Б. Поминовение усопших по уставу Православной Церкви. Заупокойные субботы. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Б. Поминовение усопших по уставу Православной Церкви. Заупокойные субботы.

2017-10-09 418
Б. Поминовение усопших по уставу Православной Церкви. Заупокойные субботы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

на вечерне совершается краткое, общей формулой на сугубой ектении: о всех преждепочивших отцех и братиях наших, зде лежащих и повсюду православных.

   Следующее за вечерней повечерие и все вообще вечернее богослужение заканчивается ектенией «Помолимся», на которой ублажаются и усопшие: благочестивые цари, православные архиереи, ктиторы, родители78 и все прежде отшедшие отцы и братия наши, зде лежащие и повсюду православные.

На полунощнице заупокойная молитва, нигде и никогда в другое время не повторяющаяся, а по отпусте — краткое поминовение усопших в конце заключительной ектении «Помолимся». Поминовения по именам здесь нет, оно совершается общей формулой.

Ввиду такого нарочитого моления об усопших, совершаемого перед утреней, самая утреня, обычно не имеет особых заупокойных молений. На ней, как и на вечерне, возносится лишь краткое прошение на сугубой ектении о всех прежде почивших отцех и братиях наших.

на проскомидии, при изъятии частей из четвертой и пятой просфор и из других, нарочито для поминовения приносимых. На самой литургии, по освящении Святых Даров, вторично совершается поминовение живых и усопших по именам.

Наиболее усиливаются заупокойные моления в две так называемые вселенские родительские субботы пред неделями Мясопустной и Пятидесяницы. В эти две вселенские субботы по церковному Уставу совсем оставляются службы минеи, а чествование в тот день случившихся святых, хотя бы то и святого с полиелеем93 или даже с бдением всегда шестого гласа

На вечерни и утрени в субботу мясопустную и Пятидесятницы совершается поминовение главным образом вообще всех прежде почивших. Поминовение наших сродников несколько отодвигается, уступает место общему поминовению усопших. церковный Устав в две вселенские субботы, кроме поминовения на вечерне и утрени, назначает еще великую панихиду после вечерни в качестве непременной, на ряду положенной, обязательной службы.

Панихида должна быть отведена главным образом для поминовения по храмовым синодикам и по помянникам богомольцев. На утрени же должно ограничиться возглашением в положенных местах лишь более или менее кратких или пространных общих формул поминовения. Типикон в последовании утрени субботы мясопустной помещает полный текст заупокойной ектении, в котором совсем отсутствует обычное здесь «имя рек»,заменяясь общей формулой: «праотец, отец и братии наших, зде лежащих и повсюду православных христиан».Таким образом Устав совсем исключает на утрени вселенских суббот поминовение усопших по именам Особенное внимание должно быть обращено на утренний канон, творение преп. Феодора Студита

 

Наиболее выдающимися особенностями субботней поминальной службы во всех случаях являются: а) употребление на вечерне, утрени, часах и литургии тропаря и кондака за упокой взамен совсем опускаемых тропарей и кондаков минеи119; б) стихословие на утрени по особому чину непорочных и в) произнесение на утрени заупокойных ектений

 Естественно, что с этим поминовением воинов соединилось и обычное осеннее поминовение всех усопших. Так явилась Димитриевская родительская суббота, о которой не упоминает церковный Устав, которой нет у Греков. Постепенно ослабела память о воинах, павших на Куликовском поле, и суббота перед 26 октября стала обычной поминальной субботой,

  Поминовение усопших, известное у нас под именем Радоницы, совершается на Фоминой седмице, чаще всего во вторник

3-й, 9-й, 40-й, годовой, не допускается никаких изменений в основных службах дня сравнительно с тем, что положено по уставу,

Субботу, день покоя о что суббота все-таки есть день преимущественно назначенный для поминовения усопших, это отмечается на утрени заупокойными седальными по первой кафизме175, одним тропарем заупокой на каждой песни канона октоиха и заупокойным светильном, а на литургии одним тропарем на блаженных. На повечерии к субботе и на литургии в субботу присоединяется кондак «Со святыми упокой».Заупокойный тропарь Помяни Господи176 может быть на литургии в субботу исключительно лишь в том случае, когда в минеи нет совсем тропаря святому

Но в дополнение к общественному богослужению Устав узаконяет для будничных дней особую, хотя и краткую заупокойную службу, литию после вечерни и после первого часа. Относительно этой литий Типикон употребляет характерное выражение «Обычная лития»,отмечающее ее если не ежедневное, то во всяком случае очень частое, почти ежедневное, совершение.

