В анализе условий монополизации в отдельных сферах национальной экономики следует обратить внимание на естественные, административные и экономические монополии. — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

В анализе условий монополизации в отдельных сферах национальной экономики следует обратить внимание на естественные, административные и экономические монополии.

2017-10-07 401
В анализе условий монополизации в отдельных сферах национальной экономики следует обратить внимание на естественные, административные и экономические монополии. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Естественная монополия возникает вследствие объективных причин, отражает ситуацию, когда спрос удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе – особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция нежелательна (энергообеспечение, связь). В этих отраслях существует ограниченное количество национальных предприятий и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.

Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны - это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны - это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке как один хозяйственный субъект, и между ними не существует конкуренции. Экономика бывшего Советского Союза принадлежала к наиболее монополизированным в мире. Доминирующей была именно административная монополия, прежде всего, монополия всесильных министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия государства на организацию и управление экономикой, которая основывалась на господствующей государственной собственности на средства производства.

Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на их добровольном объединении. Тем или иным путем предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.

 

Диалектическое единство монополии и конкуренции

Монополия и конкуренция всегда находятся в диалектическом единстве. Конкуренция приводит к монополии. Возникает противоречие между конкуренцией и монополией. Целью появления монополии является ослабление, уничтожение конкуренции. Однако монополия не только не уничтожает конкуренцию, она ее усиливает, изменяет ее виды, ее формы проявления.

В условиях рынка появление монополий, господство монополий в производстве, в обращении способствует:

во-первых, изменению характера конкурентной борьбы. Конкуренция становится монополистической;

во-вторых, конкуренция выходит на мировой рынок, приобретает интернациональный характер;

в-третьих, в условиях рыночной смешанной экономики появляются:

- конкуренция между монополиями,

- конкуренция внутри монополий,

- конкуренция между монополиями и предприятиями-аутсайдерами.

Таким образом, можно выделить следующие особенности несовершенной конкуренции:

1. Это конкуренция, которая возникает при условии существования монополистических образований, соревнующихся как между собой, так и с предпринимателями среднего и малого бизнеса. В ней тон задают продавцы и покупатели, которые имеют определенную монопольную власть на рынке, имеют возможность манипулировать ценами.

2. Если совершенная конкуренция происходила прежде всего за обеспечение сбыта продукции, то монополистическая имеет значительно больший диапазон целей. Здесь конкурентная борьба ведется за монополизацию рынков сбыта, источников сырья, результатов научно-технического прогресса, кредитных ресурсов, квалифицированной рабочей силы и т.д.

3. Конкуренция все больше перемещается из сферы обращения, где происходит реализация товаров, в сферу непосредственного производства, с отраслей на межотраслевой, общехозяйственный уровень. Несовершенная конкуренция основывается прежде всего на нововведениях в средства производства, технологию, которые снижают затраты на единицу товара. Инновации в руках монополистов становятся методом конкурентной борьбы.

4. Значительно расширяется арсенал способов такой борьбы. Рядом с ценовой конкуренцией, использовавшейся ранее, применяются и другие способы. Отличают три основные формы конкурентной борьбы: ценовая, неценовая и неэкономическая (нечестная). Ценовая конкуренция — это соревнование производителей путем уменьшения затрат производства, снижения цен на товары и услуги без существенного изменения их ассортимента или качества. Производители используют манипулирование ценами, теневые цены, маневрирование ценами на разных рынках. Неценовая конкуренция — это завоевание конкурентного преимущества за счет лучшего использования достижений научно-технического прогресса. Здесь применяется продажа товаров более высокого качества, предложение новых товаров для удовлетворения тех же потребностей, оказание большего объема услуг, увеличение сроков гарантийного обслуживания, лучшие условия выделения потребительского кредита, проведение рекламных кампаний и т.д. И, наконец, широко практикуются так называемые неэкономические методы конкурентной борьбы. Это подкупы служебных лиц для улаживания дел, технический шпионаж, переманивание на свою сторону лучших специалистов и др.

В современных условиях чистая монополия встречается очень редко, но в ряде отраслей действуют крупные производители, которые имеют высокую долю продаж на рынке отрасли. Крупные производители имеют преимущество, они имеют экономические возможности развивать научные исследования и внедрять достижения научно-технического прогресса. Крупное производство позволяет использовать эффект масштаба производства, повышать эффективность производства, повышать производительность труда, снижать издержки на единицу продукции.

