Главные темы в Книге пророка Исайи — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Главные темы в Книге пророка Исайи

2017-10-11 468
Главные темы в Книге пророка Исайи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Песни слуги Божьего» в Ис. 40 — 55 могут считаться одним из лучших воплощений темы миссионерства в Ветхом Завете. Миссия Израиля как слуги Божьего является главным вопросом, который Исайя развивает в своей книге (Oehler 1883:517). Через весь Ветхий Завет красной нитью проходит мотив заботы Бога о народах. Эта тема, как мы уже имели возможность убедиться, является главной в пророческих книгах. Питере заверяет нас, что «голоса пророков, чья проповедь касается божественного замысла о спасении и миссионерской поддержки, хорошо различимы» (Peters 1972:170). С этой точкой зрения согласятся не все. Блау, например, принимает универсальную направленность Ветхого Завета, но находит, что «миссионерская идея появляется либо редко, либо вообще отсутствует» (Blauw 1962:30). По мнению Блау, спасение доступно всегда, но, согласно ветхозаветному тексту, все народы должны прийти в Израиль. Движение народов должно быть центростремительным (вхождение); здесь мы не встретим обратного движения, а именно центробежнос-ти (идея хождения в другие страны к другим народам принадлежит Новому Завету). Блау и его единомышленники утверждают, что в Ветхом Завете едва ли можно обнаружить четкое миссионерское предписание. Присутствие Израиля, таким образом, рассматривается как свидетельство среди народов. Веркил возражает против такой интерпретации: «Я не верю, что рассмотрение миссионерского мотива только с точки зрения присутствия, является правильным» (Verkuyl 1978:94). Так, например, Ис. 49:6 ссылается на то, что «Израиль должен стать светом народов» (Verkuyl 1978:94). Теория же присутствия не оправдывается ни библейским текстом, ни историей Израиля (ср. представителей других народов и племена, вошедшие в состав Израиля). Однако вопрос остается: имеются ли в Ветхом Завете явные свидетельства центробежного направления миссии? Роули, в отличии от Блау, считает, что имеются: «Миссия, которую Бог возложил на Израиль, достигает своего высшего выражения в главах, известных как "Песни рабов Божиих"» (Rowley 1945:51). Миссия Израиля, хотя она отличается от миссии новозаветной Церкви, является активным свидетельством, которое распространяет свет божественной истины среди народов. В качестве модели Царства Божия Израиль составляет основу для миссии, но не является ее целью. Только идея центробежного распространения миссии соответствует тому факту, что «когда народы придут к Богу, они не утратят своего национального самосознания. Они не станут израильтянами; они останутся членами своего народа» (De Rid-der 1975:57). Поскольку мы обращаемся к миссионерским главам Книги пророка Исайи (Ис. 40 — 55), мы должны прежде всего понять значение выражения «раб Божий».

Кто такой раб?

Чтобы определить роль и значение раба, предлагались разные интерпретации. Рабом называли самого Исайю или одного из его современников: Иоакима, Иеремию, Моисея, Аззарию, Мессию, Кира и Израиль. В каком значении использовано понятие раба — з собирательном или индивидуальном? Роули считает, что этот термин используется в разных ситуациях по-разному.[26] Это решение оправдано самим текстом, поскольку у Исайи слуга появляется то как отдельная личность, то как группа людей.

Первый вывод, который делает Роули (Rowley 1945), заключается в том, что раб — это Израиль, призванный быть миссионерской общиной. Однако это понятие может распространяться и на отдельного еврея. Бог призывал каждого израильтянина относиться к миссии Израиля как к Своей собственной миссии. В-третьих, Рабом является Тот, Кто станет воплощением миссии в Самом Себе.

Брайт (Bright 1953) добавляет по этому поводу следующее. Во-первых, Рабом является Христос, поскольку такого мнения всегда придерживалась Церковь, особенно в Ис. 53. Далее, рабом также является Израиль. В-третьих, это понятие можно также применить к остатку — Церкви внутри Церкви, очагу веры и праведности внутри страны. И наконец, Раб — это грядущий Искупитель. «Раб не должен рассматриваться вне контекста Израиля, так же как Христос не может быть отделен от Своей Церкви» (Bright 1953:151). Таким образом, будет правильно связывать понятие раба и с Христом (Который должен прийти), и с Израилем, который выполняет миссию посланника Божьего среди народов.

