Глава 1.:Понятие философии как науки — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Глава 1.:Понятие философии как науки

2017-10-11 236
Глава 1.:Понятие философии как науки 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1.:Понятие философии как науки…………………………………………5

1.1.Понятие,предмет,функции философии……………………………………...5

1.2.Философские школы………………………………………………………….8

Глава 2.:Особенности философии как науки…………………………………13

2.1.Два фундаментальных подхода к понятию философии как науки…………………………………………………………………………….13

2.2. Ценность как основополагающая категория философии науки………..16

Заключение………………………………………………………………………18

Список литературы…………………………………………………………….21

 


Введение

Человек отличается от животного многими признаками, как физическими, так и умственными. Собака или шимпанзе никогда не станут задумываться о смысле жизни или стремиться познать себя. Животный мир существует на уровне инстинктов. Мыслить - любимое занятие человека. Каждый день все мы задаём себе миллион вопросов и ищем в окружающем мире на них ответы. Разве это наука? Именно постоянные размышления о смысле бытия являются задачей, которую ставит перед собой философия. И так было ещё со времён древних мыслителей. Является ли философия наукой? Мнения по этому поводу расходятся.

Философия - общая теория мира и человека в нем. Термин «философия» древнегреческого происхождения. В буквальном переводе он означает «любовь к мудрости» («филео»- люблю, «софия» - мудрость). Современная философия - это прежде всего наука и, более того, - ядро духовной культуры общества. Она играет стратегическую роль в формировании научной картины мира, методов познания и деятельности, содействует выработке осознанного, продуманного отношения человека к действительности. Философские представления во многом определяют восприятие и понимание происходящего в жизни человека и общества, влияют на выбор способов и средств решения возникающих проблем.

Следует подчеркнуть, что в условиях новых реалий развития науки и общества присущее древним мыслителям связывание философии с мудростью до сих пор сохраняет свой фундаментальный смысл. Именно в нынешнее, переломное время с особой остротой выявляется главное назначение философии - дать человеку надежные ориентиры мудрости.

Обычно под наукой подразумевается деятельность, направленная на изучение какого-либо раздела жизни человека или окружающей среды. В точных науках есть числа, цифры. В литературе присутствует проза, стих и т. п. В любой другой науке можно увидеть материальный результат трудов учёных. В философии же любой результат имеет только интеллектуальный характер и заключается в выведении гипотез о жизни человека, её принципах. Однозначных ответов философская наука не даёт ни на один вопрос. Именно поэтому многие предпочитают на вопрос о том, является ли философия наукой, давать негативный ответ.

Философия – это не просто особая научная дисциплина, а еще и специфический тип мышления и даже своего рода «философский» эмоциональный настрой, система мировоззренческих чувств, когда человек, как бы погружаясь в это «философское» состояние духа, размышляет о мироздании, о добре и зле, прекрасном и безобразном, социальной справедливости, истине и лжи, о смысле и цели человеческой истории.

Для раскрытия специфики философии важно обратиться к истокам философского мышления, а также к мифологическому и религиозному миропониманию как предпосылке, предтече философии. Наша работа базируется на представлении о тесном и неразрывном родстве философии и мировоззрения, которое наиболее зримо проявляет себя в современном философском мировоззрении. Между тем, с одной стороны, исторически философия и мировоззрение не всегда существовали одновременно и, тем более, представляли неразрывное единство, во-вторых, отнюдь не все направления XX в. признают мировоззренческую функцию философии и, в-третьих, нередко по-разному интерпретируются взаимосвязи между философией и мировоззрением. На этих вопросах необходимо далее остановиться.

Процесс философского творчества отвечает глубинной потребности человека в разумном обосновании его места в потоке бытия, смысле жизни, исторического предназначения, личной свободы и сути окружающего.