В праздники со славословием и полиелеем отменяются заупокойные молитвословия на всех основных службах, кроме полунощницы

Непорочны — это 17-я кафизма псалтири, псалом 118. Обычно этот псалом у нас считается по преимуществу заупокойным. Такой взгляд на него неправильный, неверный. Устав церковный рассматривает непорочны — эту величественную библейскую песнь в честь закона, спасающего человека в жизни и по смерти,— как кафизму торжественную, праздничную, по преимуществу воскресную. Та же 17-я кафизма стихословится и во всех случаях на заупокойной утрени, на всех чинах погребения, кроме младенческого, и на панихиде.

Ни для каких нарочитых поминовений, ни для каких «заупокойных» и «заказных» литургий Устав церковный не предусматривает возможность делать какие-либо отступления в сторону умножения заупокойных молитвословий. Литургия становится заупокойной не от пения на ней заупокойных тропаря и кондака, не от чтения заупокойных апостола и Евангелия, не от возглашения заупокойной ектении. Литургия бывает заупокойной тогда, когда она соединяется с молитвенным трудом священнослужителей и мiрян, подъятым ради усопших и по любви к ним, когда она сопровождается милостыней, творимой в память поминаемых. Понимаемая так заупокойная литургия может быть и в великие праздники, и в первый день Пасхи, хотя ничего заупокойного на ней не будет возглашено.

 Устав церковный предполагает, что всякие моления, какие только могут быть в данный день, должны быть окончены до литургии или отложены до окончания вечерни. После всего суточного круга служб молящиеся нуждаются в отдыхе, в подкреплении трапезой. В конце литургии может быть только чин над кутией в честь праздника или в память усопших. Но, во-первых, это очень краткое моление, а во-вторых, это уже как бы предначатие трапезы, часть трапезы.

   Заупокойные песнопения на вечерне и утрени, как было уже сказано, могут быть лишь в поминальные субботы

Чтение псалтири над усопшим милостыня – труд.

А. Создание новых национальных Православных Церквей. Создание независимой Элладской Церкви. Отношение с Константинопольским патриархатом. Положение болгар под османским владычеством. Стремление к церковной автономии. Учреждение Болгарского Экзархата и противостояние Константинопольского патриархата.

Элладская (Греческая) Православная Церковь. Христианство на ее территории появилось при ап. Павле. С IV в. Греческие епископские кафедры входили в состав то Римской, то К-Пльской Церкви. В 1453 г. Греция была завоевана турками и вошла в юрисдикцию К-Пльского Патриархата, Только в 1830 г. Греция добилась независимости и начала борьбу за автокефалию, которую получила в 1850 г. Но, едва освободившись от Константинополя, она попала в зависимость от короля. Только по Конституции 1975 г. Церковь была, наконец отделена от государства. В то же время (в 1960-е гг.) от Элладской Православной Церкви откололась так называеммая Истинно-Православная Церковь Греции (старого стиля).

По обретении независимости в 1822 году и образовании Греческого королевства в 1832 году такое положение стало политически невозможным; в 1833 году по решению баварских регентов, от имени малолетнего короля Оттона I, специальной декларацией от 23 июля была провозглашена автокефалия Церкви на территории королевства. Главой Церкви объявлялся король. Такое одностороннее, в нарушение церковного права, провозглашение юрисдикционной независимости не было признано кириархальной Константинопольской Церковью, а также иными поместными Церквами. Возникла схизма, продолжавшаяся 17 лет.

29 июня 1850 года томосом Патриарха Анфима IV Церковь в Элладе была признана Вселенской Патриархией, которая, однако, зафиксировала ряд условий, обеспечивающих особый статус «Матери-Церкви» (Вселенской Патриархии) в Элладе.

В 1924 году церковь перешла на новоюлианский календарь, что вызвало протест у части прихожан и клириков.

4 сентября 1928 года было выработано совместное соглашение Элладской и Константинопольской Церквей относительно 36 епархий, оказавшихся после Лозаннского договора на территории Греции. Согласно Патриаршему и Синодальному актам епархии «новых территорий» (Эпира, Южной Македонии, Западной Фракии и большинство островов Эгейского архипелага), формально оставаясь в юрисдикции Константинопольского Патриархата, вошли в состав Элладской Церкви (то есть были административно подчинены ей), согласно уже принятому государственному закону Греции № 3615 от 15 июля 1928 год

Включает 81 епархию, 30 из которых в Северной Греции и крупных островах Севера (так наз. «Новые территории») номинально — в юрисдикции Константинопольского Патриарха. 6 из 12 митрополитов Постоянного Синода представляют Новые территории.

