Тема: Виды обучения. Методы и средства обучения — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Тема: Виды обучения. Методы и средства обучения

2017-10-11 614
Тема: Виды обучения. Методы и средства обучения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель: 1.Охарактеризовать деятельность учителя и учащихся в разных видах обучения.

2.Раскрыть суть методов и средств обучения

План лекции:

1.Догматический, репродуктивный, развивающий виды обучения

2 Понятие и классификация методов обучения

3.Характеристика методов и средств обучения

 

1. Виды обучения а) Догматический вид обучения – механическое заучивание текстов (в основном религиозного содержания, в средневековой школе).

Б). Объянительно-иллюстративный вид обучения. Используются репродуктивные методы «Делай как я». К нему относят применение изученного на основе образца или правила. Деятельность обучаемых носит алгаритмический характер, т.е. выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях.

В). Развивающий вид обучения. а) Метод проблемного изложения. Используя самые различные источники и средства, педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем раскрывая систему доказательств сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи. Студенты как бы становятся свидетелями и соучастниками научного поиска. И в прошлом, и в настоящем такой подход широко используется..

б) Частично поисковый или эвристический метод. Заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении и в конце (или самостоятельно сформированных) познавательных задач либо под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется педагогом или самими учебными пособиями. Такой метод, одна из разновидностей которого- эвристическая беседа,- проверенный способ активизация мышления, возбуждение интереса к познанию на семинарах и коллоквиумах.

В) Исследовательский метод. После анализа материала, постановки проблем и задач и кратного устного или письменного инструктажа обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдение и измерение и выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно. Методы учебной работы непосредственно перерастают в методы научного исследования.

2.Методы обучения – это способы совместной деятельности обучающих и обучаемых, направленные на достижение ими образовательных целей.В современной педагогической практике используется большое количество методов обучения. В этой связи возникает потребность в их классификации, помогающей выявить в методах обучения общее и особенное, существенное и случайное, тем самым способствуя целесообразному и более эффективному их использованию.Единой классификации методов обучения не существует.

Классификация методов обучения по источнику знаний Существует три источника знаний: слово, наглядность, практика. Соответственно выделяют: 1. словесные методы (источником знания является устное или печатное слово), 2. наглядные (источником знания служат наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия) и 3. практические (знания и умения формируются в процессе выполнения практических действий). Словесные методы занимают центральное место в системе методов обучения. К ним относятся рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.

а) Рассказ – это монологическое, последовательное изложение материала в описательной или повествовательной форме.Если с помощью рассказа в процессе обучения не удается обеспечить ясное и четкое понимание тех или иных положений, то применяется метод объяснения.

б) Объяснение – это истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений. Для объяснения характерна доказательная форма изложения, основанная на использовании логически связанных умозаключений, Во многих случаях объяснение сочетается с наблюдениями, вопросами, задаваемыми как обучающим, так и обучаемыми, и может перерасти в беседу.

в) Беседа – диалогический метод обучения. Задавая вопросы педагог подводит учащихся к пониманию нового материала или проверяет уже изученное. Различают индивидуальные беседы, групповые и фронтальные (вопросы адресованы всем учащимся).

Г) Лекция – монологический способ изложения объемного материала. От других словесных методов отличается более обилием сообщаемой информации, логикой изложения материала, системным характером освещения знаний.Различают научно-популярные и академические лекции. Лекция, применяемая для обобщения, повторения пройденного материала, называется обзорной.

д) Учебная дискуссия как метод обучения основывается на обмене взглядами по определенной проблеме.. Главная функция учебной дискуссии – стимулирование познавательного интереса. С помощью дискуссии ее участники приобретают новые знания, укрепляются в собственном мнении, учатся отстаивать свою позицию, считаться со взглядами других.

е) Работа с книгой (учебником). Достоинство данного метода – возможность для ученика в доступном для него темпе и в удобное время многократно обращаться к учебной информации. Существует ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками:

• конспектирование – краткая запись, краткое изложение содержания прочитанного. • тезирование – краткое изложение основных идей в определенной последовательности;

• реферирование – обзор ряда источников по теме с собственной оценкой их содержания и формы;

• цитирование – дословная выдержка из текста. Необходимо: цитировать корректно, не искажая смысла; приводить точную запись выходных данных (автор, название работы, место издания, издательство, год издания, страница) • аннотирование – краткое, свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла; • рецензирование –краткий отзыв о прочитанном с выражением своего отношения к нему;

Наглядные методы обучения

К наглядным методам обучения относятся такие,когда в процессе обучения используют наглядные пособия, схемы, таблицы, рисунки, приборы, технические средства. Они предполагают наглядно-чувственное ознакомление учащихся с предметами, явлениями, процессами. Применяются во взаимосвязи со словесными и практическими методами.

Наглядные методы условно подразделяются на метод демонстраций и метод иллюстраций.

Метод демонстраций служит преимущественно для раскрытия динамики изучаемых явлений, но используется и для ознакомления с внешним видом предмета, его внутренним устройством.

Метод иллюстраций предполагает показ предметов, процессов и явлений в их символьном изображении с помощью плакатов, карт, портретов, фотографий, рисунков, схем, репродукций, плоских моделей и т.п. Практические методы обучения.. Их главное назначение – формирование практических умений и навыков. К таким методам относятся упражнения, лабораторные и практические работы.

Упражнение – многократное (повторное) выполнение учебных действий (умственных или практических) с целью овладения ими или повышения их качества.

Различают устные, письменные, графические и учебно-трудовые упражнения.

Устные упражнения способствуют развитию культуры речи, логического мышления, памяти, внимания, познавательных возможностей учащихся.

К письменным тесно примыкают графические упражнения. Применение их помогает лучше воспринимать, осмысливать и запоминать учебный материал, способствует развитию пространственного воображения. К графическим упражнениям относятся работы по составлению графиков, чертежей, схем

Литература:

Основная:

1.Педагогика. Под ред. Л. П. Крившенко и др.-М.,2005-427с(с.317-325).

2.Харламов И. Ф. Педагогика-М.,1999.-516.(252-254).

3. Волынкин В.И. Педагогика в схемах и таблицах.- М.2008.- 228 с.

Дополнительная:

1.Дьяченко В. К. Новая дидактика – М,2001.-326с.

2.Бордовская Н.В., Реан А.А., Педагогика-С-Пб,2000.-388с.

Контрольные вопросы.

1. Деятельность учителя и учащихся в догматическом подходе к обучению

2. Какие психические процессы задействованы при репродуктивном подходе к обучению

3. Позиция преподавателя и обучающихся в развивающем обучении

4. Определение метода обучения

5. Понятие средств обучения

6.Классификация методов обучения

7. Какие методы обучения относятся к словесным.

8. Назвать методы работы с книгой

9. Чем отличается беседа от рассказа

10. Практические методы обучения

11. Суть инновационных методик обучения

 

Лекция № 4


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.