Однако монопольная власть на рынке таит в себе и отрицательные последствия в экономике. В условиях совершенной конкуренции цена стремится к предельным издержкам: P =MC. В условиях функционирования монополии, как правило, цена выше предельных издержек: Р › МС, это позволяет сдерживать темпы внедрения научно-технического прогресса, способствует снижению эффективности использования экономических ресурсов.

Отрицательное влияние монополий на условия функционирования общественного производства, на условия функционирования национальной экономики, на темпы НТП приводит к необходимости разработки антимонопольной политики государства, разработке антимонопольного законодательства.

 

Вопросы для самоконтроля

1. В чем сущность конкуренции в условиях рыночной экономики?

2. Каковы экономические условия взаимодействия конкуренции и монополии?

3. Раскройте современные формы и методы конкурентной борьбы.

4. Каковы формы конкурентной борьбы в условиях монополизации экономики?

5. Каковы условия монополизации экономики?

6. Назовите причины появления монополий, причины возникновения монополистического поведения производителей.

7. Сравните положительные и отрицательные последствия монополизации экономики.

8. В чем Вы видите необходимость разработки антимонопольного законодательства?

 

 

Литература

1. Кучуков Р.А. Экономическая теория: учебное пособие. - М.: Экономика, 2007.

2. Купрюхина Л.И. Экономическая теория. Микроэкономика: учебное пособие. – М.: МГТУ ГА, 2006. –Ч. II.

3. Суворов Н.А. Экономика: пособие по изучению раздела дисциплины. – М.: МГТУ ГА, 2009.

 

 

Содержание

 

Введение ……………………………………………………………………  
Тема 9. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ……………………..  
9.1. Эластичность и ее применение……………………………………….  
9.2. Ценовая эластичность спроса и ее детерминанты…………………..  
9.3. Факторы, определяющие эластичность спроса……………………  
9.4. Совокупная выручка и ценовая эластичность спроса…………….....  
9.5. Эластичность спроса по доходу……………………………………..  
9.6. Проанализируем эластичность предложения. ………………………  
Вопросы для самоконтроля………………………………………………  
Тема 10. ОТНОШЕНИЯ СОБСТВЕННОСТИ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ……………………………………………………………………………  
10.1. Сущность собственности как экономической категории………….  
10.2. Многообразие форм собственности………………………………..  
Вопросы для самоконтроля………………………………………………..  
Тема 11. ТЕОРИЯ ФИРМЫ………………………………………………………….  
11.1. Влияние научно-технического прогресса на изменения в процессе производства на фирме. Производственная функция…………………..  
11.2. Затраты фирмы……………………………………………………….  
11.3. Агрегативная функция производства………………………………  
11.4. Производственная функция Кобба-Дугласа……………………….  
11.5. Отдача от масштаба производства………………………………….  
11.6. Бюджетные ограничения. Изокоста………………………………..  
Вопросы для самоконтроля…………………..……………………………  
Тема 12. ИЗДЕРЖКИ ФИРМЫ, ВИДЫ ИЗДЕРЖЕК…………………………….  
12.1. Издержки производства………………………………………………  
12.2. Виды издержек………………………………………………............  
Вопросы для самоконтроля…………………………………………………  
Тема 13. ФАКТОРЫ УСТОЙЧИВОСТИ ДОХОДОВ ФИРМЫ………………...  
Вопросы для самоконтроля…………………………………………………  
Тема 14. ОСОБЕННОСТИ РЫНКА ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА………….  
14.1. Специфика рынка экономических ресурсов и их функции……….  
14.2. Особенности спроса на экономические ресурсы.............................  
14.3. Анализ факторов, влияющих на цены средств производства……..  
Вопросы для самоконтроля………………………………………………..  
Тема 15. КОНКУРЕНЦИЯ: СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ В УСЛОВИЯХ РЫНКА…………………………………………………………………………………….  
15.1. Анализ роли конкуренции в условиях рыночной экономики…...41  
15.2. Инструменты и методы конкурентной борьбы………………….....  
15.3. Виды конкуренции в условиях рыночной экономики…………….  
Вопросы для самоконтроля…………………………………………………  
Тема 16. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ МОНОПОЛИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА………………………………………  
16.1. Экономические условия возникновения монополий……………….  
16.2. Рассмотрим формы монополий…………………………………….  
16.3.Проблемы соотношения между уровнем конкуренции и монополизации в экономике……………………………………………….  
16.4. Противоречия, порожденные монополизацией рынков…………..  
16.5. Формы конкуренции в условиях монополистического производства. ………………………………………………………………. 16.6. Диалектическое единство монополии и конкуренции…………….  
Вопросы для самоконтроля…………………………………………………  
Литература…………………………………………………………………..    

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.