Епархии Крита и Додеканеса, а также все монастыри Афона — находится под прямой юрисдикцией Константинопольского Патриарха и не считаются частью Церкви Греции.

Имеет 200 монастырей; насчитывает около 8 млн членов (из 10,6 млн всего населения Греции).

На 31 декабря 2010 года число священнослужителей на территории Греции составляло 10 368 человек из которых 9117 принадлежали к юрисдикции Элладской православной церкви, 1007

— Критской церкви, 228 — митрополиям Додеканесских островов и 16 — Патмосскому экзархату, принадлежащим к Константинопольскому патриархату.

В конце XIV века Болгария была завоёвана Османской империей. Сначала она находилась в вассальной зависимости, а в 1396 году султан Баязид I аннексировал её после победы над крестоносцами в битве при Никополе.

В Османской империи население было разделено на религиозные общины «правоверных» и «неверных», объединённых в миллеты: мусульманский миллет и православный миллет (или греческий миллет). Православный миллет включал в себя различные народы, объединённые на основе религиозной принадлежности под верховенством греческой патриархии в Константинополе. Вместе с переходом в подчинение Константинопольской патриархии в болгарских землях появились и греческие церковные книги, славянская литургия частично осталась лишь в сёлах. Две независимые православные церкви — Печский патриархат и Охридская архиепископия — стали впоследствии жертвами фанариотов

В это время была проведена частичная исламизация болгарского этноса, за счёт болгар, принявших ислам и перешедших в мусульманский миллет. Часть болгар православного вероисповедания остались верны Константинопольскому патриархату после восстановления Болгарской православной церкви. Это были так называемые «грекоманы». Тем не менее, большинство болгар сохранили родной язык, веру и традиции. Особенно положительную роль при этом сыграло болгарское духовенство и монастыри.

С 1820-х годов в епархиях, населённых преимущественно болгарами, — на фоне общего роста национализма и освободительного движения — шло церковно-общественное движение за более широкое использование церковнославянского языка в богослужении (вместо греческого), за право избрания народом лиц болгарского происхождения на епископские кафедры (епископат был греческий) и перевод архиереев на оклады (вместо податей и сборов). Такие устремления не могли не вступать в противоречие с панэллинизмом фанариотов, которые в значительной мере контролировали Патриархию и мечтали об эволюционной реставрации Византии на месте Османской империи.

Патриарх Константинопольский Кирилл VII (1855—1860) пошёл на определённые уступки болгарам: в 1858 году был хиротонисан во епископа народный деятель Иларион (Стоянов), возглавивший болгарскую общину Константинополя с титулом епископа Макариопольского.

3 апреля 1860 года в воскресенье епископ Макариопольский Иларион (Михайловский), состоявший с 1858 года при церкви болгарского народного подворья в Константинополе, совершал в этой церкви торжественное богослужение; когда он по обычаю начал поминать имя Константинопольского Патриарха, то присутствовавший в церкви народ по предварительному уговору потребовал, чтобы оставлено было возношение имени патриаршего. Вскоре епископ Иларион начал совершать богослужение, не испрашивая на то предварительного разрешения Константинопольского Патриарха, что по церковным правилам запрещено, так как ни один епископ не должен священнодействовать в епархии другого епископа без его согласия и благословения. К епископу Илариону примкнули бывший митрополит Велеский Авксентий (Чешмеджийский), родом болгарин, и митрополит Филиппопольский Паисий (Зафиров), родом албанец.

Епископ Иларион был провозглашён «болгарским священноначальником», то есть главою болгарской церкви. Таким-то образом определился так называемый греко-болгарский церковный вопрос, который имел много перипетий и до сих пор не получил ещё полного разрешения. Возмутившиеся епископы были сосланы в Малую Азию, и возгорелась ожесточенная борьба между болгарами и греками.

Борьба с Константинопольской Патриархией продолжалась и принимала все более ожесточённый характер. Народ не принимал греческого духовенства, во многих местностях дети оставались некрещёными, свадьбы справлялись без священников, умершие погребались без напутствия. Все проекты, составлявшиеся для соглашения сторон, не достигали цели. Главным камнем преткновения служил вопрос о разграничении епархий болгарских и греческих.

