Глава 3. Метод ы работ ы с ПТСР 77 — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Глава 3. Метод ы работ ы с ПТСР 77

2017-10-07 292
Глава 3. Метод ы работ ы с ПТСР 77 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Д л я лиц, страдающих ПТСР, можн о выделит ь четыре основн ы е цели воздействия:

1) воспо мин ани я о действительно проис ш ед ш е м трав миру ющ ем собы тии;

2)) л ю б ы е другие тягост ны е навязчив ы е воспомина­ ния, даже если они отличаются от реально происш едш их соб ы тий;

3)) ко шм арн ы е сновидения;

4)) различн ы е вне ш ни е или внутренние раздражите­ ли, которые напоминаю т о травме и вызывают связанные с не й э моции, чувства, мы сл и и поведенческие реакции (например, звуки, похожие на выстрел, и т. п.).

Д л я полноценног о разреш ения травматическог о опы­ та и дости ж ени я стабильног о э фф ект а в качестве цел и дол ж е н поочередно избиратьс я каж д ы й из четырех вы­ ш еуказанн ы х элементов.

 

2. Подготовка, Стадия подготовки предполагает уста­ новление продуктивных терапевтических отно ш ени й с клиентом и создание атмосферы безопасност и и доверия. Необходимо кратко разъяснит ь смысл ДПДГ-терапии, на­ пример, следующ им образом: «Если происходит травми­ рующ ее собы тие, он о может блокироватьс я и длительно сохранятьс я в мозге вместе с первоначальной картино й стрессовой ситуации и имевш им и место в тот момент зву­ ками, мы сля м и и чувствами. П р и л ю бо м напоминани и о психической травме переживания оживают с прежней ос­ тротой, серьезно нарушая душевное и физическое состоя­ ние человека. Д виж ения глаз, которые мы используем при ДПДГ, разблокирую т нервну ю систему и позволят мозгу


 


 

перерабатыват ь трав м атический опыт. Н ечт о подобно е происходит на стадии «быстрого сна», когда мы видим сно­ видения, когда возникающие спонтанно движения глаз по­ могают переработат ь полученную информаци ю. По сути, методика активизирует естественный процес с самоисце­ лени я от ду ш евны х травм, приче м клиент сам может его контролировать, дава я психотерапевт у обратну ю связ ь о том, что с ни м происходит в ходе сеанса».

Н а этой ж е стадии определяется способност ь клиент а выполнят ь дви ж ения глаз. В ДПД Г используют несколь­ ко видов дви ж ени й глаз. Задача психотерапевт а состоит в том, чтобы определит ь наиболее ком ф ортны е движ ения для конкретног о человека. Следует учесть, что боль в гла­ зах пр и выполнении движ ений требует немедленного пре­ кра щ ени я процедур ы с последующ е й консультацие й с окулистом на предме т вы явления возможных противо­ показаний к нагрузкам на глазодвигатель ные мышцы.

Задача психотерапевт а — вызывать у клиент а движ ения глаз от одного края его визуальног о поля до другого. Такие полные двусторонние дви ж ени я в ып олня ю тс я с макси­ мально возможно й скоростью, однако следует избегать по­ явления чувства диско мфор та. К лиент у предлагают сле­ дить за двумя пальцами психотерапевта. Д ва пальца руки психотерапевт а (указательный и средний) используют ка к точку фокусировки взгляда клиента. П р и этом психотера­ певт держит пальцы вертикально с ладонью, обращ енной к пациент у на расстоянии 30— 35 см от его лица. Д але е психотерапевт просит пациент а следит ь за его пальцами глазами, не поворачива я голов ы, и начинае т м едленно, а затем все быстрее двигать им и горизо нталь но от право-


 