 

Глава 1.:Понятие философии как науки

Философские школы

Первые школы философии принято обобщённо называть досократиками. Всё верно, это те течения, которые присутствовали до великого философа Сократа. Наиболее яркими были учения Пифагора, Гераклита и Демокрита. Как ни странно, хотя школы этих философов начали своё существование около 4 тыс. лет до нашей эры, уже тогда они не пытались объяснить непонятные явления за счёт магии и не ссылались на богов. По их мнению, доказать можно было всё, что угодно, главное - найти необходимые знания. Роль философии в жизни человека подчёркивали и в период, который называют ранним эллинизмом (существовал с 4 до 1 века до н. э.). Скептицизм, стоицизм и другие школы говорили о том, что весь мир взаимосвязан и является одним целым. Кто-то из них считал, что человек создан для препятствий, боли, страданий, другие, наоборот, пытались найти кратчайших путь к счастью.

По их убеждению, счастье было внутри самого человека, его не нужно было искать в богах или других людях, материальных ценностях. Средневековье Мнения философов Средневековья связаны с мышлением людей того времени. Стремительно растущая популярность христианской религии оказала влияние на продвижение идей, связанных с Богом, верой в нечто более высокое. Философия того времени рассматривала проблемы Священного Писания и богослужения. Патристика, схоластика, реализм искали ответы на вопросы существования Всевышнего и служили обоснованию его бытия[2].

Номиналисты отрицали, что всё в мире является единым целым. Они считали, что мир таким становится только внутри человеческого мозга и необходимо изучать каждый предмет отдельно, не связывая его с другими. Также было и мистическое направлении в философии того периода, базирующееся на утверждении о том, что для поисков Бога человеку церковь не нужна. Всё, что нужно, - это уединение и отдалённость от внешнего мира. Эпоха Возрождения Европейская философия этой эпохи запомнилась благодаря многим выдающимся и великим людям. Все знают о Леонардо Да Винчи, Микеланджело, Н. Макиавелли. Именно их связывают с новым направлением философии - гуманизмом.

Известно, что в эту эпоху Бог уходит с первого плана. В сознании людей меняются первостепенные ценности. Человек и окружающий мир (природа) становятся самыми главными объектами изучения философов. Гуманизм определяет, что человек превыше всего - он является вершиной всего сущего. Конечно, нельзя сказать, что религия начала отрицаться в эпоху Возрождения. Философы начали всё чаще говорить о том, что церковь - дело рук человека, а любой человек является несовершенным. Этим обосновывалась тяга церкви к мирским благам и её порочность.

Новой ценностью стал человек, который должен стремиться быть идеальным, то есть подобным Богу. Новая философия Основными направлениями новой философии являются эмпиризм, рационализм, субъективный идеализм, агностицизм. Эти направления развивались с 16 по 18 век. Использовать дедуктивный метод придумал первым вовсе не Шерлок Холмс. Такой способ познания бытия предложили рационалисты. Они считали, что для ответа на любой вопрос необходимо шаг за шагом идти от обобщённой информации к более детальным фактам. Так и можно познать окружающий мир, найти ответы. Эмпиризм предполагал, что с момента рождения человек представляет собой чистый лист, изображения и текст на котором появляются в процессе взросления, появления нового опыта. И для того чтобы познать мир, стоит использовать полученные ранее знания, проверяя их подлинность и соответствие истине. Субъективный идеализм предполагал ошибочность любого учения. Для изучения чего-либо нужно обладать истинным знанием, а человек попросту не может иметь необходимую информацию. Весь мир воспринимается через призму собственного сознания человека. То есть каждое явление, которое можно увидеть, услышать, почувствовать, перерабатывается разумом, и он выдаёт собственный вывод. Кому-то нравится синий цвет, а кто-то его ненавидит. Так и со всем остальным. Невозможно полностью исследовать что-либо, не владея истиной.

Представители философии агностицизма пытались доказать, что любое знание должно открываться на основании опыта и логики. Они считали, что в науке нет места любой теории, а всё должно познаваться исключительно опытным, исследовательским путём.

