Миссия в синоптических Евангелиях — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Миссия в синоптических Евангелиях

2017-10-11 330
Миссия в синоптических Евангелиях 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Новый Завет начинается с четырех повествований о жизни Господа нашего Иисуса Христа. По всей видимости, эти различные описания явились результатом быстрого распространения христианства, что требовало документального изложения его источников. Херклотс напоминает нам: «Ключ к пониманию новозаветных документов лежит в признании того факта, что они являются агитационной литературой набирающего темп миссионерского движения» (Herklots 1950:15). Особое миссиологическое значение имеет тот факт, что мы располагаем четырьмя вариантами жизнеописания Христа. Каждое из них, вероятно, было написано для своей аудитории в контексте миссионерского расширения границ Церкви.

Евангелие от Матфея

Если Евангелие от Матфея было написано в качестве руководства, то заключительная часть его, содержащая главный наказ Христа (Мф. 28:18-20), предполагает его использование как средство миссии. Катехизационные наставления должны были способствовать расширению Церкви. Харрисон отмечает, что в Евангелии от Матфея «отражена озабоченность Христа судьбой языческих народов» (Harrison 1965:162). Значимость того, что главный акцент в этом Евангелии, которое обычно признают «иудейским», делается на судьбе других народов, вряд ли можно переоценить. Как подчеркивает Харрисон, именно Евангелие от Матфея учит, что другие народы также должны разделить наследие Израиля (8:11-12), а Царство отнимется от народа израильского и дано будет другому народу (21:43). Именно «иудейское» Евангелие от Матфея начинается с описания прихода волхвов и заканчивается словами повеления, которое Христос дает ученикам. Изложение великого повеления Христа у Матфея является наиболее полной его формой, какую только можно обнаружить в новозаветной литературе, и, по всей видимости, перекликается с Ис. 49:6 (наиболее явно выраженный миссионерский текст Ветхого Завета). Евангелие от Матфея, действительно, имеет несколько скрытых миссионерских мест.

Иудейская направленность Евангелия от Матфея, тем не менее, поднимает вопросы, имеющие непосредственное отношение к миссии. В Евангелии зафиксирован призыв Иисуса идти к язычникам и самаритянам, когда Он посылает Своих двенадцать учеников (Мф. 10:5). Эта подробность опущена у Марка и Луки. «А идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева» (Мф. 10:6). Матфей в первую очередь стремится рассказать о миссии иудеям. Описание служения Христа в Евангелии от Матфея показывает, как Христос учил, проповедовал и исцелял в поселениях, городах и синагогах Израиля (Мф. 4:23; 9:35). Несмотря на это, Матфей начинает описание служения Христа в Галилее с цитаты, относящейся к «Галилее языческой» (Мф. 4:15; ср. Ис. 9:1-2), и говорит о реакции на Его служение Сирии, Десятиградия и земель, прилежащих к Иордану, а также Галилеи, Иерусалима и Иудеи (Мф. 4:24-25). Хотя объектом учительной и целительной миссии Христа были иудеи, тем не менее были и исключения. Не следует забывать, что служение Христа было направлено на все народы. Особая озабоченность Матфея в миссии для иудеев не отрицала миссии для других народов. Матфей включил в свое Евангелие историю о хананеянке, в которой Иисус, несмотря на возражения учеников, отвечает на просьбу женщины и хвалит ее за веру (Мф. 15:21-28; ср. Мк. 7:24-30) — факт, который указывает на допустимость миссионерской деятельности среди язычников. Объяснением этому, по всей видимости, служит тот факт, что осознание необходимости миссии для других народов было продиктовано апостольской общиной. Матфей понимал, что учение Христа должно было проповедоваться иудеями. Тем не менее когда Израиль не принял Его, для проповеди Евангелия оказался открытым языческий мир (McKenzie 1972:64, 80).

Особый акцент, который Матфей делает на Царстве Божием, подчеркивает, что Евангелие было рассчитано прежде всего на иудейского читателя. Иисус показан в нем как Царь-Мессия, приход Которого был предсказан в Ветхом Завете. Иоанн Креститель появляется как долгожданный вестник Царства. Тема Царства развивается в пяти рассказах, которые соответствуют иудейским литургическим календарным датам (Manley 1957:325). Матфей пытался убедить иудеев. Однако он не исключал и язычников.

Хан придерживается мнения, что Мф. 24:14 является ключевым отрывком для понимания того, как миссионерскую задачу воспринимал Матфей. В период между воскресением Христа и Его вторым пришествием должно быть проповедано Евангелие Царства — задача, которая имеет «в первую очередь миссионерскую направленность» (Hahn 1965:121).

