Арктические интересы Канады, Норвегии, США и Дании — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Арктические интересы Канады, Норвегии, США и Дании

2017-10-10 563
Арктические интересы Канады, Норвегии, США и Дании 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Канада. Наряду с Российской Федерацией, она является крупнейшим арктическим государством. Значение арктических районов для Канады трудно переоценить. По словам министра иностранных дел Канады Л. Кэннона, Арктика является важной частью истории и национальной идентичности канадцев <…> поэтому она составляет высший приоритет внешней политики страны [249]. Канадская морская Арктика охватывает обширные водные пространства. Они расположены на севере страны от моря Бофорта на западе до залива Баффина на востоке и на юг до 60˚ северной широты. Канадский Арктический архипелаг простирается по долготе на 1900 километров от материковой Канады до северной оконечности острова Эллесмер. С запада на восток Канадский Арктический архипелаг простирается почти на 2400 километров от острова Бэнка (западная часть) до острова Баффина (восточная часть). Площадь этого, грубо говоря, треугольника, составляет примерно 2,1 млн. квадратных километров [250, с. 24]. Арктические районы Канады играют важную роль в социально-экономической жизни страны. Но в политическом плане северные территории страны в течение многих лет находились на периферии. Конец «холодной войны», годы которой были осложнены серьезными помехами для сотрудничества арктических государств и взаимодействия коренных народов региона, оживил в приполярных районах контакты и многообразную деятельность. В значительной степени этим процессам способствует растущее глобальное понимание актуальности проблем экологии в регионе. Активную позицию относительно экологических, экономических, культурных и иных вопросов занимают коренные народы приполярных областей.

Основные интересы, цели и задачи Канады в Арктике были первоначально изложены в политическом документе «Северное измерение внешней политики Канады», подготовленного Департаментом иностранных дел и международной торговли [251]. Этот документ стал результатом длительной работы, продолжительных консультаций и дискуссий в Канаде, которые инициировал доклад постоянного комитета палаты общин по иностранным делам и международной торговле «Канада и приполярный мир: сотрудничество в XXI веке как средство противодействия вызовам». В различных консультациях участвовал министр иностранных дел Л. Эксуорт, эксперты – участники «круглого стола» в декабре 1998 г., члены раунда консультаций в 1999 г., встречи Л. Эксуорта со своими коллегами из стран-участниц Арктического Совета, встречи премьер-министра Канады Ж. Кретьена с президентом Финляндии и Председателем Евросоюза М. Ахтисаари в декабре 1999 года [251].