Всё дальше и дальше философы отдались от средневековых идей, посвящённых религии. Эпоха Просвещения Конечно же, рассматривая периоды философии, нельзя оставить без внимания и эту эпоху, которая в 18 веке подарила нам великих мыслителей, таких как Вольтер и П. Гольбах. Часто время этих философов называют второй эпохой Возрождения, ведь и там, и здесь можно наблюдать новый виток в философии, связанный с отрицанием религии, который “залез” в голову каждому. Причём преклонила свои колени перед их идеями и западная философия.

Основными ценностями для человека эпохи Просвещения является следующее: Культ человека. Культ разума и науки. Вера в научный прогресс. Абсолютное отрицание религии и всего, что с этим связано. Идея равенства и всеобщего просвещения. Что уж тут говорить, если в 18 веке впервые создали машину. Научно-технический прогресс всё сильнее влиял на сознание людей. Необходимость описывать непонятные явления проявлением божественной силы или мифическим происхождением отпала. Всеобщая идея того, что человек самостоятельно способен создавать инструменты и механизмы, которые могут автоматически работать, внушала чувство превосходства над всеми живыми организмами[3].

Постклассическая философия. Итак, мы подобрались к 19 веку. Философию того времени многие современные ученые ассоциируют с великими фамилиями: Маркс, Энгельс, Шопенгауэр, Ницше и другими. Всех их причисляют к тем или иным направлениям философской мысли, которые приведены далее. Следующие направления относят к постклассической философии: материализм; антропология; позитивизм; иррационализм; прагматизм; философия жизни. Рассмотрим более подробно самые популярные учения из них. Материализм Основными идейными вдохновителями этого направления были К. Маркс и Ф. Энгельс. Их книги заставляли читать всех школьников и студентов в Советском Союзе - это неудивительно, ведь в те времена идеи о коммунистическом материализме были одними из главных. Правильнее даже говорить не материализм, а марксизм, который предполагает способ осмысления мира через материальную призму. Основны философии этого направления были следующими: Всё в мире состоит из физической материи. Она вечна и была всегда, её никто не создавал. На объективность мира не влияет сознание какого-либо человека. Всё в мире можно познать. Главным отличием марксизма можно назвать не выведенные способы познания мира, а методы его совершенствования, преобразования революционным путём. То есть необходимость познать что-либо утрачивает смысл, считается, что это пустая трата времени. Лучше всего вывести закономерность, ознакомиться с правилами, а затем изменять их под свои нужды. Основным недостатком, который почувствовал каждый на себе ещё во времена СССР, являлось отсутствие признания индивидуальности человека и необходимости духовного просвещения людей.

Антропологизм- немецкий классик Л. Фейербах считал, что человек является продуктом природы. Это было основой его антропологистической философии. Главным он считал чувство любви, которое является основным двигателем. По его утверждениям, основой для любви является религия. Для того чтобы понять основы мироздания, необходимо полностью понять и исследовать устройство самого человека - как физическое, так и психологическое. Позитивизм Название этого направления философии произошло от его основных фундаментальных утверждений. Необходимые знания назывались позитивными (или положительными). Для их поиска необходимо использовать эмпирические данные всех наук, а также полученные при переплетении учений каждой из них. Другими словами, позитивизм утверждал, что философия не может существовать как отдельная единица познания, а должна являться синтезом открытий других научных направлений.

Характеристика философии 20 века говорит о том, что современные направления являются только лишь синтезом или переосмысливанием идей философов прошлых времён. Основная тенденция не меняется с прошлого периода - человек является главным предметом философии. европейская философия Основными глобальными направлениями можно назвать неокантиантство, герменевтику, философскую антропологию, аналитическую философию, фрейдизм и неофрейдизм, феноменологию, экзистенциализм, персонализм. Совершенно новые идеи, которые не похожи на предыдущие направления философского мышления, можно найти в аналитической философии. Она предлагает очистить философию как науку от псевдопроблем путём верификации [4].

