Раннее детство: деятельность, умственное развитие (восприятие, воображение, память, мышление), развитие речи и особенности общения. Кризис трех лет. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Раннее детство: деятельность, умственное развитие (восприятие, воображение, память, мышление), развитие речи и особенности общения. Кризис трех лет.

2017-10-11 883
Раннее детство: деятельность, умственное развитие (восприятие, воображение, память, мышление), развитие речи и особенности общения. Кризис трех лет. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Психофизиологические особенности периода: 1) наличие тесной взаимосвязи физического и психического развития; 2) индивидуальные темпы развития; 3) восприимчивость детей к обучению. Ведущей деятельностью является предметно-орудийная, которая проходит определенные стадии становления (по П.Я. Гальперину). Появляются зачатки игровой и изобразительной деятельности. Ведущей психической функцией является восприятие. В связи с возникновением игры ребенок получает стимул к развитию воображения, которое в раннем детстве носит воссоздающий характер. Память ребенка раннего возраста непроизвольна и проявляется только в активном восприятии — узнавании. Преобладающие виды памяти — двигательная, эмоциональная и частично образная. Основным типом мышления в раннем детстве является наглядно-действенное, с помощью наглядно-образного мышления решается лишь ограниченный класс задач.

К концу периода словарный запас достигает 1200-1500 слов и включает все части речи все типы предложений. Без специального обучения к 4-5 годам дети овладевают правилами грамматики родного языка. Сначала усваиваются названия непосредственно окружающих ребенка вещей, затем имена взрослых, названия игрушек, изображения предметов одежды и частей тела и лица (по Е.К. Кавериной).Социальная ситуация развития заключается в возникновении совместной деятельности со взрослым. Ребенок начинает ориентироваться на нормы поведения, принятые между людьми, и осваивает первую ступень нравственного чувства.С кризисом трех лет (кризисом «Я сам!») связано осознание себя как отдельного активного субъекта,имеющего свои чувства, желания и возможности. Кризис 3-х лет относится к числу острых. Ребенок неуправляем, впадает в ярость. Поведение почти не поддается коррекции. Период труден как для взрослого, так и для самого ребенка. Симптомы называются семизвездием кризиса 3 лет.Кризис характеризуется как кризис социальных отношений и связан со становлением самосознания ребенка. Появляется позиция "Я сам". Ребенок познает различие между "должен" и "хочу". Следует предоставить ребенку сферу деятельности, где бы он мог проявлять самостоятельность. Эта сфера деятельности – в игре. Игра с ее особыми правилами и нормами, которые отражают социальные связи, служит для ребенка тем "безопасным островом, где он может развивать и апробировать свою независимость, самостоятельность" (Э.Эриксон).

Возрастная психология:

Дошкольный возраст: деятельность и ее роль в развитии ребенка. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте. Дошкольный возраст: умственное развитие (восприятие, внимание, память, воображение, развитие мышления и речи).

Основная потребность дошкольника — жить общей жизнью со взрослыми. Такую связь осуществляет игровая деятельность ребенка.В структуре игры можно выделить несколько элементов.

1. Тема — та область действительности, которую ребенок воспроизводит в игре.2. Сюжет, сценарий игры - определенная последовательность событий, разыгрываемых в игре. 3. Роль - обязательный набор действий и правил их выполнения, моделирование реальных отношений, существующих между людьми.4. Содержание игры — то, что ребенок выделяет как основной момент деятельности или отношений взрослых. 5. Игровой материал — игрушки и разнообразные другие предметы, при помощи которых дети разыгрывают сюжет и роли. 6. Игровое пространство - границы, в пределах которых территориально разворачивается игра. 7.Ролевые и реальные отношения.

этапы развития игры.1. Предметная игра. В младшем дошкольном возрасте игры носят процессуальный характер.. 2. Ролевая игра. В среднем дошкольном возрасте в играх главное место занимает выполнение роли, и интерес игры состоит именно в выполнении моделирующих отношения взрослых действий. 3. Игра с правилами. На этом этапе детей интересует не просто роль как таковая, но и то, насколько реалистично она выполняется.Другой важной деятельностью дошкольного возраста является изобразительная деятельность ребенка. К 3 годам ребенок имеет уже некоторый графический опыт и некоторый запас графических образов, позволяющих ему изображать предметы. В это время дети рисуют довольно шаблонно, следуя принятому однажды образцу. Старший дошкольный возраст (особенно 5 лет и старше) — возраст расцвета рисования, когда ребенок может выполнять до 25 рисунков в день. С возрастом все более заметными становятся индивидуальные различия в рисовании детей.

В дошкольном возрасте выделяется конструирование, которое появляется как умение ребенка по образцу (или по собственному несложному плану) создавать элементарные построения из кубиков, мозаики, деталей конструкторов и т.д. Развитие конструирующей деятельности в это время проходит три последовательных этапа: 1) конструирование по образцу 2) конструирование по условиям 3) конструирование по замыслу.

Социальная ситуация развития дошкольника зависит от стиля общения в семье, специфики общения с воспитателем и сверстниками. Основным новообразованием является иерархия (соподчинение) мотивов.