28 февраля (12 марта) 1870 года Мехмед Эмин Али-паша вручил болгарским выборным фирман об учреждении Болгарского экзархата.

Фирман образовывал особый болгарский округ под именем Болгарского экзархата, в состав которого вошли исчисленные в фирмане митрополии и епископии; кроме того, православные жители других епархий могли присоединиться к экзархату, если они этого желали единогласно или по крайней мере большинством двух третей. Управление экзархатом вручалось высшему по чину из болгарских митрополитов, которому присваивался титул Экзарха; при экзархе состоял Синод; фирман устранял всякое вмешательство Константинопольского Патриарха в управлении духовными делами экзархата,

После неудачных попыток получить утвердительную грамоту от Константинопольского Патриарха, Экзарх Анфим провозгласил 11 (23) мая, в день памяти первоучителей словенских Кирилла и Мефодия, независимость Болгарской православной церкви, о чём заранее составлен был акт, подписанный собором семи болгарских епископов. Схизма от КП

В апреле 1945 года Константинопольский Патриарх Вениамин извещал Московского Патриарха Алексия I о том, что 21 января 1945 года новоизбранный болгарский Экзарх митрополит Софийский Стефан (Шоков) «просил снять с Болгарского клира и народа объявленное церковное отлучение и восстановить мир и единение в теле Святой нашей Православной Церкви»[7]. Просьба митрополита Стефана была удовлетворена 22 февраля того же года Синодом Константинопольского Патриархата; 25 февраля в храме святого Георгия в Фанаре Синодом Патриархата и присланными епископами экзархата была совместно совершена литургия[8]. 13 марта того же года в Патриархии был торжественно подписан томос об автокефалии Болгарской Церкви.

3б. Нашествие монголов и влияние его на образование нового центра церковной жизни. Нашествие Батыя (1237-1240). Установление господства монголов. Отношение монголов к христианству. Причины веротерпимости ордынцев.Мученики за веру: свв. Михаил и Феодор,св. Роман Рязанский, св. Михаил Тверской. Отток натселения из южной Руси. Ханские ярлыки. Христианство среди татар. УчреждениеСарайской епархии (1261). Св. Петр, царевич Ордынский.

В 1237-1240 гг. произошло то, что по грехам людей должно было произойти. Глухими остались князья и бояре-феодалы к "голосу земли", к стонам простых сердец людей, к голосу Церкви, которая устами своих святителей умоляла к прекращению кровавых междоусобиц, звала к единству.

В 1236 г. через Уральский хребет перевалили огромные татаро-монгольские орды хана Бату (Батыя). Двигались они не спеша. Лишь летом 1237 г. Батый пересек Волгу и вторгся в пределы Рязанского княжества. Времени для организации отпора было достаточно, Русь могла бы выставить силы не меньшие, чем имел Батый. Но каждый удельный князь думал лишь о себе.

В точение лета было разорено до основания Рязанское княжество. Батый, ломая героическое сопротивление разрозненных защитников, движется на север. Горят Коломна, Москва, взят Владимир на Клязьме. Владимирский князь Юрий в последний момент призвал князей ополчить народ, но русские потерпели поражение, князь погиб, его племянник кн. Василий попал в плен, где за отказ отречься от христианства был замучен. Батый движется на Новгород; весенняя распутица останавливает его в 200 им от Новгорода, и орды поворачивают на юг. Войдя в степные низовья Волги, татары основываются здесь в форме полукочевого государства Золотой Орды со столицей - новым городом Сарай (на ловом берегу Волги, южно-восточнее нынешнего Сталинграда).

В 1240 г. часть татарского войска пошла на запад, нанесла колоссальный урон Киеву, обратив его в ничтожное местечко, где осталось около 200 домов, причем разрушена была и Десятинная церковь. Затем орда огнем и мечом прошла по южной части Галицко-Волынского княжества, перевалилась в Карпаты, вторглась в Венгрию, но оттуда, под встречным ударом закованных в латы чешских рыцарей, попятилась на Русь.

Вся русская территория от среднего Днепра до Волги была под татарским ярмом. Новгородская земля сохранила свою независимость, хотя и должна была платить Орде откуп.

Галицко-Волынское княжество должно было признать частичную, вассальную зависимость от хана.