Прежде всего в «Северном измерении» затрагивается одна из серьезных проблем внутренней политики страны, точнее сказать, проблема Северо-Западных территорий. 1 апреля 1999 г. эта территория была разделена на две самостоятельные части, что привело к созданию Нунавута — знакового достижения в политическом развитии Канадского Севера, отразившего стремление аборигенного населения страны к самоуправлению. В соответствии с Планом действий аборигенов Канады, федеральное правительство должно содействовать процессу политического, экономического и культурного обновления Севера. Передача власти и обновление, говорится в «Северном измерении», должны сопровождаться стратегией внешней политики на Севере. Это увеличивает возможности северных сообществ, поддерживает их усилия по успешному управлению вызовами, которые несет Север. Необходимость такой стратегии подтверждается двумя примерами. Во-первых, потребность мира в северных ресурсах Канады. Во-вторых, влияние климатических изменений на потенциальное использование Северо-Западного прохода (СЗП). В этой связи в документе отмечается открытие СЗП для судоходства в течение нескольких месяцев в году. Климатические изменения сказываются также на количестве полетов над Арктикой, что подтверждается их динамикой: если в 1995 г. было зафиксировано около 85 тыс. перелетов; в последующие годы их число ежегодно возрастало от 3 до 5%. В случае открытия Россией своего северного воздушного пространства для международных перелетов, их число значительно возрастет, а соответственно – риск инцидентов, экстренных посадок, необходимость проведения поисково-спасательных операций. Последствием открытости Севера, говорится в документе, будет увеличение потенциала туризма, новых северных транспортных путей и экономических возможностей для Севера [251]. Впрочем, «Северное измерение» признает дополнительное давление на устойчивое управление природными ресурсами, окружающей средой, социально-экономическим развитием. Особо следует отметить намерение Канады обеспечить с помощью инструментов международной и приарктической политики реализацию собственных арктических интересов. Стране предлагается путем оценки интересов, вызванных процессом обновления Севера, превратить их в источники международного влияния [251]. Этот процесс потребует участия аборигенов и территориальных властей в реализации северной вешней политики Канады. Большую поддержку политике должна оказать исследовательская сеть, обладающая важными знаниями и опытом. Серьезное значение в программном документе Канады придается международному контексту, точнее сказать, растущему сотрудничеству арктических государств. По мнению авторов документа, гетерогенный уровень развития, интересов и видения проблем среди арктических государств в сочетании с богатейшими ресурсами региона может увеличить потенциал напряженности на Севере. Но в тоже время вызовы региону вынуждают все арктические государства продвигаться вперед с целью создания сообщества интересов. С точки зрения экономических и социальных перспектив, Севера может стать важным фактором мировой политики. Как положительный факт сотрудничества приарктических государств в документе отмечается создание Арктического Совета. Признавая общность многих вызовов, проблем и возможностей в регионе, документ предлагает расширять сотрудничество в Арктическом Совете с целью создания приарктического сообщества, способного совместно решать региональные и глобальные проблемы. В конечном счете, подчеркивают разработчики документа, необходим сильный институциональный формат углубления сотрудничества правительств северных стран, аборигенов, промышленности и неправительственных организаций по реализации конкретных инициатив. Такой прогресс будет ответом на общие вызовы в Арктике, вызовы, которые не может самостоятельно контролировать ни одно государство.

В качестве инструментов сотрудничества в документе называются также Нордический Совет, Совет морских государств Балтии, Евроарктический Совет по Баренцеву морю и «Северное измерение» Плана акций Европейского союза, принятого в июне 2000 г. Вышеназванные инструменты и инициативы озабочены вопросами стабильности северной России, а также устойчивого развития и защиты окружающей среды всей Арктики. Защита уязвимых приполярных экосистем от деградации и трансграничного воздействия признаются жизненно-важной сферой международного сотрудничества. Научно доказано, что Арктика действует как глобальная «сточная труба» для загрязнителей, включая органические. Они переносятся на огромные расстояние водными и воздушными потоками, попадают в животный и растительный мир Арктики, которые являются источниками питания для коренных народов приполярья. Мировое сообщество признает необходимость сокращения и исключения переноса загрязнителей. По этим проблемам Канада имеет соглашение с США и сотрудничает с Норвегией [251].

Канада внесла весомый вклад в повестку обсуждения и решения проблем Арктики за счет:

– своего опыта в развитии северных институтов, функционирования местных сообществ, работы с аборигенами и другими жителями Арктики;

– больших достижений в научном исследовании Арктики и экологических технологий;

– большого потенциала в телекоммуникациях и информационных технологиях;

– инновационного подхода в сфере управления, в том числе природными ресурсами в Арктике;

– значительного опыта сотрудничества с Российской Федераций по арктическим проблемам.

С учетом этих обстоятельств, сближения территорий и интересов в приполярье, Канады, как подчеркивается в документе, получает уникальную возможность укрепить свою северную идентичность. Арктика – это ареал международных отношений и Канада может принести региону пользу. По словам разработчиков «Северного измерения», дальновидная внешняя политика Канады обеспечит ей средства и возможности утвердиться в качестве «мостостроителя» [251]. В контексте внутренней и внешней политики, а также с учетом опыта, потенциала и роли Канады, перед страной ставятся следующие задачи:

– повысить безопасность и процветание своих граждан, особенно проживающих в северных районах, и аборигенов;

– утвердить и обеспечить сохранение суверенитета Канады на Севере;

– развивать приполярный регион как геополитическую целостность, интегрированную в международную систему, основанную на праве;

– содействовать человеческой безопасности жителей Севера и устойчивому развитию Арктики.