А остальные вопросы должны были решиться путём единого языка, которые объединит абсолютно все существующие науки. Основной представитель этого направления - Б. Рассел - остался известен благодаря формулированию основ математической логики. Как видно, философия многогранна и неиссякаема в плане познания человека и его бытия. Можно использоваться перечисленные методы и способы познания мира для собственного развития себя как высокоинтеллектуальной, образованной и мыслящей личности. И нельзя различать, европейская или западная философия, - это в корни неправильно. Независимо от того, в каком месте планеты живёт человек, он может придерживаться того или иного учения.

Заключение

Отметим, что философия зародилась примерно две с половиной тысячи лет назад. Произошло это в Греции, Индии, Риме. В Древней Греции она приобрела наиболее развитые формы.

Термин "философия" происходит от двух греческих слов: «любовь»(phileo) и «мудрость» (sophia), то есть он означает в переводе "любовь к мудрости". Сами философы на вопрос о том, что же представляет собой мудрость, отвечали по-разному, и каждый по-своему мудрствовал. С этим связано и то, что понятие "философия" сегодня употребляется в различных значениях. Первым, кто объяснил само это слово, был Пифагор, живший во второй половине шестого - начале пятого века до н. э. Согласно этому мыслителю, смысл философии заключается в поиске истины.

Софисты придерживались другого мнения о том, в чем состоят функции философии. Краткое содержание их позиции по этому вопросу следующее. Основная задача философа заключается в необходимости научить мудрости своих учеников. Они при этом отождествляли мудрость не с достижением истины, а со способностью доказывать то, что каждый считает выгодным и правильным. Для этого любые средства признавались приемлемыми, вплоть до различных ухищрений и уловок.

Платон, древнегреческий мыслитель, также изучал предмет и функции философии. Краткое содержание его трудов позволяет сделать ряд важных замечаний, касающихся рассматриваемой нами темы. В частности, он считал, что задача философии состоит в познании абсолютных и вечных истин. А это под силу лишь мудрецам, с рождения наделенным соответствующей душой. С его точки зрения, философами рождаются, а не становятся. Аристотель (на фото ниже) полагал, что задача философии заключается в постижении всеобщего в мире, а предмет ее - причины и первые начала бытия. При этом она является единственной наукой, существующей ради самой себя. Философия представляет понимание и знание ради них самих.

Следует отметить, что и с социально-историческими условиями связано понимание предмета философии. Например, разложение общества (средневекового, античного, греческого и т. п.), конечно же, повлияло на возникновение концепций, по которым эта наука должна освободить людей от страданий и страха перед будущим, способствовать достижению душевного здоровья и счастья.

Выполняет также функции культуры философия. Кратко поясняя это утверждение, можно сказать, что она обеспечивает адаптацию человека к среде, к историческим и природным условиям обитания.

Философию отличает множество и разнообразие пониманий и подходов к ее предмету, что говорит о плюралистическом характере. Предмет и функции философии, кратко изложенные в этой статье, действительно позволяют сделать вывод о том, что наука эта далеко не однозначна. Сказанное, однако, не подразумевает, что философским концепциям общее не присуще.

Можно выделить свойственные предмету философии некоторые существенные моменты: - исследование вопросов бытия, являющихся наиболее общими (сама проблема бытия при этом понимается в смысле универсальном: идеальное и материальное, бытие человека, общества и природы, бытие и небытие); - анализ общих вопросов познания, таких как: познаваем или непознаваем этот мир, каковы цели, методы и возможности познания, в чем состоит сущность познания как такового и что такое истина, каков объект и субъект познания; - изучение общих вопросов развития и функционирования общества; - исследование самых существенных и общих вопросов человека.

Изучив такие темы, как предмет, структура и функции философии, кратко можно определить эту науку как учение об общих принципах познания, бытия и отношениях человека с миром.