Церкви был нанесен огромный ущерб. Краса Руси - Киев - разрушен, Печерская обитель - разгромлена, иноки разбежались. Правда, Северо-восточная Русь была менее опустошена. Население и вообще церковная жизнь вследствие этого передвигаются на север - в Москву, которая стает средоточием церковной жизни. онечно, после того, как захваченные Золотой Ордой русские земли были поставлены от нее в полную зависимость, массовые зверства и грабежи прекратились: ханы понимали невыгодность "резать курочку, которая несет золотые яички". Земли были обложены данью, взыскиваемой натурой, деньгами и людьми

При завоевании Руси монголы были язычниками. Они признавали единого Бога, но поклонялись и разным другим богам - солнцу, луне, воде, огню, идолам, теням умерших ханов, верили в очистительное значение огня, в колдовство и держали у себя целые толпы шаманов и заклинателей. В Орде едва ли даже и была одна какая-нибудь господствующая религия. В состав орды входили воины различных вер (больше всего буддисты и мусульмане), и ханы не препятствовали совершению различных религиозных обрядов. В своей книге "Ясе" (книга запретов) Чингис-хан велел уважать и бояться всех богов, чьи бы они ни были.

Первый в монгольское время митрополит Кирилл в самой столице ханов Сарае учредил православную епископию, поставив в нее епископом (в 1261 году) Митрофана, а у хана Менгу-Темира выпросил ярлык духовенству. Еще при первом обложении Руси данью духовенство было освобождено от ее платежа. Хан Менгу в своем ярлыке также освобождает все белое и черное духовенство от всех своих даней и пошлин. Церковные земли и угодья, церковные люди, вощи, книги, иконы и проч. объявлены неприкосновенными; по другому ярлыку хана Узбека митрополиту Потру духовенство освобождено было от всякого ханского суда; все церковные люди подчинены были суду митрополита и притом по всем делам, не исключая уголовных

На деле, однако, практика ханов мало считалась с ярлыками и своей "Ясой". Приведем пока два примера.

В 1246 г. Батый вызвал в Орду черниговского князя Михаила Всеволодовича. Князь вместе со своим боярином Феодором отказался в Орде выполнять языческие обряды. После мучений и истязаний князя и боярина обезглавили и бросили на съедение псам.

В 1270 г. хан Менгу-Темир вызвал в Орду рязанского кн. Романа Олеговича для объяснений по поводу обвинения его каким-то баскаком в поношении мусульманской веры. "Веротерпимый" Менгу-Темир предложил ему отречься от христианства. Вместо отречения князь стал исповедывать христианскую веру, тогда ему вырвали язык, выкололи глаза, содрали кожу и лишь тогда обезглавили.

При хане Узбеке в 1313 г. господствующей верой в Орде сделалось магометанство, известное своим фанатизмом.

В Орде свободно отправлялись всякие богослужения, и ханы сами участвовали в совершении и христианских, и магометанских, и буддийских обрядов, уважали и духовенство всех вер.

В местностях, подвластных Золотой Орде, миссионерская деятельность велась даже среди буддийцев и мусульман - поработителей Руси.

В 1261 г. с этой целью была учреждена Сарайская епархия. В 1276 г. сарайский епископ Феогност на Константинопольском соборе предлагал вопросы о крещении татар.

Одновременно распространялось христианство на Севере, благодаря проповеди подвижников, спасавшихся в северных пустынях. Так, в конце ХIII в. христианство распространяется среди чуди, благодаря трудам преподобного КИРИЛЛА, который основал там Челмогорский монастырь (недалеко от Каргополя). В течение 52 лет преп. Кирилл посветил всю Чудь.

В 1329 г. был основан преподобными СЕРГИЕМ и ГЕРМАНОМ на Ладожском озере на острове знаменитый Валаамский монастырь. Благодаря деятельности валаамских подвижников св. верою были просвещены карелы.

В ХIV в. преп. ЛАЗАРЕМ на Онежском озеро основан Мурманский монастырь, иноки которого просветили лопарей.

На Соловецком острове Белого моря возникла Соловецкая обитель, основанная преп. ЗОСИМОЮ И САВВАТИЕМ. Обитель эта является просветительницею Северного Поморья.

