Тема: Системы счисления. Перевод чисел. Логические основы ПК. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Тема: Системы счисления. Перевод чисел. Логические основы ПК.

2017-10-10 210
Тема: Системы счисления. Перевод чисел. Логические основы ПК. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Заведующий кафедрой

Н. Сапожников

“ ” 2008 г.

Методические указания

На Практическое занятие № 1

по Программированию

Класс ________ Дата и время

Место проведения: класс ПК

Тема: Системы счисления. Перевод чисел. Логические основы ПК.

Цели:

Закрепление и углубление теоретических знаний.

Получение навыков перевода чисел.

Получение навыков построения таблиц истинности.

Развитие и закрепление интереса у обучаемых к преподаваемому предмету.

 

План проведения

Практического занятия № 1

по дисциплине «Программирование»

 

Вводная теоретическая часть

Основная часть

a). Перевод в 10-ую систему счисления с использованием записи числа в виде полинома.

b). Перевод чисел из одной системы счисления в другую.

c). Формат представления чисел в ЭВМ с плавающей запятой.

Заключительная часть

В результате проведения практического занятия студенты должны

ЗНАТЬ:

- Правила перевода чисел из одной системы счисления в другую

- Формат представления чисел в ЭВМ с плавающей запятой

 

УМЕТЬ:

Осуществлять переводы чисел.

Организационно-методические указания

По проведению

Практического занятия № 1

Вводная теоретическая часть

Под системой счисления понимается способ представления любого числа с помощью некоторого алфавита символов, называемых цифрами. Все системы счисления делятся на позиционные и непозиционные.

Непозиционными системами являются такие системы счисления, в которых каждый символ сохраняет свое значение независимо от места его положения в числе. Примером непозиционной системы счисления является римская

система. К недостаткам таких систем относятся наличие большого количества знаков и сложность выполнения арифметических операций.

Система счисления называется позиционной, если одна и та же цифра имеет различное значение, определяющееся позицией цифры в последовательности цифр, изображающей число. Это значение меняется в однозначной зависимости от позиции, занимаемой цифрой, по некоторому закону.

Количество qразличных цифр, употребляемых в позиционной системе, определяет название системы счисления и называется основанием системы счисления - “ q”.

где q — основание системы счисления; qi — вес позиции; аi Î {0, 1,..., (q - 1)} — цифры в позициях числа; 0, 1,..., k— номера разрядов целой части числа; -1, -2, ...,-т — номера разрядов дробной части числа.

На практике применяют сокращенную запись полинома (1.6) в виде последова­тельности цифр со знаком в зависимости от типа числа:

• для смешанного числа


 

В этой последовательности запятая отделяет целую часть числа от дробной (коэффициенты при положительных степенях, включая нуль, от коэффициентов при отрицательных степенях). Запятая опускается, если нет отрицательных степеней (число целое). В ЭВМ применяют позиционные системы счисления с недесятичным основанием: двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную. В аппаратной основе ЭВМ лежат двухпозиционные элементы, которые могут находиться только в двух состояниях; одно из них обозначается 0, а другое - 1. Поэтому основной системой счисления

применяемой в ЭВМ является двоичная система.

1.1 Перевод чисел в десятичную систему осуществляется путем составления степенного ряда с основанием той системы, из которой число переводится. Затем подсчитывается значение суммы.

Пример.

а) Перевести 10101101 101 10. 2 →" "с.с. ∗

10101101.1012 = 1⋅27+0⋅26+1⋅25 +0⋅24 +1⋅23 +1⋅22 +0⋅21 + 1⋅20+1⋅2-1+0⋅2-2 +1⋅2-3 =173.62510

б) Перевести 703.048 →" 10"с.с.

703.048 = 7⋅ 82 + 0⋅ 81 + 3 ⋅80 +0 ⋅8-1 +4 ⋅8-2 = 451. 062510

в) Перевести B 2 E. 416 →" 10"с.с.

B 2 E. 416 =11 ⋅162 + 2⋅161 +14⋅ 160 +4 ⋅16-1 =2862.2510

Числа с плавающей точкой.

Для установления однозначности при записи чисел принята нормализованная форма записи числа. Мантисса нормализованного числа может изменяться в диапазоне:: 1 qm <1. Таким образом, в нормализованных числах цифра после точки должна быть значащей.

Пример.

0.0832 ⋅103 = 0.832 ⋅102

ненормализованное нормализованное

число число

Для представления чисел в машинном слове выделяют группы разрядов для изображения мантиссы, порядка, знака числа и знака порядка:

а) представление чисел в формате полуслова

 

                               
                   

 

 

знак знак Порядок (4 разряда) Мантисса (10 разрядов)

m q

б) представление чисел в формате слова

 

                       
          ………………………….

