Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Лекция 7. Основные методы исследования в психологии развития

2017-10-10 582
Лекция 7. Основные методы исследования в психологии развития 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Основными методами получения фактов в психологии развития являются наблюдение, беседа и эксперимент. Каждый из этих общих методов имеет ряд модификаций, которые уточняют, но не изменяют их сущность.

Наблюдение − древнейший метод познания. Различают следующие виды наблюдения: срез (кратковременное наблюдение), лонгитюдное (длинное, иногда в течение ряда лет), выборочное, сплошное и особый вид − включенное наблюдение (когда наблюдатель становится членом исследуемой группы).

Общая процедура наблюдения складывается из следующих процессов:

1) определение задачи и цели (для чего, с какой целью?);

2) выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?);

3) выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?);

4) выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи?);

5) обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?).

Наблюдение входит составной частью и в два других метода − беседу и эксперимент.

Беседа как психологический метод предусматривает прямое или косвенное, устное или письменное получение от изучаемого сведений о его деятельности, в которых объективируются свойственные ему психологические явления. Виды бесед: сбор анамнеза, интервью, вопросники и психологические анкеты. Интервью − вид беседы, при которой ставится задача получить ответы опрашиваемого на определенные (обычно заранее приготовленные) вопросы. В этом случае, когда вопросы и ответы представляются в письменной форме, имеет место анкетирование.

Одна из разновидностей наблюдения − самонаблюдение, непосредственное либо отсроченное (в воспоминаниях, дневниках, мемуарах человек анализирует, что он думал, чувствовал, переживал).

Однако главным методом психологического исследования является эксперимент − активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт. Бывает лабораторный эксперимент, он протекает в специальных условиях, используется специальная аппаратура, действия испытуемого определяются инструкцией, испытуемый знает, что проводится эксперимент, хотя до конца истинного смысла эксперимента может не знать. Эксперимент многократно проводится с большим количеством испытуемых, что позволяет устанавливать общие математико–статистически достоверные закономерности развития психических явлений.

Метод тестов − метод испытаний, установления определенных психических качеств человека. Тест − кратковременное, одинаковое для всех испытуемых задание, по результатам которого определяется наличие и уровень развития определенных психических качеств человека. Тесты могут быть прогностические и диагностирующие. Тесты должны быть научно обоснованы, надежны, валидны и выявлять устойчивые психологические характеристики.

К организационным методам, которые действуют в течение всего исследования относят:

− сравнительный метод (сопоставление данных нормального и патологического развития, сопоставление разных ступеней эволюции или разных уровней по определенным параметрам, как метод поперечных возрастных срезов, например, сравнение параметров памяти у дошкольников, школьников, взрослых, стариков);

− лонгитюдный метод (непрерывное прослеживание хода психологического развития группы испытуемых на протяжении многих лет);

− комплексный метод (междисциплинарное исследование взаимосвязей между явлениями разного рода − между физическим и психическим развитием, между социальным статусом и характерологическими особенностями личности; между производительностью труда и индивидуальным стилем труда). Комплексный метод позволяет проводить исследование в области производства, здравоохранения, образования и воспитания, всесторонне исследуя объект с учетом психологических, педагогических, медицинских, профессиональных, социально–экономических. Лонгитюдный метод устраняет такой серьезный недостаток метода поперечных срезов (сравнительно–возрастного), как уравнения всех индивидов данного возраста и данной популяции, которые на самом деле не бывают тождественны по своему развитию. Но лонгитюдный метод сложнее применять, особенно на большой выборке испытуемых, поэтому в возрастной и генетической психологии целесообразно сочетать сравнительный и лонгитюдный методы. Лонгитюдный метод может давать более интересные результаты, чем метод поперечных срезов, поскольку выявляет индивидуальные и усредненные тенденции развития различных психических функций и личностных качеств, их темпы и различные пути развития.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.