Философия оформляется всегда в виде теории, которая формулирует определенные категории и их систему, принципы, методы и закономерности исследования. Специфика такой теории состоит в том, что ее принципы, категории и законы имеют всеобщий характер. Они одновременно распространяются на само мышление, человека, общество и природу. Предмет этой науки включает и вопрос о том, что такое философия, а также изучение ее истории. В любой философской системе есть главный, стержневой вопрос. Его раскрытие составляет ее сущность и основное содержание. Например, для античных философов это был вопрос о первоосновах сущего, для Сократа - принцип «познай себя», для мыслителей Нового времени - возможность познания, для позитивизма современности - в чем заключается суть «логики научного открытия». Однако существуют и общие вопросы, которые раскрывают характер самого философского мышления. Среди них, прежде всего, вопрос о том, что первично: материальное или идеальное, материя или дух. От решения данного вопроса зависит понимание бытия, поскольку идеальное и материальное - его предельные характеристики. Выделяются в зависимости от его решения такие философские направления, как идеализм и материализм.

Итак, философия и наука довольно сильно взаимосвязаны, у них есть много общего, но есть и существенные различия. Поэтому философию нельзя однозначно причислять к науке и, наоборот, нельзя отрицать ее научность.

Научно-философское мировоззрение выполняет познавательные функций, родственные функциям науки. Наряду с такими важными функциями как обобщение, интеграция, синтез всевозможных знаний, открытие наиболее общих закономерностей, связей, взаимодействий основных подсистем бытия, о которых уже шла речь, теоретическая масштабность, логичность философского разума позволяют ему осуществлять также функции прогноза, формирования гипотез об общих принципах, тенденциях развития, а также первичных гипотез о природе конкретных явлений, еще не проработанных специально-научными методами.

 

Список литературы:

1. Балашов Л.Е. Философия: учебник / Л.Е. Балашов. – М.: ИТК «Дашков и К», 2014. – 608 с.

2. Бобров, В.В. Введение в философию. Учебное пособие. / В.В. Бобров. – Москва-Новосибирск, 2015. – 362 с.

3. Гегель, Г.В. Философия. Наука логики. / Г.В. Гегель. – М., 1970. – 287с.

4. Ильин.ю В.В. Философия: экзаменационные ответы для студентов вузов / В.В. Ильин, А.С. Кармин, В.П. Огородников. – СПб.: Питер, 2004. – 256 с.

5. Каверни, Б.И. Философия: Вопросы и ответы. / Б.И. Каверни, И.В. Демидов. – М.: Юриспруденция, 2000. – 139 с.

6. Каратини Р. Введение в философию. М.: Изд-во Эксмо, 2013. - 732 с.

7. Котлярова В.В. Методологические проблемы современной аксиологии // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2013. - №1. - С.5-8.

8. Котлярова В.В., Якунин А.А. Гуманитарный потенциал парадигм альной методологии // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2013. - № 2. - С. 84-90.

9. Котлярова В.В., Якунин А.А. Ценности и жизненные стратегии молодежи в современном социально-гуманитарном познании: монография / В.В. Кот-лярова, А.А. Якунин; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Южно-Российский гос. ун-т экономики и сервиса» (ФГБОУ ВПО «ЮРГУЭС»). Шахты, 2012. - 233 с.

10. Руденко А.М. Социовитальные ценности смысложизненной интенцио-нальности экзистенции человека // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2012 - № 3. - С. 165-172.

 


[1] Балашов Л.Е. Философия: учебник / Л.Е. Балашов. – М.: ИТК «Дашков и К», 2014.С.158.

[2] Бобров, В.В. Введение в философию. Учебное пособие. / В.В. Бобров. – Москва-Новосибирск, 2015.С.117.

[3] Ильин В.В. Философия: экзаменационные ответы для студентов вузов / В.В. Ильин, А.С. Кармин, В.П. Огородников. – СПб.: Питер, 2004.С.118.

[4] Каратини Р. Введение в философию. М.: Изд-во Эксмо, 2013.С.189.

[5] Каратини Р. Введение в философию. М.: Изд-во Эксмо, 2013.С.178.

[6] Бобров, В.В. Введение в философию. Учебное пособие. / В.В. Бобров. – Москва-Новосибирск, 2015.С.119.

