Стратегия Российской Федерации в Арктике — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Стратегия Российской Федерации в Арктике

2017-10-10 511
Стратегия Российской Федерации в Арктике 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Первое десятилетие XXI века высветило новую острую проблему международных отношений и мировой политики – Арктику, точнее сказать, целый комплекс проблем, связанных с глобальным потеплением в этом регионе, который в прежние годы благополучно пребывал на периферии международного внимания. В мировых академических и политических кругах широко дискутировались проблемы ядерных вооружений Ирана и Северной Кореи, израильско-палестинского урегулирования, ограничения стратегических потенциалов США и России и т.д. Конечно, периодически обсуждались проблемы, так сказать, второразрядные, которые недолго будоражили мировую общественность. Об Арктике регулярно справлялись и интересовались ее проблемами, пожалуй, разве что узкие специалисты различного профиля. Для широкой мировой общественности все, что было связано с Арктикой, воспринималось в некоем романтическом ореоле: суровая и вместе с тем экзотическая природа, сильные люди и т.д. Как-то забывалось, что и в прошлом веке Арктика была на острие интересов целого ряда государств, в том числе геополитических, военных, социально-экономических. Но с начала 2000-х гг. проблемы Арктики все чаще мелькают на страницах научных журналов, становятся важным предметом обсуждения на самых высоких двусторонних и многосторонних уровнях. Это наблюдение полностью применимо к современной России.

Бизнес-сообщество, прежде всего в лице крупных энергетических компаний, политические и научные круги России не скрывают своей заинтересованности в Арктике, анализируют различные аспекты проблемы, строят более или менее реальные прогнозы относительно будущего этого региона [12, с. 2-3; 223]. Этот интерес инициировало обнародование данных о гигантских природных ресурсах Арктики. По расчетам российских специалистов, неразведанные месторождения нефти и газа в российской части Арктики составляют до 25% мировых запасов углеводородов (примерно 15,5 млрд. тонн нефти и 84,5 трлн. кубометров газа). Правда, по данным «Геологического обозрения» США, опубликованным в 2007-2008 гг., неразведанные запасы нефти в Арктике составляют всего около 13% от всех мировых запасов [224, с. 32]. Разумеется, что в этом случае на долю России приходится меньшая доля, чем заявлялось. Тем не менее, и в этом случае Россия намного опережает другие приарктические страны. Интерес России к Арктике обусловлен укреплением энергетической составляющей во внешней политике РФ, строительством экспортных трубопроводов и реализацией транспортного проекта на Севере и Северо-Западе, начиная с Балтийской трубопроводной системы, запущенной в 2001 г., и заканчивая строительством газопровода «Северный поток» по дну Балтийского моря [225, с. 3]. Интерес к Арктике со стороны других государств мира, особенно приполярных, крупных и крупнейших нефтяных и газовых компаний мира вынуждает Российскую Федерацию поторопиться с определением своих целей в Арктике, четко сформулировать и заявить о своих национальных интересах в этом регионе.

Российский Крайний Север – это огромный, во многом еще не освоенный регион. В соответствии с российским законодательством, в Арктическую зону РФ входят полностью или частично территории Республики Соха (Якутия), Мурманской и Архангельской областей, Красноярского края, Ненецкого, Ямало-Ненецкого и Чукотского автономных округов, определенных решением Государственной комиссии при Совете министров СССР по делам Арктики от 22 апреля 1989 г., а также земли и острова, указанные в Постановлении Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 г. «Об объявлении территорией СССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океана и прилегающие к этим территориям, землям и островам внутренние морские воды, территориальное море, исключительную экономическую зону и континентальный шельф РФ, в пределах которых Россия обладает суверенными правами и юрисдикцией в соответствии с международным правом» [74].

