Тема 5. Практика деятельности Конституционного суда Российской Федерации и конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Тема 5. Практика деятельности Конституционного суда Российской Федерации и конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации

2017-10-09 259
Тема 5. Практика деятельности Конституционного суда Российской Федерации и конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Особенности производства в Конституционном Суде РФ дел о соответствии Конституции РФ нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними. Право на обращение в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности указанных в ст. 125 (ч. 2) Конституции РФ нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними. Допустимость запроса. Пределы проверки. Итоговое решение по делу. Практика рассмотрения Конституционным Судом РФ дел о соответствии Конституции РФ нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними.

Особенности производства в Конституционном Суде РФ дел о соответствии Конституции РФ, не вступивших в силу международных договоров РФ. Право на обращение в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности не вступившего в силу международного договора РФ. Допустимость запроса. Пределы проверки. Итоговое решение по делу.

Особенности рассмотрения Конституционным Судом Российской Федерации дел по спорам о компетенции. Право на обращение в Конституционный Суд РФ с ходатайством о разрешении спора о компетенции. Допустимость ходатайства. Пределы проверки. Итоговое решение по делу.

Особенности рассмотрения Конституционным Судом РФ дел по жалобам граждан на нарушение конституционных прав и свобод. Порядок обращения граждан в Конституционный Суд РФ: право на обращение с жалобой в Конституционный Суд РФ (конституционной жалобы); требования по форме и содержанию конституционной жалобы; позиция заявителя и правовое обоснование жалобы. Критерии допустимости конституционной жалобы. Нарушение конституционных прав и свобод граждан как основание конституционной жалобы. Последствия принятия жалобы к рассмотрению. Пределы проверки. Особенности и правовые последствия решений Конституционного Суда РФ по жалобам граждан.

Особенности рассмотрения Конституционным Судом РФ дел конституционности законов по запросам судов.

Обращение суда в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, подлежащего применению. Допустимость запроса. Последствия внесения запроса. Пределы проверки и виды итоговых решений.

Особенности рассмотрения Конституционным Судом РФ дел о толковании

Конституции РФ. Право на обращение в Конституционный Суд РФ с запросом о толковании Конституции РФ. Цель, приемы (виды) толкования. Обязательность и официальность толкования Конституции РФ Конституционным Судом РФ.

Особенности рассмотрения Конституционным Судом РФ дела о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Конституционная процедура отрешения Президента РФ от должности и роль Конституционного Суда РФ в этой процедуре. Обращение с запросом о даче заключения. Допустимость запроса. Порядок направления запроса и дачи заключения. Заключение.

Учреждение конституционных (уставных) судов в субъектах РФ: причины, история, становление законодательства. Сфера юрисдикции конституционных (уставных) судов субъ­ектов РФ.

 

Тема 6. Взаимоотношение Конституционного суда Российской Федерации и международного правосудия (Европейский суд по правам человека)

Использование международного права в деятельности Конституционного Суда РФ. Конституционный Суд РФ и Европейский Суд по правам человека.

Тематический план для очной (на базе: среднего общего образования) формы обучения

Раздел дисциплины, тема Всего часов В том числе Образовательные технологии, используемые при проведении занятий Формируемые компетенции
лекции практические или семинарские занятия лабораторные занятия
  Тема 1. Конституционное судебно-процессуальное право как отрасль, наука и учебная дисциплина         Лекция с компьютерными презентациями опрос, тематическая дискуссия, круглый стол   ОК 3, ПК-11
  Тема 2. Конституционный контроль в зарубежных странах         Лекция с компьютерными презентациями опрос, круглый стол, решение тестовых заданий и практических ситуаций, подготовка тестовых заданий ОК-4 ПК-14
  Тема 3. История развития конституционного правосудия в России         Лекция с компьютерными презентациями опрос, круглый стол, тематическая дискуссия, решение тестовых заданий ОК 3, ПК-1
  Тема 4. Конституционное судоустройство и судопроизводство в Российской Федерации и субъектах Российской Федерации на современном этапе         Лекция с компьютерными презентациями опрос, круглый стол, решение тестовых заданий, подготовка тестовых заданий ОК 3-4 ПК-11
  Тема 5. Практика деятельности Конституционного суда Российской Федерации и конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации         Лекция с компьютерными презентациями опрос, решение тестовых заданий и практических ситуаций ОК 4; ПК -1; ПК-11
  Тема 6. Взаимоотношение Конституционного суда Российской Федерации и международного правосудия (Европейский суд по правам человека)         Лекция с компьютерными презентациями опрос, круглый стол, решение тестовых заданий и практических ситуаций ОК 4, ПК-1, ПК-11
  % занятий, проводимых в активных и интерактивных формах            
            100%  