В 1223 году благоверный князь Михаил был участником съезда русских князей в Киеве, решавших вопрос о помощи половцам против надвигавшихся татарских полчищ. С 1223 года после гибели в битве на Калке его дяди, Мстислава Черниговского, святой Михаил стал князем Черниговским. Послы сообщили князю Михаилу, что и ему нужно отправиться в Орду для подтверждения прав на княжение ханским ярлыком. месте со святым князем Михаилом отправился в Орду его верный друг и сподвижник боярин Феодор. Когда в 1246 году благоверный князь Михаил и боярин Феодор прибыли в Орду, им приказали перед тем, как идти к хану, пройти через огненный костер, что якобы должно было очистить их от злых намерений, и поклониться обожествляемым монголами стихиям: солнцу и огню. В ответ жрецам, повелевавшим исполнить языческий обряд, благоверный князь сказал: "Христианин кланяется только Богу, Творцу мира, а не твари". Хану донесли о непокорности русского князя. Батый через своего приближенного Эльдегу передал условие: если не будет выполнено требование жрецов, непокорные умрут в мучениях. Но и на это последовал решительный ответ святого князя Михаила: "Я готов поклониться царю, так как ему Бог вручил судьбу земных царств, но, как христианин, не могу поклоняться идолам". Судьба мужественных христиан была решена. Укрепляясь словами Господа "кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее" (Мк. 8, 35 - 38), святой князь и преданный его боярин приготовились к мученической кончине и приобщились Святых Таин, которые предусмотрительно дал им с собой духовный отец. Татарские палачи схватили благоверного князя и долго, жестоко избивали, пока земля не обагрилась кровью. Наконец один из отступников от Христовой веры, по имени Даман, отсек голову святому мученику. Святому боярину Феодору, если он выполнит языческий обряд, татары льстиво стали обещать княжеское достоинство замученного страдальца. Но это не поколебало святого Феодора - он последовал примеру своего князя. После таких же зверских истязаний ему отрубили голову. Тела святых страстотерпцев были брошены на съедение псам, но Господь чудесно охранял их несколько дней, пока верные христиане тайно не погребли их с почестью. Позже мощи святых мучеников были перенесены в Чернигов.

Романа Рязанский. Однажды один из баскаков донес хану Менгу-Темиру, что благоверный князь Роман хулит хана и поносит его языческую веру. Нашлись люди, которые подтвердили клевету. Поверив клевете, Темир разгневался на князя и приказал ему немедленно явиться в Орду. Хан Менгу-Тимур вызвал Романа Ольговича в 1270 г. в Орду и велел ему, чтобы он выбирал одно из двух: либо мученическую смерть, либо татарскую веру. Князь отвечал, что он, покорный воле Божьей, повинуется ханской власти, но никто не заставит его изменить своей вере. Татары стали избивать князя, а затем в оковах бросили в темницу. На утро, 19 июля, его вывели на казнь. Роман Ольгович стал говорить собравшемуся народу, среди которых было много русских, о святости веры Христовой — ему отрезали язык. Затем вырезали глаза, обрубили пальцы на руках и ногах, обрезали уши и губы, нос, отсекли руки и ноги. «И яко остася труп един, они же одраша кожу от главы его и копие возоткнуша»

Петр Ордынский.По пути домой, как говорится в «Сказании о блаженном Петре…», его догнал царевич Даир Кайдагул, племянник Батыя и Берке, и умолил взять с собою в Ростов. Наверное, мальчика увлекли рассказы о чудесах, о большом и богатом городе Ростове — в те времена Ростов Великий был одним из главных городов Северо-Восточной Руси.

В Ростове Даир принял православное крещение и был наречён Петром Однажды ему было видение: явились апостолы Петр и Павел. После чего Петр построил на берегах озера Неро монастырь, называемый также Петровской обителью.

Тогда же возникла дружба между ордынским царевичем Петром и Борисом, князем Ростовским Архиепископ Игнатий, преемник святителя Кирилла, публично под сводами церкви объявил их назваными братьями. Дети Бориса, юные княжичи, называли Петра дядей. Князь Борис выбрал для Петра жену, дочь виднейшего ростовского вельможи. Петр имел многочисленное потомство.

После смерти жены принял постриг в основанном им Петровском монастыре.

Билет 4

А. Книга Исход: наименование, время, место и цель написания. Особенности композиции, основные богословские идеи. Связь книги Исход с Новым Заветом. Проблема датировки событий Исхода. Евреи в Египте; рождение Моисея и его воспитание во дворце; бегство Моисея в землю Мадиамскую и его жизнь у Иафора (Исх. 1–2). Призвание Моисея; откровение об Имени Божием (Исх. 2–4). Моисей и Аарон у фараона; казни Египетские (Быт. 5–11). Установление праздника Пасхи (Исх. 12).