Российская Федерация, как крупнейшая северная страна мира (только протяженность береговой линии составляет 22,5 тыс. километров), имеет многообразные интересы в арктическом регионе, в том числе по его дальнейшему освоению и развитию. В Арктике ведется экономическая деятельность, находятся военные объекты, расположены стационарные российские метеорологические станции (например, на Земле Франца-Иосифа), а непосредственно в акватории Северного Ледовитого океана организуются дрейфующие полярные станции, которые ведут разнообразные научные исследования: аэрометеорологические, актинометрические, геомагнитные, гидрологические, гляциологические, а в отдельных случаях биологические и медицинские наблюдения. Без изучения, в частности, гидрологического режима вод и течений Северного Ледовитого океана, без знания закономерностей дрейфа льдов и синоптических процессов в Центральной Арктике нельзя строить сколько-нибудь надежные долгосрочные прогнозы ледовой обстановки и погоды в окраинных арктических морях, по которым пролегает Северный морской путь [226, с. 6]. Метеорологические наблюдения имеют огромное значение для полетов российской авиации, прогноза погоды во всем мире, включая Европу, Азию и другие регионы.

В Арктике добывается 100% апатита и сурьмы, около 90% металлов платиновой группы, никеля и кобальта, 80% природного газа. Российская Арктика, население которой составляет менее 2% от общей численности населения страны, производит около 15% отечественного ВВП. Кроме того, Российская Арктика дает стране ценную пушнину, высоко ценимую на международных аукционах, золото, алмазы и прочее. В северных морях, в частности, Баренцевом и Карском, широко ведется морское рыболовство. Здесь вылавливается треть рыбы и морепродуктов, добываемых Россией [227].

Учитывая сложные погодно-климатические условия на Крайнем Севере РФ, крайне слаборазвитую наземную транспортную инфраструктуру севернее транссибирской магистрали ввиду труднодоступного рельефа местности, ограниченный период речной навигации в направлении юг – север (Северная Двина, Печора, Хатанга, Лена, Енисей и др.), Россия (прежде СССР) решает многие важные задачи, в том числе народнохозяйственные, в этом регионе путем организации судоходства по Северному морскому пути (СМП). В советские времена в бюджете страны предусматривался даже специальный раздел «Северный завоз», исполнение которого контролировал Госплан СССР.

С помощью СМП в течение нескольких десятилетий осуществляется доставка в города и поселения (Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси, Анадырь, Певек, бухта Провидения и др.), расположенных на побережье арктических морей и в устьях крупных сибирских рек, продовольствия, оборудования, топлива и других необходимых материалов. Одновременно из этого региона в европейскую и азиатскую части страны вывозится лес, металлы, минеральные удобрения и другое сырье. Сегодня основными российскими пользователями СМП являются «Норильский никель», «Газпром», «Роснефть», «Росшельф», а из субъектов Российской Федерации – Красноярский край, Саха-Якутия и Чукотка.

Тяжелые для страны 90-е гг. сказались на объемах перевозок по СМП. Наглядное представление об этом процессе дает следующая таблица

Таблица 4. – Объемы перевозок по Северному морскому пути (тыс. тонн)

Годы Каботаж Транзитные перевозки Экспорт Импорт Всего
  4.734.2 38.1 1.007.5 401.5 6.181.3
  4.964 54.7 1.001.2 434.8 6.454.7
  4.987.1 1.0 1.080.9 509.8 6.578.8
  4.788.4 0.0 1.048.9 447.9 6.295.2
  4.616.1 55.2 1.137.6 14.1 5.823.0
  4.182.6 115.1 1.201.0 11.8 5.510.5
  3.882.3 176.2 743.6 1.9 4.804.0
  3.250.8 202.3 450.8 5.3 3.909.2
  2.286.8 208.6 517.3 3.0 3.015.7
  1.523.9 140.2 578.9 57.1 2.300.1
  1.605.6 100.2 606.0 49.5 2.361.3
  1.240.7 18.1 367.6 15.6 1.642.0
  1.384.7 0.6 525.0 35.6 1.945.3
  927.7 0.0 524.1 6.6 1.458.4
  1.018.0 0.0 549.2 13.0 1.580.2
  961.9 0.0 622.7 2.4 1.587.0

 

Источник: UNEP/GEF Project-Russian Federation: Support for the National Programme of Action for Protection of the Arctic Marine Environment. 2 Steering Committee Meeting. Aprile 25-26, 2007. Report on the Second Meeting of the Project Steering Committee. – Р.90.