Тематический план для очной формы обучения (на базе: среднего профессионального образования)

Раздел дисциплины, тема Всего часов В том числе Образовательные технологии, используемые при проведении занятий Формируемые компетенции
лекции практические или семинарские занятия лабораторные занятия
1. Тема 1. Конституционное судебно-процессуальное право как отрасль, наука и учебная дисциплина         опрос, тематическая дискуссия   ОК 3, ПК-11
  Тема 2. Конституционный контроль в зарубежных странах         опрос, круглый стол, тематическая дискуссия, решение тестовых заданий и практических ситуаций, подготовка тестовых заданий ОК-4 ПК-14
  Тема 3. История развития конституционного правосудия в России         опрос, круглый стол, тематическая дискуссия, решение тестовых заданий ОК 3, ПК-1
  Тема 4. Конституционное судоустройство и судопроизводство в Российской Федерации и субъектах Российской Федерации на современном этапе         опрос, круглый стол, решение тестовых заданий, подготовка тестовых заданий ОК 3-4 ПК-11
  Тема 5. Практика деятельности Конституционного суда Российской Федерации и конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации         опрос, решение тестовых заданий и практических ситуаций ОК 4; ПК -1; ПК-11
  Тема 6. Взаимоотношение Конституционного суда Российской Федерации и международного правосудия (Европейский суд по правам человека)         опрос, круглый стол, решение тестовых заданий и практических ситуаций ОК 4, ПК-1, ПК-11
  % занятий, проводимых в активных и интерактивных формах            
            100%  

 

Тематический план для заочной формы обучения (на базе: среднего профессионального образования)

Раздел дисциплины, тема Всего часов В том числе Образовательные технологии, используемые при проведении занятий Формируемые компетенции
лекции практические или семинарские занятия лабораторные занятия
  Тема 1. Конституционное судебно-процессуальное право как отрасль, наука и учебная дисциплина         опрос, тематическая дискуссия   ОК 3, ПК-11
  Тема 2. Конституционный контроль в зарубежных странах         опрос, круглый стол, тематическая дискуссия, решение тестовых заданий и практических ситуаций, подготовка тестовых заданий ОК-4 ПК-14
  Тема 3. История развития конституционного правосудия в России         опрос, круглый стол, тематическая дискуссия, решение тестовых заданий ОК 3, ПК-1
  % занятий, проводимых в активных и интерактивных формах           ОК 3-4 ПК-11
            100% ОК 4; ПК -1; ПК-11

Тематический план для заочной формы обучения (на базе: среднего общего образования)

Раздел дисциплины, тема Всего часов В том числе Образовательные технологии, используемые при проведении занятий Формируемые компетенции
лекции практические или семинарские занятия лабораторные занятия
  Тема 1. Конституционное судебно-процессуальное право как отрасль, наука и учебная дисциплина         опрос, тематическая дискуссия   ОК 3, ПК-11
  Тема 2. Конституционный контроль в зарубежных странах         опрос, круглый стол, тематическая дискуссия, решение тестовых заданий и практических ситуаций, подготовка тестовых заданий ОК-4 ПК-14
  Тема 3. История развития конституционного правосудия в России         опрос, круглый стол, тематическая дискуссия, решение тестовых заданий ОК 3, ПК-1
  Тема 4. Конституционное судоустройство и судопроизводство в Российской Федерации и субъектах Российской Федерации на современном этапе         опрос, круглый стол, решение тестовых заданий, подготовка тестовых заданий ОК 3-4 ПК-11
  Тема 5. Практика деятельности Конституционного суда Российской Федерации и конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации         опрос, решение тестовых заданий и практических ситуаций ОК 4; ПК -1; ПК-11
  % занятий, проводимых в активных и интерактивных формах            
            100%  

Тематический план для заочной формы обучения (на базе: высшего образования)