Реализовать эти цели Канада надеется с помощью инициатив и международных встреч. Внешняя политика страны в Арктике фокусируется на 4-х приоритетных проблемах: поддержка деятельности Арктического Совета; участие в расширении международной поддержки северных регионов России; реализация потенциала Университета Арктики и развитие исследовательской сети по ее изучению; содействие устойчивому развитию, используя экономические и торговые возможности во всем приполярном регионе.

Рассмотрим подробнее приоритетные сферы внешней политики Канады. Касаясь деятельности Арктического Совета, «Северное измерение» рассматривает его как основной инструмент приполярного сотрудничества. Уникальность Арктического Совета в том, что он обеспечивает непосредственное участие в своей работе жителей северных регионов, прежде всего аборигенов. Впервые коренные народы в качестве постоянных членов Арктического Совета играют важную роль в его деятельности. Поэтому предлагались меры по повышению эффективности участия аборигенов Севера в работе Арктического Совета. Документ нацеливает Канаду на улучшение деятельности Арктического Совета, усиление его связей с другими форумами, занимающихся арктической проблематикой.

Решение проблем Арктики невозможно без наращивания соответствующих знаний. В этом плане «Северное измерение» предусматривало расширение возможностей приполярного университета Арктики, что способствует, помимо прочего, развитию дистантного обучения, где Канада имеет большой опыт. Одновременно предусматривались меры по укреплению исследовательской сети, способствующей усилению потенциала общения канадских экспертов друг с другом и с коллегами из приполярных стран. Правительству Канады рекомендовалось развивать сотрудничество с провинциями, территориями, различными фондами, частным сектором и т.д. Предлагался также ряд специальных инициатив, включая развитие программ дистантного обучения в университете Арктики, расширение студенческих обменов, содействие молодежной занятости, финансирование деятельности исследовательских сетей и прочее.

Особый приоритет внешней политики Канады – отношения с Россией. Признается ее роль как фактора стабильности международной системы и одновременно значение Севера для стабильности Российской Федерации [251]. Вкратце проанализировав проблемы России 90-х гг. в сфере экологии, жизнедеятельности коренных народов и т.д., разработчики документа особо подчеркнули исторический интерес Канады к процветанию и безопасности Российской Федерации. Российский Север, говорится в документе, важен для Канады; он является ключевым элементом «Северного измерения» внешней политики Канады. Арктическая идентичность Канады и России служит надежной базой приполярного сотрудничества, тем более, что они связаны рядом соглашений, в том числе в сфере научного и экономического развития, экологии и коренных народов.

Актуальными признаются проблемы устойчивого развития экономики и торговли в канадской Арктике и во всем приполярном регионе. Эти проблемы предлагалось решать с учетом хрупкой экологии региона. Поэтому важным элементом внешней политики Канады на севере признается содействие анализу и менеджменту/мониторингу существующих здесь режимов. «Северное измерение» Канады добивается, среди прочего:

– обсуждения с Арктическим Советом проблемы расширения приполярной транспортной инфраструктуры (например, полярных авиамаршрутов, внутриарктического судоходства), сокращение транспортных расходов;

– содействия торговле и инвестициям в приполярном регионе;

– создания приполярной Торговой палаты и контактной сети с Северным форумом;

– изучения совместно с территориальными правительствами Канады потенциала экотуризма.

В контексте проблем Арктики разработчики документа признали важность диалога с гражданским сектором. Такой диалог предлагается вести в рамках Северного Форума, различных неправительственных организаций, например, Всемирного Фонда по сохранению дикой природы и т.д.