го края визуальног о поля до левого, указывая клиент у на­ правление дви ж ени й глаз. Необходи мо подобрат ь опти­ мальную скорост ь дви ж ения, расстояние до пальцев, вы­ соту, на которой держится рука, и т. п. Если при выполне­ ни и тестирова ни я обнару жи вается, что клиент у труд но следить за пальцами (происходит сбой движ ений, останов­ ка или непроизволь ные движ ения), достаточно попросит ь его прост о надавить пальцами на глазные яблоки. В боль­ ш инстве случаев это помогает восстановит ь контроль над дви ж ение м глаз. Затем можн о проверит ь эфф ективност ь других вариантов дви ж ений глаз: диагональных, круговых или в ф орме восьм ерки. В ертикальн ые дви ж ени я оказы­ ваю т успокаива ющ е е действие и особенно полезны дл я сниж ения беспокойства или чувства тошноты, а также при головокру жении.

Обычно в ходе ДПДГ -терапии применяются серии, со­ стоя щ и е из 24 дви ж ени й глаз (туда и обратно — 1 движе­ ние). В зависимости от конкретной реакции клиента и ско­ рости переработки травматическог о материала серии могут быть увеличены до 36 движений, а при возникновении эмо­ циональног о отреагирования — до еще большего их числа.

Если у клиентов есть проблемы со зрением, если они но­ сят контактные линз ы или испытывают неприятные ощу­ щ ения пр и движениях глаз, можн о использоват ь альтерна­ тив ны е ф орм ы сти м уляции (постукивание п о рука м или звуки). Психотерапевт ритмически и с такой же скоростью, как при проведении серий движений глаз, постукивает по­ очередно по лежащим на коленях и обращенным кверху ла­ доня м клиента. П ри звуковой стимуляции психотерапевт поочередно щелкает пальцами то у одного, то у другого уха.


 


Д л я сни ж ени я уровня беспокойств а клиентов перед началом переработки, во время и между сеансами полез­ но обучить их технике «Безопасное место». Клиенту пред­ лагают вспо мнить ситуацию, где он чувствовал себя спо­ койно, в полно й безопасности. П ри этом важно сосредо­ точиться на образ е безопасног о места, почувствоват ь возника ющ и е при этом позитивные э моци и и приятные физические о щ у щ ения. Психотерапевт использует сугге­ стивн ы е инструкции, чтобы усилит ь чувства ком ф орт а и душевног о покоя. Кроме того, положительна я реакция клиент а мож ет б ы ть усилена, если на ф он е погружения в приятные воспо мин ани я он совер ш и т от 4 до 6 серий движ ений глаз. М о жн о предложит ь клиент у назвать клю­ чевые слова, подходящие к образу безопасног о места (де­ ревья, озеро, запах леса, покой и т. п.), и повторят ь их про себя, соединяя с соответствующими им картинами, звука­ ми и о щ у щ ения ми. П р и этом отмечается чувство полно й безопасности, которое подкрепляетс я психотерапевтом дополнительн ым и суггестиями и проведение м 4—6 серий движ ений глаз. В последующем при необходимости сни­ зить эмоциональное напряжение клиент может самосто­ ятельно вернуться в воображении в это безопасное место.

Сильные отрицательные эмоции, которые иногда воз­ никаю т в ходе сеанса ДПДГ, также могут потребоват ь для клиент а переды ш к и и усиления чувства безопасности, что достигается его обращ ение м к приятным и успокаи­ ва ющ и м соб ы тиям прош лого.

На стадии подготовки клиент у объясняют, что во вре­ м я сеанс а он будет контролироват ь все происходящ е е и в лю бой момент сможет остановит ь процедуру, припод­ няв руку или подав другой условный сигнал психотерапев-


 

ту. Установление сигнала «стоп» служит дополнительн ы м ф актором безопасност и клиента. Ф актически две первые стадии относятс я ли ш ь к первому сеансу ДПДГ. В даль­ ней ш е м психотерапевт начинае т каждый сеанс с оценк и состояния клиент а и анализ а достигнутых результатов, а затем переходит сразу к третьей стадии.