[7] Котлярова В.В., Якунин А.А. Ценности и жизненные стратегии молодежи в современном социально-гуманитарном познании: монография / В.В. Кот-лярова, А.А. Якунин; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Южно-Российский гос. ун-т экономики и сервиса» (ФГБОУ ВПО «ЮРГУЭС»). Шахты, 2012.С.154.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1.:Понятие философии как науки…………………………………………5

1.1.Понятие,предмет,функции философии……………………………………...5

1.2.Философские школы………………………………………………………….8

Глава 2.:Особенности философии как науки…………………………………13

2.1.Два фундаментальных подхода к понятию философии как науки…………………………………………………………………………….13

2.2. Ценность как основополагающая категория философии науки………..16

Заключение………………………………………………………………………18

Список литературы…………………………………………………………….21

 


Введение

Человек отличается от животного многими признаками, как физическими, так и умственными. Собака или шимпанзе никогда не станут задумываться о смысле жизни или стремиться познать себя. Животный мир существует на уровне инстинктов. Мыслить - любимое занятие человека. Каждый день все мы задаём себе миллион вопросов и ищем в окружающем мире на них ответы. Разве это наука? Именно постоянные размышления о смысле бытия являются задачей, которую ставит перед собой философия. И так было ещё со времён древних мыслителей. Является ли философия наукой? Мнения по этому поводу расходятся.

Философия - общая теория мира и человека в нем. Термин «философия» древнегреческого происхождения. В буквальном переводе он означает «любовь к мудрости» («филео»- люблю, «софия» - мудрость). Современная философия - это прежде всего наука и, более того, - ядро духовной культуры общества. Она играет стратегическую роль в формировании научной картины мира, методов познания и деятельности, содействует выработке осознанного, продуманного отношения человека к действительности. Философские представления во многом определяют восприятие и понимание происходящего в жизни человека и общества, влияют на выбор способов и средств решения возникающих проблем.

Следует подчеркнуть, что в условиях новых реалий развития науки и общества присущее древним мыслителям связывание философии с мудростью до сих пор сохраняет свой фундаментальный смысл. Именно в нынешнее, переломное время с особой остротой выявляется главное назначение философии - дать человеку надежные ориентиры мудрости.

Обычно под наукой подразумевается деятельность, направленная на изучение какого-либо раздела жизни человека или окружающей среды. В точных науках есть числа, цифры. В литературе присутствует проза, стих и т. п. В любой другой науке можно увидеть материальный результат трудов учёных. В философии же любой результат имеет только интеллектуальный характер и заключается в выведении гипотез о жизни человека, её принципах. Однозначных ответов философская наука не даёт ни на один вопрос. Именно поэтому многие предпочитают на вопрос о том, является ли философия наукой, давать негативный ответ.

Философия – это не просто особая научная дисциплина, а еще и специфический тип мышления и даже своего рода «философский» эмоциональный настрой, система мировоззренческих чувств, когда человек, как бы погружаясь в это «философское» состояние духа, размышляет о мироздании, о добре и зле, прекрасном и безобразном, социальной справедливости, истине и лжи, о смысле и цели человеческой истории.

Для раскрытия специфики философии важно обратиться к истокам философского мышления, а также к мифологическому и религиозному миропониманию как предпосылке, предтече философии. Наша работа базируется на представлении о тесном и неразрывном родстве философии и мировоззрения, которое наиболее зримо проявляет себя в современном философском мировоззрении. Между тем, с одной стороны, исторически философия и мировоззрение не всегда существовали одновременно и, тем более, представляли неразрывное единство, во-вторых, отнюдь не все направления XX в. признают мировоззренческую функцию философии и, в-третьих, нередко по-разному интерпретируются взаимосвязи между философией и мировоззрением. На этих вопросах необходимо далее остановиться.

Процесс философского творчества отвечает глубинной потребности человека в разумном обосновании его места в потоке бытия, смысле жизни, исторического предназначения, личной свободы и сути окружающего.

 

Глава 1.:Понятие философии как науки


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.058 с.