В Новом Завете Иисус Христос называет Исход книгой Моисея (Мк. 12,26; ср. 7,10), и нет никаких весомых причин подвергать это сомнению. Еврейская традиция также последовательно (вплоть до наших дней) это подтверждает. Если учесть, что автором книги Исход является Моисей, дата ее написания не может быть позднее 1406 г. до Р.Х. - года смерти Моисея.

Особенности композиции, основные богословские идеи.

Прежде всего, это описание того, как Господь освободил Израиль от египетского рабства, дабы выполнить Свой завет, заключенный с патриархами. Вторая основная тема книги - откровение завета на Синае. Третья тема, продолжая первые две, является их завершением - это тема восстановления общения Бога человеком.

Связь книги Исход с Новым Заветом.

Символизм книги Исход становится реальностью в Новом Завете (Иер. 31,31-34). Кровь жертвенного животного заменяется кровью Христа (24,8; Мф. 26,27.28; 1 Пет. 1,2; Евр. 12,24). Символическая заместительная смерть пасхального агнца осуществилась во Христе, Агнце Божием, - нашей пасхальной жертве (Ин. 1,29; 1 Кор. 5,7). Его "исход" в Иерусалим (Лк. 9,31) принес истинное спасение народу Божиему. С Иисусом Христом соединяется новозаветный народ, в котором и язычники становятся народом Божиим, членами общества израильского и согражданами ветхозаветных святых (19,5.6; Еф. 2,11-19).

Моисей в истории искупления является прообразом Христа, Ходатая нового завета.

роблема датировки событий Исхода.

по этой теме существует как минимум две точки зрения, христианская и традиционного иудаизма. По многим вопросам библейской хронологии до рождения Иисуса Христа эти точки сходятся, а после рождения Иисуса Христа расходятся.

Различие переводов Септуагинта, Вульгата, Самарянская библия.

Время и путь исхода являются предметом значительных разногласий среди ученых. Согласно библейской хронологии, исход из Египта произошел за 480 лет до царствования Соломона (3 Цар. 6,1), т.е. около 1440 г. до Р.Х. (см. 12,40.41; Суд. 11,26). В таком случае фараоном, царствовавшим во время исхода, был либо Тутмос III, либо Аменхотеп II.

Сторонники более поздней даты исхода апеллируют к названию Раамсес (Рамзес), которое носил один из каменных городов, построенных израильтянами (1,11). По этой версии, фараоном, правившим во время исхода, следует считать Рамзеса II (1304-1236 гг. до Р.Х.), а приблизительной датой начала исхода -1270 г. до Р.Х. Однако эта версия, основанная исключительно на названии города, вступает в противоречие с куда более весомыми фактами (в том числе и с библейской хронологией). Более того, известно, что Моисей умер приблизительно в 1406 г. до Р.Х., и уже одно это обстоятельство не позволяет датировать время исхода евреев из Египта позднее 1440 г. до Р.Х.

Шмот — «Имена. Моисей у горы Синай- автор. место в середине 15 столетия до Р. Х. Ближайшая цель написания кн. Исход заключается в том, чтобы дать народу еврейскому и увековечить в его памяти религиозно-нравственные и гражданские законы

Моисеев закон, как он представлен в Исходе, распадается на три части: Десятисловие (Исх. 20:1-21), книга Завета с содержащимися в ней гражданскими и религиозными правилами и установлениями (20:22-24:11), и церемониальные правилаДевять из десяти повторены и в Новом Завете, с добавлением ряда условий и положений, которые в духовном и нравственном отношении даже выше тех, что представлены в Исходе 20:3-17.

Единственная заповедь, которая не повторяется в Новом Завете, - касается соблюдения субботы; однако первый день недели во все времена отводится для поклонения Богу - в память о воскресении Спасителя.

Господь дал народу правила, которыми тот должен был руководствоваться в служении истинному Богу и при возведении Ему жертвенника.

Согласно Книге Исхода, Моисей родился в то время, когда его народ увеличивался в численности и египетский фараон был обеспокоен тем, что израильтяне могут помочь врагам Египта. Когда фараон приказал убить всех новорожденных мальчиков, мать Моисея, Иохаведа спрятала его в корзинке и пустила ее по водам Нила. Корзинка вскоре была обнаружена дочерью фараона, которая решила усыновить ребенка.

