Эластичность и ее применение — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Эластичность и ее применение

2017-10-07 480
Эластичность и ее применение 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В общем виде эластичность означает степень чувствительности изменений одной величины на изме­нения другой величины. Понятие эластичности, как меры реакции покупателей и продавцов на изменение условий рынка, позволяет повысить точность анализа спроса и предложения.

 

Рис. 9.1. График эластичности спроса

 

Например, рассмотрим рис. 9.1. При цене Р1 спрос на товары a и b равен М. Но когда цена обоих товаров снизится до Р2, объем спроса товара a увеличится до М2 (изменение объема спроса М-М2), а товара b только до М1(изменение объема спроса М-М1). При изучении темы «Спрос», рассматривая детерминанты (факторы) спроса, мы отметили, что когда возрастают цены на товары-заменители или снижаются цены на товары-дополнители, потребители желали бы получить больше товара по более низкой цене, а при повышении доходов покупателей потребители желали бы получить больше товара по каждой цене. Спрос мы рассматривали, прежде всего, с качественной, а не с количественной стороны, и анализировали направление изменения объема спроса, а не его величину. Экономисты, используя концепцию эластичности, измеряют реакцию спроса на изменение определяющих его факторов. Для эффективного использования концепции эластичности следует выяснить:

1. Почему величина спроса на разные товары изменяется неодинаково при повышении или понижении цен на них в одной и той же степени? о*

2. Как учитывают это явление предприниматели, когда принимают решение об изменении цен на свои товары?

3. Как измеряется степень реагирования величины спро­са на изменение цены товара?

4. Одинаково ли изменится величина предложения товаров, если происходит повышение или понижение цен на них в равной степени, и какое значение при этом имеет фактор времени?

 

9.2. Ценовая эластичность спроса и ее детерминанты.В анализе спроса взаимосвязь между изменением цены и ответным изменением объема спроса является основной, поэтому очень важно знать, насколько сильно реагирует объем спроса на изменение цены.Обычно сопоставляют, на сколько процентов изменяется спрос, в ответ на однопроцентное изменение цены. Это отношение называется коэффициентом эластичности спроса по цене.

Пример. Рассчитаем ценовую эластичность спроса (ЦЭС) по данным, приведенным в табл. 9.1.

 

Таблица 9.1

Цена за одно яйцо в руб. Объем спроса, тыс.яиц
   
   
   
   
   
   

Когда цена на яйца снижается с 10 руб. до 8 руб. (эластичность спроса всегда определяется при определенной цене блага!), объем спроса увеличивается с 9000 до 15000 штук, в процентах это будет 15000 шт. - 9000шт./9000шт. = 2/3. Процентное изменение цены равно 8 руб.- 10 руб./10руб. = -2/10=-1/5. Ценовая эластичность спроса, в этом случае будет

Так как объем спроса на товар обратно пропорционален его цене, то знак изменения объема спроса, выраженного в процентах, всегда противоположен знаку, выраженного в процентах изменения цены. Заметим, что общепринятой практикой является ценовую эластичность спроса считать положительной величиной («абсолютной величиной» в математическом понимании).

Спрос на товар определяют как эластичный, когда ценовая эластичность больше 1 (т.е., если изменение объема спроса, выраженное в процентах, больше чем изменение цены, выраженное в процентах). Если процентное расширение спроса больше, чем процентное снижение цены, то при ее снижении совокупные расходы на покупку данного блага вырастут (т.е. увеличатся доходы продавцов этого блага). Можно сказать, что спрос эластичен, если при снижении цены возрастает доход от продаж, а в ответ на увеличение цены этот доход сокращается. Спрос определяют как неэластичный, ценовая эластичность меньше 1 (т.е. изменение объема спроса, выраженное в процентах, меньше чем изменение цены, выраженное в процентах) и при снижении цены доход от продаж падает, а при росте цены приводит к росту доходов. Если эластичность спроса равна 1, то есть процентное изменение объема спроса, равно процентному изменению цены, то спрос характеризуется единичной эластичностью.

Рассмотрим виды кривых спроса, имеющих различную эластичность.

 

1. На рис.9.2 показана кривая эластичного спроса на товар А.

