Тема 2. Конституционный контроль в зарубежных странах — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Тема 2. Конституционный контроль в зарубежных странах

2017-10-09 237
Тема 2. Конституционный контроль в зарубежных странах 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВОСУДИЕ

 

 

Направление подготовки (специальность) – 40.03.01 «Юриспруденция»

 

Форма обучения – очная, очная на базе СПО, заочная, заочная на базе СПО, заочная на базе ВО

 

Квалификация (степень) выпускника - бакалавр

 

 

Год набора 2016

 

Ростов-на-Дону


 

Составитель: Лусегенова Зинаида Сергеевна, кандидат юридических наук, профессор кафедры

«13» сентября 2015 г.

 

Рецензент: Шонов Виктор Юрьевич, судья Ростовского областного суда

«17» сентября 2015 г.

 

 

Программа разработана в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки (специальности) 40.03.01 – «Юриспруденция», квалификация (степень) «бакалавр»

Программа одобрена на заседании кафедры протокол № 2 от «25» сентября 2015 г.

 

Зав. кафедрой: Мирошник Светлана Валентиновна, доктор юридических наук, доцент

«25» сентября 2015 г.

 

 

Рабочая программа утверждена учебно-методическим Советом Ростовского филиала протокол № 2 от «29» сентября 2015 г.

 

© Рф Российского государственного университета правосудия, 2015.

© Лусегенова З.С., 2015.


ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Цели освоения учебной дисциплины... 3

2. Планируемые результаты обучения по учебной дисциплине.. 3

3. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы... 8

4. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы... 9

5. Содержание и структура учебной дисциплины, тематический план.. 11

6. Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине.. 22

7. Фонды оценочных средств.. 42

8. Основная и дополнительная учебная литература.. 54

9. Ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». 53

10. Методические указания для обучающихся по освоению учебной дисциплины 53

11. Информационные технологии.. 79

12. Материально-техническое обеспечение.. 79

13. Протокол изменений РПД.. 80


1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Целями освоения дисциплины являются:

- формирование общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых для осуществления правотворческой и правоприменительной деятельностью в сфере государственного контроля и управления, а также судебной защиты прав и законных интересов российских граждан; экспертно-консультационной деятельности по вопросам законотворчества, официального толкования норм различных отраслей права; преподавания дисциплин конституционно-правового цикла.

- усвоение студентами значения теории конституционного судопроизводства как специфического вида судебной процессуальной деятельности;

- уяснение принципов конституционного судопроизводства;

- получение навыков использования в правоприменительной деятельности практики Конституционного Суда Российской Федерации, в том числе по вопросам применения норм международного права и правовых позиций Европейского Суда по правам человека.

 

2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

В совокупности с другими дисциплинами ООП дисциплина «Конституционное правосудие» обеспечивает формирование следующих компетенций

общекультурных (ОК):

владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

профессиональных (ПК):

в нормотворческой деятельности:

способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);

способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);

в экспертно-консультационной деятельности:

готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14).

 

