Ценность как основополагающая категория философии науки — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Ценность как основополагающая категория философии науки

2017-10-11 236
Ценность как основополагающая категория философии науки 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Выражающийся в философских понятиях процесс познания наглядно демонстрирует, что никогда не было и не будет не-ценностных знаний. Человеческое бытие объективно детерминировано, движимое и конституировано ценностями, которые согласно мнению А.М. Руденко «выступают содержательным аспектом экзистенциалов человеческого бытия». Ценности закладываются как принцип, - и неважно, осознанные они или нет, - в основе любого знания, тем более философского.

Аксиология как философское учение о ценности и ценности, представляет одно из основных в отечественном, да пожалуй, и в мировом философском дискурсе направлений философского знания. Во многом это связано и с поздним появлением аксиологии - во второй половине XIX века, и с историческими обстоятельствами, которые обусловили необходимость аксиологии.

Отсутствие в философских исследованиях термина «ценность» вплоть до второй половины XIX века вовсе не означало, что в философской рефлексии отсутствовала сама идея ценности, а, следовательно, и ценностный подход как таковой.

Однако, трактовка объектов как ценности вовсе не означает оперирования ценностями, применение концептуального и методологического аппарата аксиологии, и это приводит, как верно отмечает В.В. Котлярова к «существованию ряда методологических противоречий в аксиологии»[7].

В середине XIX века в европейской культуре заговорили о ценности знания, науки, морали, искусства, поэзии, эстетики, государства, права.

Введение понятия было настолько успешным, что это дало основание ряду исследователей утверждать существование «аксиологического бума» в современной науке и философии. С этим выводом трудно не согласиться, замечая несомненные интеллектуальные достижения, которым способствовало освоение понятия «ценность» в различных контекстах: философском, социологическом, психологическом, логическом, лингвистическом, семиотическом, культурологическом, естественнонаучном.

Введение ценностей в процесс познания позволяет аккумулировать и, тем самым, будто подвести под общий знаменатель достаточно широкий объем объ­ектов, как наличного бытия, так и временной реальности, без понятия ценности они распадались, дезинтегрировались. Это позволяет исследователям (В.В. Кот-ляровой, А.А. Якунину и др.) рассматривать ценности как основу парадигмального анализа и применения в разрезе философии науки парадигмальной методологии в контексте аксиологии.

Формирование аксиологической методологии исследования науки, дает новые точки отсчета и раскрывает новые возможности в изучении не только науки, но и других человекомерных систем обосновывает новое и перспективное направление изучения философских и методологических проблем науки -аксиологии науки.

Заключение

Отметим, что философия зародилась примерно две с половиной тысячи лет назад. Произошло это в Греции, Индии, Риме. В Древней Греции она приобрела наиболее развитые формы.

Термин "философия" происходит от двух греческих слов: «любовь»(phileo) и «мудрость» (sophia), то есть он означает в переводе "любовь к мудрости". Сами философы на вопрос о том, что же представляет собой мудрость, отвечали по-разному, и каждый по-своему мудрствовал. С этим связано и то, что понятие "философия" сегодня употребляется в различных значениях. Первым, кто объяснил само это слово, был Пифагор, живший во второй половине шестого - начале пятого века до н. э. Согласно этому мыслителю, смысл философии заключается в поиске истины.

Софисты придерживались другого мнения о том, в чем состоят функции философии. Краткое содержание их позиции по этому вопросу следующее. Основная задача философа заключается в необходимости научить мудрости своих учеников. Они при этом отождествляли мудрость не с достижением истины, а со способностью доказывать то, что каждый считает выгодным и правильным. Для этого любые средства признавались приемлемыми, вплоть до различных ухищрений и уловок.

Платон, древнегреческий мыслитель, также изучал предмет и функции философии. Краткое содержание его трудов позволяет сделать ряд важных замечаний, касающихся рассматриваемой нами темы. В частности, он считал, что задача философии состоит в познании абсолютных и вечных истин. А это под силу лишь мудрецам, с рождения наделенным соответствующей душой. С его точки зрения, философами рождаются, а не становятся. Аристотель (на фото ниже) полагал, что задача философии заключается в постижении всеобщего в мире, а предмет ее - причины и первые начала бытия. При этом она является единственной наукой, существующей ради самой себя. Философия представляет понимание и знание ради них самих.

Следует отметить, что и с социально-историческими условиями связано понимание предмета философии. Например, разложение общества (средневекового, античного, греческого и т. п.), конечно же, повлияло на возникновение концепций, по которым эта наука должна освободить людей от страданий и страха перед будущим, способствовать достижению душевного здоровья и счастья.

Выполняет также функции культуры философия. Кратко поясняя это утверждение, можно сказать, что она обеспечивает адаптацию человека к среде, к историческим и природным условиям обитания.

Философию отличает множество и разнообразие пониманий и подходов к ее предмету, что говорит о плюралистическом характере. Предмет и функции философии, кратко изложенные в этой статье, действительно позволяют сделать вывод о том, что наука эта далеко не однозначна. Сказанное, однако, не подразумевает, что философским концепциям общее не присуще.