 

Анализ данных о различных видах морских перевозок свидетельствует о постепенном их уменьшении. По сравнению с 1985 г., в 2000 г. общий объем морских перевозок сократился в 4 раза, каботажных – примерно в 4.7 раза, экспортных – в 1.5 раза, импортных – почти в 200 раз.

Новые перспективы в использовании и эксплуатации Северного морского пути открываются в связи с разработкой богатого Штокмановского месторождения нефти и газа (около 3 триллион кубометров газа) и Тимано-Печерской нефтегазоносной провинции с месторождениями северо-онежских бокситов, полиметаллов и марганца на архипелаге Новая Земля. Но следует учитывать огромные сложности, связанные с освоением Штокмановского месторождения (оно расположено в 500 километрах от суши) и транспортировкой углеводородов и т.д. В ноябре 2010 г. была завершена работа над техническим проектом разработки Штокмана. Последующий этап связан с тендерным процессом и компания-оператор месторождения Shtokman Development получает предложения от различных подрядчиков. К тому же компании-оператору представлены технические предложения по добывающей платформе от двух международных консорциумов - первого в составе компаний Aker Solutions, Tehnip, SBM; второго – в составе компаний Saipem. Samsung, Sofec [228, с. 12-13]. Ожидаемые сроки начала поставок трубного газа – 2016 г.; сжиженного газа – 2017 г.

Благоприятное географическое положение России между самыми динамичными регионами мирового хозяйства – Западной Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом дает России возможность стать самым дешевым, обладающим огромной пропускной способностью транспортным коридором между Европой и Азией: он в 2-3 раза короче морских путей через Суэцкий и Панамский каналы [229, с. 175-176]. Например, путь из Японии в Германию сокращается почти в 2 раза. Для перевозок, осуществляемых в 20 из 24 крупнейших морских портов мира, транспортировка через Северный морской путь даст значительную экономию времени и топлива. Кроме того, есть и другие соображения в пользу СМП. Например, режим судоходства через Суэцкий канал довольно ограничительный: ежедневно судам разрешено входить в канал 3 раза в одном направлении, Плавание через канал продолжается, как правило, 4-5 часов, но может составить даже целые сутки. Судоходство может быть заблокировано в случае инцидента или по другим причинам [156, с. 17].

Россия в ближайшее время намерена повысить эффективность использования СМП за счет грузовых перевозок. Ее атомный ледокольный флот сегодня гарантирует безопасную проводку судов [230, с.13][‡‡‡]. К 2020 г. Россия введет в строй шесть мощных атомных ледоколов с энергетическими установками нового типа. Это задача не только технического плана, но проблема суверенитета России: по информации российских военно-дипломатических источников, в рамках международной программы изучения Севморпути «INSROP» анализируется возможность пересмотра статуса арктических проливов как внутренних вод России**.

По мнению многих российских ученых, РФ неэффективно использует возможности своих северных районов. В частности, Е. Андреева и В. Соколов писали: «Проведенный анализ меры эффективности использования Россией северного побережья позволяет сделать общий вывод: в этом ареале, одном из самых богатых по природным ресурсам, практически не задействован главный и наиболее ценный «двуединый» ресурс: географическое положение, чрезвычайно удобное для выхода страны в наиболее развитый (Северо-Атлантический) регион мира и наличие обширного «незамерзающего» участка Кольского побережья. Этот главный ресурс необходимо заставить работать на Россию. Имеется в виду создание мощной современной портовой системы, которая должна стать основой развития Мурманской области, Северного экономического района Северо-западного Федерального Округа и всего округа, а также придание новым портам Кольского полуострова функции важнейшего транспортного звена в глобальном треугольнике «Северная Америка – Европа – страны АТР», охватывающей Россию в выгодном для нее качестве естественного моста «Восток – Запад». Глобальная транзитная функция - наш огромный нереализованный национальный ресурс» [24, с. 33]. Эта задача не из простых. Прежде всего проблема заключается в том, на Кольском полуострове не созданы условия для частного предпринимательства: ведь большая часть береговой линии полуострова занята многочисленными военно-морскими базами. В этой связи ученые предлагают хотя бы частично конвертировать военно-морские базы, что откроет возможность использования незамерзающего побережье в интересах хозяйственного освоения, Задача, которая по-нашему мнению, потребует огромных финансовых вложений, проведения множества организационных мер и вызовет столкновение ведомственных интересов.