код Формируемые компетенции Планируемый результат
Общекультурные компетенции
ОК-3 владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения ОК – 3 (з) ЗНАТЬ: тенденции развития системы российского права в целом и самостоятельной отрасли права «Конституционное судебное право и процесс» в современных условиях, значение судебной практики Конституционного Суда РФ для эффективной правотворческой и правоприменительной деятельности, формирования правовой культуры общества.
ОК – 3 (у) УМЕТЬ: извлекать, анализировать и обобщать правовую информацию по вопросам конституционного судоустройства и судопроизводства; приемами ведения дискуссии и полемики по тематике «Конституционное правосудие».
ОК – 3 (в) ВЛАДЕТЬ: навыками получения на профессиональном уровне правовой информации из официальных источников, научной печати и сети Интернет; навыками соотнесения норм различных отраслей права с Конституцией Российской Федерации, приемами анализа литературы (научной, научно-популярной, учебной) по теории и истории судебного конституционного контроля, и практического использования статистической информации о делах, рассмотренных Конституционным Судом Российской Федерации.  
ОК-4 способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь ОК – 4 (з) ЗНАТЬ: базовые понятия современной науки «Конституционное судебное право и процесс», источники конституционного судебного права и процесса, методы и средства поиска, систематизации и логической обработки правовой информации по конституционно-правовым и административно правовым отношениям; способы переработки текстовой информации по тематике «Конституционное правосудие» в графическую; юридическую технику в правотворческой и правоприменительной деятельности.
ОК – 4 (у) УМЕТЬ: применять современные автоматизированные информационно-справочные правовые системы для оперативного поиска, анализа и систематизации правовой информации необходимой для решения практических задач юридического характера по обеспечению конституционной законности.
ОК – 4 (в) ВЛАДЕТЬ: навыками изложения в письменной форме правовой информации по вопросам обеспечения конституционной законности, защите прав граждан в порядке конституционного судопроизводства; навыками построения профессиональной речи юриста по теории конституционного судебного процесса.
Профессиональные компетенции
ПК-1 способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности ПК – 1 (з) ЗНАТЬ нормативно-правовое обеспечение конституционного судебного права и процесса, особенности конституционно-судебных процессуальных правоотношений; особенности осуществления конституционного контроля в России и странах дальнего и ближнего зарубежья, материальные и процессуальные аспекты деятельности органов конституционной юстиции.  
ПК – 1 (у) УМЕТЬ анализировать правовые нормы и выявлять, не соответствующие Конституции Российской Федерации, определять порядок и способы защиты Конституции Российской Федерации, обеспечения конституционной законности.
ПК – 1 (в) ВЛАДЕТЬ навыками применения правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации для решения конкретных вопросов юридического характера в своей профессиональной практической деятельности
ПК-11 способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению ПК – 11 (з) ЗНАТЬ функцию конституционного контроля в государстве, механизм обеспечения конституционной законности и порядок осуществления конституционного правосудия
ПК – 11 (у) УМЕТЬ юридически правильно оценивать конституционность нормативных правовых актов и компетенций государственных органов
ПК –11 (в) ВЛАДЕТЬ навыками составления юридических документов, связанных с обращением в Конституционный Суд Российской Федерации в защиту прав и свобод человека и гражданина посредством конституционного судопроизводства  
ПК-14 готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции ПК – 14 (з) ЗНАТЬ: сущность и содержаниестатуса Конституционного Суда Российской Федерации, основные понятия и институты конституционного судопроизводства, особенности производства в Конституционном Суде Российской Федерации по отдельным категориям дел; юридические свойства решений Конституционного Суда Российской Федерации.
ПК – 14 (з) УМЕТЬ: анализировать юридические факты и правильно квалифицировать конституционно-судебные процессуальные отношения, определять подведомственность дел Конституционному Суду Российской Федерации, выявлять нарушения требований к обращениям по форме и содержанию, определять пределы осуществления Конституционным Судом конституционного контроля, способы разрешения спорных ситуаций в порядке конституционной юрисдикции;
ПК – 14 (з) ВЛАДЕТЬ навыками проведения юридической экспертизы проектов нормативных актов, на предмет соблюдения конституционной законности; навыками получения, квалификации и использования информации о нарушениях конституционной законности для обоснования, реализации и защиты конституционных прав и обязанностей субъектов общественных отношений.  

3. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

«Конституционное правосудие» относится к вариативной части профессионального цикла, базовой части ООП.

Изучение данной дисциплины базируется на знаниях, навыках и умениях, полученных в результате освоения таких учебных дисциплин, как: «Конституционное право», «Конституционное право зарубежных стран», «Правоохранительные органы».

Знания и умения, приобретаемые студентами после освоения содержания дисциплины, будут использоваться при изучении последующих дисциплин.

Дляосвоения программы настоящей дисциплины студент должен

знать: конституционные основы государственного строя; конституционные характеристики Российского государства, Основы организации государственной власти, экономические и политические основы конституционного строя, конституционные гарантии прав и свобод граждан, гарантии правосудия, систему органов государственной власти, их структуру и компетенции, сущность и организацию охраны конституции, конституционные основы судебной власти, принципы судопроизводства, особый статус Конституционного суда Российской Федерации.

уметь: оперировать юридическими понятиями и категориями, анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения, анализировать, толковать правильно применять правовые нормы; принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом, осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов;

владеть: юридической терминологией, навыками работы с правовыми актами, навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых правоотношений, являющиеся объектами профессиональной деятельности.

4. ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы для очной формы обучения

Вид учебной работы Трудоемкость
зач. ед. час. по семестрам
 
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану      
Аудиторные занятия      
Лекции      
Семинары или Практические занятия      
Самостоятельная работа(СРС)      
Форма промежуточной аттестации     Экзамен

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы для очной формы обучения (на базе: среднего профессионального образования)

Вид учебной работы Трудоемкость
зач. ед. час. по семестрам
 
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану      
Аудиторные занятия      
Лекции      
Семинары или Практические занятия      
Самостоятельная работа(СРС)      
Форма промежуточной аттестации     Экзамен

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы для заочной формы обучения (на базе: высшего образования)

Вид учебной работы Трудоемкость
зач. ед. час. по семестрам
   
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану        
Аудиторные занятия        
Лекции        
Семинары или Практические занятия        
Самостоятельная работа(СРС)        
Форма промежуточной аттестации     Экзамен

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы для заочной формы (на базе: среднего профессионального образования)

Вид учебной работы Трудоемкость
зач. ед. час. по семестрам
   
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану        
Аудиторные занятия        
Лекции        
Семинары или Практические занятия        
Самостоятельная работа(СРС)        
Форма промежуточной аттестации     Экзамен

Таблица 5

Объем дисциплины и виды учебной работы для заочной формы обучения (на базе: среднего общего образования)

Вид учебной работы Трудоемкость
зач. ед. час. по семестрам
   
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану        
Аудиторные занятия        
Лекции        
Семинары или Практические занятия        
Самостоятельная работа(СРС)        
Форма промежуточной аттестации     Экзамен

 

5. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ, ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема 1. Конституционное судебно-процессуальное право как отрасль, наука и учебная дисциплина

Конституционное судебное процессуальное право и его место в системе российского права. Конституционное судебное процессуальное право как отрасль законодательства. Конституционное судебное процессуальное право как наука. Конституционное судебное процессуальное право как учебная дисциплина. Предмет и метод конституционного судебного процессуального права. Система конституционного судебного процессуального права. Нормы и правоотношения в конституционном судебном процессуальном праве. Источники конституционного судебного процессуального права. Конституционные основы конституционного судебного процессуального права. Законодательное регулирование организации и деятельности конституционных судов. Иные источники конституционного судебного процессуального права.

 

Общие положения

Самостоятельная работа является составной частью учебного процесса, одной из основных форм внеаудиторной работы.

Самостоятельная работа призвана:

· обеспечить формирование общекультурных и профессиональных компетенций будущих бакалавров права;

· способствовать усвоению знаний в области юриспруденции; развитию профессиональных навыков и умений, необходимых для рассмотрения конфликтных ситуаций, разрешения правовых споров;

· развивать потребность в самообразовании; формировать культуру умственного труда в поиске и накоплении новых знаний;

· овладевать навыками работы с программными средствами, без которых сегодня невозможна успешная профессиональная деятельность.

Виды самостоятельной работы:

- самостоятельная подготовка к семинарским (практическим) занятиям;

- аналитический разбор нормативных и специальных источников по заранее определенной преподавателем теме;

- сбор и обобщение материалов судебной практики, статистических данных по изучаемым вопросам;

- разработка мультимедийного презентационного материала к семинарским (практическим) занятиям;

- самостоятельное решение ситуативных задач, рассматриваемых на семинарских (практических) занятиях;

- составление тестовых заданий по изучаемой теме;

- самостоятельное изучение отдельных разделов дисциплины, предусмотренное рабочей программой;

- подготовка контрольных работ;

- написание курсовых работ;

- подготовка ко всем видам аттестации.

Методические рекомендации по написания курсовых работ

Подготовка курсовой работы является важным этапом учебного процесса, одной из форм самостоятельной работы студентов.

Курсовая работа по «Конституционному правосудию» представляет собой логически завершенное теоретическое исследование одной из актуальных проблем в сфере финансового права, в котором студент демонстрирует уровень овладения необходимыми теоретическими знаниями, показывает степень освоения методами научного анализа сущности конституционного контроля и конституционного правосудия, умение делать теоретические обобщения и практические выводы.

Основная цель выполнения курсовой работы – закрепление и углубление студентами теоретических и практических знаний, их применение для решения конкретных задач, обобщения и анализа достижений судебной конституционно-правовой науки, выяснение степени подготовленности студента к будущей профессиональной деятельности в судебной системе.

Курсовая работа – это самостоятельное научное сочинение, представляющее собой сочетание теоретического освещения особенностей конституционного судопроизводства, с анализом конституционно-правовых норм регулирующих особенности деятельности Конституционного Суда Российской Федерации и значении его судебной практики для обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории РФ. Ее содержание свидетельствует об индивидуальности автора в научном освещении проблемы.

Курсовая работа должна быть творческим произведением по форме и содержанию.