Большой аналитический интерес представляет новейший документ правительства Канады по арктическим аспектам своей внешней политики [80]. Сравнивая содержание и оценки данного документа с предыдущим, нельзя не обратить внимания на более резкие формулировки правительственного Заявления, касающиеся суверенитета страны над своими арктическими регионами. Прежде всего, излагаются основания этого суверенитета: историческое право, в частности, проживание здесь с незапамятных времен инуитов и других аборигенов, повседневное управление социально-экономическим развитием региона, достижения арктической науки и исследований, защита окружающей среды, действия вооруженных сил, береговой охраны и Королевской канадской конной полиции. С 2007 г. Канада усилила меры по реализации своих суверенных прав в регионе. В этой связи перечисляются защита и патрулирование канадских арктических земель, морского и воздушного пространства, строительство мощного ледокола и патрульных судов, расширение численности и потенциала своих рейнджеров, набираемых преимущественно из аборигенов, которые обеспечивают военное присутствие и являются – буквально по тексту! – «глазами» и «ушами» страны в ее отдаленных районах [252]. Кроме того, в одном из северных районов введен в строй тренинговый центр канадских ВВС [80, с. 8].

В документе подчеркивается также необходимость дальнейшего сотрудничества с США по мониторингу и контролю северного воздушного пространства при помощи НОРАД (американо-канадское Командование по аэрокосмической обороне Северной Америки) [207, с. 17][‡‡‡‡]. В рамках совместной ответственности в отношении трансграничных вызовов Канада сотрудничает с США и Данией. Таким образом, Канада усиливает потенциал своего присутствия в регионе и имеет возможность лучше реагировать на непредвиденные события.

Заявление правительства Канады отчетливо определяет три приоритетные сферы интересов в Арктике:

1) решение пограничных споров;

2) обеспечение полного международного признания обширного континентального шельфа страны, где она может реализовать свое суверенное право над ресурсами морского дна*;

3) управление Арктикой и относящимися к ней проблемами, такими как общественная безопасность.

Весьма примечательна официальная позиция Канады по проблеме безопасности и управления Арктикой. Ее правительство отрицает право не арктических государств вмешиваться в управление регионом. Признавая их вклад в будущее развитие Арктики, Канада категорически не приемлет любые предложения о необходимости фундаментального реформирования структур управления или правового регулирования, в том числе в связи с климатическими измерениями. Заслуживает внимания беспокойство Канады в связи с таянием арктических льдов, интенсификацией судоходства, туризма и экономической деятельностью в арктических водах. Канада предложила всем приарктическим государствам незамедлительно готовиться к усилению судоходства в регионе со всеми его негативными последствиями [253, с. 6][§§§§]. Первостепенное значение придается региональным решениям, которые должны опираться на внутреннее законодательство приарктических государств. В правительственном Заявлении актуализируются также вопросы реагирования на чрезвычайные ситуации в регионе, усиления потенциала поисково-спасательных операций, борьбы с организованной преступностью, контрабандой наркотиков и людей [80, с.8].

Приоритетной сферой для Канады по-прежнему остается содействие социально-экономическому развитию Арктики, его аборигенного населения. Потенциал для этого, как подчеркивается в Заявлении, есть. Это производство алмазов (3-е место в мире) и огромные запасы нефти (1/5 всех мировых запасов). Благодаря этому Канада осуществляет крупные инвестиции в энергетику и минеральный потенциал Севера. Кроме того, правительство реализует меры по развитию инфраструктуры, включая жилищное строительство, поддерживает занятость и традиционные ремесла коренного населения. Социально-экономическая стратегия Канады в Арктике на ближайшее время видится следующим образом. Во-первых, это меры по созданию необходимых международных условий для устойчивого развития Арктики. Среди них – понимание возможностей и вызовов развития арктической энергетики и ресурсов, признание важности сотрудничества с другими приарктическими государствами, обеспечение безопасности судоходства в Северо-Западном проходе и прочее.

Во-вторых, поиск торговых и инновационных возможностей в интересах благополучия жителей канадского Севера и всех канадцев (укрепление торговых связей с арктическими государствами, частным примером чего является имплементация соглашения о свободной торговле со странами Европейской ассоциации свободой торговли, включая Норвегию и Исландию и т.д.).

