.?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Б). Какие факторы, по мнению Ильина, влияют на ход русской истории?

 

В). Назовите факты и факторы, характерны для каждого периода исторического развития, которые, как вам кажется, не упомянул русский философ в данном отрывке?

 

Факты Факторы
   

 

3. Наука «История» в России оформилась:

а) XI в.;

б) XVII в.;

в) XVIII в.;

г) XX в.

 

4. Соотнесите историка и название произведения:

 

«История государства Российского»   В.Н. Татищев
«История России с древнейших времен» В.О. Ключевский
«Курс русской истории» С.М. Соловьев
«История Российская с самых древнейших времен» Н.М. Карамзин

 

5. Проиллюстрируйте типологию исторических источников примерами. Заполните таблицу «Классификация исторических источников»

 

Письменные Вещественные Лингвистические Этнографические Устные
         
         
         
         
         
         

6. Составьте таблицу «Функции учебной дисциплины «История»

Познавательная Воспитательная Прогностическая
     
     
     
     

 

7. Принципы и методы исторического познания положены в основу:

а) методологии;

б) рационализма;

в) субъективизма;

г) историографии.

 

8. Заполните пропуск. ___________ исторической науки, регулирующие деятельность исследователя и обеспечивающие решение исследовательской задачи называются методом.

 

9. Выделите из перечисленных ниже наиболее часто используемые в исторической науке общественные методы. Дайте их определения:

 

10. Укажите несоответствие положений подходам.

Цивилизационный подход Формационный подход
Все страны проходят одни и те же ступени развития. Развитие человеческого общества следует от низшей стадии к высшей.
Человеческая история едина. Прогресс в развитии общества не возможен.
Развитие стран и регионов рассматривается с позиции специфики культуры. История человечества - многолинейный, вариативный процесс.

11. Гуманистической историографией история определялась как:

а) осуществление Божественного провидения;

б) деятельность людей;

в) развитие религиозного духа;

г) случайное стечение обстоятельств

 

12. Укажите название метода, соответствующего данной характеристики:

  Последовательное проникновение в прошлое с целью выявления причины события
  Классификация исторических явлений, событий, объектов
  Описание исторических событий и явлений
  Сопоставление исторических объектов в пространстве и во времени
  Углубленный анализ общественно-исторических систем, раскрытие внутренних механизмов их функционирования и развития

 

13. Заполните таблицу «Основные принципы научного исторического исследования»:

 

14. Заполните пропуск. Отрасль исторической науки, изучающая исследования по определенной теме, называется ___________________________________.

 

15. Соотнесите название научного подхода изучения истории с его определением:

Эволюционизм История — восхождение человечества на более высокий уровень развития.  
Субъективизм Единственный источник исторического развития — разум.  
Рационализм Подход, в соответствии с которым существенным фактором, определяющим ход истории, является географическая среда
Географический детерминизм Подход, утверждающий, что отдельный субъект играет главенствующую роль в исторических процессах.

 

16. Историки Академии наук и художеств немецкого происхождения, работавшие в XVIII в., Г.З.Байер, Г.Ф. Миллер сформулировали:

а) антинорманнскую теорию;

б) «теорию официальной народности»;

в) норманнскую теорию;

г) теорию «русского социализма».

В чем заключалась данная теория?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

17. Основоположниками цивилизационного подхода считают:

а) С. Соловьева, В. Татищева;

б) В. Ленина, Г. Плеханова;

в) Н. Карамзина, М. Ломоносова;

г) О. Шпенглера, А. Тойнби.

 

18. Основоположниками формационной теории считают:

а) Н.Я. Данилевского, А. Тойнби;

б) Г.В. Плеханова, В.И. Засулич;

в) В.И. Ленина, Ю.О. Мартова;

г) К. Маркса, Ф. Энгельса.

 

19. В 30-40 – е гг. XIX в. развитию исторической науки способствовали дискуссии:

 

а) марксистов и эсеров;

б) кадетов и октябристов;

в) западников и славянофилов;

г) революционеров и либеральных народников.

20. Первым обобщить русскую историю попытался современник Петра I:

 

21. Н.М. Карамзин наиболее подходящей формой правления считал:

 

22. Современный отечественный философ А.С. Ахиезер писал:

«…Мы изначально не относимся ни к Западу, ни к Востоку. Основа Российской цивилизации — это раскол между традициями и модернизмом, и в итоге мы раскололись. Отсюда логика русской истории — это инверсия, т.е. обращение в противоположное. Каждая эпоха стремится писать историю с чистого листа… Внутренне этот раскол подпитывался изначально двойственным вечевым идеалом (очень долго управляли с помощью вече), очень жестко сочеталось с началом соборности и авторитарное начало…».

