Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Топ:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Интересное:
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2017-10-07 | 238 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
- дефтердар (по западу и Азии-Афр) – отвечали за финансы и налоги в «Румалии» и «Анатолии» =>
- местные структуры на османский лад:
- город: квартальная религиозная община махала (самоуправление) + профессиональная община эснаф,
- контроль над эснафом у мухтесиба – он нес ответственность перед местным кадием + полиц функции + контроль за уровнем торговли, ремесла, ценами, городским устройством и т.д.
- село: сохранение самоуправления, взаимодействие через административных и религиозных представителей (тут могла сохраниться самобытность) – легче контролировать, но предпосылки автономности разных труднодоступных территорий/
- Османы отказывались от унификации подданных, предпочитая роль «регулятора» между разными группами. Главные признаки для дифференциации подданных: 1) место и образ жизни (кочевники\оседлые), 2) положение относительно налогов (уплата\распределение), 3) религиозно-конф принадлежность
7. Хозяйственно-демографические процессы – деление на кочевников и оседлых + тимарная система (мири и админка/военка) + свободные обязанные лишь государству крестьяне
- кочевники: тюрки, влахи, албанцы – османы допускали автономию, поощряли их оседание ради налогов
- оседлые: город и село (их большинство – включены в систему военно-служебного тимарного землевладения)
- истоки тимарной с-мы: пожалования в виде икта в Сельджукидском султанате + византийская прония
- суть тимарной системы: все «завоеванные мечом» земли –> собственность султана (категория мири\ арази-и эмирийе) – земли мири постоянно описывалась ради уточнения доходностями – мири делилась на участки в зависимости от качества участка – в пользование передавались только налоги с участков – по адм. службе правителям санджаков и эялетов (временно) и воен. службе конным воинам сипахам (у сипахов наследственное владение = тимар). [изначально в 14-15 вв держателями тимаров были и христиане (даже епископы) – к 16 в или погибли на службе, или утратив тимары в пользу мусульман, или перейдя в ислам]
|
- крестьяне: лично свободные наследственные держатели, обязаны только государству (!) налогами и повинностями
8. Социальные процессы – отсутствие сословий и деление по отношению к налогам и производственной деятельности – аскери (вне производства), райя (трудяги)
- аскери ( «военные») – все избавленные от производственной деятельности, не платят налоги, собирают долю – военные султана (сейфие – «люди меча»)), придворные (сарай халкы), духовенство (ильмие – «люди науки»), чиновники центра и места (калемие – «люди пера»)
- райя («пасомые») – все, кто труд, а не управление – райя могу быть все: и мусульмане, и кафиры. [только к 18 веку райя стали только немусульманами]
- капыкулу – единственная околосословная группа – султанские рабы, источники пополнения:
1) пленные (система пенчик - 1/5 добычи султану)
2) девширме («сбор») – ПРИЗЫВ, а не налог кровью: один христианский юноша 14-18 с 40 дворов – не брали горожан, единственных сыновей, женатых, знавших турецкий – отобранных направляли для изучения языка и исламизации в Стамбул – затем по месту службы в элитное войско янычар (йени чери – «новое войско»). Духовная опека над янычарами – у суфийских дервишей из ордена бекташи – совсем не ортодоксы, допускали синкретизм суфизма и христианства – проще переход.
Итог девширме: новые военные силы, полностью зависимы от султана, новая кровь, христиане лишены генофонда, опора против малоазиатской знати.