 

 

3. Определение предмета воздействия. На этой стадии психотерапевт определяет цель воздействия. Как указыва­ лось выш е, при П Т С Р вначале это будут реальные травми­ ру ющ и е соб ы ти я (боевые действия, катастрофы, сцены насилия и т. д.), затем переработке подвергаются навязчи­ вые мы сли и другие негативные воспо минания, кошмар­ ные сновидения, лю бые факторы, оживляющ ие болезнен­ ные переживания прош лого.

После идентификации связанног о с травмой конкрет­ ного воспо мин ани я клиент у предлагаю т вы брат ь образ, которы й лучше всего соответствует ему (отражает наибо­ лее неприят ну ю част ь произош ед ш ег о соб ы тия). Затем выявляю тся сни ж ающ ие самооценку убеждения по пово­ ду травмиру ющ его инцидента. Клиент а просят выразить словами те неприятные, болезненные представления о се­ бе, которы е в настоящ ее время соответствуют хранящей­ ся в памят и информаци и о психической трав м е. Выска­ зывать это негатив ное убеждение о себе (отрицательное самопредставление) клиент долж ен в настоя щ е м време­ ни, с использование м м естои м ения «я». П ример ы отри­ цательных самопредставлений: «Я не заслуживаю уваже­ ния»; «Я не могу доверят ь самому себе»; «Я делал что-то плохое»; «Я заслуживаю смерти»; «Я ничтожество» и т. п.


 


С ледующ ий ш аг — определение ж елаемого положи­ тельного самопредставления, то есть более уместного, кон­ структивног о представления, которое хотел бы иметь кли­ ент в настоящий момент, когда он вспоминает о травмиру­ ющ ей ситуации. Например: «Я заслуживаю уважения»; «Я могу доверять самому себе»; «Я контролирую себя»; «Я сде­ лал лучшее, что мог»; «Я могу справитьс я с этим», и т. п. Позитивное представление позднее используется для за­

мены отрицательног о представления на пятой стадии — ин­ сталляции. Введение положительног о самопредставления стимулирует когнитивное переструктурирование (переоцен­ ку) клиентом травмирующих событий и облегчает форми­ рование более адекватног о к ни м отно ш ения. На третьей стадии положительное самопредставление оценивается по семибалльной шкале соответствия представлений (Ш СП), где 1 балл — полное несоответствие, а 7 баллов — полное со­ ответствие истинному представлению о себе. Клиент дает оценку, не опираясь на логические построения, исходя из интуитивног о ощ у щ ения того, насколько далеко положи­ тельное самопредставление от его сегодняшнего взгляда на пережитое. Если эта оценка не выше 1 балла по Ш СП, пси­ хотерапевт должен взвесить, насколько реалистичны поже­ лания клиента, и вместе с ним уточнить или изменит ь поло­ жительное самопредставление.

Н а следу ющ е м ш аге клиент определяе т не гатив ны е э моции, которы е возника ю т у него пр и сосредоточении на картине травмиру ющ его соб ы тия и повторении слов, соответствующ их отрицательно му представлению. По­ сле того ка к эти эмоци и названы, психотерапевт предла­ гает ему оценит ь уровень беспокойства, причиняемог о


воспо мин ания ми, по ш кале субъективног о беспокойст ­ ва (Ш СБ), где 0 — состояние полног о спокойствия, а 10 — м акси м ально е беспокойств о (наихудшее из того, что только можн о представить). На этом ж е этапе опре­ деляю тся локализация и интенсивност ь диско мфорт ны х телес ных о щ у щ ений, сопутствующ их погружению кли­ ента в трав миру ющ ее воспо мин ание. В дальней ш е м из­ м енение о щ у щ ени й в теле будет одним из важны х инди­ каторов переработки травматическог о материала.

