Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Топ:
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Интересное:
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Дисциплины:
2017-10-11 | 1094 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Школьный этап
Всероссийской олимпиады школьников по истории – 10 класс
Учебный год
Фамилия, имя___________________________________ Класс ____________________
Время на выполнение заданий – 135 минут. Общая сумма баллов – 116.
Задание № 1.Установите соответствие между правителями и событиями, происходившими в годы их правления: к каждой позиции первого столбца, подберите соответствующую позицию второго столбца (5 баллов).
Правители:
А) Василий Шуйский
Б) Иван IV
В) Петр I
Г) Екатерина II
Д) Александр I
События:
1) Ливонская война
2) Восстание под руководством И. И. Болотникова
3) Разделы Речи Посполитой
4) Северная война
5) Отечественная война 1812 г.
6) Учреждение патриаршества
А | Б | В | Г | Д |
Задание №2 Выберите правильный ответ: (5 баллов)
Последней была включена в состав Российского централизованного государства территория
А) Новгородской земли Б) Переяславского княжества.
В) Рязанского княжества Г) Псков
Памятником стиля ампир в Москве стало возведение здания
А) Грановитая палата Б) Дома Пашкова
В) Дворца Алексея Михайловича Г) Большова театра
Первое этнографическое и географическое описание Камчатки было составлено
А) Е. Карамзиным Б) В. Атласовым В) С. Дежневым Г) В. Поярковым
Какую территорию присоединила Россия в результате Русско-турецкой войны 1806–1812 гг.?
А) Финляндию Б) Крым В) Бессарабию Г) Левобережную Украину
РОССИЯ В XVII в.
XVII век в России зачастую называют…(1) Подобное название не случайно: неспокойными были не только периоды непосредственных народных взрывов …(2), но и время между ними с «тишайшими» царями Романовыми — Михаилом Федоровичем…(3) и…(4) (1645—1676 гг.).
В XVII в. в основных чертах определился дальнейший путь России: вместо сословно-представительной монархии начинается движение к ….(5), вместо самоуправления с избираемой местной администрацией вводится практика назначения царских воевод, происходит окончательное …(6), несмотря на то, что появляются первые признаки новых капиталистических отношений. Наблюдается дальнейший рост крупной земельной собственности, преимущественно развивающейся теперь в форме поместного землевладения. Новым явлением в развитии землевладельческого хозяйства стало укрепление его связи с рынком. Наряду с этим наблюдается в значительно большем масштабе выделение из крестьянской среды зажиточной верхушки — «капиталистых» крестьян. В целом же происходит дальнейшее углубление специализации сельского хозяйства и ремесленного производства. В это же время идет повсеместное перерастание ремесла в мелкотоварное производство, возникают …(7), растет число городов.
|
Слова: мануфактура; абсолютная монархия; «бунташный век»; (1613—1645 гг.); Смута, Медный, Соляной бунты, восстание под руководством Степана Разина; Алексей Михайлович; закрепощение крестьян;
Задание № 9. Работа с картой (8 баллов)
1) 2)
А) Укажите название войны и ее хронологические рамки.
Б) Кто и когда осаждал Псков и Казань?
Задание № 10.Работа с документом (12 баллов).
«Товарищи! Граждане!
Братья и сёстры!
Бойцы нашей армии и флота!
К Вам обращаюсь я, друзья мои!
Вероломное нападение гитлеровской Германии на нашу Родину, начатое 22 июня продолжается. Несмотря на героическое сопротивление Красной Армии, несмотря на то, что лучшие части его авиации и лучшие дивизии врага разбиты и нашли себе могилу на полях сражений, враг продолжает лезть вперёд, бросая на фронт новые силы. Гитлеровским войскам удалось захватить Литву, значительную часть Латвии… Фашистская авиация расширяет районы действия своих бомбардировщиков, подвергая бомбардировкам Мурманск, Оршу, Могилёв, Смоленск, Одессу, Киев, Севастополь. Над нашей Родиной нависла серьёзная опасность.
|
В целях быстрой мобилизации всех сил народов СССР, для проведения отпора врагу, вероломно напавшего на нашу Родину, - создан Государственный Комитет Обороны…»
1. Укажите название войны, к истории которой относится данный документ (1 балл).
