Место морали в системе профессиональной регуляции — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Место морали в системе профессиональной регуляции

2017-10-10 698
Место морали в системе профессиональной регуляции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Мораль характеризует человека с точки зрения его способности жить в обществе Деловой моралью мы будем в соответствии с философской традицией называть один из важнейших способов регуляции поведения людей в профессиональной деятельности, основанных на моделях оценочных суждений о добре и зле. Чтобы определить особый статус морали в системе профессиональной регуляции, необходимо выделить два аспекта:

· Во-первых, мораль инструментальна как регулятор, «обслуживающий» профессиональную деятельность. Данный аспект деловой морали раскрывается через ее функции. Нормативные характеристики деловой морали определяют нравственные свойства и качества, необходимые для выполнения той или иной профессиональной деятельности. Адаптация к требованиям профессии, освоение новой социальной роли порождает новое функциональное содержание деловой морали. Этим объясняется то, что изменившаяся профессиональная ситуация стимулирует формирование новых нравственных качеств и свойств.

· Во-вторых, для того чтобы найти пути согласования человека с его профессией, нужно иметь целостное представление о ценностных и смыслообразующих аспектах личности работника. Необходимо видеть в деловой морали самостоятельную и автономную систему ценностей, способную превосходить любые запросы общества и профессии. Это измерение деловой морали раскрывается через ее свойства.

И, наконец, в третьих, абсолютизация в морали социального содержания ведет к тому, что нравственность в организации подменяется формами социальной дисциплины и общественного авторитета. Все, что не ведет к социальной эффективности в деятельности организации отвергается как безнравственное. Абсолютизация же ценностной составляющей ведет к тому, что деловая мораль понимается как социально неконтролируемая система. Происходит дистанцирование нравственных ценностей от профессиональных требований. Это ведет к сужению объема понятия «деловая мораль»: от человека требуется только установить представления о добре и зле, чести и достоинстве, долге и т.п. Моральными признаются только бескорыстные, аскетические мотивы, несмотря на то, что требования общества изменились. Те, кто придерживается подобных взглядов, отрицают возможность возникновения конвенциональной морали, ценности которой опираются на принципы общественного договора, а нормы складываются не только стихийно, но и по соглашению. Поэтому возникает проблема, связанная с установлением границ прикладной этики и ее отличие от этики как моральной философии.

Сравнение морали с правом и политикой:

· Общее в том, что право, мораль и политика являются социальными регуляторами поведения.

· Различие в их специфических способах влияния на сознание человека:

1) Мораль использует убеждение через совесть как внутренний механизм и мнение других, общественное мнение как внешний механизм воздействия на поведение индивида;

Право основывается на принуждении как внутреннем механизме через законопослушание и со стороны государства оказывается внешнее воздействие на поведение личности.

3) Политика использует убеждение и принуждение:

· убеждение через пропагандистскую деятельность политических партий, через их участие в государственном управлении, в предвыборных кампаниях и подобных мероприятиях.

· Принуждение через партийную дисциплину или через применение силы в социальных или военных конфликтах.

Соотношение морали и нравственности.

Иногда понятия мораль и нравственность употребляют как синонимы, но существует традиция (идущая от Гегеля) разделять их значение. Согласно этой традиции, нравственность (от слова нравы) — поведение, соответствующее общепринятым обычаям, традициям, ценностям и нормам. Что такое мораль и нравственность в деловой этике? Категории этики выступают ступенями познания общих закономерностей и процессов морали.

Нравы - это господствующая массовая привычка, установившаяся стихийная практика поведения. Переход от нравов к собственно морали совершается, по Гегелю, так, что общепринятое уже не имеет статуса непререкаемого авторитета, а должно получить рациональное обоснование. Нравственность человека является условием вхождения человека в социум, оно требует оригинальности, творчества, интенсивного рационального мышления, индивидуального выбора. Но возникает вопрос о должном поведении индивида, о связи идеальных моделей поведения с насущными потребностями и интересами общества и личности. Существует ли объективный критерий добра и зла? От ответа на поставленные вопросы зависит обоснование моральной оценки поступков личности, единства морального сознания и практики.

Мораль в отличие от нравственности особое явление, возникшее (параллельно с правом) в западной цивилизации. Она появляется с развитием индивидуального самосознания (античные мудрецы), личностного, самостоятельного начала, с появлением свободно мыслящих личностей, способных к сознательному решению и выбору. Мораль — одно из наиболее сложных понятий, над которым бились лучшие умы, создававшие различные образы морали. Сложность с определением морали состоит в том, что такое определение не может быть простым обобщением фактов. Мораль всегда больше, чем совокупность фактов, подлежащих обобщению. Она выступает как основа систематизации этических категорий, которые находят свое проявление в индивидуальном и общественном моральном сознании той или иной эпохи. Полного соответствия этических категорий с понятиями морального сознания не существуют. Этим объясняется несовпадение морали и нравственности. Нравы могут не соответствовать требованиям категорий морали. В этом случае более обоснованно говорить о ценностной природе морали, об особенностях моральных чувств и их роли в жизненной позиции человека, а также о доброй воли или ее отсутствии как основе нравственности.