 

4. Десенсибилизация. Стадия сосредоточена на сниже­ ни и не гатив ны х э моци й клиент а пр и его обра щ ени и к воспо мин ани ю о трав м е до 0—1 балла по Ш СБ. П р и проведении десенсибилизации ему предлагают вспомнить картину события. Далее психотерапевт просит его следить глазами за движ ениями пальцев, одновременно удерживая образ, отражающ ий наиболее неприятную часть воспоми­ нания, произнос я про себя отрицательное самопредстав­ ление («Я плохой человек» и т. п.) и отмечая ощущения, ко­ торые возникаю т в теле. Если клиент испытывае т трудно­ сти с визуализацие й трав миру ющ его эпизода, он может прост о о не м думать в ходе в ып олнени я дви ж ени й глаз. После каждой серии клиент у говорят: «А теперь отдыхай­ те. Сделайте вдох и выдох. Пусть все идет, как идет (забудьте об этом.)». Затем его спра ш иваю т: «Что происходит сей­ час?» или «Что вы ощущаете в теле? Что приходит в голо­ ву?» Важно, чтобы клиент сообщал об изменениях зритель­ ных образов, звуков, мыслей, эмоци й и физических ощу­ щ ений, которы е являю тс я индикаторо м происходящ ей переработки дис ф ункциональног о м атериала. В ряде


 


 

случаев сосредоточение клиент а на травмирующ ем собы­ тии в ходе повторяющ ихся серий дви ж ений глаз, которые чередуются с отдыхом, приводит к сниж ению эмоциональ­ ного и физическог о дискомфорта, а воспо минания посте­ пенно утрачивают прежни й болезненны й характер. Пси­ хотерапевт контролируе т эфф ект ы переработки травмиру­ ющ его материала, вре м я от вре м ени задавая вопрос: «На сколько баллов Ш кал ы беспокойств а вы оценивает е свое состояние сейчас?» Н еобходи м о добиватьс я сни ж ени я уровня беспокойства по Ш С Б до 0— 1 балла.

Нередко в процессе работы наблюдается кратковремен­ ное усиление негативных эмоци й и о щ у щ ений или насту­ пает абреакция (отреагирование). В случае отреагирования клиент как бы заново переживае т ситуацию психической травмы, испытыва я при этом прежни е мы сли, э моци и и ощущения. П р и ДПДГ, в отличие от гипноза, не происхо­ дит полног о погружения в воспо минание, поскольку кли­ ент сохраняет двойну ю фокусировку — и на осознании прошлого, и на чувстве безопасност и в настоящем. Начало отреагирования предполагает увеличение количества не­ прерывных движений глаз до 36 и более, чтобы по возмож­ ности завер ш ить его в ходе одной серии. Часто это удает­ ся, поскольку абреакция в ходе сеанса ДПД Г происходит в 4- 5 раз быстрее, чем в трансе, а клиент при этом переска­ кивает от одног о клю чевог о мом ент а соб ы тия к другому. После завершения отреагирования дальнейшая работа про­ должается в обычном ключе.

Возможен другой вариант, когда после двух подряд се­ ри й дви ж ени й глаз клиент не отмечает никаки х измене­ ни й в своем эмоциональном состоянии, образах, мыслях


и о щ у щ ениях. П ервое, что необходимо делат ь в тако м случае, — см енит ь направление дви ж ений глаз. Отсутст­ вие новых изменений после попыток использования двух ил и трех различны х направлений дви ж ений свидетельст­ вует о заблокирова нно й переработке, что требует приме­ нени я дополнительн ы х стратегий (см. ниже).