В дошкольном возрасте ребенок переживает сильнейшее потрясение – обнаруживает, что он не является центром мироздания и семьи. Причинами этого открытия являются: 1) посещение детского сада; 2) появление второго ребенка; 3) отделение ребенка от взрослого, отношение к нему как «ко взрослому». Потрясение проявляется в ревности, капризах и требовании дополнительного внимания, которые в норме сглаживаются к 5-ти годам.

На протяжении всего дошкольного детства ребенок интенсивно общается со взрослыми и сверстниками. Потребность в общении не сводится к каким-либо другим нуждам и состоит в стремлении к познанию ребенком самого себя и других людей, к оценке и самооценке и т.д Стиль общения оказывает значительное влияние на формирование личностных качеств ребенка.

Авторитарный стиль отличается жестокостью, подавлением инициативы, требованием неукоснительного подчинения, опорой на окрики и наказания.

Либерально-попустительский стиль отличается вседозволенностью, потаканием капризам ребенка, отсутствием четких требований, правил и ограничений.

Гиперопекающий стиль является вариантом либерально-попустительского и иногда называется «стилем бабушек и дедушек». Дружеский стиль характеризуется совместными играми, разговорами на интересующие темы, частым совместным времяпровождением, четкой системой требований и обязанностей Отчужденный стиль характеризуется глубоким безразличием к личности ребенка, когда его «не видят», избегают, поддерживают психологическую дистанцию. В общении с воспитателем дети постигают и осваивают свойства других людей и собственные качества, не лежащие прямо на поверхности, а умозаключаемые на основе происходящего. В старшем дошкольном возрасте восприятие развивается вместе с наглядно-образным мышлением и воображением по трем основным на­правлениям. Развивается ориентировка в пространстве и времени. Внимание и память носят непроизвольный, а воображение – репродуктивный характер. Особенно видны индивидуальные различия в развитии речи, обусловленные условиями обучения и воспитания ребенка.

В дошкольном возрасте под влиянием оценок взрослых у детей обнаруживаются и зачатки чувства долга. Первичное чувство удовлетворения от похвалы взрослого обогащается новым содержанием. Вместе с этим начинают формироваться первые моральные потребности. В дошкольном возрасте формируется и чувство ответственности за совершаемые поступки, поэтому в этом возрасте впервые появляются «ябеды». В рамках потребности в признании, формировании эмпатии,

К старшему дошкольному возрасту появляются более сложные чувства — чувство прекрасного, чувство красоты, ритма, гармонии, интеллектуальные чувства, которые ребенок пытается выразить словами и объяснить. Формируется внутренний мир, в котором он анализирует возникшие чувства, переживания, отношения, давая им оценку. Непринятие ребенка, грубость, невнимание и т.д. формируют у него чувство неуверенности в себе, страха, недоверия, невротические реакции и недоверчи­вое поведение.

 

Возрастная психология:

Социальная ситуация развития и деятельность в младшем школьном возрасте. Умственное развитие в младшем школьном возрасте (внимание, память, мышление, воображение, речь). Проблема готовности ребенка к школе. Кризис 6-7 лет.

Социальная ситуация развития характеризуется отношениями в сферах: «ребенок—дети», «ребенок—учитель» и «ребенок—родители». Ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте является учебная, которая имеет специфическую структуру (учебные задачи, учебные действия, действия контроля и действия оценки). Учебная деятельность младшего школьника незрела. Вторая по значению роль принадлежит труду в характерных для этого возраста формах. Продолжаются также сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, игры-драматизации, игры-фантазии, компьютерные и дидактические игры.

Развитие восприятия, внимания и памяти характеризуется нарастанием произвольности. Мышление отнаглядно-действенного и наглядно-образного переходит к формально-логическому. Воображение начинает приобретать продуктивный характер, опираясь как на конкретные предметы, так и на слово. В развитии речи на первое место выступает коммуникативная функция, формируется письменная речь.

Выделяют физическую (физиологическую) и психологическую готовность к школе, которая, в свою очередь, включает в себя интеллектуальную, эмоциональную и социальную. В работах Л.И. Божович основным критерием готовности к школе выступает новообразование «внутренняя позиция школьника», которая представляет собой сплав двух потребностей (мотивов) учения: широких социальных мотивов и мотивов, связанных непосредственно с учебной деятельностью. Кризис 6-7 лет переживается в зависимости от уровня готовности ребенка к школе.

Психологическая готовность к школе не тождественна физической (физиологической). Физическая готовность включает процессы, связанные с созреванием детского организма. Это — увеличение веса и длины тела; изменение пропорций тела; формирование моторно-двигательной сферы и физической вынос­ливости; увеличение работоспособности и т.д. Психологическая готовность включает в себя процессы, зависимые от системы требований, кото­рые школа предъявляет к ребенку. Связаны они с изменением социальной позиции ребенка в обществе, а также со спецификой учебной деятельности в младшем школьном возрасте.

Традиционно выделяют три аспекта психологической готовности к школе:

1. Интеллектуальная зрелость, которая подразумевает дифференцированное восприятие

2. Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

3. К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.