Роль наследственности и среды в развитии интеллекта. — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Роль наследственности и среды в развитии интеллекта.

2017-10-09 852
Роль наследственности и среды в развитии интеллекта. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тесты интеллекта.

Результаты большинства надежных измерений интеллекта позволяют говорить о 50 – 60 % уровне наследуемости фактора общих способностей, хотя в ряде работ (выполненных на взрослых близнецовых выборках) получены более высокие оценки.

Наиболее полно эта проблема решается в исследованиях приемных и родных детей. По результатам исследований можно прийти к заключению, что, с одной стороны, умственные способности ребенка в большей степени определяются генами, унаследованными им от родителей, с другой стороны, существенное влияние на развитие способностей оказывают средовые факторы. Установлено, что с возрастом увеличивается роль генотипа в детерминации интеллекта, при этом обращает на себя внимание снижение удельного веса различающихся (случайных) средовых воздействий и относительное постоянство влияний семейной среды.

Вербальный интеллект больше зависит от наследственности. Невербальный – больше от среды. Можно также говорить о наследственности свойств нервной системы, которые входят в структуру темперамента, а также о наследовании задатков способностей. В генах кодируется норма реакции или диапазон возможностей. И в каждой части этого диапазона реализация генотипа определяется средой. Собственная активность настолько важна, что иногда ее называют третьим фактором.

Взаимодействие генотипа и среды. Основной вывод из результатов большинства психогенетических исследований может быть сформулирован следующим образом: в психическом развитии ведущую роль играет взаимодействие генотипа и среды. Примером такого взаимодействия может служить обучение детей с разными генетическими задатками в обычной школе и в гимназии с углубленным изучением предметов. Изучение результатов взаимодействия разных генотипов с различными средовыми условиями приводит к выводу, что существует некая норма реакции – свойственный данному генотипу, характер реакции на изменения условий среды, определяющий пределы изменения фенотипического признака.

Различают три вида генотип-средового взаимодействия:

1. Пассивное, которое не предполагает целенаправленных действий со стороны индивида (например, ребенок эмоционально нестабильных родителей получает и гены, и семейную среду, способствующие развитию у него нейротизма).

2. Реактивное, имеющее место в том случае, когда среда «подстраивается» под генотип (например, если часто плачущий ребенок получает положительное подкрепление – игрушки, сладости – то такая форма поведения закрепляется).

3. Активное, которое выражается в целенаправленных действиях индивида, связанных с поиском или созданием среды, способствующей реализации генотипа в фенотипе.

Тесты:

Тест на интеллект (IQ test)

Тест на интеллект Айзенка


 

Вопросы на зачет по Психологии

1. Психология как наука. Основные исторические этапы развития психологии

2. Мозг и психика. Функции психики.

3. Психика животных и человека: сходство и отличие

4. Психика и сознание. Структура сознания и его основные характеристики

5. Эмпирические методы исследования: наблюдение, эксперимент, беседа, анкетирование, анализ продуктов деятельности, тесты

6. Психика, сознание, бессознательное

7. Биологическое и социальное в личности. Структура личности

8. Потребности как источник активности личности; иерархия потребностей

9. Направленность личности как система ее основных мотивов. Формы проявления направленности: мировоззрение, убеждения, идеалы, интересы, склонности, влечения.

10. Самооценка и уровень притязаний

11. Механизмы психологической защиты

12. Понятие о мотивации. Мотивация и деятельность. Виды мотивов

13. Психологическая структура деятельности. Интериоризация и экстериоризация.

14. Формирование навыков в процессе упражнений. Взаимодействие навыков

15. Проблема восприятия человека человеком; механизмы межличностного восприятия.

16. Феномен группового давления: конформность и внушаемость

17. Понятие о группе. Виды групп: формальная, неформальная, референтная, большая и малая

18. Изучение положения личности в группе. Социометрия

19. Конфликты в межличностных отношениях. Причины возникновения конфликтов и пути их разрешения

20. Понятие об общении. Виды общения. Условия эффективного общения

21. Общее понятие о темпераменте. Типы и основные свойства темперамента (сенситивность, реактивность, активность, темп реакций, эмоциональная возбудимость)

22. Роль характера в жизни человека. Черты характера и его структура. Взаимосвязь характера и темперамента.

23. Понятие о способностях. Концепции способностей. Задатки и способности

24. Уровни развития способностей. Талант и гениальность. Диагностика способностей

25. Понятие об интеллекте. Виды интеллекта

26.Роль наследственности и среды в развитии интеллекта. Тесты интеллекта

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.