Раздел дисциплины, тема Всего часов В том числе Образовательные технологии, используемые при проведении занятий Формируемые компетенции
лекции практические или семинарские занятия лабораторные занятия
  Тема 1. Конституционное судебно-процессуальное право как отрасль, наука и учебная дисциплина         опрос, тематическая дискуссия   ОК 3, ПК-11
  Тема 2. Конституционный контроль в зарубежных странах         опрос, круглый стол, тематическая дискуссия, решение тестовых заданий и практических ситуаций, подготовка тестовых заданий ОК-4 ПК-14
  Тема 3. История развития конституционного правосудия в России         опрос, круглый стол, тематическая дискуссия, решение тестовых заданий ОК 3, ПК-1
  Тема 4. Конституционное судоустройство и судопроизводство в Российской Федерации и субъектах Российской Федерации на современном этапе         опрос, круглый стол, решение тестовых заданий, подготовка тестовых заданий ОК 3-4 ПК-11
  Тема 5. Практика деятельности Конституционного суда Российской Федерации и конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации         опрос, решение тестовых заданий и практических ситуаций ОК 4; ПК -1; ПК-11
  % занятий, проводимых в активных и интерактивных формах            
            100%  

 

6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

Общие положения

Самостоятельная работа является составной частью учебного процесса, одной из основных форм внеаудиторной работы.

Самостоятельная работа призвана:

· обеспечить формирование общекультурных и профессиональных компетенций будущих бакалавров права;

· способствовать усвоению знаний в области юриспруденции; развитию профессиональных навыков и умений, необходимых для рассмотрения конфликтных ситуаций, разрешения правовых споров;

· развивать потребность в самообразовании; формировать культуру умственного труда в поиске и накоплении новых знаний;

· овладевать навыками работы с программными средствами, без которых сегодня невозможна успешная профессиональная деятельность.

Виды самостоятельной работы:

- самостоятельная подготовка к семинарским (практическим) занятиям;

- аналитический разбор нормативных и специальных источников по заранее определенной преподавателем теме;

- сбор и обобщение материалов судебной практики, статистических данных по изучаемым вопросам;

- разработка мультимедийного презентационного материала к семинарским (практическим) занятиям;

- самостоятельное решение ситуативных задач, рассматриваемых на семинарских (практических) занятиях;

- составление тестовых заданий по изучаемой теме;

- самостоятельное изучение отдельных разделов дисциплины, предусмотренное рабочей программой;

- подготовка контрольных работ;

- написание курсовых работ;

- подготовка ко всем видам аттестации.

Методические рекомендации по написания курсовых работ

Подготовка курсовой работы является важным этапом учебного процесса, одной из форм самостоятельной работы студентов.

Курсовая работа по «Конституционному правосудию» представляет собой логически завершенное теоретическое исследование одной из актуальных проблем в сфере финансового права, в котором студент демонстрирует уровень овладения необходимыми теоретическими знаниями, показывает степень освоения методами научного анализа сущности конституционного контроля и конституционного правосудия, умение делать теоретические обобщения и практические выводы.

Основная цель выполнения курсовой работы – закрепление и углубление студентами теоретических и практических знаний, их применение для решения конкретных задач, обобщения и анализа достижений судебной конституционно-правовой науки, выяснение степени подготовленности студента к будущей профессиональной деятельности в судебной системе.

Курсовая работа – это самостоятельное научное сочинение, представляющее собой сочетание теоретического освещения особенностей конституционного судопроизводства, с анализом конституционно-правовых норм регулирующих особенности деятельности Конституционного Суда Российской Федерации и значении его судебной практики для обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории РФ. Ее содержание свидетельствует об индивидуальности автора в научном освещении проблемы.

Курсовая работа должна быть творческим произведением по форме и содержанию.

Курсовая работа должна отвечать следующим требованиям:

- иметь творческий характер,

- отражать особенности конституционно-правового регулирования исследуемых судебно-конституционных отношений с точки зрения их правового обеспечения,

- содержать материалы судебной практики Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов РФ, Европейского суда по правам человека,

- включать, материалы правоприменительной деятельности Конституционного Суда Российской Федерации по обеспечению конституционной законности,

- характеризоваться логичностью и четкостью изложения материала, убедительностью аргументации, краткостью и ясностью формулировок, исключающих неоднозначность толкования, конкретностью изложения,

- отражать умения автора пользоваться рациональными приемами поиска, отбора, обработки и систематизации информации, способности работать как с нормативно-правовыми актами, так и с другими источниками судебно-конституционного права,

- быть правильно оформленной, то есть логически структурированной, завершенной, аккуратной в исполнении.