 

 

знак знак Порядок (7 разрядов) Мантисса (23 разряда)

m q

Наиболее типично представление чисел с плавающей запятой в формате слова (32 разряда).

Пример.

а) Число А=410 =1002 =0.1⋅1011 записывается в ячейку следующим образом:

 

                           
                        ……………...  

 

 

знак m знак q Порядок q (7 разрядов) Мантисса m (23 разряда)

б) Число А = −3.510 = −11.12 = −0.111⋅1010

Коды чисел.

В ЭВМ в целях упрощения выполнения арифметических операций применяют специальные коды для представления чисел. Использование кодов позволяет свести операцию вычитания чисел к арифметическому сложению кодов этих чисел. Применяются прямой, обратный и дополнительный коды чисел. Прямой код используется для представления отрицательных чисел в запоминающем устройстве ЭВМ, а также при умножении и делении. Обратный и дополнительный коды используются для замены операции вычитания операцией сложения, что упрощает устройство

арифметического блока ЭВМ. К кодам выдвигаются следующие требования: 1) Разряды числа в коде жестко связаны с определенной разрядной сеткой. 2) Для записи кода знака в разрядной сетке отводится фиксированный, строго определенный разряд. Например, если за основу представления кода взят один байт, то для представления числа будет отведено 7 разрядов, а для записи кода знака один разряд.

Прямой код. Прямой код двоичного числа совпадает по изображению с записью самого числа. Значение знакового разряда для положительных чисел равно 0, а для отрицательных чисел 1. (Знаковым разрядом обычно является крайний разряд в разрядной сетке. В дальнейшем при записи кода знаковый разряд от цифровых условимся отделять запятой. Если количество разрядов кода не указано будем предполагать, что под запись кода выделен один байт.)

 

Пример.

В случае, когда для записи кода выделен один байт, для числа +1101 прямой код 0,0001101, для числа –1101 прямой код 1,0001101.

Обратный код.

Обратный код для положительного числа совпадает с прямым кодом. Для отрицательного числа все цифры числа заменяются на противоположные (1 на 0, 0 на 1), а в знаковый разряд заносится единица.

Пример.

Для числа +1101 прямой код 0, 0001101; обратный код 0,0001101.

Для числа –1101 прямой код 1, 0001101; обратный код 1,1110010.

Дополнительный код.

Дополнительный код положительного числа совпадает с прямым кодом. Для отрицательного числа дополнительный код образуется путем получения обратного кода и добавлением к младшему

разряду единицы.

Пример.

Для числа +1101:

прямой код обратный код дополнительный код

0,0001101 0,0001101 0,0001101

Для числа –1101:

прямой код обратный код дополнительный код

1,0001101 1,1110010 1,1110011

 

Основная часть

Выполнить упражнения

 

Упражнение 2

3) Даны числа X и Y. Вычислить: X+Y и X-Y. X=10011001; Y=11001;

 

Упражнение 3

1. При A=true, B= true, C=false вычислить значение логического выражения:

(((not (A)) or (not (B))) or (not (C));

2. При A= true, B= true, C= true вычислить значение логического выражения:

(((not (A)) or (not (B))) or (not (C));

3. При A=true, B=false, C=false вычислить значение логического выражения:

(((A) and (B)) or ((A) and (C))) or (not (C));

 

 

Инструктивно-методические указания по проведению

практического занятия № 1 обсуждены и одобрены на заседании кафедры КС.

 

Протокол № ____ от “___” ____________ 200 г.

 

 

Заведующий кафедрой

Н. Сапожников

“ ” 2008 г.

Методические указания

На Практическое занятие № 1

по Программированию

Класс ________ Дата и время

Место проведения: класс ПК

Тема: Системы счисления. Перевод чисел. Логические основы ПК.

Цели:

Закрепление и углубление теоретических знаний.

Получение навыков перевода чисел.

Получение навыков построения таблиц истинности.

Развитие и закрепление интереса у обучаемых к преподаваемому предмету.

 

План проведения

Практического занятия № 1

по дисциплине «Программирование»

 

Вводная теоретическая часть

Основная часть

a). Перевод в 10-ую систему счисления с использованием записи числа в виде полинома.

b). Перевод чисел из одной системы счисления в другую.

c). Формат представления чисел в ЭВМ с плавающей запятой.

Заключительная часть

В результате проведения практического занятия студенты должны

ЗНАТЬ:

- Правила перевода чисел из одной системы счисления в другую

- Формат представления чисел в ЭВМ с плавающей запятой

 

УМЕТЬ:

Осуществлять переводы чисел.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.039 с.