2. Укажите время этого обращения. (1 балл)
3. Кто был автором этого документа? (1балл)
4. Какие территории к этому времени уже подверглись бомбардировкам? (2 балла)
5. Опираясь на знания курса, укажите, какие территории оказались в руках врага в первые месяцы войны. (2 балла)
6. Какие органы власти были созданы для управления страной в военное время, и кто их возглавил? (2 балла)
7. Опираясь на знания курса, объясните причины неудач Красной армии в начале войны. (3 балла)
1.________________________________________________________________
2.________________________________________________________________
3._________________________________________________________________
4._________________________________________________________________
__________________________________________________________________
5._________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
6._________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
7._________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 11. (1 балл)
Прочитайте фрагмент документа, принятого в 1919 году странами, победившими в Первой мировой войне:
«Высокие Договаривающиеся Стороны, принимая во внимание, что для развития сотрудничества между народами и для гарантии их мира и безопасности, важно
принять некоторые обязательства не прибегать к войне,
поддерживать в полной гласности международные отношения, основанные на справедливости и чести,
строго соблюдать предписания международного права, признаваемые отныне действительным правилом поведения правительств,
установить господство справедливости и добросовестно соблюдать все налагаемые Договорами обязательства во взаимных отношениях организованных народов,
принимают настоящий Статут…».
Как называлась международная организация, учрежденная данным документом?
1) | Организация объединенных наций. |
2) | Лига Наций. |
3) | Антанта. |
4) | Тройственный союз. |
|
Задание№12. Ответь на вопросы. (Каждое оценивается в 2 балла, всего 8 баллов)
1.Что объединяет эти имена?
Аристотель Фиорованти, Алевиз Новый, Антонио Солари, Марко Руффо?
2. Какое произведение считается первым откликом на Куликовскую битву?
3.Вычеркните лишнее имя, объясните свой выбор:
В.И.Истомин, В.А.Корнилов, Н.Н.Раевский, Э.И.Тотлебен
4. Из приведённых имён составьте пары «противников», объясните свой выбор:
А.А.Аракчеев, А.И.Желябов, М.Т.Лорис - Меликов, Н.Муравьёв.
Задание №13. (Каждое оценивается в 2 балла, всего 10 баллов)
Задание №14. Историческое эссе (максимальная оценка — 25 б)
Перед Вами высказывания историков и современников о событиях и деятелях отечественной истории. Выберите из них одно, которое станет темой Вашего сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать собственное отношение к данному утверждению и обосновать его аргументами, представляющимися Вам наиболее существенными. При выборе темы исходите из того, что Вы:
1. Ясно понимаете смысл высказывания (не обязательно полностью или даже частично быть согласным с автором, но необходимо понимать, что именно он утверждает).
2. Можете выразить свое отношение к высказыванию (аргументировано согласиться с автором либо полностью или частично опровергнуть его высказывание).
3. Располагаете конкретными знаниями (факты, статистические данные, примеры) по данной теме.
4. Владеете терминами, необходимыми для грамотного изложения своей точки зрения.
Имейте в виду, что Жюри, оценивая Вашу работу, будет руководствоваться следующими критериями:
1. Обоснованность выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе участник).
2. Творческий характер восприятия темы, ее осмысления.
3. Грамотность использования исторических фактов и терминов.
4. Четкость и доказательность основных положений работы.
5. Знание различных точек зрения по избранному вопросу.
Желаем успеха!
Личный крах Ивана Грозного – это порождение конфликта правителя с обществом, которое, в конечном счете, всегда сильнее. Россия шагнула вперед, но это стоило таких невзгод, что последовал мощный взрыв крестьянской войны». (В. Т. Пашуто)
|
6. «Трудно согласиться с мнением, будто Лжедмитрий I был вынесен на московский престол волной крестьянского движения, к которому примкнули южные помещики» (Р. Г. Скрынников)
7. «Орлы Русские облетели Орлов Римских». (А. В. Суворов)
8. «С отставкой и ссылкой М. М. Сперанского уходила эпоха реформ, - пусть непоследовательных, переменчивых; время свежих идей и экспериментов. Но в её недрах зарождалась следующая эпоха – движения декабристов и Николая I». (Г. Е. Миронов)
Что же предопределило неудачу? Только ли нестойкость Николая I, быстрое отступление перед мнением крепостнического большинства? Не личные свойства царя, а порочность избранного пути решила дело». (С. В. Мироненко)
10. «Великие реформы Александра II не затронули высших органов государственного управления, они не изменили сословной организации общества и не ослабили политической власти поместного дворянства». (Н. И. Цимбаев)
Ответы:
Ответ на задание № 1. А- 2; Б -1; В- 4; Г – 3; Д – 5. (всего 3 балла)
Ответ на задание №2. (1 балл за каждый правильный ответ- всего 5 баллов)
1. В 2. Г 3. Б 4. В 5. Б
Ответ на задание №3.
всего: 9 баллов.
А) Святополк Окаянный; 11 век; междоусобица.(3балла)
Б) Юрий Долгорукий; 12 век; политическая раздробленность.(3балла)
В) Борис Годунов; 16 век; начала Смуты.(3балла)
Ответ на Задание №4. (6 баллов)
Портрет № 1:
1) Сперанский М.М.
2) Государственный деятель, реформатор при дворе
Александра I.
3) первая половина 19 века.
Портрет № 2.
1) Александр III
2) Российский император
3) 1881-1894. Конец 19 века
Ответ на задание № 5.