Курсовая работа по «Конституционному правосудию» оформляется в виде текста с приложениями в виде схем и других материалов, иллюстрирующих содержание работы (если они есть).

Оптимальный объем – 25-30 страниц. Библиографический список должен содержать не менее 20 использованных научных источников, ссылки на которые должны найти свое адекватное отражение в тексте работы.

Начальный этап работы над курсовым исследованием – выбор темы из предлагаемого кафедрой перечня, составление предварительного плана.

Далее следует познакомиться с нормативной и специальной литературой. Исследованию подлежат как юридические нормы, содержащиеся в нормативно-правовых актах, международных договорах Российской Федерации, так и правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, решения Европейского Суда по правам человека. Заслуживают пристального внимания аналитические обобщения Конституционного Суда Российской Федерации, посвященные конституционно-правовым аспектам развития судебной системы, насущным проблемам конституционного правосудия. При изучении решений Европейского Суда по правам человека, следует учитывать влияние общепризнанных принципов и норм международного права на развитие российской правовой системы, а также механизмы конституционной оценки актов европейского конвекционного контроля, отражающие соотношения национального и международного права.

Верховенство права и вытекающий из него принцип конституционной законности обеспечивается единообразием судебной практики, основанным на неукоснительном исполнении судами всех юрисдикций и инстанций решений Конституционного Суда Российской Федерации. Поэтому лучше всего тексты нормативно-правовых актов брать из справочных правовых систем «Консультант-плюс» или «Гарант». Они содержат все последние изменения и дополнения и ссылки на решения Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам конституционности правовых актов и компетенций государственных органов.

Не менее важным является изучение доктринальных источников: монографий, научных статей, учебных пособий, словарей. В связи с этим необходимо обратить внимание на научные труды по дисциплине «Конституционное правосудие» таких авторов, как Н.В. Витрук, И.И. Гаджиев, Ж.И. Овсепян, Н.С. Бондарь, М.И. Клеандров, С.А. Авакьян, Т.Г. Морщаковой, В.А. Мусин, М.И. Пискотина, Е.А. Ровинского, Р.О. Халфиной, С.Д. Цыпкина, А.А. Клишас.

Анализ работ таких известных специалистов конституционной юстиции, как: О.С. Хохряковой, Л.В. Лазарева, В.А. Кряжкова, Е.В. Гриценко, А.А. Ливеровский, А.С. Карцов, М.А. Митюков, М.А. Александрова, Д.К. Ярославцева, О.В. Брежнев окажут существенную помощь в раскрытии сущности конституционного правосудия.

Изучение нормативной и специальной литературы позволит уточнить план курсовой работы, конкретизировать его.

Курсовая работа должна быть структурирована таким образом, чтобы все ее составные части (введение, основной текст и заключение) были сбалансированы между собой, имели внутреннее единство и преемственность.

Необходимо помнить о комплексном характере судебно-конституционного права (речь идет, в частности, о конституционном контроле и конституционном правосудии). Поэтому их изучение предполагает проведение тщательного анализа норм Конституции РФ, положений законодательства, по вопросам организации и деятельности Конституционного Суда РФ, особенностей реализации функций конституционного контроля и конституционного правосудия. В ряде случаев в зависимости от темы исследования целесообразно один из параграфов работы посвятить изучению зарубежных моделей конституционного контроля и конституционного правосудия. Сравнительно-правовой метод исследования позволит сформулировать интересные, неординарные выводы, нацеленные на повышение эффективности защиты прав и свобод человека и гражданина средствами конституционного правосудия в нашей стране.

Тематика курсовых работ

1. Конституционное правосудие как средство защиты прав и свобод человека и гражданина.

2. Правовые основы деятельности Конституционного суда Российской Федерации.

3. Место и роль Конституционного Суда в правовой системе.

4. Законодательство о Конституционном Суде Российской Федерации.

5. Правозащитная функция Конституционного Суда российской Федерации.

6. Теоретико-правовые проблемы форм конституционного правосудия.

7. Особенности судебно-конституционного права и процесса как самостоятельной отрасли права.

8. Правовые основы конституционного контроля в Российской Федерации.

9. Конституционно-уставное правосудие, перспективы его развития в Российской Федерации.

10. Правовые принципы конституционного правосудия.