В-третьих, поощрение повышения понимания человеческого измерения Арктики в целях улучшения жизни северян (деятельное участие в работе Арктического Совета, меры по улучшению здоровья жителей Севера, уважение традиционного образа жизни аборигенов, защита промысла тюленей и белого медведя и т.д.) [80, с. 16].

Традиционно правительство Канады озабочено защитой природной среды Арктики. Опустив детали и причины климатических изменений в регионе, которые излагаются в Заявлении, а также инициативы страны по сохранению экологии Арктики, проанализируем некоторые соответствующие канадские предложения и рекомендации. В первую очередь речь идет об управлении национальной и международной деятельностью в Северном Ледовитом океане и на арктических землях на основе интегрированного и всестороннего подхода, обеспечивающего необходимый баланс между сохранением природы, устойчивым пользованием и экономическим развитием, что принесет, как подчеркивается в документе, выгоды пользователям и всей экосистеме в целом. Международное измерение природно-охранной деятельности, по мнению канадских властей, должно включать следующие аспекты: содействие управлению экосистемой совместно с другими арктическими государствами; вклад и поддержка международных усилий по изучению климатических изменений в Арктике; повышение сотрудничества по решению других международных проблем в Арктике, включая соблюдение и укрепление международных стандартов; укрепление арктической науки и наследия Международного Полярного Года.

Рассмотрим некоторые детали вышеназванных аспектов. Канада, говорится в документе, идентифицировала экологически важные морские виды в море Бофорта на основе сотрудничества с правительствами, бизнесом и местными сообществами. Экологическая деятельность правительства Канада охватывает также вопросы управления живыми арктическими видами, которые пересекают национальные границы (карибу, полярные медведи, арктические птицы). Такая деятельность соответствует международным конвенциям и соглашениям таким, как Конвенция ООН о биологическом разнообразии, Договор о миграции птиц, Соглашение о сохранении белого медведя. В документе декларируется намерение правительства Канады продолжить создание наземных и морских охранных зон и проводить мониторинг биоразнообразия и экологического состояния Арктики.

Важным представляется намерение Канады активно содействовать и поддерживать международные усилия по климатическим изменениям в Арктике, включая вопросы снижения их влияния и адаптации к ним, а также признание необходимости глобального решения глобальных климатических вызовов. В частности, Канада обязывается сокращать эмиссию парниковых газов чрез настойчивые акции по созданию экономики, которая снизит использование углеводородов. В Заявлении поднимается проблема краткосрочных факторов климатических изменений и поддерживается создание в формате Арктического Совета специальной группы, которой предстоит идентифицировать существующие и новые меры по сокращению эмиссии газов из группы краткодействующих [80, с. 20].

Канада будет наращивать свои усилия по решению актуальных проблем экологии и участвовать в переговорах по международному режиму доступа к генетическим ресурсам Арктики. Исследователи многих стран мира проявляются интерес к таким ресурсам, обнаруженных к экстремальной среде аналогичной арктическим. Канада также намерена укреплять арктическую науку и наследие Международного Полярного Года. Задача арктической науки Канады заключается, как подчеркивается в Правительственном Заявлении, в обеспечении знаний, необходимых для принятия решений в сфере внутренней и внешней политики. Учитывая задачи арктической науки, правительство Канады планирует создать новую мирового класса исследовательскую станцию в высокоширотной Арктике.

Следующий раздел Заявления посвящен проблемам самоуправления народов канадского Севера. Федеральное правительство намерено реализовать положения Декларации ООН о правах коренных народов, исходя из Конституции и законодательства Канады. В последние десятилетия правительства северных территорий и провинций получили значительные полномочия во многих сферах. Помимо других способов, такой способ, подчеркивается в Заявлении, позволяет Канаде реализовать в Арктике свой суверенитет. В своих северных районах федеральное правительство апробирует серию инновационных консультативных подходов по управлению страной. Правительство страны особо подчеркивает роль и значение внешней политики Канады в Арктике как фактора поддержки внутренних мер по улучшению управления на Севере. В этой связи отмечаются следующие инструменты влияния:

1) участие представителей коренных народов страны в определении канадской политики по проблемам Арктике через возможности Канадского комитета по арктическим вопросам, постоянно действующих организаций аборигенов и т.д.;

2) правительственная поддержка, в том числе финансовая, организаций коренных народов Канады с целью усиления потенциала их участия в работе Арктического Совета. Кроме того, правительство будет поощрять другие государства – члены Арктического Совета поддерживать аналогичным образом собственные организации коренных народов;

3) предоставление канадской молодежи возможности участия в диалоге по проблемам Арктики.