В последние годы в России разрабатывается ряд интересных проектов по активному вовлечению северного побережья страны, особенно Северо-Западного макрорегиона – а с позиций народнохозяйственного прогресса и страны в целом – во внешнеторговую деятельность России на северо-атлантическом и других направлениях. Российские исследователи А.А. Горбунов и О.М. Троненкова правы, когда пишут, что в современных условиях необходимо осознанно и рационально, а нередко – весьма избирательно проводить в жизнь императив максимального освоения всех частей территории государства [232]. В частности, предлагается переориентировать мощности отечественного портостроительства на 700-километровый участок побережья Кольского полуострова с прилегающей незамерзающей акваторией Баренцева моря (участок от границы с Норвегией до мыса Святой Нос) [25, с. 47]. Реализация этого проекта позволит организовать крупномасштабный экспорт российского сжиженного природного газа, например, в США. Американский рынок сжиженного газа весьма емкий: по экспертным оценкам к 2020 г. страна будет потреблять около 100 млрд. «кубов» по сравнению с 6,5 млрд. в 2005 г. Кстати говоря, сегодня технологии сжижения природного газа, его хранения, перевозки и использования в сжиженном виде в России интенсивно развиваются. Ее преимущества перед использованием трубопроводных магистралей не вызывают никаких сомнений у специалистов: это, во-первых, минимизация затрат энергии в технологической цепочке в целом, во-вторых, резкое сокращение объема работ непосредственно на месторождениях и соответствующее ослабление техногенного воздействия на природу в период строительства, в-третьих, обеспечение равномерного распределения инвестиций во времени пропорционально наращиванию объема добычи природного газа. Согласно расчетам ОАО «Совкомфлот», сжижение газа и доставка его судами становится значительно выгоднее транспортировки по подводным трубопроводам уже при расстоянии в 700 морских миль, наземным трубопроводам – в 2200 миль [25, с. 47]. Транспортировка российского сжиженного газа уже реальность. В августе-сентябре 2010 г. арктический рейс из Европы в Азию провела компания «Совкомфлот». Крупнотоннажный танкер ледового класса «СКФ Балтика» доставил газовый конденсат компании «Новатэк» из Мурманска в китайский порт Нингбо [233].

Определенный оптимизм относительно планов экспорта сжиженного газа внушает состояние дел в российском судостроения, как части «Транспортной стратегии России на период до 2020 г.», которая является основой для выработки решений в сфере государственной транспортной политики, выработки целевых программ в области транспорта и смежных с транспортом отраслях, приоритетных задач институциональных реформ на транспорте. В частности, транспортная стратегия предусматривает:

– строительство специализированных судов-газовозов для вывоза углеродного сырья с Ямала, Сахалина и других месторождений;

– разработку и строительство атомных ледоколов нового поколения, включая завершение строительство атомного ледокола «50 лет Победы»;

– строительство линейных и вспомогательных дизель-электрических ледоколов для обеспечения перевозок с арктического шельфа и по трассам Северного морского пути;

– развитие аварийно-спасательного флота. Проектирование и строительство судов усиленного ледового класса двойного действия с движительным комплексом AZIPOD [233, с. 67][§§§].

В настоящее время «Совкомфлот» принимает масштабные усилия по обновлению отечественного флота, в том числе по приобретению новых многоцелевых сухогрузных судов и танкеров-газовозов для перевозки сжиженных нефтяных газов общим дедвейтом 1,5 млн. тонн. Модернизация арктической транспортной системы даст импульс для освоения ресурсов северных территорий, создаст предпосылки к развитию транзитных перевозок по трассе Северного морского пути [229, с. 2].