В случаях, когда при обращ ении к травмирующему эпи­ зоду у клиента возникают новые отрицательные идеи и пред­ ставления, перед началом очередной серии ему предлагают сосредоточиться на этих негативных мыслях и связанны х с ним и ощущениях в теле, после чего серии движ ений глаз следует повторять до нейтрализации этих мыслей и ощуще­ ний. Если клиент начинае т высказывать более адаптивн ые суж дения о пережитом^их следует закрепит ь в сознании, предложив сосредоточиться на позитивных мыслях во вре­ мя последующих серий, а затем снова возвратиться к перво­ начальной цели (воспоминание о травме, отрицательное са­ мопредставление, диско мфор т ны е о щ у щ ени я и эмоции).

В ходе переработки основног о травматическог о мате­ риала на ф он е очередной серии движ ений глаз в сознании клиент а могут всплывать дополнительные воспо минания, ассоциативно связанн ы е с психической трав мой. Такие воспо мин ани я являю тся объектом фокусировки для про­ ведения следующей серии. Если одновременно возникае т несколько воспоминаний, клиенту предлагают сосредото­ читься на наиболее беспокоящ ем из них. Нередки случаи, когда клиент ы с П Т С Р предъявляю т все новые и новые воспо минания, которые последовательно возникают у них во время каждой серии движ ений глаз. Д ля того чтобы де­ сенсибилизация происходил а успеш но, необходимо под-


 


вергать переработке весь ассоциативн ы й материал (эпи­ зоды боевых действий или сцены насилия; негатив ны е воспоминания, непосредственно не связанные с этим; от­ дельные звуки или о щ у щ ения в теле и т. п.), которы й мо­ жет стать доступным осознанию при работе с конкретным, избранным в качестве цели травмиру ющ им событием.

Каждое из внов ь приходящ и х воспо мин ани й пооче­ редно становится фокусом для воздействия во время оче­ редной серии дви ж ени й глаз. Когда цепь ассоциаций ис­ тощ ается и ничего нового не приходит в голову, клиент а просят возвратиться к первоначальной цели для выпол­ нени я дополнительн ы х серий дви ж ени й глаз. Если пр и обра щ ени и к трав мир у ющ е м у соб ы ти ю (цели сеанса) в ходе в ып олнени я 2—3 серий дви ж ени й глаз другие вос­ поминания, новы е переживани я и иде и не возника ю т, а уровень беспокойств а клиент а не превы ш ае т 1 балла (оптимальны й вариант — 0 баллов) по Ш СБ, можн о пе­ реходит ь к следующ ей стадии — инсталляции.

Следует отметить, что вспл ы в ш е е в сознании допол­ ни тель но е воспо мин ани е иногд а б ы вае т чрезв ы чайн о беспокоящ им и диско мфорт ным. В таком случае он о мо­ жет бы ть избрано ново й цель ю дл я следу ющ ег о сеанс а ДПД Г О днак о полномас ш таб на я работ а с ново й цель ю должна начинаться ли ш ь после завер ш ения переработки предыдущего воспо мин ания, связанног о с трав мой.

 

5. Инсталляция. Цель стадии — связать желаемое по­ ложительное самопредставление с избранно й в качестве цели связанной с трав мо й информацией, что ведет к по­ в ыш ени ю са мооценк и личност и клиента.


Сначала следует попросит ь клиент а оценит ь первона­ чальное положительное представление о себе с точки зре­ ни я его привлекательност и после проведения десенсиби­ лизации: «Остаются ли у м естным и слова (повторит ь по­ ложитель ное самопредставление) или вы чувствуете, что более подходящим сейчас является другое положительное высказывание?» На этом этапе клиент ы нередко уточня­ ют или полность ю изменяю т значимое для них представ­ ление. Далее клиенту предлагают подумать о первоначаль­ ном травмирующ ем событии и об этих словах, а затем от­ ветить н а вопрос: «Н асколько истинными вам каж утся сейча с эти слова, от 1 — полность ю не соответствуют, до 7 _ полность ю соответствуют (истинны)?» П осле это­ го клиент у следует удерживать вместе картину соб ы ти я (думать о нем) и положительно е представление. П осл е проведения очередной серии дви ж ени й глаз психотера­ певт спрашивает: «А теперь насколько истинными, в бал­ лах от 1 до 7, кажутся ва м эти слова, если вы думаете о травмиру ющ ем событии?» Психотерапевт у нужно про­ вести столько серий дви ж ени й глаз, сколько необходимо дл я усиления положительног о самопредставления до 7 баллов. Когда это удается, серии движ ений повторяю т до тех пор, пок а соответствие представления и чувство его пригодност и не достигнут максимума, а затем переходят к стадии сканирования тела.

