Характеристика оздоровительной физической культуры (определение, цель, задачи, основные направления). — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Характеристика оздоровительной физической культуры (определение, цель, задачи, основные направления).

2017-10-11 4163
Характеристика оздоровительной физической культуры (определение, цель, задачи, основные направления). 4.67 из 5.00 3 оценки
Заказать работу

«Оздоровительная физическая культура» — производная от обобщенного понятия «физическая культура». Оздоровительная физкультура использует все формы, средства и методы физкультуры, которые обеспечивают укрепление и сохранение здоровья, формируют оптимальный фон для жизнедеятельности человека. Задачей оздоровительной физической культуры является общее оздоровление, повышение сопротивляемости организма вредным воздействиям внешней среды, предупреждение заболеваний и т.д.

Цель о здоровительной тренировки - повышение или поддержание уровня физической дееспособности и здоровья.

Принцип оздоровительной направленности физического воспитания обязывает:

1. Совершенствовать функциональные возможности организма.

2. Повышать работоспособность организма человека.

3. Адаптировать организм человека к воздействиям неблагоприятных факторов внешней среды.

4. Компенсировать дефицит двигательной активности, возникающей в условиях современной жизни.

5. Выполнять следующие правила: применять средства и методы, оздоровительная ценность которых доказана; планировать воздействие средств на основании тщательного учета возможностей занимающихся; обеспечить единство врачебно-педагогического контроля и самоконтроля.

В системе оздоровительной физической культуры выделяют следующие основные направления:

1. Оздоровительно-рекреативная физическая культура — это отдых, восстановление сил с помощью средств физического воспитания.

Термин рекреация (от лат. recreatio) означает отдых, восстановление сил человека.

Основными видами физической рекреации являются: туризм (пеший, водный, велосипедный); пешие и лыжные прогулки; рыбная ловля, охота; всевозможные массовые игры: волейбол, теннис, городки, бадминтон и др.

По количеству занимающихся рекреационные занятия могут быть индивидуальными и групповыми (семья, группа по интересам и т.д.).

2. Оздоровительно-реабилитационная физическая культура — это спе­циально направленное использование средств физического воспитания для лечения заболеваний и восстановления функций организма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний, травм, переутомления и других причин.

В оздоровительно-реабилитационной физической культуре значительно возрастает роль таких методических принципов, как прин­цип индивидуализации и постепенного повышения нагрузок.

Формы оздоровительно-реабилитационной физической культуры:

1) группы ЛФК при диспансерах, больницах и в учебных заведениях;

2) группы здоровья в коллективах физической культуры, на физкультурно-спортивных базах и т.д.;

3) самостоятельные занятия.

Разделы оздоровительно-реабилитационной физической культуры:

· спортивно-реабилитационная физическая культура – направлена на восстановление функциональных и приспособительных возможностей организма после длительных периодов, напряженных тренировочных и соревновательных нагрузок, особенно при перетренировке и ликвидации последствий спортивных травм.

· гигиеническая физическая культура- это различные формы физической культуры, включенные в рамки повседневного быта (утренняя гимнастика, прогулки, физические упражнения в режиме дня, не связанные со значительными нагрузками). Ее основная функция - оперативная оптимизация текущего функционального состояния организма в рамках повседневного быта и расширенного отдыха.

 

Содержание и методические основы занятий физическими упражнениями в основной период трудовой деятельности.

Функции физической культуруы в повседневной жизни: 1) удовлетворение потребности людей в общении (коммуникативная функция); 2) оптимизация физического состояния человека (развитие двигательных качеств, формирование телосложения, укрепление функциональных систем); 3) организация здорового досуга и восстановление работоспособности после производственной деятельности; 4) предупреждение асоциальных привычек (алкоголизм, курение, наркомания и др.); 5) воспитание культуры управления собственным психическим состоянием (психорегулирующая функция); 6) формирование красивого телосложения и понимания эстетики движений (эстетическая функция);7) физическое самовоспитание и воспитание детей в условиях совместных занятий (педагогическая функция).

Формы физической культуры в быту трудящихся: 1) базово-пролонгирующая физическая культура; 2) гигиеническая и рекреативная физическая культура;3) оздоровительно-реабилитационная физическая культура; 4) базовый спорт.

Базово-пролонгирующая физическая культура. Направленность данной формы - продлевать (пролонгировать) ту базу общей физической подготовки, которая была заложена в процессе физического воспитания по государственным программам в период обучения (в школах; ОУ: НПО, СПО, ВПО). Основными формами занятий физическими упражнениями являются секции ОФП и самостоятельные занятия. Секции ОФП создаются в коллективах физической культуры. Группы комплектуются по возрастному и половому признакам в количестве 20-25 человек в одной группе. Занятия проводятся 2- 3 раза в неделю в среднем по 1,5-2 ч каждое. Главная задача занятий в секции: обеспечение оптимального уровня всесторонней физической подготовленности, гарантирующей сохранение здоровья и работоспособности занимающихся. Средства: разнообразные физические упражнения, в том числе из легкой атлетики, основной гимнастики, спортивных и подвижных игр, плавания и т.д. Самостоятельные занятия. Задачи: профилактика переутомления, послерабочее восстановление работоспособности, достижение высокой физической подготовленности. Средства: оздоровительный бег, атлетическая гимнастика, плавание, калланетика, стретчинг и др.