Проект экспорта сжиженного газа полностью соответствует принятой в 2004 г. «Энергетической стратегии России на период до 2020 года». Сегодня мало кто сомневается, что в ближайшие годы и десятилетия природный газ все больше будет конкурировать с нефтью на мировых рынках энергоносителей. На Первом мировом форуме «Энергетика и будущее«, состоявшимся в 1998 г. в Москве, в качестве приоритетов развития мировой энергетики до 2030 г. назывались, во-первых, энергосбережение, во-вторых, интенсификация использования природного газа [234, с.2]. В контексте вышесказанного отметим совместный проект ЗАО «АРКТИКГАЗ» с фирмами-учредителями, региональными и местными властями Мурманской области, представителями Северного флота РФ и американской компанией «BSV HOLDING LLC» по возведению на западном побережье Кольского полуострова мощного индустриального комплекса, включающего морской терминал и завод по производству сжиженного газа. Вице-премьер России С. Иванов, выступивший на Морской коллегии, заседавшей в рамках II Арктического Международного экономического форума в Мурманске в октябре 2010 г., подчеркнул, что перед Мурманском открываются огромные перспективы. Инвестиционный проект транспортного узла предполагает строительство современного порта с еще большим грузооборотом на западном берегу Кольского залива. Что касается Северного морского пути, то он может развиваться в современных условиях только при использовании новейших технологий. Это требует строительства современных судов ледового класса, внедрения новейших космических разработок, увеличения объемов перевозок и перевалки через порты грузов [227]. Согласно федеральной программе «Развитие транспортной системы России на 2010-2015 годы», на мурманском побережье предусмотрено строительство терминалов – угольного, нефтеналивного и минеральных удобрений.

Важным направлением деятельности РФ в Арктических районах является политика в отношении коренного (абригенного) населения: чукчей, камчадалов, эскимосов, коряков, тунгусов, юкагиров и др. К категории коренных малочисленных народов относятся этнические группы численностью менее 50 тыс. человек, которые ведут традиционный образ жизни (охота, рыболовство, морской промысел). В годы Советской власти для них было сделано немало в образовательном и культурном плане: создавалась национальная письменность, издавалась литература на местных зыках, строились школы, готовились местные кадры и т.д. Предпринимались правовые, организационные и другие меры по обеспечению традиционной хозяйственной деятельности коренных народов российского Севере. В частности, представителям малочисленных народов и этнических общностей Севера и Дальнего Востока России, образ жизни, занятость и экономика которых традиционно основываются на ведении промысла живых ресурсов предоставлялось преимущественное права на их использование. Такое же право предоставляется населению Севера и Дальнего Востока РФ в местах постоянного проживания на территориях, прилегающих к морскому побережью Российской Федерации [72, с. 546]. Но подъем Крайнего Севера, подчеркивается в одном исследовании, исключительно виделся в модернизаторской модели освоения ресурсов, еще не затронутых западной цивилизацией. СССР занимал в Арктике потребительскую позицию [235]. Такая политика часто нарушала традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Севера, наносила серьезный ущерб природной среде. Но эти проблемы затушевывались. Утверждалось, что все проблемы коренных народов решены. Кроме того, отличали судьбы аборигенов в СССР и в других приполярных странах, конечно, в пользу первых. Как-то забывалось, что экстремальные условия на Севере (и в Канаде, и на Таймыре) диктуют особый образ жизни, упорную борьбу за выживание [236, с. 455].

В постсоветский период социально-экономическая и культурная жизнь коренных малочисленных народов находится в критическом состоянии. В 1990 гг. аборигены оказались в тяжелом положении: без опеки государства и материальной поддержки, без налаженной системы здравоохранения, образования и снабжения. Ситуация начала меняться в последнее десятилетие. В 2000 и 2001 гг. были приняты два закона об общинах коренных народов и о выделении аборигенам земельных угодий, Кроме того, по российским законам коренным народам предоставляются различные преференции: освобождение от армейской службы, представительство в региональных и местных органах власти на основе специальных квот [237, с. 12]. На наш взгляд, особого внимания заслуживает раздуваемая некоторыми ведомствами и учеными РФ (например, Госкомстатом) проблема «вымирания коренных народов» страны. Данные переписи населения России 2002 г. показали, что численность этих народов выросла по сравнению с 1989 г. на 15-17%. Например, юкагиры, ненцы, энцы и некоторые другие увеличили свою численность на 20-30%. Кстати, еще в 2000 г. известный российский этнолог В.И. Тишков, выступая на одном представительном научном форуме, подчеркнул, что ни одна этническая группа не исчезла с карты России в XX веке, хотя в других регионах мира в это время исчезли десятки аналогичных малых народов [238, с. 35].