Притчи Мф. 13 и их толкование отражают события, которые относятся к проповеди и собиранию Церкви (Hahn 1965:123-24). Этот текст предполагает, что до завершения истории всем народам должно быть проповедано Евангелие (Мф. 24:14). Миссионерская деятельность направлена ко всем народам согласно заповеди воскресшего Господа (Hahn 1965:127).

Евангелие от Марка

Если в «иудейском» Евангелии от Матфея Иисус представлен как Царь, Мессия Израиля, то Марк изображает Его как Слугу. Иисус, Сын Человеческий, в Мк. 10:35-45 также говорит о Себе как о Слуге (ср. Ис. 52:13 — 53:13). У Марка события развиваются очень динамично. Христос занят Своим служением.

Евангелия подводят итог истории, рассказанной народам, наиболее точное изложение которой мы находим в описании Марка (Herklots 1950:69-70). Главный вопрос в изучении миссии у синоптиков касается исторического начала миссии другим народам. Наиболее точным ответом на него, вероятно, будет утверждение, что Иисус Сам заложил основу для миссии всем, что Он сделал, однако, действительное исполнение ее было возложено на Его последователей, на тех, кто начал миссионерское служение после Пятидесятницы в апостольский век, как сказано в Книге Деяний. Миссия Иисуса Христа была основой для их собственной миссии. «...Пришел Иисус... проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк. 1:14-15). Евангелие от Марка делает сильный акцент на проповеди. В нем говорится, как Сам Иисус объяснял Свое служение. Некоторые исследователи считают, что материалы в Евангелии от Марка очень похожи на проповедь Петра в доме Корнилия (Деян. 10). Согласно традиционному мнению, Марка попросили написать это Евангелие в виде письменного сокращенного изложения проповеди Петра. Поэтому форма Евангелия от Марка керигматична, т. е. содержит базовую схему, по которой в более или менее точной хронологической последовательности строится изложение, в завершении которого мы находим описание страстей и воскресения Христа, столь необходимое для апостольской проповеди (Manley 1957:330). Другие факторы также предполагают возможность для миссии в этом Евангелии. По общепринятому мнению, автором этого Евангелия является тот самый Марк, который отправился в миссионерское путешествие вместе с апостолами (Деян. 13; 15). Вполне возможно, что краткое описание Марком жизни и деяний Иисуса Христа было предназначено для использования в конкретной ситуации, с которой они столкнулись на своем миссионерском пути. Для успеха их миссии требовалось описание миссии Самого Христа.

Краткость Евангелия от Марка позволяет использовать его как миссионерский трактат. Хан считает, что Марк был христианином неиудейского происхождения, и поэтому он был заинтересован в расширении миссии среди других народов. Он показывает, как быстро слава о Христе вышла за пределы Галилеи, привлекая не только иудеев, но и все соседние народы (Мк. 3:7-8). Иисус вскоре ступает на земли, принадлежащие другим народам (Мк. 5:1-20), осуждает иудаизм фарисейского толка (Мк. 7:1-13) и отправляется проповедовать в языческие пределы (Мк. 7:24-25). «Не только деяния Христа привлекали другие народы, но и Он Сам обращал Свое служение на них» (Hahn 1965:98). Очищение храма подразумевает, что храм является домом молитвы для всех народов (Мк. 11:17). Марк подчеркивает, что служение Христа имеет целью призвать и другие народы (12:9), на которых направлена миссия (13:10). Разорвавшаяся завеса в храме и признание сотника (Мк. 15:38-39) являются кульминацией рассказа о страстях, которые претерпел Христос (Hahn 1965:117). Эти события свидетельствуют о том, что Евангелие должно быть проповедано всем людям.

Евангелие от Луки

Самой яркой миссионерской чертой Евангелия от Луки является сам его автор. Лука — единственный из четырех авторов Евангелий, кто вставил свое повествование в контекст мировой истории (ср. Лк. 1:5; 2:1-4; 3:1-2). Лука не был иудеем. Он не видел лично чудес, которые совершал Христос. Лука был одним из обращенных, который испытал на себе действие миссии, чтобы потом самому принять участие в миссии Церкви. Неудивительно поэтому, что в Евангелии от Луки ветхозаветные цитаты передаются таким образом, чтобы подчеркнуть их вселенскую значимость. Так, речь Симеона (Лк. 2:29-32) включает фразу «свет к просвещению язычников» (ср. Ис. 42:6; 49:6). Эти слова о про-поведании Евангелия язычникам (Лк. 24:47) являются исполнением Писания: «Ранняя христианская миссия основывается не только на повелении Христа, но также на ветхозаветном пророчестве» (Hahn 1965:130).