Курсовая работа должна отвечать следующим требованиям:

- иметь творческий характер,

- отражать особенности конституционно-правового регулирования исследуемых судебно-конституционных отношений с точки зрения их правового обеспечения,

- содержать материалы судебной практики Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов РФ, Европейского суда по правам человека,

- включать, материалы правоприменительной деятельности Конституционного Суда Российской Федерации по обеспечению конституционной законности,

- характеризоваться логичностью и четкостью изложения материала, убедительностью аргументации, краткостью и ясностью формулировок, исключающих неоднозначность толкования, конкретностью изложения,

- отражать умения автора пользоваться рациональными приемами поиска, отбора, обработки и систематизации информации, способности работать как с нормативно-правовыми актами, так и с другими источниками судебно-конституционного права,

- быть правильно оформленной, то есть логически структурированной, завершенной, аккуратной в исполнении.

Курсовая работа по «Конституционному правосудию» оформляется в виде текста с приложениями в виде схем и других материалов, иллюстрирующих содержание работы (если они есть).

Оптимальный объем – 25-30 страниц. Библиографический список должен содержать не менее 20 использованных научных источников, ссылки на которые должны найти свое адекватное отражение в тексте работы.

Начальный этап работы над курсовым исследованием – выбор темы из предлагаемого кафедрой перечня, составление предварительного плана.

Далее следует познакомиться с нормативной и специальной литературой. Исследованию подлежат как юридические нормы, содержащиеся в нормативно-правовых актах, международных договорах Российской Федерации, так и правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, решения Европейского Суда по правам человека. Заслуживают пристального внимания аналитические обобщения Конституционного Суда Российской Федерации, посвященные конституционно-правовым аспектам развития судебной системы, насущным проблемам конституционного правосудия. При изучении решений Европейского Суда по правам человека, следует учитывать влияние общепризнанных принципов и норм международного права на развитие российской правовой системы, а также механизмы конституционной оценки актов европейского конвекционного контроля, отражающие соотношения национального и международного права.

Верховенство права и вытекающий из него принцип конституционной законности обеспечивается единообразием судебной практики, основанным на неукоснительном исполнении судами всех юрисдикций и инстанций решений Конституционного Суда Российской Федерации. Поэтому лучше всего тексты нормативно-правовых актов брать из справочных правовых систем «Консультант-плюс» или «Гарант». Они содержат все последние изменения и дополнения и ссылки на решения Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам конституционности правовых актов и компетенций государственных органов.

Не менее важным является изучение доктринальных источников: монографий, научных статей, учебных пособий, словарей. В связи с этим необходимо обратить внимание на научные труды по дисциплине «Конституционное правосудие» таких авторов, как Н.В. Витрук, И.И. Гаджиев, Ж.И. Овсепян, Н.С. Бондарь, М.И. Клеандров, С.А. Авакьян, Т.Г. Морщаковой, В.А. Мусин, М.И. Пискотина, Е.А. Ровинского, Р.О. Халфиной, С.Д. Цыпкина, А.А. Клишас.

Анализ работ таких известных специалистов конституционной юстиции, как: О.С. Хохряковой, Л.В. Лазарева, В.А. Кряжкова, Е.В. Гриценко, А.А. Ливеровский, А.С. Карцов, М.А. Митюков, М.А. Александрова, Д.К. Ярославцева, О.В. Брежнев окажут существенную помощь в раскрытии сущности конституционного правосудия.

Изучение нормативной и специальной литературы позволит уточнить план курсовой работы, конкретизировать его.

Курсовая работа должна быть структурирована таким образом, чтобы все ее составные части (введение, основной текст и заключение) были сбалансированы между собой, имели внутреннее единство и преемственность.

Необходимо помнить о комплексном характере судебно-конституционного права (речь идет, в частности, о конституционном контроле и конституционном правосудии). Поэтому их изучение предполагает проведение тщательного анализа норм Конституции РФ, положений законодательства, по вопросам организации и деятельности Конституционного Суда РФ, особенностей реализации функций конституционного контроля и конституционного правосудия. В ряде случаев в зависимости от темы исследования целесообразно один из параграфов работы посвятить изучению зарубежных моделей конституционного контроля и конституционного правосудия. Сравнительно-правовой метод исследования позволит сформулировать интересные, неординарные выводы, нацеленные на повышение эффективности защиты прав и свобод человека и гражданина средствами конституционного правосудия в нашей стране.