Рассуждая о задачах Российской Федерации в отношении Севера страны и его коренных народов, авторы и реализаторы проекта «Северная энциклопедия» делают, по нашему мнению, справедливый вывод: передовая Россия не может и не должна развиваться исключительно в столицах... потому что центры мировой цивилизации всегда прирастали живительным духов пограничья [239, с. 190]. Сегодня предлагаются различные варианты улучшения общей ситуации на Крайнем Севере России. В частности, на Международной конференции «Развитие арктической транспортной системы в XXI веке», состоявшейся в Санкт-Петербурге, президент Республики Саха (Якутия) М. Николаев предложил, в частности, объединить северные регионы в единую административную структуру со своей законодательной базой, с правом принятия собственных, независимых от центра решений и, что самое главное, с официальным признанием Москвой этих полномочий, а также частично передать земли из федеральной собственности в муниципальную, что позволит распоряжаться богатствами недр своей территории. Позицию М. Николаева поддержал бывший в то время министром регионального развития РФ В. Яковлев. По его мнению, необходимо превратить российский Север из сырьевого придатка в мощный рычаг экономического прогресса, в регион, который крепко встав на ноги, поднимет с колен всю Россию.

Конечно, проведение такой радикальное административной реформы нелегкий шаг, особенно для федеральных властей. Но следует понимать, что проблема перераспределения властных полномочий между федеральным центром и регионами Российской Федерации назрела. Выстроенная в последние 10-12 лет властная вертикаль весьма далека от оптимального варианта государственного федеративного устройства, о чем неоднократно отмечалось многими российскими учеными и политиками. В одном российском исследовании подчеркивается особое значение технических механизмов концентрации финансово-бюджетных ресурсов: «Федеральный центр формирует и закрепляет вертикальный дисбаланс финансовой системы, при которой собственные источники дохода регионов, включая налоговые поступления и доходы от управления экономическими ресурсами, не являются достаточными для осуществления расходных полномочий, даже в их обязательной части <…> формируется искусственная система, при которой подавляющее большинство субъектов РФ лишено экономической самостоятельности, а доходная часть их бюджетов на 30-40%» состоит из федеральных субвенций и дотаций» [240, с. 170-171]. Думается, что оптимизация взаимоотношений «Федеральный центр – регионы РФ» благоприятно скажется на социально-экономическом развитии России, в том числе ее Крайнего Севера.

Ждут своего положительного решения сложные экологические проблемы российской Арктики. Сложная ситуация в этой области вызвана последствиями крупномасштабного развития добывающей промышленности. С 30-х гг. XIX века здесь быстро развивались металлургия, горное дело, деревообрабатывающая промышленность, изготовление бумаги, другие отрасли производства и транспорт. Бурное развитие нефте-и газодобычи в Западной Сибири и планируемая разработка шельфа в Баренцевом и других арктических морях угрожают превратить местную деградацию природой среды в региональную проблему. Российская Арктика имеет 5 экологических проблем. Мы приводим их в порядке приоритетов:

– загрязнение природой среды (трансграничный трансфер загрязнителей водными и воздушными потоками, нефтью, химическими и радиоактивными агентами);

– изменение биоразнообразия и истощение биоресурсов, что в значительной степени вызвано загрязнением окружающей среды и незаконным (браконьерским) использованием биоресурсов;

– ухудшение природной среды обитания для жителей Арктики и нарушение традиционных условий хозяйствования, сокращение ресурсов из-за промышленного загрязнения;

– серьезные последствия и угрозы глобальных климатических изменений;

– деградация земель и нарушение условий землепользования [181, с. 57].