В правительственном документе не обойдена вниманием проблема международного сотрудничества. Растущая важность Арктики требует от Канады повышать свой потенциал отстаивания приоритетов на международной арене. Решение этих проблем видится через двусторонние отношения с соседними приарктическими государствами, использование региональных механизмов и многосторонних организаций. В качестве главного партнера Канады в Арктике признаются США. Обоим государствам предстоит тесно сотрудничать по вопросам моря Бофорта, арктической науки, аборигенов и других жителей Севера и т.д. Канада также выразила готовность сотрудничать с Российской Федерацией, Норвегией, Данией, Швецией, Финляндией и Исландией в сфере торговли, транспорта, защиты окружающей среды, эксплуатации природных ресурсов, управления океаном, адаптации к климатическим изменениям и т.д.

Основой такого сотрудничества, которую Канада будет отстаивать, говорится в документе, должны быть учет перспектив, знание интересов коренных народов и суверенитет арктических государств. Кроме того, по мнению правительства Канада, необходимо добиваться признания того, что арктические государства лучше всех могут осуществлять лидерство по управлению регионом. Должное внимание в документе уделено вопросам совершенствования деятельности Арктического Совета, который должен соответствующим образом реагировать на возможности и вызовы Арктики.

В заключительной части Заявления подчеркивается роль арктической внешней политики Канады, ответственность страны в отношении своих арктических вод и земель, отстаивании национальных интересов в Арктике. Сотрудничество, дипломатия и уважение международного права являются для Канады наиболее предпочтительным подходом в арктическом регионе, –резюмирует правительство страны.

Норвегия з аявила о своих интересах в арктическом региона раньше главных лидеров мировой политики – России и США. Норвегия по своей географии является приарктическим государством. Ее территории в высокоширотной Арктике включают архипелаг Свальбард (группа островов в Северном Ледовитом океане) и остров Ян Гайен в Норвежском море. Арктическая часть страны находится севернее 65˚северной широты. Арктические интересы Норвегии охватывают проблемы экономики, промышленности, рыболовства, коренных жителей — саамов, обеспечения национальной безопасности и т.д. Норвегия имеет крупные месторождения нефти (Статфьерд, Гюльфакс, Осеберг и Экофиск), а также других природных ресурсов, например, меди, цинка, свинца, никеля, молибдена, серебра и прочее.

Основные цели и задача Норвегии, которая, наряду с Данией, является младшим игроком в Арктике [8, с. 50], изложены в правительственном документе [78]. Отметим, что правительство страны признает развитие своих северных регионов в качестве значительного проекта для Норвегии и всего Крайнего Севера Европы. Прежде всего, в документе констатируется важность для внешней политики Норвегии предсказуемости и долгосрочности действий в арктических регионах, что было присуще стране в течение многих десятилетий. Норвегия, говорится в документе, которая намерена твердо отстаивать свой суверенный контроль над использованием ресурсов, в тоже время открыта для поиска новых форм сотрудничества. Отчетливо декларируется задача усиления внимания к защите общеизвестных интересов Норвегии, развития сотрудничества с Россией, налаживания ответственного управления ресурсами, охраны окружающей среды и решения проблем климатических изменений. В документе признается политический аспект северных регионов, т.е. различные механизмы сотрудничества стран Северной Европы, отношения с США и Канадой в рамках Арктического Совета, а также отношения с Евросоюзом в рамках «Северного измерения». Интерес к северным регионам власти Норвегии объясняют не в последнюю очередь процессами в сфере экологии и энергетики. Эти же проблемы находятся в центре дискуссий Норвегии с Евросоюзом, США, Германией, Францией, Канадой и скандинавскими странами. Особую значимость для Норвегии имеет тот факт, что 2/3 неразведанных энергоресурсов залегают в норвежской части шельфа Норвежского и Баренцева морей [17, с. 21][*****]. Невозможно отказать норвежцам в том, что, по их мнению, для многих стран энергетические вопросы все больше становятся частью политики безопасности.