Нередко из-за неполной переработки других воспоми­ наний и негативных убеждений, ассоциативно связанных с избранным в качестве цели трав миру ющ им собы тием, уровень соответствия положительног о представления не превы ш ае т 4- 5 баллов. С учетом вре м енн ы х рамо к


 


сеанса работу с дополнительн ыми воспо минания м и пере­ носят на другую сессию, а процедуру ДПД Г ведут к завер­ ш ени ю, мину я стадию сканирования.

 

6. Сканирование тела. Стадия сосредоточена на устра­ нени и возможного остаточног о напряжени я или диском­ ф ортн ы х о щ у щ ени й в теле. Когда положительно е пред­ ставление достигает на стадии инсталляции 7 баллов по Ш С П (или 6 баллов, если это экологично для конкретно­ го человека), начинаю т сканирование. Клиенту предлага­ ют закрыть глаза и, удерживая в сознании первоначальное воспо минание и положительное представление, мыслен­ но пройтис ь по различны м частям своег о тела, начина я с головы и постепенно опускаясь вниз. Ему следует сооб­ щать вслух обо всех местах, в которых он обнаружит какое- либ о напряжение, зажатость ил и другие необычные ощу­ щения. Если такие ощущения отсутствуют, проводят серию движ ений глаз. П р и возникновении комфортны х ощуще­ ни й выполняю т дополнительну ю серию для усиления по­ зитивных чувств. В случае когда клиент сообщает о непри­ ятных ощущениях или мыш ечном напряжении, их перера­ батываю т с помо щ ь ю очередных серий дви ж ени й глаз, пока дискомфор т не снизится. Иногда телесное напряже­ ние, вскрытое при сканировании тела, может проявит ь но­ вую цепь негативных ассоциаций, для переработки кото­ рых потребуется время.

 

7. Завершение. Стадия направлена на возвращение кли­ ента в состояние эмоционального равновесия в конце каж­ дого сеанса, вне зависимости от того, полностью ли завер-


ш ен а переработка дисф ункциональног о материала. Если в конц е психотерапевтическог о сеанса клиент проявляе т признаки беспокойства ил и продолжае т отреагирование, психотерапевт у следует применит ь трансовые техники или управляемую визуализацию (техника «Безопасное место» и т. п.), чтобы вернуть его в комфортное состояние.

Е сли трав м атический материал переработа н не пол­ нос ть ю, велика вероятност ь продолжени я переработки после окончани я сеанса. П р и этом клиент мож ет испы­ тывать тревогу различной степени, о чем следует его пре­ дупредить. Ц елесообразно предложит ь клиент у запом­ ни т ь (записать) беспокоящ и е его воспо мин ания, снови­ дения, мы сл и и ситуации, котор ы е возника ю т между сеансами. Впоследствии он и могут стать новыми целями воздействия ДПДГ -терапии.

 

8. Переоценка. П ереоценка проводится перед началом каждого нового сеанса ДПДГ. Психотерапевт внов ь воз­ вращ ает клиент а к ране е переработанн ым целя м и оце­ нивае т его реакци ю дл я определения того, сохраняетс я ли эфф ек т лечения. Н овы й дисф ункциональн ы й матери­ ал можн о подвергнут ь переработке только после того ка к произойде т полна я интеграция психических травм, под­ вергш ихся лечению ранее.

 

 

СТРАТЕГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.