11. Правовые основы конституционной юстиции.

12. Реализация конституционного контроля в отношении международных договоров.

13. Особенности конституционного судопроизводства.

14. Судебная деятельность Конституционного суда Российской Федерации по защите прав и свобод человека и гражданина.

15. Особенности европейских моделей органов конституционного контроля и их участие в законодательном процессе.

16. Решения Конституционного Суда Российской Федерации как основание изменения законодательства и правоприменительной практики.

17. Особенности механизма конституционного правосудия в Российской Федерации.

18. Конституционно-правовой статус конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации.

19. Практика Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам конституционных основ публичного права.

20. Роль судебной практики конституционного Суда Российской Федерации в механизме правового регулирования.

21. Особенности рассмотрения Конституционным Судом Российской Федерации дел по спорам о компетенции.

22. Особенности рассмотрения Конституционным Судом РФ дел по жалобам граждан на нарушение конституционных прав и свобод.

23. Особенности рассмотрения Конституционным Судом РФ дел о толковании Конституции Российской Федерации.

24. Стадии конституционного судопроизводства.

25. Особенности рассмотрения Конституционным Судом РФ дел по запросам судов о конституционности законов.

26. Юридическая сила решений Конституционного суда РФ.

27. Особенности исполнения решений Конституционного Суда РФ.

28. Актуальные проблемы исполнения решений Конституционного Суда РФ.

29. Конституционный Суд РФ и Европейский Суд по правам человека - вопросы соотношения внутригосударственного и межгосударственного правосудия.

30. Судебная практика Европейский Суд по правам человека в деятельности Конституционного Суда РФ.

 

Критерии оценивания курсовых работ:

Курсовая работа оценивается максимально в 100 баллов, из них:

• до 50 баллов - за подготовку работы (сбор материала, анализ и обобщение информации, работа с источниками, соблюдение сроков представления работы и правил оформления);

• до 50 баллов - за защиту курсовой работы.

 

Методические рекомендации по подготовке контрольных работ

Одним из видов самостоятельной работы студентов является выполнение контрольных работ.

Следует обратить внимание на их содержание (например, выбрать необходимый вариант), указание о форме представления выполненной контрольной работы (реферат, отчет, решение задач, составление тестов, составление юридических кроссвордов и т.д.); форму и время отчетности (написание и сдача контрольной работы по установленному графику), форму оценки выполненной контрольной работы.

Контрольная работа по курсу «Конституционное правосудие» представляет собой письменную форму самостоятельной учебной подготовки студентов заочного отделения, которая:

- способствует усвоению знаний по курсу «Конституционное правосудие», формированию профессиональных навыков и умений в сфере конституционного контроля, особенностей конституционного судопроизводства,

- помогает развивать деловые, личностные качества студента (профессиональную компетентность, инициативность, ответственность),

- способствует формированию у студента его собственного видения юридической жизни общества посредством самостоятельного усвоения различных юридических школ, концепций, направлений,

- воспитывает потребность в самообразовании, максимально развивает познавательные и творческие способности личности.

Контрольная работа включает в себя один теоретический вопрос, ситуативную задачу, терминологическое задание по одному из четырех вариантов. Для написания контрольной работы студент должен самостоятельно подобрать нормативные и доктринальные источники, по необходимости использовать Интернет-ресурсы.

Весь процесс написания контрольной работы можно условно разделить на следующие этапы:

- правильный выбор своего варианта контрольной работы;

- подбор нормативных и специальных источников по теме контрольной работы;

- изложение теоретического вопроса, решение задачи, раскрытие терминов;

- оформление контрольной работы;

- своевременная сдача контрольной работы на кафедру;

- устранение недочетов (факультативный этап – осуществляется только в случае незачета представленной работы).

При раскрытии теоретического вопроса важно показать знание нормативной и специальной литературы. Следует избегать чрезмерного цитирования.

При использовании цитат необходимо в конце каждой страницы указывать точные ссылки на используемый источник: указание автора (авторов), название работы, место и год издания, страницы.

При наличии разных точек зрения, существующих в специальной литературе по рассматриваемым вопросам, необходимо изучить наиболее распространенные из них, указать их в работе, провести сравнение и попытаться высказать свое мнение либо аргументировано поддержать мнение кого-либо из авторов. Теоретические положения и выводы студент может подтверждать самостоятельно подобранными примерами из юридической практики.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.069 с.