Делая свои собственные выводы на материале последних исследований по Ветхому Завету, Сталмюллер предполагает, что понятие «раб» может пониматься и как собирательная личность, и как отдельный Мессия. В собирательном смысле рабом является Израиль: Авраам (49:6), Моисей (42:6), Иеремия (49:1), мудрые (50:4 и сл.), Давид (53:1), изгнанные страдальцы (52:13 — 53:12). «Однако интерпретация этого понятия как собирательного наводит также на мысль о конкретном человеке, Рабе, Который обладает высшей святостью, степень которой не может сравниться ни с чьей до Него» (Stuhlmueller 1972:367). Иисус с самого начала говорил о Себе как о Рабе Божьем. Сталмюллер, однако, находит, что Павел также считал себя рабом — развитие темы собирательности. Более ранние выводы, к которым приходит Роули, кажутся вполне оправданными самим текстом: рабом является Израиль, потомок Авраама, призванный со всех концов земли служить Богу (41:8,9). Раб слеп и нем (42:19). Раб непослушен и нет в нем веры (42:22; 43:22). Тем не менее он является объектом искупления (43:1) и призван свидетельствовать о Боге (43:10; 44:8). Рабом является Тот, Кого Бог наделил Своим Духом и Кто несет народам свидетельство (42:1,6-7). Рабом является Израиль (49:3) или его представитель (49:5), который также послан к народам (49:6). Раб — это остаток (49:22-26). Раб послушен (50:4-5). Раб — это тот, кто страдает (50:6). Раб — это страдающий искупитель (53:3), чья смерть искупает грехи других (53:5-6; 10-12).

Что такое миссия?

Миссия слуги состоит в том, чтобы передать откровение Бога человечеству. Пророк объявляет: «Я, Господь, призвал Тебя в правду, и буду держать Тебя за руку и хранить Тебя, и поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников, чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме — из темницы» (Ис. 42:6-7, курсив автора) Совершенно очевидно, что цель миссии заключается в том, чтобы народы, которые находились в неведении, узнали о Боге. «Передать откровение Божие людям — вот в чем состоит главная цель избрания Израиля. Бог не хочет мириться с тем, что народы поклоняются богам, которые таковыми не являются; Он желает, чтобы Израиль разделил радость и славу своей веры со всеми людьми» (Rowley 1945:51). «Я — Господь, это — Мое имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам» (Ис. 42:8).

Миссия слуги заключается в том, чтобы «возвестить народам суд» (42:1), «чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения, и сидящих во тьме — из темницы» (Ис. 42:7). Миссия должна утвердить суд на земле (Ис. 42:4). Это подразумевает, по мнению Скотта, «справедливое отношение к бедным и угнетенным» (Scott 1980:71). Миранда пишет: «Вмешательство Бога направлено на то, чтобы судить справедливо и спасать от угнетения и несправедливости» (Miranda 1974:78). «Миссию установления справедливости Бог вверяет Израилю», — пишет Гутьерес (Gutierrez 1973:156). Однако, как считает Исайя, действует и будет действовать в истории Сам Создатель (42:9). Израиль является частью плана Божьего (43:10; 44:1,21), который охватывает все народы (43:8-9; 45:5-6,22-23). Миссионерская деятельность проводилась довольно активно. Израиль должен был свидетельствовать о Боге не только фактом своего присутствия. Удалось ли ему активно выполнять свою миссию — другой вопрос, но призыв Бога к миссионерству ясно прослеживается в Книге пророка Исайи. Весть о спасении должна распространиться по всему миру. Как утверждает Веркил, «Слуга понесет свет спасения до концов земли (Ис. 49:6) и не прекратит свое служение до тех пор, пока праведность не воссияет на земле» (Verkuyl 1978:93).

Четыре песни раба

Песнь первая

Вот, Отрок Мой, которого Я держу за руку,

избранный Мой, к которому благоволит душа Моя.

Положу дух Мой на Него,

и возвестит народам суд.

Не возопиет и не возвысит голоса Своего,

и не даст услышать его на улицах.

Трости надломленной не переломит,

и льна курящегося не угасит;

будет производить суд поистине;

Не ослабеет и не изнеможет,

доколе на земле не утвердит суда,

и на закон Его будут уповать острова (Ис. 42:1-4).

В этом отрывке слугой, по всей видимости, является Израиль. Целью избрания слуги является служение Богу (в том, чтобы служить людям), при помощи которого люди узнают о природе и воле Бога (Rowley 1945:55). Норт добавляет, что «основная роль слуги здесь состоит в том, чтобы проводить перипатетическую миссионерскую деятельность» (North 1964:110). Вестерман обращает особое внимание на суд народов. Этот суд представляет собой «судебный процесс между Богом и языческими народами, в результате чего языческие боги объявляются недостойными поклонения». Ягве — единственный Бог; следовательно, «задачей слуги является утверждение суда над язычниками» (Westremann 1969:95). Конечный результат поистине универсален. Хотя средства выполнения миссии не указаны, «острова» также испытают на себе справедливость Его закона (Ис. 42:4).