 

Рис. 9.2. График эластичного спроса на товар

 

Спрос эластичен,еслипри изменении цены товара на 1 %величина спроса на него изменяется более чем на 1% и ценовая эластичность спроса больше единицы. Если при подорожании велосипедов на 10% величина спроса на них упадет на 15% или при снижении цены на них на 25% величина спроса повысится на 40%, то спрос на этот товар окажется эластичным по цене.

2. На рис.9.3 показана кривая неэластичного спроса на товар А.

 

Рис. 9.3. График неэластичного спроса на товар

 

Спрос неэластичен, при изменении цены товара на 1%, величина спроса на него изменится менее чем на 1%. Напри­мер, если все сорта растительного масла подорожают на 49%, а объем спроса снизится только на 19%, можно будет сделать вывод, что спрос на растительное масло неэластичен по цене.

3. На рис. 9.4 показана кривая спроса, единичной эластичности на товар А.


Рис. 9.4. График единичной эластичности спроса

На рис. 9.5 показана кривая совершенно эластичного спроса на товар А.

 

Рис.9.5. График совершенно эластичного спроса на товар

 

В этом случае кривая спроса горизонтальна, что отражает тот факт, что небольшие изменения цены ведут к значительному изменению объема спроса. При совершенно эластичном спросе при данной установившейся цене Р0 потребители приобретут любое количество товара (например, от 0 до Q ). Но они откажутся покупать товар, если цена будет выше Р0. При цене товара ниже Р0 объем спроса стремится к бесконечности.

В качестве примера можно рассмотреть рынок сельскохо­зяйственной продукции, на котором много продавцов и поку­пателей, и каждый продает и покупает небольшую долю одно­родной продукции. Допустим, на этом рынке продается пшеница. По установившейся рыночной цене предлагается к продаже большое ее количество. Но стоит кому-то из продавцов лишь незначительно повысить цену, как объем его продаж сведется к нулю, так как все покупатели станут при­обретать такую же по качеству пшеницу у его конкурентов по установившейся цене. Поэтому спрос на пшеницу отдельного продавца будет совершенно эластичен.

На рис. 9.6 показана кривая совершенно неэластичного спроса.

 

Рис. 9.6. График совершенно неэластичного спроса

 

Другой крайний случай: совершенно неэластичный спрос характеризует противоположную ситуацию, а именно - означает, что объем спроса на товар оста­ется неизменным при любой цене, т.е. объем спроса не реаги­рует на изменение цены в любом направлении. Такое возможно, когда потребитель не может отказаться от покупки определенного количества какого-то товара. На­пример, для больных сахарным диабетом жизненно необхо­димы ежедневные инъекции инсулина, без них больные могут погибнуть. Поэтому они вынуждены покупать лекарство по любой цене. То же самое делают люди, страдающие пристра­стием к наркотикам. Они могут пойти на тяжкие преступле­ния, чтобы достать денег для приобретения нужной им дозы наркотика. В рассмотренных примерах кривая спроса будет стремиться к вертикальной линии, идущей параллельно оси цен.

 

9.3. Факторы, определяющие эластичность спроса

От чего (от каких факторов) зависит, эластичен или неэластичен спрос на тот или иной товар? Мы помним, что спрос на любой товар зависит от предпочтений потребителя. Поэтому эластичность спроса по цене зависит от множества экономических, социальных и психологических причин, определяющих человеческие желания и соответственно поведение.

К таким факторам относят следующие:

1. Наличие товаров-заменителей. Товары, имеющие близкие заменители, отличаются более эластичным спросом, поскольку потребители имеют возможность использовать один товар вместо другого.

2. Доля расходов на данный товар в общей величине расходов. Спрос на товары, на покупку которых тратятся незначительные суммы, будет скорее всего неэластичным. Потребители не захотят из-за незначительных сумм тратить время на поиски подходящих товаров-заменителей. Если же расходы на покупку товара составляют значительную часть семейного бюджета, то рост цены на него заставит потребителя начать поиск по замене этого товара.

3. Товары первой необходимости и предметы роскоши. Спрос на первые имеет низкую эластичность, а на вторые - высокую эластичность. Больные не сократят покупку лекарств из-за роста цен на них.

4. Поиск товаров-заменителей требует времени. В связи с этим эластичность спроса может оказаться выше в сравнительно длительном периоде, чем в коротком.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.