Другой аспект арктической политики Норвегии - климатические изменения. Вкратце излагая общеизвестные факты потепления в Арктике и их последствия для коренных народов региона, документ подчеркивает роль расширения международного сотрудничества по мониторингу состояния окружающей среды Арктики. В документе говорится о намерении страны соблюдать свои обязательства по Киотскому протоколу. Особое значение придается широкому использованию архипелага Свальбарда в качестве международного полигона по исследованию климатических изменений. Но такая работа должна базироваться на следующих принципах:

– последовательное и твердое отстаивание суверенитета Норвегии;

– корректное соблюдение Договора о Свальбарде;

– контроль за его выполнением на практике;

– сохранение спокойствия и стабильности в регионе;

– охрана уникальной дикой природы региона;

– поддержание норвежских поселения на архипелаге Свальбарда.

Норвегия придает важное значение диалогу с основными странами Запада по проблемам энергетики и экологии, стремится разъяснять свою позицию и свои интересы в арктическом регионе, находить новые сферы и формы сотрудничества. Должное внимание уделяется использованию всех возможностей региональных форумов, например Арктического Совета, развитию сотрудничества с институтами Евросоюза, Россией, США и т.д. Подчеркивая намерение превратить Баренцево море в море сотрудничества, Норвегия в то же время отметила конфликт интересов, связанных с использованием рыбных, а в будущем и нефтегазовых ресурсов в Баренцевом море. В повестке дня стоят проблемы ответственного управления ресурсами, сохранения биологического разнообразия и особо уязвимых экосистем.

Анализ документа позволяет сделать вывод о том, что Норвежские власти высоко оценивают собственные принципы управления ресурсами, которые основываются на сочетании активного государственного регулирования с соблюдением международного права и интересов международного сотрудничества. Хорошему управлению ресурсами и охраны окружающей среды Арктики, по мнению норвежцев, содействует деятельность международных нефтяных компаний и других бизнес-структур с большим опытом разработки богатств континентального шельфа. Заслуживает поддержки намерение Норвегии решать вопросы делимитации морских границ на основе международного морского права. Имеются в виду границы континентального шельфа между Свальбардом и Гренландией, а также в Норвежском море. Таким же образом предполагалось разграничить морские пространства в Баренцевом море с Россией. Эту проблему Норвегия рассматривала прежде всего с целью разведки и эксплуатации нефтегазовых месторождений. В конечно счете речь шла о том, какое из государств (Норвегия или Россия) получит право определять правовой режим спорных морских пространств.

Острой проблемой для Норвегии является преодоление существующих разногласий по поводу географических границ действия Договора о Свальбарде. Норвегия добивалась применения статьей Договора только к островам и территориальным водам; другие государства настаивали на более широком его географическом толковании, а именно: на морские пространства за внешней границей территориального моря. Сложившаяся ситуация вынудила Норвегию ввести вокруг Свальбарда временную рыбоохранную зону взамен полноценной экономической зоны [220, с. 14-17]. Право Норвегии на регулирование объемов вылова рыбы и осуществление юрисдикции на континентальный шельф в данном районе оспаривается Испанией, Россией и Исландией. Поэтому Норвегия как прибрежное государство, подчеркивается в документе, настаивает на праве в одностороннем порядке установить морские зоны вокруг Свальбарда и препятствовать вылову рыбы сверх квот. По данному вопросу Норвегия надеется на понимание со стороны своих оппонентов. Кроме того, при реализации внешней политики в арктическом регионе Норвегия рассчитывает на поддержку союзников и партнеров. Учитывая членство Норвегии в НАТО, бесспорно, имеются в виду другие члены Северо-Атлантического блока.