Когда Моисей вырос, он увидел притеснение своих соплеменников. Он убил египетского надсмотрщика, который жестоко наказывал израильтянина и сбежал из Египта в землю мадианитян. Здесь из горящего, но несгорающего кустарника (Неопалимой купины), к нему обратился Бог, который повелел Моисею возвращаться обратно в Египет, просить освобождения израильтян. После десяти казней, Моисей вывел израильтян из Египта через Чермное море[2], после чего они остановились у горы Синай, где Моисей получил десять заповедей. После 40 лет скитаний по пустыне, Моисей умер.

6 У священника Мадиамского [было] семь дочерей, [которые пасли овец отца своего Иофора]. Они пришли, начерпали воды и наполнили корыта, чтобы напоить овец отца своего [Иофора].

17 И пришли пастухи и отогнали их. Тогда встал Моисей и защитил их, [и начерпал им воды] и напоил овец их. Они сказали: какой-то Египтянин защитил нас от пастухов, и даже начерпал нам воды и напоил овец [наших].

20 Он сказал дочерям своим: где же он? зачем вы его оставили? позовите его, и пусть он ест хлеб.

21 Моисею понравилось жить у сего человека; и он выдал за Моисея дочь свою Сепфору.

22 Она [зачала и] родила сына, и [Моисей] нарек ему имя: Гирсам, потому что, говорил он, я стал пришельцем в чужой земле. [И зачав еще, родила другого сына, и он нарек ему имя: Елиезер, сказав: Бог отца моего был мне помощником и избавил меня от руки фараона.]

И сказал Господь [Моисею]: Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал вопль его от приставников его; Я знаю скорби его

8 и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей [и ввести его] в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед, в землю Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, [Гергесеев,] Евеев и Иевусеев. И отвечал Моисей и сказал: а если они не поверят мне и не послушают голоса моего и скажут: не явился тебе Господь? [что сказать им?]

2 И сказал ему Господь: что это в руке у тебя? Он отвечал: жезл.

3 Господь сказал: брось его на землю. Он бросил его на землю, и жезл превратился в змея, и Моисей побежал от него.

4 И сказал Господь Моисею: простри руку твою и возьми его за хвост. Он простер руку свою, и взял его [за хвост]; и он стал жезлом в руке его.

5 Это для того, чтобы поверили [тебе], что явился тебе Господь, Бог отцов их, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова.

После сего Моисей и Аарон пришли к фараону и сказали [ему]: так говорит Господь, Бог Израилев: отпусти народ Мой, чтоб он совершил Мне праздник в пустыне.

2 Но фараон сказал: кто такой Господь, чтоб я послушался голоса Его и отпустил [сынов] Израиля? я не знаю Господа и Израиля не отпущу

Десять казней:

Наказание кровью

Казнь лягушками

Нашествие кровососущих насекомых (мошки, пухоеды, вши, клопы)

Наказание пёсьими мухами

Мор скота

Язвы и нарывы

Гром, молнии и огненный град

Нашествие саранчи

Необычная темнота (тьма египетская)

Смерть первенцев

Моисей и Аарон сделали все сии [знамения и] чудеса пред фараоном; но Господь ожесточил сердце фараона, и он не отпустил сынов Израилевых из земли своей.

Установление Пасхи

1 И сказал Господь Моисею и Аарону в земле Египетской, говоря:

2 месяц сей да будет у вас началом месяцев, первым да будет он у вас между месяцами года.

3 Скажите всему обществу [сынов] Израилевых: в десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство;

4 а если семейство так мало, что не съест агнца, то пусть возьмет с соседом своим, ближайшим к дому своему, по числу душ: по той мере, сколько каждый съест, расчислитесь на агнца.

5 Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз,

6 и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером,

7 и пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его;

8 пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими травами пусть съедят его;

9 не ешьте от него недопеченного, или сваренного в воде, но ешьте испеченное на огне, голову с ногами и внутренностями;

10 не оставляйте от него до утра [и кости его не сокрушайте], но оставшееся от него до утра сожгите на огне.

11 Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это - Пасха Господня.

12 А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь.

13 И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую.

14 И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во [все] роды ваши; как установление вечное празднуйте его.

15 Семь дней ешьте пресный хлеб; с самого первого дня уничтожьте квасное в домах ваших, ибо кто будет есть квасное с первого дня до седьмого дня, душа та истреблена будет из среды Израиля.

16 И в первый день да будет у вас священное собрание, и в седьмой день св


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.136 с.