- особенности:
- отсутствие сословного деления (власть султана распространяется на жизнь, достоинство и имущество всех подданных) – все зависят от воли и милости султана, все овцы перед ним
|
- неясное будущее и фатализм (понятие кысмет – «предначертанная судьба») – можно как подняться, так и упасть (затрагивало всю семью),
- власти пресекали усиление знати, нет родов с большим количеством поколений (ослабление только в 17 в, когда намечается упадок империи))
- знать нашла обходной способ этой неопределенности - передавала свою собственность (мюльк) в дар религиозному учреждению (мечети, обители и т.д.) - она становилась священной и неотчуждаемой (вакуф), а знатный параллельно был попечителем и наследственно кормился с нее + социальное уважение дарителю [Тимар - т.к. служебное пожалование, а не мюльк - нельзя передавать в вакуф, строго говоря]
- девширме не приговор, а социальный лифт. Девширме с Мехмеда II – основа правящей элиты – высшие должности в центр и провинциальном управлении (в 16 веке 8 из 9 великих везиров были немусульманами по происхождению). [Знаменитый выходец – осм деятель сер 16 в. Мехмед-паша Сокколу (Соколович) – серб из Боснии родом, из девширме дошел до командующего флотом султана, бейлербея Румелии, великого везира и зятя султана Селима II]
Религиозно-культурные процессы: язычников в мусульман, христиан – в автономный миллет с самоуправлением и культом, но противовес в Охриде и Сербии, армян/иудеев – туда же, дискриминация лично, судебно, налогово, исключение – пограничники, переводчики
- исламская традиция – государство теократическое (по шариату), но потомки Османа – ханифиты (одна из школ суннизма) – наиболее терпимы к немусульманам, что обусловило их веротерпимую политику (но не равноправие) (выигрышна на фоне Реформации в Европе и изгнания мусульман и иудеев из Испании)
- язычники – безусловное обращение в ислам\истребление
- христиане и иудеи (ахль-аль-китаб, «люди Писания») – цель в подчинении, а не в обращении\истреблении - миллеты (букв. «народы») – автономные религиозно-правовые общины. Миллетом были и мусульмане-сунникты, к которым принадлежал султан и элита. У миллетов немусульман:
- самоуправление – духовный представитель, посредник между населением и исламской властью
- право на отправление культа
- религиозные школы и учреждения
- неотчуждаемость церк имущества, т.к. тоже вакуф
- Рум-милет – Греко-православная общность (все православные, без разницы язык и др)
|
- оформился во 2/2 XV в. как соглашение между Мехмедом Фатихом и Геннадией Схоларием (К-льский патриарх)
- миллет-баши (глава миллета) – Константинопольский патриарх
- у миллет-баши – право гражданского и налогового суда и церковных сборов + отвечали головой за налоги и лояльность – те же функции у местного духовенства
- В самом начале 15 века к КП патриархии перешли болгарские епархии, кроме Видинской и Софийской митрополии (отошли к архиепископии Охрида, тогда автокефальная)
- Изначально противовес К-лю – Печская патриархия сербов и Охридская архиепископия болгар (сохранялись и поддерживались Мехмедом-паши Соколлу); Тырновская патриархия сразу упразднена
- с 1766-1767 – распространение К-льской власти на Охридскую архиепископию и Печскую патриархию
- Таким образом, православные болграы в первые века правления османов были разделены между несколькими главными православными церк кафедрами БП и только в 1766-1767 были сосредоточены в ведении Константинопольской патриархии.
- Армянский миллет (Ермени-миллети) – армяно-григорианская церковь
- Еврейский миллет(Йахуди-миллети) – во главе главный раввин Стамбула (хахамбаши)
- Католики – мало, единого миллета нет (выпадали из системы милетов, как и сиро-яковиты, несториане и другие относительно немногочисленные религ общины). В 17 в в Болгарии заметная католическая община (миссионеры ПР) – туда и православные, и богомилы – позже исчезли, т.к. преследования осм властей.
- Дискриминация: лично, судебно, налогово
- лично: повиновение любому мусульманину (вне зависимости от положения и происхождения), отказ от миссионерства, запрет на ремонт и новые церкви без разрешения, выделение по внешнему виду из-за запрета на мусульманскую одежду и на езду верхом, запрет военно-политической карьеры в империи (запрет на ношение оружия)
- судебно: 3 НМ голоса = 1 голос мусульманина; все споры между мусульманами и немусульманами только у кадия
- налогово: доп. налоги – джизья (платил каждый мужчина-гяур, 15-75 лет) – «компенсация» за освобождение от военной службы + харадж (все домохозяева-гяуры) – дополнительный земналог за пользование землей Османского гос-ва. Позже джизья и харадж смешивались, в 19 веке – слились.
- Послабления – в 14-15 вв христиане могли получать тимар и быть в войске; у охранников в горах (получали оружие, система дервенджи – охрана перевалов в горах), у переводчиков (стамбульские греки фанариоты).
|
|
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!