Церковь обычно соотносит этот отрывок со Христом. Он — Тот, Кто будет судить язычников, поскольку на Нем благодать Святого Духа. На самом деле, согласно Мф. 12:17-21, Христос исполнил Писание. Исследователи Библии считают, что слова 42:1 относятся к Иисусу во время Его крещения (Мк. 1:11) и преображения (Мф. 17:5; Stuhlmueller 1972:370; ср. Ladd 1974:164, 184).

Песнь вторая

Слушайте Меня, острова,

и внимайте, народы дальние:

Господь призвал Меня от чрева,

от утробы матери Моей называл имя Мое;

И соделал уста Мои как острый меч;

тению руки Своей покрывал Меня,

и соделал Меня стрелою изостренною;

в колчане Своем хранил Меня;

И сказал Мне: Ты раб Мой,

Израиль, в Тебе Я прославлюсь.

А Я сказал: напрасно Я трудился,

ни на что и вотще истощал силу Свою.

Но Мое право у Господа,

и награда Моя у Бога Моего.

И ныне говорит Господь,

образовавший Меня от чрева в раба Себе,

чтоб обратить к Нему Иакова,

и чтоб Израиль собрался к Нему;

Я почтен в очах Господа,

и Бог Мой — сила Моя. И Он сказал:

мало того, что Ты будешь рабом Моим

для восстановления колен Иаковлевых

и для возвращения остатков Израиля;

но Я сделаю Тебя светом народов,

чтобы спасение Мое простерлось до концов земли

(Ис. 49:1-6).

Эта песнь адресована другим народам. «Таким образом, содержание песни таково, что оно всегда должно напоминать, что все, о чем в ней говорится, имеет отношение к народам» (Westermann 1969:207). Вторая песнь подчеркивает привилегию служения. Для выполнения Своей миссии «Бог избрал тех, кто способен служить» (Rowley 1945:57). Избрание имело целью служение. Кто является рабом? Из второй песни вытекает, что рабом является как Израиль, так и тот, кто проводит миссионерскую деятельность в самом Израиле. «Раб — это Израиль, несущий миссию в мир. Рабом также является духовный Израиль, который обращается к остальной части Израиля и ко всему миру» (Rowley 1945:58). Песня адресована языческим народам, поскольку миссия распространяется до краев земли.

Ветхий Завет описывает Великое поручение (Ис. 49), в котором рабу дается предписание отправиться к язычникам с вестью о спасении, которое дарует Бог: «Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли» (Ис. 49:6). Эта песнь начинается и завершается мыслью об языческих народах. У раба есть миссия в Израиле, но более важной для него является миссия миру. Недостаточно, чтобы свет горел только в Израиле; спасение должно быть унаследовано и языческими народами. Вестерман указывает на то, что в Израиле миссия не удалась, но сейчас она распространилась за пределы Израиля и включила языческие страны (Westermann 1969:212).

Песнь третья

Господь Бог дал Мне

язык мудрых,

чтоб Я мог словом

подкреплять изнемогающего;

каждое утро Он пробуждает,

пробуждает ухо Мое,

чтоб Я слушал, подобно учащимся.

Господь Бог открыл Мне ухо,

и Я не воспротивился,

не отступил назад.

Я предал хребет Мой биющим

и ланиты Мои поражающим;

лица Моего не закрывал

от поруганий и оплевания.

И Господь Бог помогает Мне:

поэтому Я не стыжусь,

поэтому Я держу лице Мое, как кремень,

и знаю, что не останусь в стыде.

Близок оправдывающий Меня:

кто хочет состязаться со Мною?

станем вместе.

Кто хочет судиться со Мною?

пусть подойдет ко Мне.

Вот, Господь Бог помогает Мне:

кто осудит Меня?

Вот, все они, как одежда обветшают;

моль съест их (Ис. 50:4-9).

Третья песнь особое внимание уделяет средствам, при помощи которых осуществляется миссия. Средство это не честь и престиж, а поношения и страдания. В стихе 6 мы не можем не заметить «поразительного предчувствия поругания Христа в утро перед распятием» (North 1964:203). Тем не менее несмотря на перенесенные страдания и стыд, миссия Господа восторжествует. В третьей песне ничего не сказано о вселенском аспекте миссии. Мы находим здесь другой мотив. «Главная мысль здесь заключается в том, что неотъемлемой частью служения является страдание и стыд» (Rowley 1945:60).