Отличие этики от этикета. При этом необходимо отличать этику от этикета. Деловой этикет, как и этика, регулируют поведение людей должным образом. В настоящее время этикет означает некий кодекс вежливости. Его правила, по своей сути, не имеют моральной природы, но выражают определенные манеры поведения. Также необходимо выделить принципиальное различие морали и права. Правовые нормы имеют такие механизмы принуждения, как суд, полиция, осуществляющие наказание. Моральные нормы опираются лишь на добровольное их признание и исполнение.

Основные свойства морали

· Императивность деловой морали (от лат. Imperativus – повелительный). Нравственная норма есть всегда требование. В этом измерении деловая мораль предстает как совокупность требований, которыми должен обязательно руководствоваться человек в своей профессиональной деятельности (кодексы профессиональной чести, профессиональные этикеты).

· Обобщенный характер моральных требований. В этой особенности морали проявляется отсутствие в ее требованиях готовых решений на все жизненные проблемы. Обобщенность содержит лишь общее позитивное направление в поведении («делай добро») человека, которое каждый конкретизирует применительно к особенностям жизненной ситуации. По критерию обобщенности моральные нормы отличаются: а) от обычая, который регламентирует все детали поведения; б) от права, которое стремиться сформулировать свои статьи предельно четко и строго.

· Личностная форма моральных требований, т. е. их обращенность к самой личности. Моральные нормы приобретают социальную значимость лишь в том случае, если они становятся собственным убеждением человека. Эта особенность деловой морали находит свое выражение в личностном самоопределении человека. В этом случае индивид не просто овладевает профессией, но и поднимается над ней, осваивая новые социальные роли, когда окружающие его считают хорошим инженером, врачом, педагогом и уважаемым человеком – высоконравственной личностью.

· Всеобщность и универсальность морали как онтологическая характеристика морали, выражается в ее требованиях, адресованных всем, не ограниченных рамками данного сообщества и данной культуры. Нет таких явлений в жизни человека, которые не выступали бы объектом моральной оценки. Мораль включена во все сферы жизни человека и общества. Это свойство морали также отличает ее от обычая и права, которые регулируют не все, а лишь определенные сферы деятельности человека. Данное качество морали наиболее полно раскрыто Кантом в его учении о категорическом императиве.

В чем же специфика проявления универсальности деловой морали? Прежде всего в ее существовании во всех видах межличностных отношений и практике взаимодействия людей любой профессии. Определение своего места в мире профессий, раскрытие личностного потенциала для достижения вершин профессионализма невозможно без развития профессионально важных нравственных качеств. Системообразующим фактором этого процесса выступает такая важная нравственная ценность, как добро. В зависимости от того, насколько она связана с процессом профессионального становления личности, с ее интересом и склонностью к профессии, формируется ответственность личности за свое профессиональное становление и утверждение собственной позиции в мире профессий.

Антиномии морали

Кроме перечисленных простых свойств морали, существуют и противоречивые ее особенности (антиномии). Антиномии (в логике) – это такое противоречие между суждениями, каждое из которых может быть логически доказано. Антиномии в морали – это противоречивые ее свойства, каждое из которых имеет большую вероятность быть обоснованным.

· Антиномия добра и зла. Деловая мораль представляет собой сферу наиболее обобщенного выражения положительной и отрицательной значимости явлений в их связи с профессиональными интересами людей. Добро и зло взаимоопределяют друг друга, и вся профессиональная деятельность человека может рассматриваться сквозь призму непрерывного выбора между тем и другим началом. Через призму добра и зла осуществляется оценка мотивов, поступков, профессиональных качеств человека, а также различных деловых ситуаций в деятельности организации. С помощью данных категорий раскрывается нравственная ценность человеческих поступков и выраженных в поведении деловых отношений. В деловом общении люди опираются на представления о добре и зле, выработанные общественным мнением и подкрепленные социальным опытом.

· Антиномия должного и сущего. Сущее как фактическое положение дел не совпадает с должным как нравственно-идеальным бытием. Это несовпадение является имманентным свойством морали, без него она не существует. Этика как теория морали и нравственности исходит из фундаментального различия сущего и должного. Как должное мораль и нравственность включают в себя требования, подлежащие исполнению. Выражая связь с профессией, мораль приобретает практический характер. Это есть сфера сущего в морали. Именно в форме конкретного поведения людей мораль функционирует в их профессиональной деятельности, обнаруживая себя через определенные сочетания их деловых качеств. Однако должное не может быть полностью исключено из делового поведения. Мораль - это не просто то, что есть, она есть и то, что должно быть. Данное противоречие выступает основой стремления человека к восстановлению единства (а не абсолютного тождества) должного и сущего

· Антиномия нравственной необходимости и свободы. Мораль опирается на свободную волю человека, на способность личности к свободному выбору и самоопределению. Руководствуясь общечеловеческими нравственными требованиями в качестве идеально-должного, человек самостоятельно делает выбор своего поведения, намечает цель и средства ее достижения, исходя из реальных возможностей и конкретной ситуации. Свободная воля является безусловным основанием и пространством деловой морали. Особо подчеркнем мысль о том, что моральная свобода выборов мотивов и поступков не является свободой от ответственности за выполнение профессиональных норм и требований.