Свое описание общественного служения Иисуса Лука начинает со знаменитой проповеди в Назарете (Лк. 4:17,21) после прочтения отрывка из Исайи (61:1-2). Применяя слова Писания к Себе (Лк. 4:21), Иисус определяет Свою собственную миссию. Как отмечает Сайта Ана, миссия Иисуса «адресована несчастным и бедным» (Santa Ana 1978:13). Текст, который читал Спаситель, выделяет четыре категории нуждающихся и четыре способа помощи им: исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу (Лк. 4:18). «Определяя Свою миссию словами из Ис. 61, Христос дал понять Своим слушателям, что Его служение предназначено для самых бедных... чтобы они имели утешение» (Scott 1980:87). Произнося слова Исайи, Господь не только имеет в виду духовную нищету, но и необходимость восстановления социальной справедливости. В связи с этим текстом Миранда справедливо отмечает: «Библия понимает дух Божий как дух справедливости и любви к нуждающимся и обиженным» (Miranda 1974:221).

Было бы ошибкой на этом закончить определение миссии Христа. Миссия Иисуса должна была также «проповедывать лето Господне благоприятное» (Лк. 4:19). Первая публичная проповедь Христа ожидала ответа. Первоначальное приятное удивление (Лк. 4:22) быстро сменилось жестокой яростью (Лк. 4:28-29). Подобное отвержение, по всей видимости, было вызвано не социальным призывом Ис. 61, а тем, что Иисус ссылался на язычников (Лк. 4:25,27). Читая отрывок из Исайи, Иисус опустил слова о «дне мщения» (Ис. 61:2), который, как ожидали его слушатели, должен был обрушиться на язычников, и вместо этого напомнил о милости Божией (Jeremias 1967:45). Своей проповедью в Назарете Иисус объявил о дне, когда Бог явит Свою милость язычникам, а также бедным и угнетенным. Сидонская вдова и Нееман Сириянин (Лк. 4:26-27) были предвестниками будущего отклика язычников на христианскую проповедь.

Миссионерская направленность книги также представлена в притче о большом ужине (Лк. 14:15-24), которая, по мнению исследователей, описывает начало миссии, приближающейся к Риму (Guthrie 1970:84j 89). Эта притча следует за другой притчей с подобной отсылкой на «нищих, увечных, хромых, слепых» (Лк. 14:1-14), которые по правилам фарисейского иудаизма обычно были исключены из круга общения. Все вышесказанное свидетельствует об открытости Евангелия Христа для всех народов. Лука опускает историю о ха-нанеянке (ср. Мк. 7:24-30; Мф. 15:21-28), которую можно было бы объяснить как отвержение Иисусом женщины-язычницы. Цель Луки состоит в том, чтобы показать, что Бог включает другие народы в Свой план и дарует им Свое Царство. «Упорядоченное описание» Луки (1:3) адресовано представителю греческого мира (1:1-3). Оно написано исходя из личного его участия в миссионерском расширении Церкви (ср. Деян. 16:10 и cл.; Деян. 20:6; 21:1; 27:1 и cл.; Деян. 28:1).

Другие народы попадают в центр внимания в большом количестве ситуаций. Например, когда Иисус упоминает о чуде Илии в Сарепте Сидонской и исцелении Неемана-сириянина, которое совершил Елисей (Лк. 4:25-27); когда Он хвалит за веру сотника (7:9), рассказывает о добром самаритянине (10:25 и cл.) и прокаженном (17:11-19), или когда Он предрекает суд над Капернаумом, Вифсаидой и Хоразином, которые сравниваются с Тиром и Силоном 10:13-15(10:13-15). Миссия семидесяти (10:1-24) подразумевает деятельность за пределами Израиля; по иудейской традиции число семьдесят соответствует числу языческих народов (Hahn 1965:130).

Третье Евангелие и Книгу Деяний следует рассматривать как двухтомную историю происхождения христианства, написанную специально для того, чтобы убедить читателей Луки (особенно Феофила) в истинности евангельского повествования (Manley 1956:334). Подбор лексики и расположение деталей в повествовании отвечают этой цели. Евангелие Луки было написано в первую очередь для других народов. Если у евангелиста Марка источником информации был Петр, то Лука основывался на опыте и проповедях Павла (в дополнение к имеющимся документальным источникам). Лука писал свой текст как наблюдатель миссии другим народам и как ее участник.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.