 

А). Согласны ли Вы с высказыванием автора?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Б). Какие особенности исторического развития отличают позицию автора от мнений предшественников?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

23. М.Н. Покровский является основоположником:

 

24. В 1856 г. автор статьи «О русском воззрение» К.С. Аксаков писал:

«Русский народ имеет прямое право, как народ, на общечеловеческое, а не чрез посредство и не с позволения Западной Европы. К Европе относится он критически и свободно, принимая от нее лишь то, что может быть общим достоянием, а национальность европейскую откидывая. Он относится точно так же к Европе, как ко всем другим, древним и современным, народам и странам: так думают люди, называемые славянофилами. Европеизм, имея человеческое значение, имеет свою, и очень сильную, национальность: вот чего не видят противники наших мнений, не отделяющие в Европе человеческого от национального. Итак, спор, понятый настоящим образом, совершенно переменяет свое значение. С одной стороны, т. наз. славянофилы стоят за общечеловеческое и за прямое на него право русского народа. С другой стороны, поборники Западной Европы стоят за исключительную европейскую национальность, которой придают всемирное значение и ради которой они отнимают у русского народа его прямое право на общечеловеческое. Итак, наоборот, т. наз. славянофилы стоят за общечеловеческое, а противники их за исключительную национальность. С одной стороны, чувство свободы и любви; с другой, чувство зависимости и преданности авторитету».

Как Вы считаете: «Что побеждает в русском человеке — свобода и любовь или зависимость и преданность авторитету»?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Тема 2. Становление и развитие российской государственности. Древняя и удельная Русь (IX – XIV вв.)

1. Укажите соответствие между понятиями и их определениями:

 

Вече Поселение людей, компактно проживающих на определенной территории и не связанных узами родства, коллективно занимающихся земледелием.
Соседская община Служители религиозного культа у восточных славян.
Военная демократия Отряд воинов, возглавляемых племенным вождем.
Род Территориальное образование, опоминающееся в Русской правде, жители которого коллективно несли ответственность за кражи и убийства, совершенные в его пределах.
Дружина Многобожие
Племенное ополчение (вои) Сбор дикого меда
Этногенез Определенная привилегированная группа, в которую входили вожди, старейшины, знаменитые воины
Родовая община Система земледелия восточных славян лесостепной полосы, при которой участок использовался несколько лет, а затем оставался без обработки для восстановления плодородия.
Волхвы Боеспособная часть мужского населения, участвующая в военных действиях в случаях крайней необходимости
Вервь Объединение родственников с подчинением младших старшим
Политеизм Переходная форма организации общества, характеризуемая участием в народном собрании вооруженных воинов и выделением военной знати.
Нарочитая чадь Социальная общность, пришедшая на смену человеческому стаду, члены которой связаны кровными узами
Перелог Народный совет в родоплеменном обществе.
Бортничество Процесс формирования новой этнической общности на базе различных, ранее существовавших этнических компонентов.

 

2. Заполните пропуск: «Славян принято относить к _______________________ культурно – исторической общности»:

3. Изучите документ и выполните задания.

В трактате «Стратегикон» византийский император конца VI – начала VII вв. Маврикий писал:

«…Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково и, оказывая им знаки своего расположения, (при переходе их) из одного места в другое охраняют их в случае надобности, так что, если бы оказалось, что, по нерадению того, кто принимает у себя иноземца, последний потерпел (какой-либо) ущерб, принимавший его раньше начинает войну (против виновного), считая долгом чести отомстить за чужеземца. Находящихся у них в плену, они не держат в рабстве, как прочие племена, в течение неограниченного времени, но, ограничивая (срок рабства) определенным временем, предлагают им на выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси, или остаться там (где они находятся) на положении свободных и друзей?

У них большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы.

Скромность их женщин превышает всякую человеческую природу, так что большинство их считают смерть своего мужа своей смертью и добровольно удушают себя, не считая пребывание во вдовстве за жизнь.

Они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и озер, устраивают в своих жилищах много выходов вследствие случающихся с ними, что и естественно, опасностей. Необходимые для них вещи они зарывают в тайниках, ничем лишним открыто не владеют и ведут жизнь бродячую…».

Задание:

А). Определите уровень развития общества.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4. Соотнесите имя автора с концепцией происхождения и прародины славян:

Б.А. Рыбаков Род славян восходит к младшему сыну Ноя Иафету, которому в удел достались северные и западные страны. Славяне жили в римской провинции Норик, расположенной между верховьями Дуная и Дравы. Оттуда, теснимые римлянами, славяне были вынуждены переселиться в новые места — на Вислу и Днепр («божественная» теория)
Нестор Славянская этническая общность возникла в районе между Одером и Средним Днепром (одерско-днепровская теория)
С.М. Соловьев, В.О. Ключевский Прародина славян находилась намного севернее Дуная («прибалтийская» теория)
М.С. Ломоносов, С.П. Рябикин Славяне как этнос сформировались на территории Восточно-Европейской равнины и являлись исконным населением (автохтонная теория)
М.В. Ломоносов, А.Г. Кузьмин Прародиной славян является Днепр, но прежде чем восточные славяне попали на Днепр, они около 500 лет пребывали в предгорье Карпат («дунайская» теория)

 

5. Найдите соответствие между названиями племен восточных славян и территориями их расселения:

 

Поляне По реке Припять
Вятичи Между реками Припять и Березина
Древляне По реке Сож
Ильменские словене По реке Ока
Радимичи В верховьях Волги, Днепра, Западной Двины
Кривичи По западному берегу реки Днепр
Дреговичи На юго-западе Восточно-Европейской равнины
Уличи и тиверцы По среднему течению реки Днепр и по реке Десна

Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.184 с.