Тематика курсовых работ

1. Конституционное правосудие как средство защиты прав и свобод человека и гражданина.

2. Правовые основы деятельности Конституционного суда Российской Федерации.

3. Место и роль Конституционного Суда в правовой системе.

4. Законодательство о Конституционном Суде Российской Федерации.

5. Правозащитная функция Конституционного Суда российской Федерации.

6. Теоретико-правовые проблемы форм конституционного правосудия.

7. Особенности судебно-конституционного права и процесса как самостоятельной отрасли права.

8. Правовые основы конституционного контроля в Российской Федерации.

9. Конституционно-уставное правосудие, перспективы его развития в Российской Федерации.

10. Правовые принципы конституционного правосудия.

11. Правовые основы конституционной юстиции.

12. Реализация конституционного контроля в отношении международных договоров.

13. Особенности конституционного судопроизводства.

14. Судебная деятельность Конституционного суда Российской Федерации по защите прав и свобод человека и гражданина.

15. Особенности европейских моделей органов конституционного контроля и их участие в законодательном процессе.

16. Решения Конституционного Суда Российской Федерации как основание изменения законодательства и правоприменительной практики.

17. Особенности механизма конституционного правосудия в Российской Федерации.

18. Конституционно-правовой статус конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации.

19. Практика Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам конституционных основ публичного права.

20. Роль судебной практики конституционного Суда Российской Федерации в механизме правового регулирования.

21. Особенности рассмотрения Конституционным Судом Российской Федерации дел по спорам о компетенции.

22. Особенности рассмотрения Конституционным Судом РФ дел по жалобам граждан на нарушение конституционных прав и свобод.

23. Особенности рассмотрения Конституционным Судом РФ дел о толковании Конституции Российской Федерации.

24. Стадии конституционного судопроизводства.

25. Особенности рассмотрения Конституционным Судом РФ дел по запросам судов о конституционности законов.

26. Юридическая сила решений Конституционного суда РФ.

27. Особенности исполнения решений Конституционного Суда РФ.

28. Актуальные проблемы исполнения решений Конституционного Суда РФ.

29. Конституционный Суд РФ и Европейский Суд по правам человека - вопросы соотношения внутригосударственного и межгосударственного правосудия.

30. Судебная практика Европейский Суд по правам человека в деятельности Конституционного Суда РФ.

 

Критерии оценивания курсовых работ:

Курсовая работа оценивается максимально в 100 баллов, из них:

• до 50 баллов - за подготовку работы (сбор материала, анализ и обобщение информации, работа с источниками, соблюдение сроков представления работы и правил оформления);

• до 50 баллов - за защиту курсовой работы.

 

Методические рекомендации по подготовке контрольных работ

Одним из видов самостоятельной работы студентов является выполнение контрольных работ.

Следует обратить внимание на их содержание (например, выбрать необходимый вариант), указание о форме представления выполненной контрольной работы (реферат, отчет, решение задач, составление тестов, составление юридических кроссвордов и т.д.); форму и время отчетности (написание и сдача контрольной работы по установленному графику), форму оценки выполненной контрольной работы.

Контрольная работа по курсу «Конституционное правосудие» представляет собой письменную форму самостоятельной учебной подготовки студентов заочного отделения, которая:

- способствует усвоению знаний по курсу «Конституционное правосудие», формированию профессиональных навыков и умений в сфере конституционного контроля, особенностей конституционного судопроизводства,

- помогает развивать деловые, личностные качества студента (профессиональную компетентность, инициативность, ответственность),

- способствует формированию у студента его собственного видения юридической жизни общества посредством самостоятельного усвоения различных юридических школ, концепций, направлений,

- воспитывает потребность в самообразовании, максимально развивает познавательные и творческие способности личности.

Контрольная работа включает в себя один теоретический вопрос, ситуативную задачу, терминологическое задание по одному из четырех вариантов. Для написания контрольной работы студент должен самостоятельно подобрать нормативные и доктринальные источники, по необходимости использовать Интернет-ресурсы.

Весь процесс написания контрольной работы можно условно разделить на следующие этапы:

- правильный выбор своего варианта контрольной работы;

- подбор нормативных и специальных источников по теме контрольной работы;

- изложение теоретического вопроса, решение задачи, раскрытие терминов;

- оформление контрольной работы;

- своевременная сдача контрольной работы на кафедру;

- устранение недочетов (факультативный этап – осуществляется только в случае незачета представленной работы).

