Виды конкуренции в условиях рыночной экономики — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Виды конкуренции в условиях рыночной экономики

2017-10-07 269
Виды конкуренции в условиях рыночной экономики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Анализируя условия функционирования общественного производства в условиях рыночной экономики, можно выделить следующие виды конкуренции:

¨ совершенная конкуренция (чистая) – конкуренция, которая проявляется на рынке множества продавцов и покупателей однородного, взаимозаменяемого товара;

¨ несовершенная конкуренция – возникает при нарушении условий совершенной конкуренции, при возникновении монополизма на рынке, при ограничении доступа к экономическим ресурсам, при монополизации в производстве и реализации продукции;

¨ олигополистическая конкуренция – это конкуренция на рынке с небольшим количеством крупных производителей товаров, способных оказывать существенное влияние на цены данного товара;

¨ монополистическая конкуренция – имеет место на рынке с большим количеством продавцов и покупателей при значительном разнообразии товаров, удовлетворяющих одну и ту же потребность;

¨ недобросовестная конкуренция – возникает, когда участники рынка нарушают принятые правила и нормы конкуренции;

¨ ценовая конкуренция – осуществляется посредством цен;

¨ неценовая конкуренция – осуществляется через улучшение качества продукции и условий послепродажного обслуживания при неизменных ценах.

Рассмотрим более подробно рынок совершенной конкуренции, который характеризуется следующими особенностями:

а) на рынке совершенной конкуренции взаимодействуют множество покупателей и производителей. Ни один из субъектов рынка не обладает преимуществом, не может влиять ни на объем продукции, ни на цену;

б) рынок совершенной конкуренции отличается однородностью продукции. В пределах отрасли все фирмы поставляют такую продукцию, которую покупатели считают идентичной или однородной. У покупателей нет причин предпочитать продукт какой-либо одной фирмы продукту другой;

в) в отрасли действует свободный вход на рынок и свободный выход из него. Каждый производитель свободно может найти на рынке все необходимые факторы производства;

г) все участники рынка располагают полной информацией о всех существенных сторонах положения на нем;

д) действует свобода перемещения факторов производства из одной отрасли в другую.

В условиях неограниченной конкуренции экономика функционирует с максимально возможной эффективностью. Ни один производитель не может получить доход путем увеличения цен, а только посредством сокращения издержек производства. Свободный доступ туда, где имеются высокие прибыли, позволяет расширять производство и снижать цены. Всякое изменение желаний потребителей сообщается производителю посредством изменения цен на товары. Эти изменения отражаются на цене факторов производства, которые таким образом привлекаются в одни отрасли и устраняются из других. Экономике не угрожает недоиспользование факторов производства: последние подвижны и перемещаются из одних сфер производства в другие. Таким образом, совершенная конкуренция способствует созданию условий для эффективного функционирования рыночного механизма.

О существовании модели совершенной конкуренции в сегодняшних условиях можно говорить только с теоретической точки зрения, как о явлении, которое позволяет понять процессы ценообразования, поведения фирмы и функционирования рыночной модели экономики.

В условиях рыночной экономики государство должно сохранять конкурентную основу рынка. С этой целью государство должно:

-сохранять конкурентную основу рынка;

-проводить политику поощрения конкуренции;

-активизировать деятельности рыночных структур;

-обеспечивать свободу предпринимательства;

-разрабатывать антитрестовское, антимонопольное законодательство.

Конкуренция приводит к тому, что экономика функционирует с максимально возможной эффективностью. Ни один производитель не может увеличить свой доход только на основе роста цен. Каждый производитель должен внедрять достижения научно-технического прогресса.

Одновременно обострение конкурентной борьбы приводит к монополии, к монополизации производства.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Какова роль конкуренции в рыночной экономике?

2.Раскройте функции конкуренции в экономике.

3. Инструменты конкурентной борьбы.

4. Дайте анализ видов конкуренции.

5. Какова взаимосвязь конкуренции и государства?

6. Раскройте последствия обострения конкурентной борьбы.

 

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.