Особое место в документе отведено отношениям с Россией – этой центральной проблеме политики Норвегии в северных регионах. Отмечая крупные изменения в России в последние годы, в том числе бурное развитие экономики за счет больших доходов от энергетического сектора, разработчики документа не удержались от обвинений в адрес РФ по поводу прав и свобод человека. Норвегия почему-то заявляет о своем праве вести диалог с Россией по этим проблемам. Вместе с тем, по нашему мнению, заслуживает положительной оценки признание неизбежного участия России в управлении ресурсами Баренцева моря, в том числе нефтегазовыми. Норвежская сторона выступает также в пользу создания зон экономического и промышленного развития в приграничных районах обеих стран, сотрудничества по вопросам охраны труда, безопасности в море, ликвидации аварийных разливов нефти, проведения спасательных работ и т.д. [78].

Наряду с другими приарктическими государствами, Норвегия преследует военные цели в северном регионе. Анализ документа свидетельствует о том, что власти страны отводят своим вооруженным силам функцию поддержки деятельности гражданских властей на севере. Одна из главных задач вооруженных сил состоит в наблюдении и разведке в регионе, что должно обеспечить принятие общенациональных решений. Норвегия стремится получить полную картину развития в близлежащих регионах. Другая задача вооруженных сил Норвегии – отстаивание суверенитета и реализация полномочий по управлению ресурсами Арктики. Присутствие вооруженных сил, по мнению разработчиков документа, будет способствовать предсказуемости и стабильности в регионе, разрешению кризисных ситуаций на Севере. В частности, Береговая охрана Норвегии продолжит сотрудничество с региональными подразделениями Пограничной службы России в целях обеспечения контроля за рыбным промыслом в Баренцевом море. Норвегия заявила также о своем намерении сохранять и развивать присутствие на Севере (Тромсе и Сер-Варангер) сухопутных частей. Декларируется также необходимость поддерживать тесное военное сотрудничество со странами НАТО (главным образом через проведение военных учений и маневров). Во внешнеполитической повестке страны числится также задача развития военного сотрудничества с Россией.

Соединенные штаты Америки. США стали арктическим государством в 1867 г. после покупки российской Аляски. Эта межгосударственная сделка была оформлена договором «Об уступке Российских Северо-Американских колоний»[†††††]. Как отмечал канадский ученый Д. Фаранд, было очевидно, что предметом договора была только земля, а не земля вместе с морской поверхностью [20, с. 89]. Действительно, речь шла исключительно об уступке территории – Американского материка и прилегающих к ему островов: «Его Величество Император Всероссийский <…> обязуется уступить Североамериканским Соединенным Штатам <…> свою территорию <…> на Американском материке, а также прилегающие к ней острова. Сказанная территория заключается в ниже означенных границах» [16, с. 99] В соответствии с данным договором, сухопутные границы очерчивались следующим образом: все территории восточнее отходили США, а к России отходили все территории, расположенные западнее.

В XIX веке американцы пытались по-новому и, разумеется, в свою пользу толковать статьи Договора с целью изменения статуса территории, находившейся западнее линии, установленной Договором 1867 г. В частности, американский таможенный пароход «Томас Корвин» в 1881 г. пристал к берегу о. Врангель, а его экипаж переименовал остров и поднял над ним американский флаг. На эту и другие попытки игнорировать положения Договора 1867 г. Россия отреагировала отправкой в Чукотское и Восточно-Сибирское моря правительственной гидрографической экспедиции Б.А. Вилькицкого (1911 г.). Одним из последствий работы этой экспедиции стало известная нота МИД России к союзным и дружественным государствам, которая объявляла о суверенитете России над открытыми экспедицией островами, в том числе над о. Врангель.

Со временем интерес США к Арктическому региону постепенно усиливался. В частности, в начале 50-х гг. прошлого века с появлением у СССР бомбардировщиков дальнего действия, для которых территория вероятного противника с


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.062 с.