Можно выделить свойственные предмету философии некоторые существенные моменты: - исследование вопросов бытия, являющихся наиболее общими (сама проблема бытия при этом понимается в смысле универсальном: идеальное и материальное, бытие человека, общества и природы, бытие и небытие); - анализ общих вопросов познания, таких как: познаваем или непознаваем этот мир, каковы цели, методы и возможности познания, в чем состоит сущность познания как такового и что такое истина, каков объект и субъект познания; - изучение общих вопросов развития и функционирования общества; - исследование самых существенных и общих вопросов человека.

Изучив такие темы, как предмет, структура и функции философии, кратко можно определить эту науку как учение об общих принципах познания, бытия и отношениях человека с миром.

Философия оформляется всегда в виде теории, которая формулирует определенные категории и их систему, принципы, методы и закономерности исследования. Специфика такой теории состоит в том, что ее принципы, категории и законы имеют всеобщий характер. Они одновременно распространяются на само мышление, человека, общество и природу. Предмет этой науки включает и вопрос о том, что такое философия, а также изучение ее истории. В любой философской системе есть главный, стержневой вопрос. Его раскрытие составляет ее сущность и основное содержание. Например, для античных философов это был вопрос о первоосновах сущего, для Сократа - принцип «познай себя», для мыслителей Нового времени - возможность познания, для позитивизма современности - в чем заключается суть «логики научного открытия». Однако существуют и общие вопросы, которые раскрывают характер самого философского мышления. Среди них, прежде всего, вопрос о том, что первично: материальное или идеальное, материя или дух. От решения данного вопроса зависит понимание бытия, поскольку идеальное и материальное - его предельные характеристики. Выделяются в зависимости от его решения такие философские направления, как идеализм и материализм.

Итак, философия и наука довольно сильно взаимосвязаны, у них есть много общего, но есть и существенные различия. Поэтому философию нельзя однозначно причислять к науке и, наоборот, нельзя отрицать ее научность.

Научно-философское мировоззрение выполняет познавательные функций, родственные функциям науки. Наряду с такими важными функциями как обобщение, интеграция, синтез всевозможных знаний, открытие наиболее общих закономерностей, связей, взаимодействий основных подсистем бытия, о которых уже шла речь, теоретическая масштабность, логичность философского разума позволяют ему осуществлять также функции прогноза, формирования гипотез об общих принципах, тенденциях развития, а также первичных гипотез о природе конкретных явлений, еще не проработанных специально-научными методами.

 

Список литературы:

1. Балашов Л.Е. Философия: учебник / Л.Е. Балашов. – М.: ИТК «Дашков и К», 2014. – 608 с.

2. Бобров, В.В. Введение в философию. Учебное пособие. / В.В. Бобров. – Москва-Новосибирск, 2015. – 362 с.

3. Гегель, Г.В. Философия. Наука логики. / Г.В. Гегель. – М., 1970. – 287с.

4. Ильин.ю В.В. Философия: экзаменационные ответы для студентов вузов / В.В. Ильин, А.С. Кармин, В.П. Огородников. – СПб.: Питер, 2004. – 256 с.

5. Каверни, Б.И. Философия: Вопросы и ответы. / Б.И. Каверни, И.В. Демидов. – М.: Юриспруденция, 2000. – 139 с.

6. Каратини Р. Введение в философию. М.: Изд-во Эксмо, 2013. - 732 с.

7. Котлярова В.В. Методологические проблемы современной аксиологии // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2013. - №1. - С.5-8.

8. Котлярова В.В., Якунин А.А. Гуманитарный потенциал парадигм альной методологии // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2013. - № 2. - С. 84-90.

9. Котлярова В.В., Якунин А.А. Ценности и жизненные стратегии молодежи в современном социально-гуманитарном познании: монография / В.В. Кот-лярова, А.А. Якунин; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Южно-Российский гос. ун-т экономики и сервиса» (ФГБОУ ВПО «ЮРГУЭС»). Шахты, 2012. - 233 с.

10. Руденко А.М. Социовитальные ценности смысложизненной интенцио-нальности экзистенции человека // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2012 - № 3. - С. 165-172.

 


[1] Балашов Л.Е. Философия: учебник / Л.Е. Балашов. – М.: ИТК «Дашков и К», 2014.С.158.

[2] Бобров, В.В. Введение в философию. Учебное пособие. / В.В. Бобров. – Москва-Новосибирск, 2015.С.117.

[3] Ильин В.В. Философия: экзаменационные ответы для студентов вузов / В.В. Ильин, А.С. Кармин, В.П. Огородников. – СПб.: Питер, 2004.С.118.

[4] Каратини Р. Введение в философию. М.: Изд-во Эксмо, 2013.С.189.

[5] Каратини Р. Введение в философию. М.: Изд-во Эксмо, 2013.С.178.

[6] Бобров, В.В. Введение в философию. Учебное пособие. / В.В. Бобров. – Москва-Новосибирск, 2015.С.119.

[7] Котлярова В.В., Якунин А.А. Ценности и жизненные стратегии молодежи в современном социально-гуманитарном познании: монография / В.В. Кот-лярова, А.А. Якунин; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Южно-Российский гос. ун-т экономики и сервиса» (ФГБОУ ВПО «ЮРГУЭС»). Шахты, 2012.С.154.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.