При раскрытии теоретического вопроса важно показать знание нормативной и специальной литературы. Следует избегать чрезмерного цитирования.

При использовании цитат необходимо в конце каждой страницы указывать точные ссылки на используемый источник: указание автора (авторов), название работы, место и год издания, страницы.

При наличии разных точек зрения, существующих в специальной литературе по рассматриваемым вопросам, необходимо изучить наиболее распространенные из них, указать их в работе, провести сравнение и попытаться высказать свое мнение либо аргументировано поддержать мнение кого-либо из авторов. Теоретические положения и выводы студент может подтверждать самостоятельно подобранными примерами из юридической практики.

Вариант № 1 «А» - «Ж»

Задание 1.

Объясните, что представляет собой судебно-конституционное право и процесс как учебная дисциплина. Определите соотношение между конституционным правом как отраслью права и судебно-конституционным правом и процессом как учебной дисциплиной. Назовите источники судебно-конституционного права и процесса как отрасли права.

Задание 2.

Иностранный гражданин обратился в Конституционный суд Российской Федерации с жалобой на неконституционность положений статьи 18.8 КоАП Российской Федерации о нарушении иностранным гражданином правил въезда в Российскую Федерацию, а также положений Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (статьи 2510 о незаконном нахождении иностранного гражданина на территории Российской Федерации; статьи 26 об основаниях, по которым въезд иностранного гражданина на территорию Российской Федерации может быть не разрешен; статьи 27 об основаниях, по которым въезд иностранного гражданина на территорию Российской Федерации не разрешается). Из материалов заявления иностранного гражданина следует, что он обращался в суд общей юрисдикции с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной миграционной службы по городу Москве о запрете на въезд в Российскую Федерацию. Указанное заявление было возвращено заявителю в связи с истечением срока, данного на исправление процессуальных недостатков.

После чего иностранный гражданин обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением об оспаривании отдельных положений Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Определением судьи Верховного суда, оставленным без изменения Апелляционной коллегией Верховного Суда Российской Федерации, иностранному гражданину было отказано в принятии заявления об оспаривании отдельных положений закона, поскольку рассмотрение требований об оспаривании нормативных правовых актов, принятых Государственной Думой, не относится к компетенции судов общей юрисдикции, в том числе Верховного Суда Российской Федерации. Верховный Суд Российской Федерации указал, что требование заявителя не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства.

Установите, отвечает жалоба гражданина требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» и может быть принята Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению?

Задание 3.

Укажите, какой нормативно-правовой акт содержит определения перечисленных ниже правовых терминов. Раскройте их содержание, опираясь на нормы действующего законодательства:

- судебный орган конституционного контроля,

- конституционное судопроизводство,

- статус судьи Конституционного суда РФ

- гарантии независимости судьи Конституционного суда РФ,

- организационные формы конституционного судопроизводства.

Вариант № 2 «З» - «О»

1. Задание 1.

Раскройте содержание судебного конституционного контроля в государстве. Назовите органы конституционного контроля. Назовите основные модели судебного конституционного контроля. Укажите различия американской и европейской моделей судебного конституционного контроля.

2. Задание 2.

Заполните карту сравнительного анализа:

 

Страны Россия США Франция
Цели конституционного контроля.      
Судебные органы, осуществляющие конституционный контроль.      
Порядок назначения судей (членов Совета), уполномоченных на осуществление конституционного контроля.      
Срок полномочий судей (членов Совета), осуществляющих конституционный контроль.      
Компетенция органов конституционного контроля.      
Процессуальные особенности деятельности органов конституционного контроля.      

Задание 3.

Укажите, какие нормативно-правовые акты содержат определение перечисленных ниже правовых терминов. Раскройте их содержание, опираясь на нормы действующего законодательства:

- компетенция Конституционного суда Российской Федерации

- принципы конституционного судопроизводства,

- поводы (обращения) к рассмотрению дел Конституционным судом Российской Федерации,

- основания рассмотрения дел Конституционным судом Российской Федерации.

 

Вариант № 3 «П» - «Х»

1. Задание 1.

Раскройте содержание понятия конституционное правосудие. Раскройте понятие Регламента Конституционного суда Российской Федерации. Укажите поводы и основания обращения в Конституционный суд Российской Федерации. Укажите общие требования к обращению в Конституционный суд Российской Федерации.

Приведите примеры отказа заявителям в принятии обращений к рассмотрению. Объясните, чем обусловлена необходимость применения процедуры предварительного рассмотрения обращений Сек


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.12 с.