Главные загрязнители природы российской арктической природы – нефте-и газопродукты, тяжелые металлы, химическое и радиоактивное загрязнение. Химическое загрязнение тяжелыми металлами является следствием низкой ассимиляционной способности морских и наземных экосистем и биоты. Многочисленные исследования экологии северных районов РФ показывают, что практически везде почвы, растения, животные, снега, морские льды и осадочные породы все больше аккумулируют тяжелые металлы. Из-за химического загрязнения свыше 200 рек региона, важных в коммерческом плане, потеряли свои рыбные запасы. Это особенно заметно в Кольском заливе и других районах Российской Арктики. Как и другие регионы мира, арктический регион РФ испытал сильное антропогенное влияние радионуклеидов вследствие использования ядерной энергии. Основной источник загрязнения – ядерные испытания. На Новой Земле (второй полигон таких испытаний находился в Семипалатинской области Казахской ССР) было проведено 132 испытаний, включая 87 атмосферных, 3 подводных и 42 подземных. Другой источник радиоактивного загрязнения – эксплуатация военно-морского (Кольский полуостров, Североморск в Белом море) и гражданского атомного флота, а также АЭС (на Кольском полуострове и в Билибино). Кольский полуостров имеет самую высокую в мире концентрацию ядерных реакторов [86, с. 16].

Важным последствием для Российской Арктики из-за расширенного экономического развития и потепления климата является биотическое загрязнение через биотическое вторжение и преднамеренное внедрение чуждых видов [181, с. 57]. В настоящее время в рамках федеральной целевой программы «Экологическая безопасность России на 2012-2020 гг.» планируются меры по улучшению экологической ситуации, в том числе в арктических районах. Так, с 2011 г. начнется реализация пилотных проектов по очистке островов архипелага Земля Франца-Иосифа и Арктической зоны Российской Федерации [241].

В Арктике Россия преследует также очень важные военные, геостратегические и геополитические цели. На Кольском полуострове (Мурманская область) создана мощная оборонная инфраструктура страны, особенно военно-морского назначения. Здесь базируется наиболее мощный из флотов России – Северный, подводные силы которого играют важнейшую роль в обеспечении национальной, военной и экономической безопасности страны в целом и в арктическом бассейне, в частности. С подводных позиций на северо-востоке Баренцева моря можно поразить большинство важных целей в мире, поскольку здесь пролегают кратчайшие траектории для баллистических ракет в любое полушарие Земли [18, с.9].

Присутствие Военно-морского флота в регионе обосновано с точки зрения охраны морских коммуникаций РФ, защиты ее государственных границ, сдерживания и контроля акций военных сил НАТО. Российский военный теоретик В. Синецкий справедливо писал: «Теоретически, уважение государственного суверенитета представляет собой фундаментальный принцип международного права. Практически, для большинства государств формальный суверенитет и равенство в международных отношениях оборачиваются отношениями господства и силового подчинения, а далее и политической зависимостью от более сильных держав. Из данного сценария вытекает правило: страна может реализовать свой суверенитет настолько, насколько способна его защищать» [242, с. 77]. «Военно-Морской Флот, – подчеркивается в Морской доктрине РФ, – является главной составляющей и основой морского потенциала государства, одним из инструментов его внешней политики. ВМФ предназначен для обеспечения защиты интересов РФ и ее союзников в Мировом океане военными методами, а также для поддержания военно-политической стабильности в прилегающих к ней морях, военной безопасности с морских и океанских направлений» [73, с. 20]. ВМФ РФ осуществляет следующие задачи:

– сдерживание от применения военной силы или угрозы ее применения в отношении Российской Федерации;

– защиту военными методами российского государственного суверенитета (распространяющегося за пределы сухопутной территории на внутренние морские воды и территориальное море), суверенных прав в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе, а также свобод открытого моря;

– создание и поддержание условий для обеспечения безопасности национальной морехозяйственной деятельности в Мировом океане;

– военно-морское присутствие в Мировом океане путем демонстрации флага и военной силы, визиты кораблей и судов ВМФ, участие в проводимых мировым сообществом военных, миротворческих и гуманитарных акциях, отвечающих российским интересам.

К национальным интересам РФ в Мировом океане относятся:

– незыблемость суверенитета РФ, распространяющегося на внутренние морские воды, территориальное море, а также на воздушное пространство над ними, на дно и недра;

– обеспечение суверенных прав и юрисдикции РФ, осуществляемых в исключительное экономической зоне и на континентальном шельфе России в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов,т как живых, так и неживых, находящихся на дне, в его недрах и в покрывающих водах, управления этими ресурсами, производства энергии путем использования воды, течений и ветра, создания и использования искусственных островов, установок и сооружений, морских научных исследований, защиты и сохранения морской среды;

– свобода открытого моря, включающего свободу судоходства, полетов, рыболовства, научных исследований, свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы;

– охрана человеческой жизни на море, предотвращение загрязнения морской среды, обеспечение контроля и функционирования жизненно-важных морских коммуникаций, созданий условий, способствующих извлечению выгоды от морской хозяйственной деятельности населением РФ, особенно ее приморских регионов, а также государством в целом [242, с. 78].