· Антиномия личных и общественных интересов. Мораль, согласно А.А.Гусейнову, есть общественная форма отношений между людьми. Посредником любого нравственного отношения между людьми выступают другие люди, от отдельного индивида до человечества как такового. Нормы морали побуждают, обязывают человека жить сообща с другими людьми согласно «золотому правилу нравственности» они определяют для человека сферу запретного поведения. Цель регуляции морали – это разрешение противоречий между социальным и индивидуальным бытием человека. Мораль обеспечивает единство должного как социального поведения индивида и его сущего как индивидуального поведения. В морали в первую очередь выделяется ее направленность на единение людей. Ценностным центром морали выступает идеал единства и потребность каждого человека реализовывать в своем поведении содержание этого идеала.

Основные функции морали

Для понимания природы морали важную роль играет выявление основных функций, которые она выполняет:

· Оценочная функция (эта функция характерна не только для морали, но и для искусства, религии, права, политики и т.д.).

Специфика оценочной функции морали в том, что: а) оценка производится через призму основных понятий морального сознания: добро и зло, честь и достоинство, совесть, долг и др.; б) оценка осуществляется через сопоставление сущего с должным: в) универсальный характер моральных оценок для всех действий человека (чего нельзя сказать, например, о праве, политики; г) моральные оценки опираются на убеждения индивида и авторитет общественного мнения.

· Познавательная функция, которая тесным образом связана с моральной оценкой: когда мы оцениваем свои собственные и чужие поступки сквозь призму добра и зла, мы получаем определенные знания о себе и других людях. Однако познавательная функция морали реализуется несколько иначе, нежели познание в науке: в ней большую роль играют чувства, вера, интуиция, нежели разум. Если человек не различает добро и зло, то он становится не способным оценивать результаты решения моральных проблем, с которыми он сталкивается по критерию добра, блага. Отсутствие у человека представлений о добродетелях не позволяет ему в полной мере идентифицировать себя с высоконравственными личностями.

В связи с этим возникает проблема истины в этике, решение которой связано с коренными вопросами теории морали. Моральные нормы имеют двойственный характер: они несут определенную информацию о сфере нравственных отношений. Главное их назначение – не в описании явления, а в предписании должного поведения, его соответствия добру. Поэтому моральные нормы не могут быть проверены путем обычного сопоставления с реальными фактами. Истина и добро характеризуют различные функции моральных норм и не должны противопоставляться друг другу. Добро и как положительная оценка сущего, и как нравственный образец, как требование должного порождает моральную истину. Таким образом, познавательный момент в морали подчинен ее оценочной функции.

· Мировоззренческая функция. Ядром морали выступает отношение человека к миру, а именно: оценка мира дается не просто как объективно существующей реальности, а в связи с человеком и его местом в мире. Необходимо отметить, что далеко не все в моральном сознании относится к мировоззрению, так как оно предполагает понятийно-осознанный взгляд человека на мир, его обобщенную оценку и самооценку. Гораздо ближе к мировоззренческому уровню морали находится мировосприятие и миропонмание. Это обусловлено тем, что в мировосприятии преобладает роль нравственных чувств, которые не выходят за рамки непосредственного опыта индивида. Миропонимание основывается на опыте других людей, усиливая временное восприятие жизни через переживание ее смысла.

· Воспитательная функция. Основное содержание этой функции определяет идея самосовершенствования и нравственного развития личности. Человек –существо самосозидающее, он сам является строителем своего нравственного бытия. С помощью морали человек имеет возможность свободного выбора значимых для себя и других ценностей для формирования в структуре своей личности добродетелей. Как подчеркивал Аристотель, добродетели существуют в нас не от природы, и не вопреки природе, но приобрести их для нас естественно, они воспитываются. [Аристотель, Сочинения, т.1.с. 78].

· Регулятивная функция морали является синтезом всех других функций. Отметим, в чем заключается специфика данной функции. Во-первых мораль регулирует практически все сферы жизнедеятельности человека (чего нельзя сказать о праве, эстетическом сознании, политике. Во=вторых, мораль предъявляет к человеку максимальные требования в четком следовании нравственному идеалу. В-третьих, регулятивная функция морали осуществляется с опорой на авторитет общественного мнения и моральные убеждения (прежде всего совесть) человека.

Вывод. Следует отметить, что выделение определённых функций морали (как и отдельный анализ каждой из них) является достаточно условным, поскольку в реальности они всегда тесно слиты друг с другом. Мораль одновременно регулирует, воспитывает, ориентирует и т. д. Именно в целостности функционирования проявляется своеобразие её воздействия не только на нахождение глубокого смысла своей профессии, но и жизни в целом.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.