Гигиеническая и рекреативная направление. Цель занятий: оптимизация организма человека в рамках повседневного быта и расширенного отдыха. Формы: утренняя гимнастика, водные процедуры, походы выходного дня, массовые игры и соревнования, водные процедуры; купание и плавание, рыбная ловля, охота и т.д.

Оздоровительно-реабилитационное направление - помощь средствами физического воспитания больным людям в достижении социально-профессиональной полноценности. Формы: группы ЛФК, группы здоровья, самостоятельные занятия. Базовый спорт – занятия различными видами спорта в коллективах физической культуры.

Формы занятий физическими упражнениями в рамках трудового процесса. Вводная гимнастика - организованное, систематическое выполнение специально подобранных упражнений перед началом работы с целью быстрейшего врабатывания организма. Типичные черты методики. Примерная продолжительность 5-7 мин. Состоит из 6-8 упражнений, близких по структуре и воздействию к рабочим операциям. Темп в соответствии с темпом рабочих движений или чуть выше. Физкультурные паузы -выполнение физических упражнений в период рабочей смены с целью достижения срочного эффекта повышения оперативной работоспособности. Типичные четы методики. Периодичность проведения зависит от напряженности трудовой деятельности и появления признаков утомления (обычно через 2,5-3 ч работы до обеда и 1,5-2 ч после обеда). Комплекс упражнений, состоящий из 5-7 упражнений, подбирается так, чтобы обеспечивалось переключение деятельности на группы мышц, не принимавших участия в работе. Если трудовые движения отличаются разнообразием, включаются растягивающие, расслабляющие и дыхательные упражнения. Физкультурные минутки - кратковременные перерывы в работе, позволяющие расслабить мышечные группы, участвующие в работе, усилить деятельность сердечно-сосудистой системы и устранить застойные явления в слабонагруженных звеньях тела. Типичные черты методики. Длительность 1-2 мин, 2-3 физических упражнения. Число и периодичность проведения зависит от особенностей трудового процесса и физического состояния работающих. В среднем за рабочий день выполняются от 2 до 5 раз (вне зависимости от других форм производственной гимнастики). Физические упражнения в режиме отдыха во время рабочего дня (прогулочная ходьба, настольный теннис, бадминтон, волейбол, общеразвивающие упражнения и др.).

 

Содержание и методические основы занятий физическими упражнениями в пожилом и старшем возрасте.

Пожилой возраст с 55-75 (женщины), с 60 -75 (мужчины). Старший возраст с 75-90 лет. Старше 90 лет – долгожители.

Задачи физического воспитания в пожилом и старшем возрасте: 1) задержать процессы старения и обеспечить сохранность работоспособности; 2) обеспечить сохранность жизненно важных двигательных навыков и умений;3) пополнить и углубить знания, необходимые для самостоятельного применения средств физического воспитания. Средства физического воспитания: 1) гигиеническая и лечебная гимнастика, средства основной гимнастики;2) циклические упражнения (дозированная ходьба, бег умеренной интенсивности, лыжные прогулки, плавание, езда на велосипеде и др.);3) игры: городки, бадминтон, теннис, бильярд и др. Формы занятий: 1) коллективные (группы здоровья, секции ОФП, клубы любителей бега и др.); 2) самостоятельные занятия; 3) труд на открытом воздухе, организованный по правилам рационального дозирования нагрузки.

Методические правила проведения занятий: 1) строгое дозирование упражнений по количеству повторений, темпу выполнения, амплитуде движений; 2) строгое чередование упражнений силовой направленности с упражнениями на расслабление; 3)увеличение доли дыхательных упражнений в содержании занятий (после каждых 3-4 упражнений общеразвивающего характера); 4)чередование исходных положений выполнения упражнений, чередование включаемых в работу мышечных групп; 5) у нетренированных людей частота сердечных сокращений не должна учащаться более чем на 30 уд./мин, пульс у здоровых не должен превышать 100-120 уд./мин; нагрузка не должна превышать безопасный для деятельности сердечно­сосудистой системы уровень; 6) обязательным условием проведения занятий является систематическое применение объективных медицинских методов контроля и повышенное внимание к результатам самоконтроля.

Организация занятий: 1) разница в возрасте зачисляемых в одну и ту же группу не должна быть более 5-10 лет; 2) наполняемость группы 20-25 чел; 3) По состоянию здоровья на основе данных медицинского контроля выделяются три группы занимающихся: первая - практически здоровые и достаточно физически подготовленные, вторая - практически здоровые, но недостаточно физически подготовленные, а также те, которые имеют компенсированные функциональные отклонения или начальные формы заболеваний, третья - люди со сниженными приспособительными возможностями, имеющие отклонения в состоянии здоровья;4) третья группа должна заниматься в специальных кабинетах ЛФК;5) частота занятий - 2-3 раза в неделю, преимущественно на открытом воздухе; 6) занятия подчиняются трехчастной структуре организации.

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.