Новые импульсы арктической политике России придают климатические изменения в регионе. Интерес к Арктике, писал С. Анисимов, проявился неспроста. Глобальное потепление, таяние льдов открывают доступ к новым удобным путям судоходства и залежам полезных ископаемых. К примеру, только шельф Баренцева моря, по которому уже договорились Москва и Осло, содержит более семи миллиардов тонн условного топлива. Очистка акватории Северного Ледовитого океана ото льдов в результате потепления актуализирует, прежде всего, проблему определения правового статуса богатых залежами нефти и газа хребтов Ломоносова и Менделеева[****] []. Сегодня, когда подавляющая часть морских пространств Арктики скована льдами, ни одна страна мира не обладает технологиями, способными добывать здесь нефть и газ. И все же борьба различных стран за арктические богатства разгорается. Поэтому Россия в последнее десятилетие настойчиво наращивает свои усилия по обоснованию претензий в отношении хребта Ломоносова и Менделеева. Правда, ратификация Российской Федерацией Конвенции 1982 г. затруднила стране реализацию своих арктических амбиций и планов: ведь Россия могла претендовать только на 200- мильную экономическую зону, в лучшем случае – на 350-мильную. Тем не менее, в 2001 г. Россия заявила претензии на значительную часть Арктики. Согласно международному праву, соответствующая заявка была подана в Комиссию ООН по границам континентального шельфа [17, с. 23-31]. В заявке Россия требовала закрепить за ней обширные участки Арктики общей площадью около 1,2 млн. квадратных километров. При этом Россия ссылалась на то, что хребты Ломоносова и Менделеева являются естественным продолжением и составной частью шельфа евразийского материка – Сибирской платформы. В 2002 г. российскую заявку после рассмотрения отклонили, но вместе с тем потребовали предоставить дополнительные геологические доказательства. Это сложная работа, поскольку предстояли новые замеры глубин и картографирование морского дна, изучение его геофизического строения [243]. При наличии необходимых доказательств Россия может заявить о своих претензиях на треугольник Мурманск-Чукотка-Северный полюс, где залегают огромные месторождения нефти и газа. Для сбора доказательств в 2007 г. российские власти организовали арктическую экспедицию. С помощью батискафов «Мир-1» и «Мир-2» была взяты пробы грунта, а на дне Северного Ледовитого океана установили российский флаг. Несомненно, что за арктическими экспедициями и заявками на расширение российской эксклюзивной экономической зоны в Арктике стоят долгосрочные стратегические интересы России [29, с. 53]. Реакция приарктических последовала незамедлительно. Министр иностранных дел Канады охарактеризовал российскую экспедицию «возвратом в XV век». По-иному думают канадские ученые, которые назвали российскую акцию огромным скачком вперед. Кстати говоря, их монография в 2008 г. была признана лучшей общественно-политической книгой страны [244, с. 106].

В 2010 г. флагман исследовательского флота России «Академик Федоров», сопровождаемый ледоколом «Ямал», в течение нескольких месяцев сканировал эхолотом рельеф хребта Ломоносова и установил, что он является продолжением континентального шельфа РФ. Тем не менее, исследования будут продолжены, чтобы представить новую заявку в Комиссию ООН. Эти исследования требуют не только много времени но и крупных затрат. По некоторым оценкам, Россия потратит на подготовку новой заявки 50 млн. евро [246].

Видение будущего российской Арктики изложено в утвержденных президентом России Д. Медведевым 18 сентября 2009 г. «Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу». В документе отражены главные цели, основные задачи, стратегические приоритеты и механизмы реализации арктической политики РФ. В документе подчеркивается готовность РФ к уточнению границ арктической зоны РФ в соответствии с нормат


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.042 с.