Сталмюллер допускает, что вполне возможно, что представление о миссионерском служении язычникам могло быть абсолютно неприемлемым для израильской общины того времени. Раб Божий — это человек, который учит Слову Божьему (50:4). «Раб должен в первую очередь быть учеником, который в молитве получает Слово Божие, прежде чем решиться проповедовать его другим» (Stuhlmueller 1972: 377). Раб послушен (50:5), но его преследуют и обижают (50:6). Тем не менее Бог защищает Своего раба (50:7,9). Миссия осуществляется через страдания (50:6).

Иисус хорошо знал Писание. Оно сформировало Его ум и душу. Иисус понимал, что Его миссия влечет за собой страдания (Лк. 9:22; 17:25; 24:46). «Иисус был поглощен мудростью Священного Писания... Невозможно было избежать страданий, о которых оно предвещало... Иисус выпил чашу страданий до дна и претерпел крестные муки, зная, что искупление коснется не только заблудших овец дома Израилева, но всех народов, призванных к покаянию во имя Его» (Goernег 1979:43).

Четвертая песнь

Вот, раб Мой будет благоуспешен,

возвысится и вознесется,

и возвеличится.

Как многие изумлялись, смотря на Тебя, —

столько был обезображен паче всякого человека

лик Его, и вид Его —

паче сынов человеческих!

Так многие народы приведет Он в изумление;

цари закроют пред Ним уста свои,

ибо они увидят то, о чем не было говорено им,

и узнают то, чего не слыхали (Ис. 52:13-15).

Тема страдания, которая была введена в третьей песне, получает дальнейшее развитие в четвертой и заключительной песне, самой значительной из всех. Серьезные последствия миссионерской деятельности изложены в начальных стихах. Здесь явно чувствуется ликование и триумф раба (52:13), которое сразу вслед за тем опять переходит в тему страдания. «В этих стихах находит свое высшее выражение учение об искупительном страдании» (Stuhlmueller 1972:378). Страдание раба имеет определенное отношение к языческим народам: «Многие народы приведет Он в изумление; цари закроют пред ним уста свои» (52:15).

Оставшуюся часть этой песни (Ис. 53) мы признаем мессианской. Искупительное страдание персонифицировано в страданиях Раба (Ис. 53). Однако, по мнению Роули, автор четвертой песни, по всей видимости, гораздо больше размышляет о самой Личности, чем о персонификации (Rowley 1945:63-64). Кто же тогда этот Раб? Может ли это быть Израиль? Конечно, Израиль принял больше страданий, чем любой другой народ на земле — стоит всего лишь вспомнить о варварском отношении к евреям в нынешнем столетии. Страдания Раба, однако, являются искупительными. Таким образом, мы можем согласиться с Роули и сделать вывод, что страдания Раба уникальны и неотделимы от миссии. Это страдания Христа. «История не знает ни одного примера страдания Израиля, который бы мог поддержать эту великую идею. Я невольно прихожу к выводу, что в четвертой песне пророк прежде всего имеет в виду конкретную личность, которая выполнит миссию Израиля, приняв на себя страдания из великой любви» (Rowley 1945:63). Некоторые новозаветные стихи отождествляют Раба из четвертой песни со Христом (Ин. 12:38; Мф. 8:17; 1 Пет. 2:24-25; Деян. 8:32-35; Лк. 22:37). Он — страдающий Раб. Это имеет особое значение для миссии в азиатских странах. Уильяме пишет, что Индию привлекает не герой-завоеватель (латиноамериканское богословие освобождения), но страдающий Спаситель.

В этих четырех песнях мы обнаруживаем центробежное движение миссии, а не присущее Ветхому Завету центростремительное. Действительно, как утверждает Блау, в Ветхом Завете «Израиль, и особенно Иерусалим, представляются центром мира, куда стекаются все народы» (Blauw 1962:40). Однако в Ис. 42:2 и Ис. 49:6, а также в других подобных отрывках, зафиксировано обратное движение миссии, направленное к народам. «И на закон Его будут уповать острова». Чтобы спасение было доступно каждому, народ Божий должен нести свет народам. Таким образом, в этих песнях мы находим понятие о центробежном направлении миссии, хотя полностью его смысл раскроется только с установлением христианской Церкви.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.