Всего: 6 баллов.
6-5-1-4-2-3
Ответ на задание 6.
(1 балл за каждый из перечисленных элементов ответа, до 4 баллов за каждый ответ, максимальный балл за все задание – 8)
Памятник № 1.
1) Здание Сената
2) Москва
3) М. Казаков
4) вторая половина 18 века (1776-1787)
Памятник № 2.
1) Колокольня Ивана Великого
2) Москва, Соборная площадь
3) Бон Фрязин
4) начало 16 века, надстроена в 1600 году.
Ответ на задание №7.
Всего: 10баллов
1. «Комедийная хоромина»- театр при дворе царя Алексея Михайловича;
2. «Синопсис» -первая печатная история Российского государства;
3. «Дивное узорочье» - архитектурный стиль в XVIIвеке, отличающийся внешней нарядностью здания;
4. «Прелестные письма»-(«прелестная грамота»), название письма или листовки. Имело целью обмануть, сбить с толку, обольстить человека на дурные поступки (выступление против власти, против церкви и т. п.).
5. «Азовское сидение»-принятое в исторической литературе название обороны донскими и запорожскими казаками крепости Азов, взятой у турок в 1637. В 1641 казаки выдержали осаду турецкой армии. Не получив поддержки русского правительства, летом 1642 разрушили укрепления.
|
Ответ на задание №8.
Всего: 7баллов
1. «бунташным веком».
2. Смута, Медный, Соляной бунты, восстание под руководством Степана Разина
3. (1613—1645 гг.)
4. Алексеем Михайловичем
5. монархии абсолютной
6. закрепощение крестьян
7. мануфактуры.
Ответ на задание 9.
Всего: 8 баллов.
1) Ливонская война 1558-1583гг.; Стефан Баторий, 1582г.
2) Походы на Казань 1547-1552г.; Иван Грозный,1552г.
Ответ на Задание № 10. Всего 12 баллов
1) Великая Отечественная война(1 балл)
2) июль 1941 год (1 балл)
3) И. В. Сталин (1 балл)
4) Литва, значительную часть Латвии; подверглись бомбардировкам - Мурманск, Орша, Могилёв, Смоленск, Одесса, Киев, Севастополь. (2 балла)
5) Литва, Латвия, Белоруссия, Украина, часть Российской Федерации (2 балла)
6) Государственный Комитет Обороны, Ставка Верховного Главнокомандования, в них была сосредоточена вся полнота власти в стране. Возглавил оба органа управления – И. В. Сталин.
(2 балла)
7) Причины неудач Красной Армии в начальный период войны:
- репрессии в армии накануне войны
- ошибки и просчёты в отношении сроков начала войны
- военная доктрина, которая предусматривала ведение военных действий только на чужой территории
- опоздание с приведением войск в боевую готовность
- демонтаж старых и отсутствие новых укреплений на границе (3 балла)
Ответ на задание №11 (1 балл)
Лига наций.
Ответы на задание №12. По 2 балла, итого 8.
1. Итальянские архитекторы, работающие в разное время в Москве
2. «Задонщина»
3. Раевский А.Н.
4.Аракчеев – Муравьев – консерватор – демократ, разные взгляды
Лорис - Меликов Л.Т. – Желябов А. И.- министр внутренних дел, стремился привести Россию к парламентской монархии – руководитель подпольной организации «Народная воля», ставил цель – организация и проведение соц.революции
Ответы на задание №13. По 2 балла, итого 10.
«Дело врачей»- процесс по делу врачей, обвиненных в убийстве партийных и государственных деятелей в кон. 40-нач. 50-х гг. ХХ века.
«Зимняя война»- советско – финляндская война 1939-1940 гг
«Кровавое воскресенье»- разгон мирной демонстрации 9 января 1905года
«Оттепель»- период нач. 60-х годов ХХ века, связанных с некоторым ослаблением тоталитарного контроля
«Парад суверенитетов»- объявления республик СССР о своем выходе из союза
Школьный этап
Всероссийской олимпиады школьников по истории – 10 класс
Учебный год
Фамилия, имя___________________________________ Класс ____________________
Время на выполнение заданий – 135 минут. Общая сумма баллов – 116.
Задание № 1.Установите соответствие между правителями и событиями, происходившими в годы их правления: к каждой позиции первого столбца, подберите соответствующую позицию второго столбца (5 баллов).
Правители:
А) Василий Шуйский
Б) Иван IV
В) Петр I
Г) Екатерина II
Д) Александр I
События:
1) Ливонская война
2) Восстание под руководством И. И. Болотникова
3) Разделы Речи Посполитой
4) Северная война
5) Отечественная война 1812 г.
6) Учреждение патриаршества
А | Б | В | Г | Д |
Задание №2 Выберите правильный ответ: (5 баллов)
|
|
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!